Дискуссия – эффективная форма семинарского занятия. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Дискуссия – эффективная форма семинарского занятия.

2022-10-29 40
Дискуссия – эффективная форма семинарского занятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар – дискуссия, структура которого представлена в 6-м варианте на рисунке, отличается организационно – методической сложностью, большим дидактическим и воспитывающим потенциалом. Вот почему семинару-дискуссии в данном пособии посвящается отдельный параграф.

Характеристика семинара - дискуссии

Дискуссия в переводе с латинского discussio означает рассмотрение, исследование. В педагогическом энциклопедическом словаре (Научное издательство «БРЭ», М. 2000,с.72) дискуссия определяется следующим образом: 1) спор, обсуждение какого-либо вопроса в беседе, на собрании, в печати и т.п. 2) способ организации совместной деятельности, помогающей выработать общее решение проблемы, 3) метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины.

Опираясь на эти определения, можно обозначить педагогическую целевую направленность дискуссии как семинарского занятия. Как правило, учебная дискуссия предполагает достижение следующих целей: обучение, исследование, организация коллективного обсуждения. Содержание этих целей представлено на рис.2.

 

 

Цели дискуссии

 

       

 

 

Обучение

 

Организация коллективного обсуждения

 

Исследование

         

 

 

     

-корректному диалогу;

-аргументированному спору;

-формулировке вопросов и ответов

 

-по разрешению проблемной ситуации;

-для выработки оптимального решения;

-обсуждение альтернативных планов, проектов, программ

 

-влияния условий;

-влияния факторов;

-влияния закономерностей и законов

                           

 

Рис.2

 

Для обеспечения эффективного проведения семинара – дискуссии необходимо создать определенные условия:

- информированность и компетентность участников дискуссии по обсуждаемой проблеме;

- семантическое единообразие в употреблении терминов, понятий, определений и т.п.

- адекватное восприятие участниками друг друга;

- корректность в поведении участников дискуссии;

- готовность придерживаться установленного регламента.

Дискуссия как особая форма семинарского занятия должна удовлетворять дидактическим, воспитательным и психологическим требованиям (рис.3).

Во время дискуссии на семинарском занятии, как правило, партнеры либо дополняют друг друга, либо оппонируют друг друга.

В первом случае будут ярче проявляться черты диалогичности, во втором – дискуссия будет приобретать характер аргументированного спора. В реальной дискуссии на хорошо подготовленном семинаре будут представлены элементы и диалога и спора. Таким образом, по содержанию дискуссию можно представить в виде следующей схемы (см.рис.4)

 

 

Требования к дискуссии

 
       
Дидактические   Воспитательные   Психологические
         
-Реализация ведущих принципов обучения -Умственное образование студентов - Привитие навыков аргументированных доказательств   -Воспитание уважения к партнеру по дискуссии -Формирование общечеловеческих ценностей -Формирование профессиональной направленности   -Развитие познавательной активности и самостоятельности в учебе -Развитие внимания, памяти, воображения, интуиции, воли -Развитие логического мышления

Рис.3

Каждый семинар-дискуссия должен завершаться достижением поставленной цели, т.е. иметь определенный результат. Наиболее распространенные варианты результатов дискуссии представлены на рис.5. Эти результаты соответствуют тем целям, которые представлены на рис.2.

 

 


Рис. 4

Говоря о результатах дискуссии по достижению поставленной цели, необходимо подчеркнуть, что её цель и тема тесно связаны.

Чем шире тема, тем более вероятно, что в итоге дискуссии будет осуществлён лишь сбор информации, её упорядочение и, возможно, теоретическая интерпретация заявленной темы.

Если же тема узкая, то можно с уверенностью ожидать в итоге дискуссии выработки оптимального решения, которое и будет принято её участниками.

 

Результаты дискуссии на семинаре

 
           
1.Освобождение от эгоистической мысли, изменение имевшихся установок 2.Достижение понимания себя и собеседника, конвергенция мнений 3.Приобретение умения формулировать вопросы и четкие, логически выдержанные ответы  

1.Стимулирование активной творческой мыслительной деятельности

2.Совместное принятие решения

3.Разработка и принятие оптимальных бизнес-планов, проектов, программ, концепций

  1.Разработка предложений по изменению условий деятельности 2. Разработка рекомендаций по учету влияния факторов 3. Определение путей совершенствования деятельности с учетом действия закономерностей и законов.

Рис.5


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.