Глава7.Сценарииальтернативифорс-мажорноеуправление — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава7.Сценарииальтернативифорс-мажорноеуправление

2022-10-29 23
Глава7.Сценарииальтернативифорс-мажорноеуправление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

3. Этапреализацииивыполнениягосударственнойполитики

Данныйэтапвыполненияполитикиследуетохарактеризоватькакпланомерныйпроцессиспользованияорганамигосударственнойвластииинститутамигражданскогообществаимеющихсявихраспоряженииресурсовдлядостиженияпоставленныхцелей.

Кресурсамгосударственнойполитикиотносят властный,материальный,нормативныйимотивационный (нематериальный)иихвиды.

Властныйресурс основаннаадминистративномправе,подкрепленномсиловойкомпонентой,наосновеегоэксплуатациизиждетсядирективныйтипуправления.Управлениеможетбазироватьсянаадминистративномправеинаоснованииправасобственности.

Материальныйресурс основаннаналичиибюджета,праваэмиссии,материальныхимобилизационныхзапасов(государственныхрезервов),государственныхтрудовыхресурсов.

Нормативныйресурс возникаетвправовомгосударственаоснованииобщественногодоговора,которыйслужитосновойлегитимностивласти.

Нематериальныйресурс можетбытьдвухвидов:мотивационныйисакральный.Мотивация,заставляющаяобъектуправленияпоступатьтакилииначе,формируетсявпсихологическомполе,ивэтомсмыслепредставляетсякакнематериальныйресурсгосударственногоуправления.Кинструментамгосударственнойполитикииуправлениявданномслучаеотноситсясозданиемотивирующихусловийжизниилидеятельности,воспитание,образование,пропаганда,идейно-духовнаямобилизация,влияющаянаобъектуправления.

Стоитотметить,чтопроцессреализацииполитики-этосовокупностьвзаимосвязанныхмериформповедения,которыйследуетотличатьотвыполненияполитикикакрезультата.Выполнениеполитикиможетосуществлятьсякаклинейныйпроцессреализациипланов;действияпоопределеннымправилам;системавзаимосвязанныхмероприятий.

Реализациягосударственнойполитикиначинаетсяпослепринятиясоответствующегонормативногоакта,ноещевпроцессеразработкиполитикиважнопредусмотретьналичиеправовогообеспеченияготовящихсягосударственныхрешений.Здесьпроисходитнепосредственнаяреализацияполитики/программы,осуществляетсямониторингиконтроль.

Контрольгосударственнойполитики проводитсяуженараннихстадияхеереализациивцеляхвыявленияотклоненийотпринятыхнормипринятиямерноихустранению.Онможетбытьвнешнимивнутренним,впоследнемвыделяютвертикальныйигоризонтальныйуровни.

Всферегосударственногоуправлениясуществуюттакиевидыконтроля,как президентский,парламентский,административный,судебныйигражданский. Разновидностямиконтроляявляютсяпроверка,исполнение,надзор.Целиконтролязависятотконкретнойситуации(контрольвинтересахграждан,политическогоилиадминистративногоруководстваипр.).

Осуществляетсяконтрольпосредствомпримененияконтрольногомеханизма,включающегоинформационнуюсистему(оценкарезультатов,мониторинг)иорганизационнуюсистему(структурыипроцедуры).Кконтрольнымтехнологиямотносятоценкупрограмм,финансовыеотчеты,аудиторскиепроверки,инспекции,опросыруководителейипр.

Мониторинг государственнойполитики -процессрегулярногосбораианализаинформацииоходереализацииполитики,включающиймеханизмреагированиянавозможныеиреальныеугрозыиотклоненияотнамеченногоплана.Мониторингслагаетсяизинформационной,аналитическойиоперативнойподсистем.Восновемониторингалежитсистемапоказателей(индикаторов).

Мониторингпроектов,целевыхпрограммпроводитсясиспользованиемтакихгруппиндикаторов,какпрямыеикосвенные,количественныеикачественные,специальные,сложныеиндикаторыииндексы.Собраннаяинформацияанализируется-определяютсятипыихарактерошибок,отклонений,ихвлияниенадостижениецелей.Выработкарекомендацийпоихустранению,внесениюизмененийвстратегиюполитики,еесодержание-задачаоперативнойсистемы.Результатымониторингапомогаютуполномоченнымнатоорганамвпринятиирешенийобудущемполитики/программы.

