Характеристика личностных качеств современного преподавателя — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Характеристика личностных качеств современного преподавателя

2022-10-29 21
Характеристика личностных качеств современного преподавателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Продуктивность педагогической деятельности преподавателя со студентами во многом обусловлена не только его профессиональными, но и личностными качествами, которые студенты воспринимают через то, как он реализует: а) профессионально – предметную подготовленность; б) научный потенциал; в) профессиональные устремления

Преподаватель является центральной фигурой в вузе, поэтому ему принадлежит важнейшая роль в развитии и формировании личности студента. Деятельность вузовского преподавателя предполагает выполнение нескольких функций. С.Д.Смирнов (см.: Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.,2003) называет в их числе обучающую, воспитательную, организаторскую и исследовательскую функции.

Учитывая то, что педагогическая деятельность является ведущей профессиональной деятельностью преподавателя, остановимся на личностных качествах и умениях, которые необходимы любому преподавателю, переступившему порог аудитории.

1. Высокий профессионализм, основой которого является безукоризненное владение содержанием преподаваемых дисциплин.

2. Высокий уровень речевой культуры. Под культурой речи подразумевается владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием. Одним из критериев высокой речевой культуры является правильный выбор и употребление грамматических форм и конструкций согласно требованиям нормативной грамматики.

3. Коммуникабельность как основа профессионально-педагогического общения. От уровня развития коммуникативной способности зависит установление контактов преподавателя со студентами. Студенты «заряжаются» эмоционально, у них возрастает интерес к предмету и совместной деятельности, если преподаватель умеет их увлечь.

4. Быстрота реакции. Для поддержания динамичности и темпа занятия и высокой активности студентов необходимо постоянно контролировать ситуацию, при необходимости вносить коррективы в процесс обучения.

5. Способность лидировать. Для педагогической профессии лидерство как рабочая черта крайне необходимо. В настоящее время в учебном процессе используются такие высокоструктурированные методы, как деловые игры, тренинги, дискуссии, которые требуют от преподавателя эффективного проявления лидерских качеств.

6. Умение прогнозировать. Способностью к прогнозированию должен обладать любой современный специалист. Не менее важно это качество для преподавателя, особенно когда начинаешь преподавание нового учебного курса или работу в незнакомой студенческой среде.

7. Умение анализировать процесс обучения и на этой основе корректировать дальнейший его ход. Применение современных нетрадиционных форм и методов обучения требует от преподавателя постоянного анализа получаемых результатов.

8. Умение владеть собой. Преподаватель должен отличаться высокой самоорганизацией, не позволять себе выходить «из себя».

9. Умение быть объективным, правдивым и естественным. Студенты могут простить преподавателю многие ошибки, в том числе его неопытность, но никогда не простят необъективности в отношении и особенно – в оценке знаний.

10. Умение создавать положительный эмоциональный фон занятия за счет эмоциональной насыщенности содержания обучения, речевого общения, наличия эмоциональных (стимулирующих эмоциональность) ситуаций. Эмоции в учебном процессе интенсифицируют мыслительные процессы, снимают интеллектуальные и психические перегрузки у студентов.

11. Умение создавать ситуацию «успеха» у отдельных студентов. Каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы все студенты приобрели определенный объем знаний и умений учиться, самостоятельно работать. Вот почему важно замечать и поощрять любые продвижения в направлении успешности обучения.

12. При необходимости критики студентов, выбирать наиболее педагогически гуманные формы (например: критика – сожаление, критика – удивление, критика – намек, критика – ирония, критика – надежда и др.).

13. При возникновении педагогического конфликта, для его разрешения использовать наиболее целесообразную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, соперничество, избегание, приспособление).

14. Быть всегда в «педагогической форме». На наш взгляд, это одно из важнейших требований к личности преподавателя. Учитывая то, что преподаватель постоянно общается с современной студенческой молодежью и часто сталкивается с проблемами, свойственными этому возрасту и этой категории молодежи, ему необходимо поддерживать на высоком уровне свою общекультурную, образовательную форму. Это достигается постоянной серьезной работой над собой. В этом смысле жизнь преподавателя чем-то похожа на жизнь спортсмена.

Завершить лекцию по теме «Профессиональные и личностные качества современного преподавателя», хотелось бы следующими рекомендациями преподавателю:

постоянно работать над речью: устная речь преподавателя должна легко восприниматься студентами на слух;

избегать неоправданно затянутых пауз на занятии, т.к. они приводят к ослаблению интеллектуальной готовности студентов к учебной работе;

важно заботится не только о том, что сказать, но и о том, как сказать;

помнить о том, что почти половина информации на лекции передается через интонацию;

стараться вызвать положительную реакцию у слушателей, сохранять непринужденность позы, смотреть студентам в глаза;

в профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению;

учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах;

следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения;

всегда выглядеть опрятно, по возможности, элегантно.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие функции выполняет преподаватель, осуществляя свою деятельность в высшей школе?

