Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-29 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Разрабатываяиосуществляяцелисвоейполитики,государствонеможетформироватьдлякаждогоизсвоихпроектовкакую-тоособуюорганизационнуюикадровуюструктуру.Такимобразом, единымоснованиемосуществленияразличныхгосударственныхполитикявляетсясовокупностьполитико-административныхинститутов,осуществляющихразличныефункциипоотправлениювластииуправления. Именнополитическиеинститутыслужаткаркасом,организационнойосновойформированиягосударственнойполитики,позволяянакапливатьиперемещатьматериальные,финансовые,информационныеипрочиересурсывсоответствииснамеченнымицелями.
Политико-административныеинститутыкакорганизационнаяосновагосударственнойполитики
Политическийинститут представляетсобой элементполитическойсистемы,существующийввидеорганизаций,учреждений,объединенийгражданивыполняющийспециальныефункциивполитическойжизниобщества.
Характернымиособенностямиполитическогоинститутаявляютсячеткаявнутренняяструктура(организация),стабильность,эффективность,легитимностьилегальность,цель,определенноеместовполитическойсистемеит.д.[8].Вданнойсвязиполитическийинститутпредставляетсобойустойчивыйвидсоциальноговзаимодействия,регулирующийопределенныйсегментотношенийполитическойвластивобществе.Устойчивостьполитическихинститутовдостигаетсязасчет:
1.норм,регламентирующиххарактервзаимодействия;
2.санкций,препятствующихотклонениюотнормативныхмоделейповедения;
3.привыканиялюдейксложившемусяинституциональномупорядку.
Перечисленныесвойствапринятоназыватьатрибутамиполитическогоинститута.Именноониделаютполитическиеинститутыобъективными,самовоспроизводящимисясоциальнымиобразованиями,независящимиотволиижеланияотдельныхиндивидов,побуждающимилюдейориентироватьсявсвоемповедениинапредписываемыемодели,наопределенныенормыиправила.
Политическиеинститутыобществаделятсяна институтыучастия и власти. Кпервымотносятсягражданскиеобщественныеструктуры,ковторым-организации,которыеосуществляютгосударственнуювластьнаразныхиерархическихуровнях.Институтывластииучастияпредставляютсобойполитическуюобщественнуюсистему,котораяимеетопределеннуюцелостностьиорганическивзаимодействуетссубъектамиполитикиидругимиэлементамиполитическойдеятельности(см.рис.3).
Рисунок3.«Институциональныеэлементыгосударственнойполитики».
Механизмполитическоговоздействияопределяетсячерездеятельностьразныхсубъектов,однимизкоторыхвыступаютполитическиеинституты.Государство–основнойвластныйорган,которыйосуществляетвсюполнотувластичерезиспользуемыеимсредстваиметоды.Именногосударствоохватываетчерезсвоюдеятельностьвсеобществоиотдельныхегочленов,вполноймереспособновыразитьинтересыразныхсоциальныхгруппиклассов,формируетаппаратуправленияирегулируетразныесферыжизнедеятельности.Законностьипорядокзанимаютособоеместовосуществлениивластигосударством.Анормыправаобеспечиваютзаконностьпроводимойполитики,чемуспособствуютинститутывласти.
Формированиекаждогоинститутаобусловленопотребностьювпоявлениифункционально-ролевыхструктур,снижающихиздержкицелеполагания,закрепляющихправилаигры,расширяющихресурснуюбазурешений,привлекающихновыеперспективныетехнологиивыработкицелей.Этифакторыпредопределяютвнутреннююдиверсификациюинститутов.
Легальныеинституты,будучиоснованныенатребованияхзаконодательства,порождаютираспространяютповеденческиенормы,обусловливающиевнутреннееравновесиеэтогопроцесса,выступаютнекими«островкамистабильности»,упорядочивающимисложныеформывзаимодействияразличныхучастниковформированиягосударственнойполитики[9].Вконечномсчетепокачествуфункционированияинститутовможносудитьиохарактерегосударственногоуправления,иостилеформированиягосударственнойполитики.
Вцеломможноговоритьобучастиивформированиигосполитики национальных (государственных), гражданских (партий,масс-медиа,НКО,лоббиидр.)и международных институтов.Внутрисобственногосударственныхструктурможноразличатьинституты,принимающиерешения,иинституты,оказывающиенаселениюразличногородауслуги.
Привсейсвоейопределенности,институтынеявляютсяжесткимиструктурами,вихорганизационномстроениипрактическивсегдасохраняетсявозможностьдостройки(перестройки)идажеперепрофилирования.Вэтойсвязинекоторыеспециалистысчитают,чтовгосударствеинституциональныеи«организационныеструктурыскореестихийны,чемнеподвижны»[10].
