Педагогическое общение и его стили — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Педагогическое общение и его стили

2022-10-29 34
Педагогическое общение и его стили 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическое общение, несмотря на свою специфику, основано на общих закономерностях, присущих общению как форме взаимодействия людей, включающей коммуникативную, интерактивную и перцептивную составляющие.

Педагогическое общение – это совокупность вербальных и невербальных средств, методов и способов обеспечивающих преподавателю реализацию целей и задач обучения, воспитания, образования, развития и формирования личности.

Без активного общения преподавателя со студенческой группой невозможно решить дидактические и воспитательные задачи. Поэтому общение является одновременно средством решения учебных и воспитательных задач и способом организации взаимоотношений преподавателя и студентов.

Авторы пособия «Педагогика и психология высшей школы» (Ростов н/Д, 2002) выделяют в структуре педагогического общения следующие четыре этапа: прогностический, начальный период общения, управление общением и анализ осуществленной системы общения.

Прогностический этап посвящен моделированию процесса общения. На этом этапе важно четко спланировать коммуникативную систему будущей деятельности. Планируя коммуникативную деятельность, преподаватель должен обеспечить ее соответствие педагогическим целям и задачам; общей педагогической и нравственно-психологической атмосфере в аудитории; системе используемых методов обучения и воспитания; индивидуальным особенностям студентов; своей творческой индивидуальности.

Второй этап – это начальный период общения. На этом этапе важными элементами являются конкретизация спланированной модели общения, уточнение условий и структуры предстоящего общения, осуществление первых шагов непосредственного общения. Первые шаги общения дают преподавателю важную информацию о настроении в аудитории и о том, насколько удачно выбраны методы работы.

Третий этап – управление общением в педагогическом процессе – является основным во всей структуре общения. На этом этапе важно добиться адекватности методов обучения сконструированной системе общения. Необходимо помнить о том, что только целесообразно организованное общение может обеспечить устойчивую коммуникацию на занятии и формирование у студентов профессиональных интересов и мировоззренческих установок.

Четвертый (заключительный) этап посвящен анализу осуществленной системы общения. На этом этапе преподаватель переживает свои удачи и промахи. Все это служит основой для уточнения и коррекции организации общения в данной студенческой среде при последующей работе.

Так как основная цель вуза – это формирование личности специалиста, то этой цели и должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Педагогическое общение характеризуется таким понятием, как стиль.

Стиль педагогического общения – это индивидуально – типологические особенности взаимодействия преподавателя со студентами. На стиль педагогического общения оказывают большое влияние ряд факторов (см. рис 4)

Рис. 4

 

Важной задачей для каждого преподавателя является формирование собственного индивидуального стиля педагогического общения со студентами.

В настоящее время педагогическая наука располагает несколькими классификациями стилей педагогического общения. Традиционно выделяются три основных стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический (А.В. Петровский, Я.Л. Коломенский, М.Ю. Кондратьев и др.).

Авторитарный стиль характеризуется функционально-деловым подходом к студентам. Либеральный стиль общения основан на попустительстве, фамильярности и анархии. Демократический стиль опирается на учет индивидуальных особенностей студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей.

Оригинальную, научно - обоснованную классификацию стилей педагогического общения предложил Кан – Калик В.А.

Кроме этого, существует отечественная классификация по В.А.Кан-Калику и зарубежная – по М.Талену.

Стили педагогического общения по В.А.Кан-Калику:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога. В данном случае общение стимулируется общими профессиональными интересами преподавателей и студентов.

2. Общение на основе дружеского расположения. Этот вид общения основан на увлеченности общим делом. Педагог здесь выступает в роли наставника и участника совместной учебной деятельности. Характеризуя этот стиль педагогического общения, В.А.Кан-Калик предупреждает о недопустимости панибратства, которое наблюдается порой в практике работы у молодых преподавателей.

3. Общение – дистанция. При таком общении во взаимоотношениях «преподаватель – студент» во всех сферах деятельности постоянно сохраняется дистанция. В учебной работе эта дистанция базируется на преподавательском авторитете и профессионализме, в воспитательной – на его возрасте и жизненном опыте.

4. Общение – устрашение. Характеризуется как антигуманная, негативная форма общения, вызванная в большинстве случаев педагогической беспомощностью.

5. Общение – заигрывание. Этот стиль связан со стремлением преподавателя как можно скорее завоевать у студентов популярность. Понятно, что такое общение обеспечивает ложный авторитет.

Среди классификации стилей педагогического общения за рубежом, с нашей точки зрения, заслуживает особого внимания классификация выполненная М. Таленом. Рассмотрим ее подрбнее.

Стили педагогического общения по М.Талену:

Модель «Сократ». Это стиль, который определяется личностью преподавателя – любителя дискуссий и споров, намеренно провоцирующего их на занятиях. Он приучает студентов защищать и отстаивать собственную точку зрения.

Модель «Руководитель групповой дискуссии». При таком стиле общения преподаватель стремится добиться в учебно-воспитательном процессе сотрудничества и согласия между студентами, а себе отводит роль посредника.

Модель «Мастер». Преподаватель в этой модели – всегда образец для подражания, причем не только в учебе, но и в жизни.

Модель «Генерал». Стиль основан на жесткой требовательности преподавателя и беспрекословном подчинении студентов.

Модель «Менеджер». Здесь преподаватель предпочитает обсуждение с каждым студентом смысла решаемой задачи, осуществляет контроль за ходом решения и дает оценку конечного результата. Поощряет инициативу и самостоятельность.

Модель «Тренер». Общение в группе основано на принципе корпоративности. Преподаватель выполняет роль вдохновителя групповых усилий для достижения непременного успеха.

Модель «Гид». Стиль, определяющийся личностью преподавателя – энциклопедиста, всегда уверенного в том, что на все вопросы ответы ему известны заранее.

Рассмотрев кратко классификацию стилей педагогического общения, необходимо отметить то, что они в основном отражают многообразие педагогической практики, и в чистом виде каждая модель встречается сравнительно редко. Чаще всего наблюдается сочетание нескольких стилей, при доминировании одного из них.

Классификация стилей педагогического общения по В.А.Кан-Калику выполнена с учетом, в первую очередь, целей и задач обучения и воспитания. М.Тален дает классификацию стилей педагогического общения с учетом роли, выбранной педагогом.

Знакомство с приведенными стилями педагогического общения поможет молодому преподавателю в формировании собственного индивидуального стиля педагогического общения. Это важно потому, что педагогическая наука пока не определила, какая из приведенных классификаций более актуальна, она и не определила также, какими конкретно стилями и в каких пропорциях должен пользоваться тот или иной тип преподавателя. Вместе с тем всегда существует соблазн преувеличить значение какого-то одного стиля общения.

Очень важно сформировать свой оптимальный индивидуальный стиль педагогического общения.

Оптимальный индивидуальный стиль педагогического общения – это такой стиль, который позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя и, по возможности компенсировать слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «общение».

2. Назовите элементы, составляющие структуру общения.

3. Назовите формы и функции вербального общения.

4. Назовите формы и функции невербального общения.

5. Какие наиболее распространенные ошибки, допускаемые в общении?

6. Приведите классификацию видов общения в зависимости от определяющих их целей.

7. Какие вы знаете невербальные знаковые информационные системы?

8. Дайте определение понятия «педагогическое общение».

9. Приведите классификацию стилей педагогического общения по В.А. Кан – Калику.

Литература:

1. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с. 64-73.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с.317-330.

3. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003, с. 280-283.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.