Понятие технология профессионально – ориентированного обучения; классификация технологий обучения. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Понятие технология профессионально – ориентированного обучения; классификация технологий обучения.

2022-10-29 103
Понятие технология профессионально – ориентированного обучения; классификация технологий обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое технология обучения вообще?

Технология обучения – это педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные модели обучения.

Другими словами технология обучения – это более высокая стадия развития метода обучения.

Сущность технологии обучения заключается:

1. В предварительном проектировании и конструировании учебного процесса с последующей возможностью его воспроизведения.

2. В специально организованном обучении, предусматривающем возможность объективного контроля за качеством достижения поставленных целей.

3. В структурной и содержательной целостности технологии обучения (в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие).

4. В выборе оптимальных методов, форм и средств обучения.

5. В наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно корректировать процесс обучения.

Технология обучения реализует 3 функции: описательную, объяснительную, проектировочную.

1. Описательная раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса.

2. Объяснительная позволяет выявить эффективность различных компонентов обучения и определить оптимальные их комбинации.

3. Проектировочная осуществляется при разработке учебного процесса на всех уровнях.

Классификации технологий обучения.

В современной педагогике еще не выработаны общие подходы к единой трактовке понятия технологий обучения, поэтому не существует и однозначно признанной их классификации.

Тем не менее, ряд авторов предложили свои варианты классификаций.

Классификация по А.Я. Савельеву

- по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные)

- по целям обучения (получения знаний, выработки навыков и умений, формирования профессиональных качеств личности)

- по предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины)

- по применению технических средств (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные)

- по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные).

Селевко Г.К. дает классификацию по сущностным и инструментально значимым свойствам.

1. По уровню применения: общепедагогические, частно методические (предметные) и локальные (модульные).

2. По научной концепции усвоения: ассоциативно рефлекторные, бихевиористические, тештальт-технологии, интериоризаторские и развивающие.

3. По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование ЗУНов), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование среды эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы).

4. По организационным формам: классно-урочные и альтернативные; академические и клубные, индивидуальные и групповые; коллективный способ обучения и дифференцированное обучение.

5. По преобладающему (доминирующему) методу: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, проблемные (поисковые), программированное обучение, развивающее обучение, саморазвивающее обучение, информационные (компьютерные) и творческие.

6. По направлению модернизации существующей традиционной системы обучения – на основе гуманизации и демократизации отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности и организации управления, на основе методического и дидактического реконструирования материала, технологии авторских школ.

7. По категории обучающихся: продвинутого образования, компенсирующее, виктимологические, массовая технология, технология работы с трудными обучающимися, технологии работы с одаренными обучающимися.

Таким образом, в настоящее время идет речь о необходимости переосмысления многих позиций в организации дидактического процесса, в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения, а также роли в нем его основных субъектов – педагогов и обучающихся.

Педпрактика ведущих преподавателей свидетельствует о том, что от профессиональной компетентности педагогов и активной включенности в процесс обучения студентов во многом зависит возможность повышения качества профессиональной подготовки выпускников вуза. Это актуализирует потребность по-новому ответить на ключевые вопросы, стоящие перед современной дидактикой высшей школы: Кого учить? Чему учить? Как учить? Кому учить?

С позиции системно – деятельностного и личностно-ориентированного подхода, а также основных положений теории управления педагогическими системами, целесообразно создать специальную интегральную профессионально-ориентированную обучающую среду, которая включает пять самостоятельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых моделей:

Специальная профессионально-ориентированная обучающая среда в вузе.

 

 


Модель специалиста (кого готовить?) отражает требования к фундаментальной, теоретической, специальной и прикладной подготовке, значимым профессиональным качествам выпускника вуза.

Модель учебной дисциплины (чему учить?) включает учебные цели, особенности профессионально-ориентированной системы зунов.

Модель управления процессом обучения (как учить?) учитывает особенности реализации преподавателем дидактических возможностей разработанной им технологии обучения.

Модель обучающегося (кого учить?) представляет набор определенных характеристик личности студента, который позволяет преподавателю учитывать психофизиологические и социально-психологические качества обучающегося.

Модель обучающего (кому учить?) учитывает личностные особенности преподавателя.

Модель специалиста в интегральной модели выполняет роль связующего элемента.

Опираясь на все сказанное можно дать следующее определение профессионально-ориентированной технологии обучения.

Под профессионально-ориентированной технологией обучения следует понимать технологию, способную формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих творческое выполнение функциональных обязанностей по предназначению.

Реализация любой профессионально-ориентированной технологии требует от преподавателя проектирования и конструирования.

Проектирование профессионально-ориентированной технологии - это профессиональная деятельность преподавателя по разработке и описанию технологии обучения, реализация которой предполагается в рамках учебного процесса.

Конструирование профессионально-ориентированной технологии - это деятельность преподавателя по отбору содержания и составлению композиции учебного материала. Другими словам - это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.

Методисты выработали некий алгоритм действий преподавателя при выполнении операций проектирования и конструирования.

Алгоритм действий преподавателя при проектировании и конструировании П-О ТО (8 шагов):

1 – определение целей обучения, описание в измеримых параметрах ожидаемого результата;

2 – обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста;

3 – выявление структуры учебного материала, его информационной емкости;

4 – определение исходных уровней обученности студентов и требуемых уровней усвоения изучаемого материала;

5 – разработка процессуальной стороны обучения: включая представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач;

6 – поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организации форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности;

7 – организация педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект - субъектных отношений;

8 – выбор процедур контроля и оценки качества усвоения программы.

Важно заметить, что в основе любой профессионально-ориентированной технологии обучения лежит какой-то метод, в большинстве своем нетрадиционный.

Контрольные вопросы:

1. Чем продиктована разработка профессионально-ориентированных технологий обучения в вузе?

2. В чем заключается сущность технологии обучения?

3. Какие функции реализуют технологии обучения?

4. Дайте краткую характеристику классификации технологий обучения по А.Я. Савельеву.

5. Дайте краткую характеристику классификации технологий обучения по Г.К. Селевко.

6. Дайте определение профессионально-ориентированной технологии обучения.

7. Что собой представляет профессионально – ориентированная обучающая среда в вузе?

Литература:

1. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с.158-164.

2. В.С. Кукушкин. Теория и методика обучения. Ростов – на –Дону, 2005, с 213-216.

3. А.М. Столяренко. Общая педагогика. М., 2006, с. 326-328.

4. Педагогика. Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005, с.318-320.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.