V раздел. Педагогическая коммуникация. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

V раздел. Педагогическая коммуникация.

2022-10-29 33
V раздел. Педагогическая коммуникация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Профессионально – педагогическое общение.

1. Общение: структура и функции коммуникации.

2. Педагогическое общение и его стили.

Основные понятия: общение: структура, формы и функции общения, коммуникация; эмпатия, виды общения; знаковые информационные системы; педагогическое общение; стили педагогического общения.

1. Общение: структура и функции коммуникации.

Важной особенностью современной вузовской педагогической практики является то, что учебно-воспитательный процесс приобрел характер межличностного общения преподавателя и студента. Педагогический процесс – это взаимодействие личностей преподавателя и студента. Студент прежде всего оценивает педагога как личность, и лишь потом преподаватель воспринимается студентом как специалист, обладающий набором необходимых знаний и умений. Вот почему преподавателю вуза необходимо владеть определенными теоретическими знаниями в области общения, его структуры и коммуникативных функций.

В разработку теории обучения большой вклад внесли Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.А., Ломов Г.Ф., Мясищев В.Н. и др.

Общение – целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общие правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, достижении общих и индивидуально-личностных целей. Рассмотрим более подробно структуру общения (см. рис.1).

 

     


Сотрудничество (кооперация)
Вербальное общение
                                                                              
                           
 
   

 

 


Рис. 1

 

Представленная схема демонстрирует, насколько сложна и богата по содержанию категория общения. Вербальный тип общения многообразен по своим формам и функциям (см. рис.2).

Аксиальная форма общения (человек-человек) чаще всего используется в конфиденциальных переговорах. Ратиальная форма (человек-люди) применяется в тех случаях, когда необходимо общаться с большой аудиторией. Ратиальная форма общения может быть значительно усилена и расширена с помощью таких средств, как мегафон, микрофон, радио- и теле сети. Фатическое общение получило распространение в молодежной среде, особенно при завязывании знакомств.

Активационная функция вербальной коммуникации реализуется через приказы, призывы, девизы и т.д. Интердиктивная функция реализуется через серию запретов. Например: не разрешу, не позволю, не допущу, не сделаю, не дам и т.д. Дестабилизирующая функция вербальной коммуникации отличается антигуманностью. Реализуется в виде угроз, проклятий, оскорблений и т.д.

Как и вербальное, невербальное общение не менее разнообразно по формам и функциям, что отражено на рис. 3.

 

Аксиальная   Ратиальная

 

Фатическая

 

Жесты

 

Мимика

 

Позы

 

 

 

 

 

 

Вербальное общение

 

Невербальное общение

 

 

 

 

Активационная (побуждающая)   Интердиктивная (воспрещающая)   Дестабилизирующая   Одобряющая   Предупреждающая   Упрекающая

                         Рис. 2                                                         Рис. 3

В процессе общения часто допускаются ошибки, которые негативно влияют на его результаты. Наиболее распространенными ошибками в общении являются:

1. Создание воображаемого образа партнера общения, не соответствующего его реальному образу.

2. Общение без учета этнонациональных особенностей людей.

3. Недооценка температурного режима, освещенности и цвета в месте общения.

4. Слабое использование эмпатийного механизма в процессе общения.

Часто либо переоцениваются, либо недооцениваются личные и профессиональные качества партнера по общению. Не менее важно учитывать в этнической среде национальные обычаи и традиции.

Особо необходимо остановиться на двух последних ошибках, которые имеют место в общении.

Температура может способствовать или препятствовать эффективной коммуникации, так как влияет на настроение людей и уровень их внимания. Яркое освещение в лекционной аудитории способствует лучшему восприятию информации. При аксиальном общении лучше использовать слабое умиротворяющее и успокаивающее освещение. Науке известно также влияние цвета на процесс общения. Так, например, красный цвет возбуждает, голубой успокаивает, желтый повышает настроение.

И конечно же, в ходе общения желательно эффективно использовать свой эмпатийный ресурс. Эмпатия – это переживание чувств, мыслей или установок другого человека.

Существует три вида проявления эмпатии.

1. Эмпатийное реагирование – переживание эмоциональной реакции, сходной с действительными или ожидаемыми проявлениями эмоций другого человека.

2. Принятие перспективы – представление себя на месте другого человека.

3. Симпатическое реагирование – чувство заботы, соучастия, сострадания, направленное на другого человека из-за сложившейся у него ситуации.

Рассматривая виды общения, необходимо коснуться вопроса об их классификации. В зависимости от определяющих их целей выделяют следующие виды общения:

Деловое общение. Как правило, цели находятся за пределами самого процесса взаимодействия партнеров.

Познавательное общение. Цель – в познании партнера и получении от него необходимой информации. Яркими примерами познавательного общения являются первые встречи политических и государственных лидеров различных стран.

Управленческое общение. Цель – побуждение партнера (партнеров) к соответствующим действиям и поведению.

Педагогическое общение. Цель – в приобщении партнера к процессу обучения, воспитания, образования, развития и формирования личности.

Эмоционально-эмпатийное общение. Цели такого общения – в самих партнерах. В данном случае общение выступает основой жизнедеятельности партнеров, способом удовлетворения общих потребностей и интересов. Этот вид общения реализуется, например, матерью и ребенком, супругами, друзьями, влюбленными.

Первые четыре вида общения социально обусловлены и профессионально необходимы. Пятый вид общения обусловлен психологическими особенностями каждого партнера.

По уровню сложности различают следующие виды общения: примитивное (подай, сделай, принеси), манипулятивное (если сделаешь, то получишь награду), паритетное (сотрудничество, кооперация, сотворчество). Данные виды общения достаточно подробно описаны во многих пособиях.

Рассматривая проблему общения, необходимо хотя бы вскользь затронуть вопрос о знаковых системах общения.

Существуют вербальные, невербальные и смешанные знаковые системы общения. Учитывая то, что вербальную систему представляют такие средства, как слово и речь, и они нам достаточно известны, кратко рассмотрим лишь невербальные знаковые информационные системы.

1 .Оптико-кинестезическая знаковая информационная система включает мимику, пантомимику, жесты, позы, поведение, в том числе прикосновения, поглаживания, похлопывания и т.п.

2.Фонетическая знаковая информационная система реализуется через ударение и акцент.

3.Проксимическая знаковая информационная система основана на соблюдении определенной дистанции между партнерами по общению: интимная дистанция – до 45см, личностная – от 45 до 120см, социальная – от 120 до 400см и публичная – более 400см.

4.Визуальная знаковая информационная система реализуется посредством языка взгляда и языка глаз. Язык глаз подробно освещен в так называемой теории и практике нейролингвистического программирования.

5.Самооценочная знаковая информационная система проявляется в так называемом «психологическом весе» человека, степени удовлетворенности собой, демонстрации жизненных удач и успехов.

6.Культурологическая знаковая информационная система представлена внешностью, одеждой человека, соответствием моде, характером запахов, макияжа и т.п.

7.Филогенетические знаковые информационные системы представлены следующими особенностями человека: конституционными (строение тела), хирологическими (строение кисти руки), физиогномическими (строение лица) и френологическими (строение черепа). Все эти информационные системы играют важную роль в общении людей.

Завершая этот вопрос, хотелось бы подчеркнуть то, что здесь ставилась задача актуализировать проблему общения, поскольку оно составляет основу профессионально-педагогического общения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.