4. Этап оценкиреализациигосударственнойполитики

Этотэтапследуетохарактеризоватькак, совокупностьспособовизученияиизмеренияфактическихрезультатовзавершеннойилинаходящейсянастадиизавершенияполитики/программы,применяемаявцеляхеесовершенствования.Оценкаестьсборианализинформацииоконечныхилипромежуточныхрезультатах,определениеизмененийисовременногосостояния,оценкавыгодизатрат.

Оценкавотличиеотмониторингапроводитсяпомеренеобходимости,носитразовыйхарактер.Проведениеоценочныхпроцедурнеобходимонавсехэтапахполитическогоцикла.

Смыслоценкисостоитввозможностиусовершенствоватьполитикуиопределитьеерезультаты.Оценкагосударственнойполитикискладываетсяизтакихэлементов,какоценкапроцессареализации,оценкапоследствий,оценкарезультатов,оценкаэкономическойэффективности,оценкауровняудовлетворенностиграждан,оценкаинструментов,методовреализацииполитики.Промежуточныеиобобщающиеоценкиразличаютпоформе;мета-оценкаобъединяетрезультатынесколькихисследований.

Оценкагосударственнойполитикитребуетрассмотренияпятиосновныхееэлементов:

1) затрачиваемыхресурсов;

2) проводимыхмероприятий;

3) полученныхпродуктовилиуслуг;

4) результатоввыполнения;

5) последствийиэффектов.

Наданномэтапеоценочныеисследования,какправило,делятнадвегруппы:

- научныеисследования,требующиезначительныхзатратвремени,денежныхсредствиквалифицированныхспециалистов(предусматриваетсяпроведениесоциологическихопросов,наблюдений,экспертныхоценок,моделирования,экспериментовит.д.);

- традиционныеформы,близкиекполитическомуиадминистративномуконтролюзаходомпринятиярешений(парламентскиеслушания;отчетыруководителей;государственныйаудит;разработкабюджетаидр.)[26].

Послепроведенияоценкиипредставленияеерезультатовдляруководителявозможнопринятиеследующихрешений:продолжениеполитики/программы;успешноезавершение;модификацияполитики/программы;прекращениеприеенеудаче.

Одинизкритериевэффективностивыполненияполитики-координациядействийвсехучастниковиорганизаторовпроцессаеереализации(индивиды;общественныеиполитическиеорганизации,группы;государственныеинститутыиструктуры;политическаяифинансоваяэлитаидр).

Координация политики -применяемыедлядостиженияпоставленныхцелеймеханизмыиметодысогласованиядействийорганизационныхструктурииндивидов,участвующихвполитическомцикле.Различаютследующиевидыкоординациигосударственнойполитики:

- политическую (согласованиеполитическихинтересов)и административную (решениеконкретныхвопросов)координацию;

- вертикальную координацию(междуорганизациями,находящимисявподчинении)и горизонтальную координацию(междуорганизациями,независимымидруготдругавправовомполе).Горизонтальнаякоординацияосуществляетсяпосредствомработымежведомственныхкомитетов(советов);ведущихорганизаций;принятияофициальныхдоговорововзаимодействии.Вертикальнаякоординация,соответственно,-черезмеханизмыразделениятруда,организационнуюиерархию.Россияявляетсяфедеративнымгосударством,изначимаярольвполитическомциклепринадлежитмежрегиональнойкоординации.

Оцениваявыполнениегосударственнойполитикиследуетучитывать факторыееэффективности. Срединихпринятовыделять:

-во-первых,организационно-функциональныеотношениявнутрисистемыгосударственногоуправления:слабаяреакциягосударственнойполитики,какправило,проявляетсятам,гдеотсутствуетчеткоеразделениевластныхполномочиймеждуразличнымигосударственнымиорганамииорганизациями;

- во-вторых,качестворазработаннойполитики,государственнойпрограммыилирешения;

-в-третьих,точностьзаданийиихинтерпретацияисполнителями.

Чтокасаетсяконкретногопродуктапроцессаформированиягосударственнойполитики,тоонпредстаетввидеактагосударственногоуправления,который,напомним,можетприниматьформунормативно-правовогоакта(НПА)иорганизационно-распорядительногоакта.

