Метод «Интеллектуальная разминка» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Метод «Интеллектуальная разминка»

2022-10-29 114
Метод «Интеллектуальная разминка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данный метод можно использовать при проведении любых видов учебных занятий.

Его целью является приведение обучаемых в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Вместе с тем, преподаватель имеет возможность определить уровень подготовленности студентов к дальнейшей работе по наращиванию знаний.

«Интеллектуальная разминка» идет в быстром темпе экспресс-опроса. Преподаватель обращается к студентам с вопросами, на которые те должны дать краткий, конкретный ответ. При затруднении отвечающего преподаватель спрашивает очередного и т.д. Таким образом, за короткое время (5-10 мин.) в учебной аудитории достигается понимание исходных понятий, категорий, принципов и т.п., студенты подготавливаются с единой «стартовой позиции» продолжать наращивание знаний, навыков и умений в дальнейшей активной учебной деятельности.

Достоинство метода состоит и в том, что каждый обучаемый при «интеллектуальной разминке» постоянно находится в зоне активного опроса и должен быть готов к ответу на все поставленные преподавателем вопросы. Если он и остался по ряду заданных вопросов не задействован, то и в этом случае он вынужден их быстро осмысливать и готовиться к ответам.

Метод «Мозговой атаки»

Метод «Мозговой атаки» возник в 30-е годы XX века как способ коллективного продуцирования новых идей. В настоящее время этот метод широко используется в различных модификациях в научных и производственных коллективах, в вузах.

Он способствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагироваться от обыденных условий и существующих ограничений, от привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиться на какой-либо узкой актуальной цели.

Метод «мозговой атаки» может заранее планироваться как фрагмент занятия или в целом заполнять занятие (например, семинар - исследование, практическое занятие, в основу которого положен поиск новых принципов решения проблемы). У наиболее подготовленных преподавателей этот метод может найти место в процессе обучения ситуативно, импровизированно, при неожиданном столкновении с трудностями в усвоении материала.

В общем виде методика «мозговой атаки» состоит из следующих этапов:

1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы, выдача студентам правил поиска решения и поведения в процессе «мозговой атаки». Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, в обязанности которой будут входить разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия - разминка. Упражнение в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа - помочь студентам максимально освободиться от воздействия сковывающих факторов, психологических барьеров (неловкости, стеснительности, боязни ошибок и т.д.). Этот метод может проявляться в своем неполном, кратковременном виде (постановка проблемного вопроса на лекции и обращение за «помощью» к студентам, «интеллектуальная разминка» на семинарском, практическом занятии и др.), но может быть тщательной подготовлен и проведен в полном объеме.

3. «Мозговая атака» - «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила в ходе решения. Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется эксперт из числа студентов, задача которого — фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи.

4. Оценка и отбор наилучших идей. Пока эксперты на основе избранных критериев отбирают идеи, рабочие группы отдыхают.

5. Сообщение о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения рекомендовать лучшие идеи к внедрению.

При проведении занятия методом «мозговой атаки» необходимо соблюдать некоторые условия и правила:     

- нацеленность творческого поиска на один объект, т.е. недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

- краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;

- недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;

- недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;

- нежелательность отвода предложения высказаться под предлогом того, что все уже сказано;

- стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;

- возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных ранее;

- тактичное и доброжелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего;

- желательность назначения ведущим специалиста, хорошо разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих;

- гласность в показе идей, получивших признание.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.