Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2022-10-29 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Врамкахконцептуальныхподходоввполитологическойнаукесложилосьнемалотеорий,предметнымобразомописывающихсущность,структурныеипроцессуальныеособенностигосударственнойполитики.Весьспектрэтихинтеллектуальныхконструкцийможноусловноразделитьнадвабольшихкласса:макротеоретическихиприкладныхтеорий[4]:
*Макротеоретическийуровень такжеразделяетсянадверазновидностивподходахкэтомупроцессу:
-1классполитико-административныхтеорий,где государственнаяполитикарассматриваетсякакпроцессирезультатпринятия(государственных)политическихрешений,обладающий,однако,специфическимиособенностямицеледостижения (восновележатидеи,отражающиегосударственнуюполитикусточкизренияпреобладающейролимеханизмовитехнологийееформирования.Книмможноотнестиследующиетеории:
- институциональныетеории (делающиеакцентнаорганизационныхструктурахгосударствакакосновныхэлементахформированиягосударственнойполитики);
- теориигруппиэлит (подчеркивающиезначениеключевыхактороввданномпроцессе);
- рациональныетеории (гдевкачествеоснованияформированиягосударственнойполитикирассматриваютсясобственноуправленческиемеханизмы)
- процессуальныетеории (восновномориентированныенастадиальныйхарактерформированияипродвижениягосударственныхцелей)1.
Понятно,чтокогнитивнаяразверткаэтогонаправлениязначительноширепредлагаемыхамериканскимиученымитеорий.Поэтому,кпримеру,вблокпроцессуальныхтеориймогутвходитьнетолькостадиальные,ноиальтернативныемодели(теория«потоков»Дж.Кингдона,«коалицийподдержки»П.Сабатьера,«мусорногоящика»Дж.МарчаиДж.Олсена,«открытыхсистем»А.Хоффебертаидр.),атакжерядиныхидей,ставящихвоглавуугласамыеразнообразныестороныиаспектыформированиягосударственнойполитики.
|
- 2подвидмакротеоретическогоистолкованиягосударственнойполитикиинтерпретируетеевболееширокомконтексте взаимоотношенийгосударстваисоциума,давая,такимобразом,оценкуобщественногохарактерадеятельностиправительства.Сюдаследуетвключитьтакиетеориикак:
-неомарксистскиетеориирассматриваютэтотпроцесскакпоказательактивностигосударства,оказывающегодавлениелибонаправящие,либонаугнетаемыеслоинаселениясоответственносцельюумножениякапиталаилилегитимациивласти.
-теорииобщественноговыбораоцениваютгосударственнуюполитикукакформуактивностиправящегокласса,пронизаннойстремлениемзакрепитьсвоегосподствующееположение.Особеннояркоэтопроявляетсяпередвыборамииливовремякризисалегитимности.Всесоциально-экономическиемероприятиявластейвконечномсчетенаправленынарасширениеэлекторальнойбазы,усилениеубеждающейкоммуникации.
-этатистскиетеориирассматриваютгосударственнуюполитикукакусловиеипризнаквозрастанияресурсноймощигосударства,оправданногоусиленияинтенсивностивлияниявластейнанаселение.
*Наприкладномуровнеакцентвобъяснениигосударственнойполитикиделаетсянатехилииныхпринципах,механизмахитехнологиях,которыесвязываютразработчиковиисполнителейпроектов.
Одинподход демонстрируеттеория К.НикамурыиС.Смоулда,рассматривающаяпятьвариантовтакихвзаимоотношений:
1. «Технократическаямодель»,предполагающая,чтоцентральнуюрольвэтомпроцессеиграютразработчики-те,ктоясновидитпроблемы,вырабатываетцели,утверждаетипередаетихисполнителям,которымотводитсясугубоинструментальнаяроль.
2. Модель«инструментальногоделегирования»представляетпосутитотжевариант,чтоиперваямодель,носпризнаниемболееширокихполномочийисполнителей,которымдаетсяправонетольконакорректировку,ноиначастичноеизменениецелей.
3. «Модельсделки», предполагающая,чтополитикииисполнителинемогутдостичьсогласиядругсдругомотносительноцелейбудущейполитики.Единственнымсредствомначаладействийстановитсясделкамеждуними.
|
4. Модель«свободыэкспериментирования»,означающая,чторазныегруппыполитиковсоглашаютсядругсдругомтолькопошироким(анеконкретным)целям,врезультатечегоисполнителиполучаютширокиеправадляреализациистольабстрактныхориентиров.
5. Модель«бюрократическогопредпринимательства»:исполнители«снизу»ставяттеилииныецели,начинаютихреализациюилишьвпоследствииобращаютсякполитикамзаподдержкойиресурсами.
