Симулякр свободы как амортизатор потрясений — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Симулякр свободы как амортизатор потрясений

2022-11-24 25
Симулякр свободы как амортизатор потрясений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Радикальная социальная теория» Ж. Бодрийяра отчасти проливает свет на сущность противоречивых процессов современного социума. Но лишь отчасти. Признавая симулятивный характер свободы в современном западном обществе, Бодрийяр не уделяет должного внимания вопросу о роли этого симулякра в общественной жизни. Ограничивается ли функция симулякра свободы только тем, что он маскирует традиционные императивные структуры? Или существуют и иные функции у этого симулякра? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Рыночная модель общества (стыдливый эвфемизм капитализма) существует уже несколько столетий. Эта модель неоднократно подвергалась самым суровым испытаниям, но она устояла и продолжает существовать. Это значит, что в нее «встроены» определенные механизмы амортизации, сдерживающие процессы деструкции. Каковы же эти механизмы?

На наш взгляд, одним из действенных социальных амортизаторов в западном обществе является симулякр свободы.

Западное общество осознает себя, прежде всего, как СВОБОДНОЕ общество. Свобода есть фундаментальная ценность Запада. Запад как специфический тип цивилизации сформировался на противопоставлении себя не-Западу как царству тотального принуждения и несвободы.

В традиционном (незападном) обществе, напротив, свобода занимает весьма скромное место в иерархии ценностей. Ответственность, долг в таком обществе бесконечно выше свободы. В традиционном обществе, конечно, существует рынок, но отсутствует свойственный Западу рыночный тоталитаризм. Поэтому отношения «покупатель – продавец» в традиционном обществе не являются в полной мере безличными. В западном обществе они обезличиваются полностью, превращаясь в отношения абстрактных агентов социального действия. Отсюда вытекает, в частности то, что в незападном обществе определенный продукт производится для определенного лица или определенной социальной группы. Имеет место, так сказать, гетерогенность потребительской массы. В западном обществе положение меняется: масса потребителей приобретает полную гомогенность. Товар производится не для конкретного лица или определенной социальной группы, а для абстрактного потребителя вообще. 

Но в реальности потребители далеко не равны по своим материальным возможностям. В реальности западного общества для большинства потребителей существует непреодолимый разрыв между желаемым и возможным. Фактически западное общество есть резко стратифицированное общество, но страты выделены не на основании происхождения, а на основании потребительских возможностей. Окруженный со всех сторон массой вещей, западный человек пребывает в иллюзии, что все они ему доступны – стоит лишь протянуть руку. Но в действительности ему доступна лишь каждая вещь по отдельности, а не весь комплекс вещей, обладание которыми воспринимается как символ успеха и составляет, в понимании западного человека, счастье. Человеку дана полная свобода потребления, но эта свобода оборачивается двойной несвободой: во-первых, тем, что она приковывает человека к миру вещей, делая его их рабом; а, во-вторых, тем, что конечная цель потребления оказывается недостижимой. Любой успех в потребительской гонке длится мгновение, вслед за которым начинается новый тур изнурительной гонки за вещами.

Человек, который ощущает свое положение как тяжкое, невыносимое, способен подняться на борьбу за лучшее будущее. Индивид, «свободно» участвующий в гонке за символами жизненного успеха, не имеет ни времени, ни стимула посмотреть на свою жизнь со стороны. Поэтому он принимает существующий порядок вещей как вечный, неизменный, не подвергая сомнению его основы. Максимум, на что он способен, - выразить протест против частностей социального устройства. Так симулякр свободы надежно защищает потребительское общество от антисистемных движений и социальных потрясений.

 

 

 

 

 

                                                                                                 В.Б.ПУГИН                    

                                                     Архангельский государственный

                                                   технический университет

 

Формирование среднего класса как условие социального благополучия на Европейском Севере России.

                                                                                       

Массовый средний класс – это неотъемлемый при­знак страны с развитой, современной экономикой и стабильными обществен­ными отношениями. В нормальной рыночной экономике это основной налогоплательщик, от экономического положения которого зависят инвестиционная активность населения, состояние государственного бюджета, реализация государственных социальных программ и дру­гие важнейшие социально-экономические процессы. Именно данной частью общества обеспечивается высокая производи­тельность труда, производство и распространение знаний, определяется характер и структура потребительского рынка, обеспечиваются политические права и свободы. Средний класс – главная социальная сила, благодаря которой происходит развитие материального производства, прирост нацио­нального богатства, осуществление научно-технических инноваций и культурное развитие, а также обеспечивается гарантия стабильности в обществе. Еще Аристотель обратил вни­мание на тот факт, что наиболее устойчивыми политическими режимами оказываются те, которые «стремятся к середине». «Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной» - отмечал философ.

Для среднего класса характерен относительно высокий уровень доходов, который позволяет иметь доступ к высококачественной медицинской помощи, обеспечивать себя комфортными жилищными условиями, повышать свою квалификацию, давать полноценное образование своим детям. В средние слои развитых обществ входят представители мелкого и среднего бизнеса, а также лица, обладающие интеллектуальной собственностью, то есть с высоким уровнем образования, владеющие навыками сложной трудовой деятельности (учителя, врачи и другие представители интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, служащие и т.д.). При этом прослеживается выраженная корреляция высокого уровня образования с высоким уровнем доходов. Так в США в 1999 г. на домохозяйства, главы которых имеют полное среднее образова­ние, приходился средний доход в размере 35744 дол. в год, при наличии у главы семьи среднего специального образования средний доход повышался до 49279 дол., при получении степени бакалавра – до 64406 дол., при наличии степени магистра – до 74476 дол., а при получении докторской степени – до 97325 дол.