Сампроцессформированияинституциональногодизайнавгосударствевключаетвсебядвапотокаактивностиполитическихакторов:
1)властицеленаправленносоздаютнекуюлегализованнуюорганизационнуюконструкцию,отвечающуюихцелямизадачамвпланеформированиягосударственнойполитики.
2)впроцессефактическогоцеледостижениянапубличномилатентныхуровняхформированиягосударственнойполитикискладываютсядополнительныеинституции,утверждающиенормырезультативногоцелеполаганияиоппонирующиесвободнымпрактикамгруппиперсон,стремящихсявлиятьнавыдвижениецелей.
Ведомственныеинституты(различныегосударственныеведомства,агентстваидр)обладаютособымиинтересамиидостаточновысокойвнутреннейсплоченностью(посравнениюсгосударствомвцелом),поэтому:
-соднойстороны,ведомственныеинститутыпредставляютсобойструктурыпредставительстваотраслевыхинтересовсосвоимимеханизмамиформированияруководящихкадров,продвижениемсобственныхцелей,технологиямисогласованияпозиций(втомчислеисмеждународнымиструктурами).Иначеговоря,профильслужебнойдеятельностиоргановгосударственнойвластииуправленияодновременноформируетунихкакуправленческиенагрузки,такипредставительныефункции.
-сдругойстороны,включаясьвпроцессразработкииреализациигосударственнойполитики,ведомственныеинститутызачастуюпытаются«одалживать»(или«перехватывать)угосударства(ипартнеров)его(их)полномочиядляпродвижениясвоихпотребностей.
ОсновнымиучастникамиформированиягосударственнойполитикивРоссиипредставленывтаблице1.
Таблица1.
«Участникиформированиягосударственнойполитики
ВРоссийскойФедерации»
Уровень | Высшиедолжностныелица | Законодательныеорганывласти | Исполнительныеорганывласти | Судебныеорганывласти | Неправительственные организации |
федеральный | ПрезидентРФ ПредседательПравительстваРФ АппаратПрезидента АппаратПравительстваРФ | СоветФедерацииФСРФ ГосударственнаяДумаФСРФ(комитеты,фракции,депутатскийкорпус) | Руководителифедеральныхминистерств(агентства,службы,надзоры,корпусгосслужащих) | Руководителицентральныхсудебныхоргановвласти | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообщество |
региональный | Губернаторы,ПредседателиПравительствасубъектовРФ,ПрезидентыреспубликРФ | ЗаконодательныесобраниясубъектовРФ,Парламентыреспублик(аппаратидепутатскийкорпус) | Руководителиигосслужащиерегиональныхадминистраций | Руководителиисотрудникирегиональныхсудебныхоргановвласти | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообществорегионов |
муниципальный | Главыгородскихадминистраций,мэры,сити-менеджеры | Муниципальныепредставительныеорганывласти,Городскиесоветыдепутатов | Руководителиисотрудникимуниципалитетов | Мировыесудьи | Общественныеорганизации,НКО,СМИ,группыинтересов,лобби,бизнес-сообществотерриторий |
Такимобразом,современноегосударство,пытаясьсформулироватьиреализоватьобщиецелисвоейполитики,сталкиваетсясинтересамимножестваотносительноавтономныхструктур,действующихнаразличныхуровняхорганизациииисполняющихмножественныеролиифункциивпроцессецелеполагания.Ихвзаимодействиесопряженососпорадическимистолкновениями,неисключающимиихвмешательствавделадругдруга,вступлениявнеформальныеконфликтыипостоянногооппонированияЦентру(поповодуполучениябюджетныхсредств,определенияпозицийвтехилииныхпроектахит.д.).
Помереразвитиягосударстваеговластнаядиверсификацияраспространяетсянавсе(исполнительные,представительные,судебные)институты,заставляяпоследниевключитьсявтакоежевзаимноепротивостояние.Причемвнутрикаждойизэтихветвейвластитакжескладываютсясобственныецентрывлияния(подчаснеобладающиедолжнымстатуснымположением),которыеконкурируютидажевраждуютдругсдругом.
Темнеменееопытпоказывает,чтосильноегосударствопрактическивсегдаобладаетнизкимуровнеммежинституциональныхконфликтовинадежнойорганизационнойструктурой,включающейвсебясостоятельныеикомпетентныеинституты,поддерживающиевысокуюисполнительнуюдисциплинуиспособныеобеспечитьправаисвободыгражданнаучастиевуправлении,сохранитьправовуюисоциальнуюсправедливость,стабильностьустойчивогоразвития.Впротивоположностьэтомуинституциональныйдизайнслабогогосударстваобусловливаетнизкоэффективноевзаимодействиеведомств,гдефигурыотдельныхполитиковиадминистраторовдоминируютнадинститутами.
