Вопросно-ответная процедура – основа дискуссии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопросно-ответная процедура – основа дискуссии

2022-10-29 45
Вопросно-ответная процедура – основа дискуссии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Составной, обязательной и важной частью дискуссии является вопросно-ответная процедура. Наиболее наглядно можно проиллюстрировать вопросно – ответную процедуру в дискуссии, посвященной выборам.

Структура и основные виды вопросов

Умело поставленный вопрос позволяет получить от оппонента необходимую информацию, уточнить его позицию и тем самым определить дальнейшую тактику ведения дискуссии.

Вопросы, которые используются на семинаре-дискуссии, можно классифицировать следующим образом.

По логической структуре

а) уточняющие (закрытые). Грамматическим признаком таких вопросов является наличие в нем частицы ли. Например: «Правда ли, что Вы будете голосовать за Петрова?», «Знаете ли Вы, что Петров крупный бизнесмен?» Как правило, на такие вопросы даются ответы «да» или «нет»;

б) восполняющие (открытые). Грамматическим признаком таких вопросов является наличие вопросительных слов Что? Где? Когда? Как? Почему? Откуда? Сколько? и т.д. Например: «Почему Вы будете голосовать за Петрова?»

По грамматической структуре

а) простые. Предложения, которые не могут быть расчленены на элементарные. Например: «Вы будете голосовать за Петрова?»;

б) сложные. Предложения, которые могут быть расчленены на 2-3 элементарных. Например: «Вы будете голосовать за Петрова, как за бизнесмена, как за политика или как за человека, способного управлять государством?»

По смыслу  

а) корректные. Например: «Вы считаете Петров оправдает доверие избирателей?»;

б) некорректные. Например: «Вы голосовали за Петрова?»;

в) провокационные (улавливающие). Например: «Вы ведь будете голосовать за Петрова?»

Структура и основные виды ответов

Не менее важен для успешного проведения семинара-дискуссии процесс ответов на вопросы.

Ответы, которые эксплуатируются на семинаре-дискуссии, также можно классифицировать.

По содержанию ответы могут быть точными, позитивными, ложными, ошибочными и негативными. На рис.6 представлены ответы на вопросы «Вы будете голосовать за Петрова?»

По грамматической структуре ответы могут быть односложными и многосложными. Например, на вопрос «Вы пойдете на выборы?» варианты ответов представлены на рис.7.

По смыслу ответы могут быть определенными и неопределенными. Примеры приведены на рис.8.

 

 

Ответы на вопрос: «Вы будете голосовать за Петрова?»

(по содержанию)

 
 

 

 

         

 

Точные

Я буду голосовать только за Петрова.

 

Позитивные

 

Ложные

Я буду голосо-вать за Петрова (на самом деле – нет)

 

Ошибочные

Буду голосовать за Петрова, т.к. он известный деятель науки (в действитель-ности он деятель культуры).

 

Негативные

Я не буду голосовать за Петрова.

 

 

 

 

     
Косвенные Я проголосую так же, как проголосует моя жена.

Прямые

Я буду голосовать за Петрова.

     
                           

Рис. 6

 

   

Ответы на вопрос: «Вы пойдете на выборы?»

(по грамматической структуре)

 

 

     

 

Односложные

Да. Нет.

 

Многосложные

     

 

  Краткие Я пойду на выборы.  

Развернутые

Я пойду на выборы обязательно, т.к. мне не безразлична судьба России.

             

Рис.7

 

 

Ответы

(по смыслу)

 

 

 

Определенные

Вопрос: Вам что-то может помешать принять участие в выборах 15 декабря?

Ответ: Независимо ни от чего, я пойду на выборы и проголосую.

 

Неопределенные

Вопрос: Вы пойдете на выборы?

Ответ: Все будет зависеть от состояния моего здоровья.