Формирование среднего класса в России и в частности на ее Европейском Севере – важнейшая задача и непременное условие успешного развития российского общества. Определяющим фактором формирования среднего класса является рост уровня жизни, который прежде всего зависит от денежных доходов населения, остающихся в целом на низком уровне.

 

Таблица1

Распределение численности населения по величине среднедушевых

денежных доходов в 2003 (в % от общей численности населения региона)

Тер - я

Величина среднедушевых денежных доходов, руб. в месяц

до 1000,0 от 1000,1 до 1500,0 от1500,1до 2000,0 от 2000,1 до 3000,0 от 3000,1 до 4000,0 от 4000,1 до 5000,0 от 5000,1 до 7000,0 свыше 7000,0
РФ 3,4 6,6 8,6 17,9 15,2 11,8 15,3 21,2
Сев. регионы                
Респ. Карелия 1,2 4,2 7,3 18,6 17,8 14,1 17,9 18,9
Респ. Коми 1,7 3,6 5,1 12,3 12,2 10,8 16,6 37,7
Арх-я область 1,7 5,2 8,1 19,2 17,4 13,4 16,8 18,2
Волог-я область 2,8 6,9 9,7 20,8 17,3 12,6 14,9 15,0
Мур-я  область 0,6 2,3 4,1 11,9 13,3 12,4 19,3 36,1

 

Относительно благоприятная ситуация складывается в республике Коми и в Мурманской области, где доля населения со среднедушевыми доходами более 7000 рублей составляет немногим более одной трети от общей численности населения данных регионов и превышает среднероссийский показатель. Наиболее высокая доля населения с доходами ниже 7000 рублей оставалась в Вологодской и Архангельской областях (85% и 81,8%). В целом доля населения с доходами, превышающими 7000 рублей в месяц, как в Северном регионе, так и в среднем в России остается небольшой, в то время как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума и с доходами, незначительно его превышающими, достаточно велика.

 

 

                Н.Ф. СМИРНОВА

Кафедра философии Донецкого

национального университета

 

                    Свобода личности в постиндустриальном обществе

 

 Постиндустриальное общество занимает промежуточное состояние между индустриальной и информационной общественными системами. Характерной чертой его является глобализация, то есть переход от автономных национальных социальных систем к планетарной. Таким образом, постиндустриальное общество предстает перед нами как общество глобализирующееся, нестабильное, таящее в себе множество опасностей для свободы личности. Но, с другой стороны, в условиях постиндустриального общества появляются возможности, позволяющие создать социальные структуры с невиданным прежде ростом производительности труда. Формирование новых общественных структур сопровождается становлением нового типа личности с новыми параметрами свободы. Основной вектор глобализации направлен на расширение человеческой свободы. Но это предполагает и новые запреты, что означает повышение ответственности личности перед обществом и перед собой. Это касается всех основных сфер общественной жизни и в первую очередь нравственности. Глобализация утверждает новый принцип гуманизма. В прошлые эпохи гуманизм распространялся только на «своих», а чужие народы порою и за людей не считались. Отчуждение между народами, их обособленность имели исторические основания. В условиях глобализации ситуация изменилась. Информационные технологии ведут к необходимости объединения всех наций в единый производственный и социальный коллектив. Новый гуманизм кладет запрет на выражение ненависти и неприязни к представителям других народов. Глобализация означает новый этап этнической истории, когда возникают реальные условия для формирования человечества как единой общности.(2) Переход от вражды и ненависти к доверию и дружбе сталкивается с рядом трудностей, обусловленных различием культур. Поэтому на практике утверждение нового гуманизма означает сейчас применение принципа толерантности. В перспективе новый гуманизм ведет к созданию такой социальной среды, которая исключит возникновение войн. До этого еще очень далеко. Свобода от войны - это главная свобода и для отдельного человека, и для всего человечества. Но за эту свободу предстоит еще длительная и упорная борьба.

В постиндустриальном обществе значительно расширяется свобода экономической деятельности. Международное разделение труда создает множество новых возможностей в этой области. Воспользоваться этими возможностями могут в первую очередь профессионалы высокого класса. Профессионализм - это характерная черта нарождающегося информационного общества. Что касается свободы в принятии важных хозяйственных решений, то она принадлежит, прежде всего, экономической элите. Принадлежность к элите определяется не только профессионализмом, но и наличием крупной собственности. Именно собственность дает экономическую власть, возможность воздействовать на волю других участников хозяйственного процесса. Для вхождения в международную экономическую элиту (если не брать в расчет ассоциативные формы собственности) отдельному лицу надо иметь миллиарды долларов. Таким образом, хозяйствующие субъекты обладают различной степенью экономической свободы. Основными ее показателями здесь выступают профессионализм и собственность. Главным условием свободной хозяйственной деятельности для всех ее участников является экономический порядок. В эпоху глобализации такой порядок необходим не только на национальном, но и на планетарном уровне. Его призваны обеспечить, наряду с национальными, также и международные политические, экономические и правовые организации.

Обеспечение политических и правовых свобод личности в ситуации бурного развития международных отношений все больше связано с унификацией национальных правовых норм, с усилением влияния международного права и различного рода межправительственных организаций.

Проблема свободы занимает важное место в экзистенциальных структурах личности. Изменение характера свободы, ее параметров в постиндустриальном обществе ведет к перестройке внутреннего мира человека. Обновление экзистенциала свободы - один из аспектов формирования нового типа личности на пути становления глобального информационного общества.

 

 

                                                                                                                Ю.П. ШАВРОВ
                                   Институт экологических проблем Севера УрО РАН

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.