ПримеромсформированнойгосударственнойполитикинасамомвысшемуровнеявляетсяКонституциястраны.Именнооназадаеткоренныеценностиицелиразвитиястраны,ограничиваетнабордопустимыхсредствуправленияиуказываетнаосновныемеханизмыипроцедурыуправленияили,инымисловами,реализациигосударственнойполитики.

Законы,специальныедокументытипаДоктрин,Стратегий,Концепций,Программ,Основполитикивконкретнойсфереуправления,Национальныхпроектовтакжеявляютсобойпримерсформированнойполитик.

ВсовременнойРоссиисрединихследуетактуальнытакиекак:

-Концепциядолгосрочногосоциально-экономическогоразвитияРФнапериоддо2020года(Стратегия2020);

-СтратегиянациональнойбезопасностиРФ;

-ОсновыдемографическойполитикиРФ;

-Военнаядоктрина.

Наболеенизкомуровнеформируютсяцелевыепрограммныедокументы,такиекак,например,Федеральныецелевыепрограммы,ведомственныепрограммы,Президентскиепрограммы,числокоторыхдостигаетдесятковили,вотдельномслучае,сотенпроектов,напримерСтратегияразвитиятранспортнойсистемыРоссии;ПрограммаразвитияКурил;Программа«Детство»ит.д.

Взаключенииобратимвниманиенасуществующиеугрозыприформированиигосударственнойполитики,снижающиеееэффективностьипродуктивность:

ü Во-первых,опасностьзамещенияобычногостандартногогосударственногоуправленият.н.«целевым»,чтодевальвируетисключительностьцелевыхприемоввгосударственномуправлении.

ü Во-вторых,чтотакжеоченьтипичноисимптоматичнодлясовременнойРоссии,отсутствиевданныхдокументахуправленческойатрибутики,тоестьопределенияценности,цели,стартовогостатус-кво,проблемы,задачи,способоврешения,соответствующейдокументальнойбазы,средств,ресурсов,исполнителей,календаряисполнения,механизмакоррекции.Еслиэтихатрибутовнет,тореализациятакой,дефицитнымобразомсформированнойгосударственнойполитикибудетосуществляться,какговорятпублицисты,в«ручномрежиме»,тоестьнаходитьсяврукаходноговысшегодолжностноголиц,которое,дажебудучисуперталантливым,всилуобъективнойограниченностичеловеческихвозможностей,неможетзаменитьвсеився.

ü В-третьих,наличиесистемытеневыхцелейвгосударственнойполитике,когдареальнаяполитикапопричинедеятельностилоббиилипростопо«амбициозностиинедалекости»расходитсясобнародованнойпрограммой.

Вопросыдлясамоконтроля:

1. Вчемсостоитсущностьмеханизмаформированиягосударственнойполитик?

2. Перечислитеучастниковциклагосударственнойполитики.

3. Охарактеризуйтеспецификуинститутагосударствакаксубъектаформированияполитики.

4. Каковыосновныецелииприоритетыформированиягосударственнойполитиквсовременныхусловиях?

5. Представьтекраткуюхарактеристикуосновныхблоков,характеризующихпроцессуальныепараметрыформированиягосударственнойполитики( письменноезадание,составлениетаблицы ).

6. Перечислитеобъективныефакторы,влияющиенарезультативностьгосударственнойполитики.

7. Какследуетструктурироватьпроблемы,возникающиеприразработкегосударственнойполитики?

8. Перечислитеосновныеэтапыформированияиреализациигосударственнойполитики.

9. Вчемсостоитпринципиальноезначениеэтапацелеполаганиягосударственнойполитики?

10. Представьтесвойвариантпроблемно-управленческогодеревакакого-либовидагосударственнойполитики.

11. Каковаспецификаэтапаразработкигосударственнойполитики?Назовитеосновныемоделиразработкигосударственнойполитики.Чтопредставляетсобойконечныйпродуктпроектированиягосударственнойполитики?

12. Охарактеризуйтеэтапреализацииивыполнениягосударственнойполитики.Вчемзаключаетсяфункциональнаярольконтроляимониторингавсферереализациигосударственнойполитики.

13. Каковаособенностьэтапаоценкиреализациигосударственнойполитики?

14. Какоцениваетсяэффективностьвыполнениягосударственнойполитики?Приведитепримеры.


 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.