Особенностиучастияинститутоввобщемпроцессеформированиягосударственнойполитикиобусловленыспецификойихместоположения,характеромстоящихпереднимизадач,инкорпорированиемвихдеятельностьразнообразныхлатентныхобразований.Приэтомфедеральныеирегиональныеправительства,атакженаиболеевлиятельныеминистерстварасполагаютподчасуникальнымивозможностямивделеформированияединыхгосударственныхстратегий[11].
Вцеломформированиегосударственнойполитикипротекаетвусловияхвзаимодействияполитическихиадминистративныхинститутов,накотороеоказываювлияниеформальныеинеформальныефакторы,чтовсвоюочередьобуславливаетсоответствующиеуровни:
а) формальный -происходитвсфереюридическииадминистративнозакрепленныхформальныхотношений.Вделовыхвзаимодействияхглавнуюрольиграютстатусныепозициифедеральныхирегиональныхадминистративныхструктур,уровниучастияинститутоввосуществлениивласти,передачеуправленческихполномочий;
б) неформальный- протекаетвконтекстеразличныхформсопутствующейкоммуникации,включающейвсебянеформальныеконтактыруководителей,различныхлицизаппаратовуправления,гражданскихфигур.Здесьширокораспространеныразличныедоговорныеметодики,процедурыпоискакомпромиссов,досудебныесделкиит.д.Причемрядэтихтехнологийотмираетсамсобой,другиевытесняютсяподвлияниемболееэффективныхправилигры.
Суммарноевоздействиеформальныхинеформальныхфактороввыстраиваетнекуюобобщеннуюконструкцию,демонстрирующуюфактическиеполномочияинститутовврамкахформированиягосударственнойполитики.
§2.Классификацияитипологияинституциональныхобразований
Различныезадачи,атакжетипыиформыслужебныхкоммуникацийразличныхакторов,участвующихвформированиигосударственныхполитик,обусловливаютиналичиеразличныхинституциональныхобразованийвэтомпроцессе.
Так, вформализованномизмерении можновыделитьследующиетипыполитико-административныхинститутов[12]:
— основные и резервные (необходимыедляосуществленияуправленияипринятиярешенийвфорс-мажорныхобстоятельствах);
— исполнительные,законодательныеисудебные;
— государственные и гражданские (партии,СМИ,бизнес-ассоциации,общественноемнение,группыорганизованныхинтересов,НКОидр.);
— центральные,региональные,местные;
— официальные (легальные), новыеофициальные (легализованные,нонеимеющиепрочныхконституционныхоснований,как,например,российскиеГоссоветиОбщественнаяпалата)и независимые (административнаяюстиция).
Этитипологическиеформыинституцийимеютисвоивнутренниефункциональныеразвертки.Например,вРоссииврамкахисполнительныхоргановскладываютсяразнообразныецепочкиинститутов,включенныхвразличные«вертикали»власти:президент—силовыеструктуры,премьер-министр—отраслевоеруководство,вице-премьеры—региональныеадминистрацииит.д.
Представленныефункциональныесвязи,выступаюторганизационнойосновойгосударственнойполитики:
-во-первых,демонстрируют иерархическийхарактердеятельностиструктур,участвующихвформированиигосударственнойполитики(аследовательно,итотфакт,чтовлюбом,дажеэкстренномслучаегосударствоспособнопоследовательнопередаватьнеобходимыеполномочиянанижниеуровни,нетеряяприэтомуправляемостипроцессавцелом).
-во-вторых,ониотражаюту ровеньсостоятельноститехилииныхоргановвласти, ихспособностьквоплощениюобщенациональныхстратегий,показываяразличныевозможностииальтернативыфедеральногоучастия(вмешательства)вделаразличныхотраслейитерриторий.
-в-третьих,этимногоуровневыецепочки,будучимеханизмами«продавливания»вышестоящихрешений,одновременноявляютсясвоеобразными социальнымифильтрамидляотборанаиболееэффективныхпредложений,поступающихснизу [13].
Сучетом латентныхвзаимодействий (неявное,неформальноеизмерение)вфактическомпроцессеформированиягосударственныхполитиквыделяются иныеинституциональныеобразования. Книмможноотнести:
— головнойкомандныйпул (институт,контролирующийповесткудняважнейшихгосударственныхцентровпринятиярешения,определяющийпостановкуконкретных(особеннокрупномасштабных)задачправительства,обладающийвозможностьюпримененияреальныхсанкцийдляструктур,отклоняющихсяотегорекомендаций);
— отраслевые (межотраслевые)и региональные (межрегиональные) командныеструктуры (обладающиерешающимуправленческимвесомприрешениисоответствующеготипазадач);
— исполнительныеинституты;
— внешние (гражданскиеимеждународные) центрывлияния.
