Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

2022-11-14 28
Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обучение грамоте организуется с помощью учебной книги: «АЗБУКИ».

Новым по сравнению с ранее действовавшими учебни­ками в «Азбуке» является иная последователь­ность изучения звуков и букв. Их расположение основыва­ется на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке: сначала используются наиболее употребительные (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные, и, наконец, вводит­ся группа малоупотребительных. Это позволяет значительно обогатить лексику ученика и ускорить процесс станов­ления техники чтения. Появляется возможность проводить работу по развитию речи и мышления в связи с чтением и анализом содержания текстов, выполнением специальных упражнений над словом (логические упражнения, обобще­ния и классификация, наблюдения над омонимностью, многозначностью слов, антонимами, словоизменением и словообразованием), над предложением (составление предложений по вопросам, картинкам, схемам, распрост­ранение предложений и др.), над связной речью (составле­ние рассказов по серии картинок, по аналогии с прочитан­ным, на основе наблюдений, пересказ прочитанного по воп­росам и др.).

Материалы каждой страницы учебника объединены од­ной темой, что направлено на систематизацию представле­ний детей об окружающей действительности.

На каждый урок отводится разворот «Азбуки», который содержит текстовой ма­териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал дополнялся иллюстративным: предметные и сюжетные картинки. Предметные картин­ки используются для подбора слова, в процессе звукового анализа которого выделяется новый звука, а также для проведения лексических и логических упражнений. Сю­жетные картинки содействуют прояснению смысла про­читанного, позволяют организовать работу по составлению предложений и рассказов. Для упражнений в связном рас­сказывании специально помещены серии рисунков на отдельных страницах.

Кроме текстового материала и иллюстраций «Азбука» содержит разнообразные внетекстовые элементы (схемы слов и предложений, слоговые таблицы и

лента букв), которые способствуют выработке техники чте­ния и развитию речи и мышления.

В учебнике широко представлен разнообразный зани­мательный материал: ребусы, «рассыпанные» слова, «цепочки» слов, скороговорки и т.д. Главное назначение игрового материала — воспитывать у детей любовь и инте­рес к родному языку, способствовать развитию их речи и мышления.

 

Обучение письму является составной частью обучения грамоте. Уроки письма проводятся на материале «Пропи­си», где представлены образцы написания букв, их соеди­нений, отдельных слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей. В разработках уроков письма нередко дается мате­риал в несколько большем объеме, чем это нужно для уро­ка. Это позволяет учителю отобрать необходимый матери­ал с учетом возможностей своего класса.

«Дидактический материал к урокам обучения гра­моте» является важной составной частью комплекса по­собий для обучения детей грамоте. Он дополняет своим содержанием азбучные страницы разнообразным матери­алом, который открывает широкие возможности для прове­дения упражнений в анализе и чтении, обогащения слова­ря, развития устной речи.

Дидактический материал построен по принципу вари­антов азбучных страниц, то есть по звуко-буквенному составу слов он находится в строгом соответствии с теми страницами азбуки, к которым относится. В этих вариан­тных страницах содержатся только те буквы, которые уже изучены к данному уроку, что позволяет работать по ним детям с разным уровнем подготовки.

Дидактический материал может быть целиком или вы­борочно использован как на самом уроке, так и для домаш­него самостоятельного чтения и разбора.

Помимо учебной книги, дидактического материала и прописи на уроках обучения грамоте используются другие разнообразные пособия:

Демонстрационные таблицы:

1) картинный алфавит, помогающий детям запомнить букву;

2) предметные картинки со схемами слов, для аналитико-синтетических упражнений;

3) сюжетные картинки для составления предложений и связных рассказов;

4) таблицы письменных и печатных букв, используемых на уроках письма.

Слоговые таблицы могут составляться по двум принципам:

а) на основе гласного: МА НА РА ТАЛА ДА КА БА

б) на основе согласного: НА НУ НО НЫ НЮ НИ н Е НЯ

  Слоговые таблицы могут включать в себя слоги, составлен­ные из букв, изученных на момент данного урока:

А   м   н   р   л   с  
0   МО   но   РО   ло   со  
У   МУ   НУ   РУ   ЛУ   СУ  
ы   мы   НЫ   РЫ   лы   сы  
и   ми   ни   РИ   ли   СИ  

Слоговые таблицы используются для чтения слогов и образования слов путем последовательного прочтения 2-3-х слогов. Полезно использовать прием договаривания про­читанного слога до целого слова, используя слоги, которых нет в таблице.

Разрезная азбука состоит из наборного полотна и кассы с кармашками, в которые вкладываются карточки с буква­ми и знаками. Она используется как демонстрационное по­собие и как раздаточный материал, имеющийся у каждого ученика. Разрезная азбука используется на этапе синтеза, когда необходимо из букв составить слоги и слова после их звукового анализа. Одним из вариантов общеклассной аз­буки можно считать кубики с буквами, которые также используются для составления слогов или слов, но при этом присутствует элемент игры, занимательности.

Передвижная азбука представляет собой двойную планку с окошечками (3-5 отверстий). Между планками пропускаются ленты с буквами, порядок которых зависит от цели синтетического упражнения составление слогов и слов из изученных букв.

 

При обучении грамоте используется разного рода раз­даточный материал для упражнений в анализе звуковой структуры слов и для составления слов из букв. Цель мате­риала — помочь учащимся в аналитико-синтетической ра­боте. Таким материалом можно считать элементы схем-мо­делей, карточки со словами с недостающими слогами или буквами, карточки с предметными рисунками и схемами слого-звукового состава слов, и др.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.