         

Рис.8

Рассмотрев различные виды вопросов и ответов, которые могут быть актуальными на семинаре-дискуссии, необходимо подчеркнуть, что вопросно-ответная процедура в настоящей дискуссии представляет собой очень динамичный, творческий, активный процесс. На этапе вопросов – ответов важно то, как будет выстроена система доказательств.

Познакомимся подробнее со структурой доказательств, применяемых в дискуссии (рис.9).

Выстраивая систему доказательств в ходе дискуссии, следует четко сформулировать тезис, отражающий смысл положения, которое предстоит доказать. При этом тезис должен быть определенным и однозначным.

 

   

Доказательство

 

     

 

 

 

Тезис

мысль,

положение, которое нужно доказать

 

Довод

совокупность аргументов, имеющих отношение к тезису

 

Способы доказательства

 

Средства доказательства

   

 

 

 

    индуктивный аналогии сопоставления сравнения дедуктивный   иллюстрации примеры   образцы   цифры   документы   исторический экскурс    
                               

Рис. 9

Затем выдвигается довод, который содержит аргументы, подтверждающие тезис. Довод должен отвечать ряду требований: основательность аргументов, достаточность их для данного тезиса. Важно обеспечить логическую связь между тезисом и доводом, тем самым будет создана прочная база для успеха в доказательстве выдвигаемого положения.

Далее, процесс доказательств связан с использованием различных способов и средств. Комбинация способов и применение средств зависит от конкретной ситуации.

Наибольший дидактический и воспитывающий эффект семинар-дискуссия дает при обсуждении диаметрально противоположных гипотез и концепций, альтернативных проектов и программ, теорий, законов.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение практического занятия в вузе.

2. Дайте определение и характеристику просеминара, семинара и спецсеминара.

3. Назовите наиболее распространенные в современной практике варианты семинарских занятий.

4. Охарактеризуйте структуру семинара – постановка и обсуждение проблемной ситуации.

5. Охарактеризуйте структуру семинара – дискуссии.

6. Что собой представляет вопросно – ответная процедура в структуре семинара – дискуссии?

7. Какие бывают вопросы и ответы, используемые на семинаре – дискуссии? Приведите примеры.

Литература:

1. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007, с.38-50.

2. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с.114-123.

3. С.Д. Смирнов. Педагогика и психология высшего образования. М., 2003, с.167-168.

Лекция 3. Самостоятельная работа студентов (СРС)

1. Понятие, уровни, структура и организация самостоятельной работы студентов.

2. Направления дальнейшего совершенствования самостоятельной работы студентов.

Основные понятия: Самостоятельная работа студентов (СРС), уровни самостоятельной работы студентов, организация самостоятельной работы студентов, направления совершенствования самостоятельной работы студентов.

1. Понятие, уровни, структура и организация самостоятельной работы студентов.

Рассматривая проблему самостоятельной работы студентов, нельзя не коснуться, хотя бы вскользь, вопроса об определении понятия «самостоятельная работа студентов».

К сожалению, до сих пор психологи и педагоги не пришли к единому определению этого понятия.

В то же время имеют место три наиболее устоявшиеся трактовки этого понятия.

1. СРС – это умственная деятельность.

2. СРС – это любая познавательная деятельность.

3. СРС – это планируемая учебная работа.

Опираясь на эти точки зрения, можно дать следующее определение.

Самостоятельная работа студентов – это планируемая, умственная деятельность познавательного характера, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов является важной составляющей процесса обучения на протяжении всей истории существования высшей школы. Но были периоды в развитии системы высшего образования, когда интерес педагогов, учёных и методистов к самостоятельной работе студентов резко повышался. Как правило, это было продиктовано несколькими обстоятельствами. Среди них наиболее важными были: а) новое понимание роли самостоятельной работы в образовательном процессе вуза; б) необходимость обобщения накопившегося опыта организации самостоятельной работы студентов; в) радикальные изменения в организации, содержании и методах обучения.