Синыхпозицийвыстраиваютмодели взаимоотношенийразработчиков(политиков)иисполнителей(бюрократии)государственнойполитикиР.ПатнэмиБ.Рокман (каждаяизмоделейотражаетразныестадиикооперациииавтономизациисторон):
-политикикаквыборныелицасвысокимуровнемлегитимностипревалируютнадчиновниками;
-бюрократиякакгруппаэкспертовпревалируетнадвыборнымилицами;
-чиновникииполитикидействуютсовместно,новсоответствиисосвоимифункциями;
-процессформированиягосударственнойполитикиинтегрируеттехидругихвединуюгруппу,демонстрирующуюсплоченностьиединуюнаправленностьдействий.
Подобныетехнологическиемоделиудачнодемонстрируюттотфакт,чтосодержаниегосударственнойполитики(естественно,приучетеограничений,накладываемыхпрежнимиобязательствамивластей,наличнымиресурсами,правовойиорганизационно-кадровойбазой)восновномформируетсяврамкахсложившихсябюрократическихструктуробщегосударственногоирегиональногозначения.Решающуюрольприэтомиграютполитическиеориентирыруководителейгосударстваиправящихкоалиций,чьевидениеситуациииинтересызадаютсодержаниеконкретныхцелейимероприятий.Общественноемнениеилигражданскаяэкспертиза,важнейшиеформыуправленческогопотенциалаобщественности,чащевсегоиспользуютсялишьдляподдержанияиличастичнойкорректировкиплановруководства.Такоепреобладаниеориентацийправящихкруговнередкоприводитктому,чтовсвоемреальномизмерениигосударственнаяполитиканеспособнаответитьнавызовысовременностиипривестикдостижениюэффективныхрезультатов.
Обобщаяобозначенныеподходыипринимаявовниманиетеоретико-прикладнойхарактер государственнойполитики,последнююследовалобыопределить как совокупностьвнутренневзаимосвязанных,сформированныхнаоснованииопределенныхпринциповцелейидействий,направленныхнарешениемасштабныхобщественныхзадачиосуществляемыхправительствомигражданскимиактораминаопределеннойорганизационнойинормативно-правовойоснове.
|
Такоеопределениедаетвозможностьпонять,чтогосударственнаяполитикапредставляетсобойнеинтеллектуальнуюконструкциюинезеркальноевоплощениезамысловуправляющих,анаборхотяиобусловленныхнекимиидейнымиориентирами,нопротиворечивыхсоциально-экономических,политико-организационныхиправовыхмероприятийоргановвластииуправления,направленныхнарешениекрупныхобщественныхзадач.
Всвоемфактическомвыражениигосударственнаяполитикавотдельныхслучаяхможетиненоситьобщественнозначимогохарактера.Кпримеру,вавторитарныхикоррумпированныхрежимахонаможетприкрыватьсобойкорпоративныеинтересыицелигосподствующих(втомчислеикриминальных)группировок,контролирующихцентрыпринятиярешений.Этирежимыправлениячащевсегопроводятзакрытуюотобществаполитику,нетольконеобсуждаяпланыгосударствасобщественностью,ноижесткопресекаяканалыкоммуникациивластисгражданскимиструктурами.Наразныхаренахтакиережимымогутпредприниматьпротекционистскиедействия,осуществлятьнационализациюиприватизациювкорпоративныхинтересах,прибегаякрейдерскимакциямидругимпротивозаконнымдействиям.
Разнообразиекачественныхиколичественныхпараметровгосударственнойполитикизадаетсяправящимрежимом,осуществляющимразработкуиреализациюэтоготипастратегий.Именноправящийрежимзакладываетвоснованиегосударственнойполитикитеилииныеинтересы,которые,всвоюочередь,обусловленыхарактеромконкретныхэлитарныхкоалицийиихпланов,зависятотмеханизмовпредставительствагражданскихинтересов,зрелостиобщественногомненияицелогорядадругихпараметров,отражающихделовыекоммуникациивластей
Разнообразныемоделиформированиягосударственнойполитикизависятоттого,какправящийрежимзадаетприоритетыразвитияобщества,какосуществляетсявыборконкретныхуправленческихцелей,каквыбираютсяобъектыиучастникипроекта,каковаресурснаяобеспеченностьэтогопроцесса,наскольковеликаподдержкапроектируемыхцелейсосторонынаселения.Однакововсехвариантахгосударственнаяполитикапредставляетсобойформумасштабногопроектированияиосуществлениякрупныхуправленческихпроектов,направленностьихарактеркоторыхповеряетсяконкретнымидействиями,результатами,демонстрирующимиреальноедостижениетехилииныхпоказателей.Здесьнадоучитыватьогромноезначениецеленаправленнойактивностигосударства,способностиправительствамобилизоватьнедостающиесредства,должнымобразоморганизоватьискоординироватьсовместнуюработувсехисполнителей.Недаромговорят,что государственнаяполитика—этоискусствоневозможного,т.е.умениедостичьжелаемогоприлюбых,втомчислеипринеблагоприятныхусловиях.
