Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-29 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Семинар – дискуссия, структура которого представлена в 6-м варианте на рисунке, отличается организационно – методической сложностью, большим дидактическим и воспитывающим потенциалом. Вот почему семинару-дискуссии в данном пособии посвящается отдельный параграф.
Характеристика семинара - дискуссии
Дискуссия в переводе с латинского discussio означает рассмотрение, исследование. В педагогическом энциклопедическом словаре (Научное издательство «БРЭ», М. 2000,с.72) дискуссия определяется следующим образом: 1) спор, обсуждение какого-либо вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п. 2) способ организации совместной деятельности, помогающей выработать общее решение проблемы, 3) метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.
Опираясь на эти определения, можно обозначить педагогическую целевую направленность дискуссии как семинарского занятия. Как правило, учебная дискуссия предполагает достижение следующих целей: обучение, исследование, организация коллективного обсуждения. Содержание этих целей представлено на рис.2.
Цели дискуссии | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||
Обучение | Организация коллективного обсуждения |
| Исследование | ||||||||||
|
| ||||||||||||
-корректному диалогу; -аргументированному спору; -формулировке вопросов и ответов | -по разрешению проблемной ситуации; -для выработки оптимального решения; -обсуждение альтернативных планов, проектов, программ |
| -влияния условий; -влияния факторов; -влияния закономерностей и законов | ||||||||||
|
Рис.2
Для обеспечения эффективного проведения семинара – дискуссии необходимо создать определенные условия:
- информированность и компетентность участников дискуссии по обсуждаемой проблеме;
- семантическое единообразие в употреблении терминов, понятий, определений и т.п.
- адекватное восприятие участниками друг друга;
- корректность в поведении участников дискуссии;
- готовность придерживаться установленного регламента.
Дискуссия как особая форма семинарского занятия должна удовлетворять дидактическим, воспитательным и психологическим требованиям (рис.3).
Во время дискуссии на семинарском занятии, как правило, партнеры либо дополняют друг друга, либо оппонируют друг друга.
В первом случае будут ярче проявляться черты диалогичности, во втором – дискуссия будет приобретать характер аргументированного спора. В реальной дискуссии на хорошо подготовленном семинаре будут представлены элементы и диалога и спора. Таким образом, по содержанию дискуссию можно представить в виде следующей схемы (см.рис.4)
Требования к дискуссии | ||||
Дидактические | Воспитательные | Психологические | ||
-Реализация ведущих принципов обучения -Умственное образование студентов - Привитие навыков аргументированных доказательств | -Воспитание уважения к партнеру по дискуссии -Формирование общечеловеческих ценностей -Формирование профессиональной направленности | -Развитие познавательной активности и самостоятельности в учебе -Развитие внимания, памяти, воображения, интуиции, воли -Развитие логического мышления |
Рис.3
Каждый семинар-дискуссия должен завершаться достижением поставленной цели, т.е. иметь определенный результат. Наиболее распространенные варианты результатов дискуссии представлены на рис.5. Эти результаты соответствуют тем целям, которые представлены на рис.2.
|
Рис. 4
Говоря о результатах дискуссии по достижению поставленной цели, необходимо подчеркнуть, что её цель и тема тесно связаны.
Чем шире тема, тем более вероятно, что в итоге дискуссии будет осуществлён лишь сбор информации, её упорядочение и, возможно, теоретическая интерпретация заявленной темы.
Если же тема узкая, то можно с уверенностью ожидать в итоге дискуссии выработки оптимального решения, которое и будет принято её участниками.
Результаты дискуссии на семинаре | ||||||
1.Освобождение от эгоистической мысли, изменение имевшихся установок 2.Достижение понимания себя и собеседника, конвергенция мнений 3.Приобретение умения формулировать вопросы и четкие, логически выдержанные ответы | 1.Стимулирование активной творческой мыслительной деятельности 2.Совместное принятие решения 3.Разработка и принятие оптимальных бизнес-планов, проектов, программ, концепций | 1.Разработка предложений по изменению условий деятельности 2. Разработка рекомендаций по учету влияния факторов 3. Определение путей совершенствования деятельности с учетом действия закономерностей и законов. |
Рис.5
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!