Даннаяклассификацияпоказывает,чтосоотношениереальныхвозможностейтехилииныхполитическихинститутовприформированиигосударственнойполитикиирешениигосударственныхпроблемзависитотихобщегоуправленческогокапитала.
Вкачествепримера,рассмотримосновныефункцииинститутаполитическойпартииприменительнокучастиювформированиигосударственнойполитики:
- выявлениеинтересовипроблемсоциума,ихартикуляция,
- сигнально-информационнаятрансляцияполинии«социум-власть»,
- консультированиевласти,интеллектуальныйусилительвласти,
- участиевразработкевластныхрешений(научно-экспертнаяподдержкавласти),
- участиевпринятиивластныхрешений(давление,лоббирование),
- участиевреализациивластныхрешений:популяризация,мобилизация,общественныйконтроль,обратныесвязи,
- участиевформированиивластныхструктурирегламентаихработыпосредствомвыборов.
Очевидно,чтопомимопартийнапроцессформированиягосударственнойполитикисущественноевлияниеоказываютСМИ,депутатскаяипрофсоюзнаявертикаль,негосударственныеорганизации(НГО),религиозныегруппы,профессиональные(цеховые)объединения,«фабрикимыслей».Последние,например,соприкасаютсясозвеньямисистемыгосударственногоуправлениявцеломрядеточек.
Взаимодействиеинститутов,общественныхобъединенийиформированиегосударственнойполитикиможетидолжноприобретатьорганизационныеформыввидеразличныхобщественныхсоветовприорганахвласти,специальных,связанныхсгруппамиинтересов,общественныхсоюзов,ассоциацийповидамдеятельности,порегиональномупредставительству.Принципформированияпредставительныхоргановвластивсоответствиисквотнойсоциальной,региональнойиинымихарактеристикамиобществатакжеспособствуетулучшениюкачестваобратнойсвязи.Неменееважнозначениеобщественнойэкспертизы,особенновтакихсферах,каксоциальная,экологическая,гуманитарная.Например,вРоссиизакондаетправоТоргово-промышленнойпалате,являющейсяНКОпосвоемуправовомустатусу,осуществлятьэкспертизупроектовфедеральныхзаконов.
Такимобразом,функциипосредников,связывающихсоциумивласть,состоятвследующем:
—выявлениеинтересовипроблемсоциума,ихартикуляция;
—консультированиевласти:интеллектуальныйусилительвласти;
—участиевразработкевластныхрешений(научно-экспертнаяподдержкавласти);
—участиевпринятиивластныхрешений(давление,лоббирование);
—участиевреализациивластныхрешений:популяризация,мобилизация,общественныйконтроль,обратныесвязи;участиевформированиивластейиихповесткичерезвыборы.
Обобщаявышесказанное,следуетотметить,чтооднойизосновныхфункцийитребований,предъявляемыхинститутам,участвующимвформированиигосударственнойполитики,являетсяобеспечениекоординацииикомплексированиягосударственныхполитик.
Институтымогутидолжныоказыватьконструктивноевлияниенавысшиедолжностныелицаипроцесспринятияимирешенийнетолькопосценариюкомпенсацииличныхилипрофессиональныхнедостатковпоследних,ноиврабочемрежиме,какнепосредственно,такиопосредованно.Оттогонасколькоэффективнообустроенэтотканалсвязизависитпозитивноеиконструктивноенаполнениегосударственнойполитикивсовременномобществе.
Вопросыдлясамоконтроля:
1. Раскройтесодержаниепонятия«политическийинститут».Назовитеосновныефункциональныехарактеристикиданногоэлементаполитическойсистемы.
2. Почемуполитико-административныеинститутыявляютсяорганизационнойосновойгосударственнойполитики?
3. Какиефакторывлияютнауровнивзаимодействияполитическихиадминистративныхинститутов?
4. Назовитевидыполитико-административныхинститутовнауровнеформализованноговзаимодействия.
5. Объясните,почемуфункциональныесвязиформализованногоизмерениявыступаюторганизационнойосновойгосударственнойполитики?
6. Назовитеинституциональныеобразованиявпроцессеформированиягосударственныхполитиксучетомлатентныхвзаимодействий.
7. Подготовкаписьменныхдокладовкпрактическомузанятиюпотемам: Участие***впроцессеформированиягосударственнойполитики.
***партии,СМИ,бизнес-ассоциации,группыобщественногомнения,группыорганизованныхинтересов,НКО,Общественнаяпалатаидр.
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!