2. На какие типы подразделил преподавателей вуза Барабанщиков А.В.?

3. Назовите основные компоненты с структуре педагогических способностей.

4. В чем различие проектировочных и конструктивных способностей преподавателя?

5. Назовите личностные качества, необходимые современному преподавателю вуза для успешной педагогической деятельности.

Литература:

1. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003, с. 272-280.

2. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с. 73-76.

 

Практический блок

Темы для семинарских занятий.

Тема 1. Система высшего образования России. Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные тенденции развития ВО в России (XVІІ – XX в).

2. Характеристика системы высшего образования в советский период.

3. Современные тенденции развития ВО за рубежом и их влияние на перспективы российской высшей школы.

Литература:

1. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М. 2003. с. 16 – 36.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону., 2002, с. 8 – 18.

3. Педагогика под ред. С.А. Смирнова. М., 2003. с. 444 – 469.

4. Г.М. Коджаспирова. Педагогика. М, 2004. с. 82 - 84.

5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М, 2007. с. 84 – 92.

 

Тема 2. Принципы и методы обучения. Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения.

1. Определение и характеристика общих принципов обучения.

2. Современные тенденции обучения в высшей школе.

3. история развития методов обучения и классификации.

Литература:

1. В.С. Кукушкин. Теория и методика обучения. Ростов – на – Дону., 2005. с. 93 – 108.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с. 69 – 77.

3. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М. 2003. с. 168 – 177.

4. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с. 6 – 17.

 

Тема 3. Лекция в вузе. Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Из истории лекционной практики.

2. Классификация лекций.

3. Дидактичексие особенности неклассических лекций.

Литература:

1. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с. 24 – 37.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с. 104 – 114.

 

Тема 4. Семинар – основной вид практического занятия в вузе. Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение и характеристика семинарского занятия.

2. Методические особенности дидактически эффективных семинарских занятий.

3. Семинар – дискуссия.

Литература:

1. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с.38 – 50.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с. 114 – 123.

3. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М. 2003. с. 167 – 168.

 

Тема 5. Профессионально – ориентированные технологии обучения. Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

1. Теоретические основы профессионально – ориентированного обучения.

2. Технологии профессионально – ориентированного обучения.

3. Дидактические особенности интерактивных технологий обучения.

Литература:

1. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с. 158 – 164, 190, 220 – 224.

2. В.С. Кукушкин. Теория и методика обучения. Ростов – на – Дону., 2005. с. 213 – 216, 289 – 293.

3. А.М. Столяренко. Общая педагогика. М., 2006, с. 326 – 328.

4. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005, с.318 -320.

 

 

7.3. Методические рекомендации преподавателю.

Дисциплина «Педагогика высшего образования» изучается в процессе лекционных, семинарских занятий и выполнения заданий в виде самостоятельной работы.

При подготовке к чтению лекций необходимо использовать текстовый материал, приведенный по всем темам в данном УМК.

Лекции – как основному виду теоретического занятия в вузе, посвящено специальное теоретическое занятие, а также семинар.

В тексте каждой лекции сформулированы вопросы для контроля. Необходимо в конце занятия провести устный блиц – опрос студентов по данным вопросам. Для этой работы предусматривать время в объеме 0,1 часа.

При проведении семинарских занятий использовать методы, приемы, средства и способы активизации познавательной деятельности студентов.

Обязательным заданием для итоговой аттестации студентов является написание реферата на одну из прилагаемых тем.

Методическими рекомендациями руководствоваться при чтении всех лекций, проведении семинарских занятий.

7.4. Методические указания студентам.

Всем студентам необходимо в процессе лекционных и семинарских занятий принимать активное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов. Каждый студент должен быть готовым отвечать на контрольные вопросы в конце лекционного занятия, подготовить 2-3 выступления или дополнения к выступлениям коллег на семинарских занятиях.

При подготовке реферата руководствоваться методическими рекомендациями: Педагогика. Реферат по педагогике: метод. рекоменд. (сост: Л.Г. Кыркунова, Л.В. Гашева. Пермь, 2007).

На зачетном занятии в течении 5 – 7 минут изложить основное содержание реферата, обратив особое внимание на степень ее разработанности в научно – педагогической литературе, значении для педагогической практики.

Содержательно отвечать на вопросы преподавателя и студентов группы.

Методические указания студентам являются общими для лекционных и семинарских занятий.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.