|
Обобщаявышесказанноерассмотримнесколькотеоретическихподходовкизучениюгосударственнойполитики,позволяющихсразличныхпозицийиточекзренияпроводитькомплексныйанализгосударственнойполитики.Всеонидаютопределеннуюсистемукоординат,котораянеобходимавкачествеотправнойточкидлялюбогонаучногоисследованиядеятельностиоргановгосударственнойвластиповыработкеполитическойлиниивданнойобщественнойсфере.Основныеизэтихподходовпредставленыследующимишколами[5]:
1. Институционализм, рассматриваетгосударственную политикукакрезультатдеятельностигосударственныхинститутов(правительство,парламент,бюрократия,судебныеорганыидр.),использующихопределенныеадминистративныепроцедуры.
2. Концепцияполитическогопроцесса представляетгосударственную политикукакрезультатполитическойдеятельности,имеющейфиксированныеступенииэтапы(определениепроблем,постановкацелей,формированиеполитики,легитимация,выполнение,оценкаимониторинг)впроцессерешенияобщественныхпроблем.
3. Теориягрупп оцениваетгосударственнуюполитикукакрезультатгрупповойборьбы,конфликтамеждуразличнымигруппамивобществеиправительствеипоискаконсенсусапоконкретнымвопросамполитики.
4. Теорияэлиты рассматриваетгосударственнуюполитикукакрезультатпредпочтенияивыбораполитическойиадминистративнойэлит.
5. Теориярационализма рассматриваетгосударственнуюполитикукакрезультатдеятельностиподостижениюоптимальныхобщественныхцелейнаосноверазработанныхтехнологийуправления.
6. Теорияинкрементализма(постепенности) ¾государственнаяполитикакакпоследовательнаяипоэтапнаядеятельностьгосударственнойбюрократиипомедленномуизменениюсуществующегоположениядел,т.е.небольшиевариациипоизменениюпрошлогосостояния.
7. Теорияигр— государственнаяполитикакакрациональныйвыборвконкурентнойборьбедвухнаиболеевлиятельныхсторонвобществеилиправительстве.
|
8. Теорияобщественноговыбора ¾государственнаяполитикакакрезультатдеятельностииндивидовнаосновеосознаниясобственныхинтересовипринятиясоответствующихрешений,которыедолжныпринестиимопределеннуювыгоду.
9. Теорияоткрытыхсистем ¾государственнаяполитикакакрезультатответаполитическойсистемыназапросыинуждысоответствующихструктурифактороввнешнейсреды.
Такимобразом,всодержательномплане государственнаяполитикапредставляетсобойкомплексвзаимосвязанныхцелейизадач,выраженныхвстратегическихпрограммахиплановыхмероприятияхкратко-,средне-идолгосрочногохарактераивоплощающихнекиеприоритетныеподходывластикобщественнымпроблемам.
Предметноеполерешаемыхеювопросовобладаеткрайнеширокимхарактером-отмеждународныхдолокальных,отважнейшихотраслевыхпроблемдорегулированияотдельныхвидовобщественныхотношений(например,отвопросовурегулированиямеждународныхконфликтовдопроблем,касающихсяналоженияштрафовзанарушениеправилдорожногодвижения).Приэтоммноголикиеформыуправленческихдействийносяткомплексныйхарактер,предполагаявзаимосвязьдействийгосударствавразличныхобластяхобщественнойжизни.Темсамымгосударственнаяполитикапредполагаетиучетпоследствий,которыемогутиметьместовсмежныхсферахжизниобществаподвлияниемреализацииеецелей.
Вопросыдлясамоконтроля:
1. Каковаспецификагосударственнойполитикикак целенаправленнойактивностигосударства?
2. Вчемсостоитсущностьпонятия«системагосударственнойполитики».
3. Укажитеосновныетеоретическиеподходыкизучениюфеномена«государственнаяполитика».Вчемзаключаетсяпринципиальноеотличиекаждогоизних.
4. Раскройтезначениемакротеоретическогоуровня процессуальныхособенностейгосударственнойполитики.
5. Каковосодержаниетеорий объяснениигосударственнойполитикиприкладногоуровня?
6. Укажитетеоретическиеподходы,наоснованиикоторыхвозможнопроводитькомплексныйанализгосударственнойполитики.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!