Масштабные исследования в этой области проводились в 80-90 гг. прошлого столетия, о чём убедительно свидетельствуют материалы серии прошедших в то время научно-практических, научно-методических и научно-теоретических конференций различного уровня (от внутривузовских до международных). После этого наступил этап некоторой стабильности как в отношении к проблеме самостоятельной работы студентов, так и в её понимании. Период этот был непродолжительным, и самостоятельная работа вновь стала актуальной в связи с переходом на многоуровневое обучение, внедрением различных вариантов организации обучения в вузе (включая обучение по индивидуальному плану, дистанционное обучение), использованием современных (особенно компьютеризованных) технологий в учебном процессе вуза. Благодаря творческой активности преподавателей и вузовских методистов самостоятельная работа приобрела многообразные формы – от простого выполнения заданий на занятии в аудитории или дома в соответствии с указаниями преподавателя до самостоятельного исследования.

Важно отметить тот факт, что за последние 15-20 лет доля самостоятельности студента непосредственно на учебных занятиях увеличилась благодаря внедрению неклассических видов лекционных, семинарских и практических занятий. Каждый вариант организации самостоятельной работы имеет определённую дидактическую эффективность. Естественно, что предпочтение необходимо отдавать вариантам с наиболее высоким коэффициентом дидактической отдачи. Это особенно важно сейчас. Как известно, каждое поколение образовательных стандартов предусматривает увеличение самостоятельной работы студентов во всём учебном процессе. В связи с этим значение самостоятельной работы уже не ограничивается изучением отдельных дисциплин – на первый план выступает формирование у студентов общих навыков самостоятельной работы в учебной, научной и профессиональной деятельности.

Выпускники вуза, прошедшие современную школу самостоятельной работы, будут способны брать на себя ответственность, решать возникающие проблемы, находить конструктивные решения. Важно отметить высокий воспитательный потенциал самостоятельной работы, благодаря которому она формирует у студентов самостоятельность как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. В настоящее время структура самостоятельной работы студентов включает цель, мотивы, средства, самореализацию самоконтроль, результаты (рис.1).

Рис.1.

Цели самостоятельной работы студентов многообразны. См. рис.2.

Рис.2.

Важным элементом в структуре является мотивация СРС.

Внутренняя мотивация определяется склонностью студента и его способностями к обучению в вузе.

Процессуальная (учебная) мотивация проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы.

Внешняя мотивация связана с наличием тесной зависимости профессиональной карьеры от результатов обучения в вузе.

Средствами, которые помогают студенту в процессе самостоятельной работы, являются методические указания, учебные пособия, список литературы и других источников информации.

Студенты в ходе самостоятельной работы являются активными участниками процесса познания, поэтому они должны осуществлять организацию и контроль своей деятельности.

Результатом СРС будет: углубление и расширение знаний; сформированный устойчивый интерес к познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания; развитие познавательных способностей.

Самостоятельная работа завершает решение задач всех этапов учебной работы, развивая у студентов навыки мыслительной деятельности и способность к разным видам мышления.

В большинстве зарубежных вузов соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, составляет 1:3,5. В российских вузах сложилась практика, при которой аудиторная и самостоятельная работа соотносятся как 1:1.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студентов. В зависимости от соотношения этих процессов различают три уровня самостоятельной работы студентов.

Самый простой уровень тренировочный. На этом уровне происходит решение задач по образцу. Целью тренировочных работ является закрепление знаний, формирование умений и навыков.

Более высокий уровень – это так называемые реконструктивные самостоятельные работы. В ходе этих работ могут предлагаться альтернативные решения, составляться планы, тезисы, может проводиться аннотирование, реферирование и т.п.

На самом высоком уровне выполняются творческие самостоятельные работы. Этот уровень требует от студентов умения самостоятельно произвести выбор средств и методов решения проблемы. Данный уровень, как правило, реализуется в ходе выполнения студентами учебно-исследовательских заданий, курсовых и дипломных проектов. На этом уровне можно использовать усложнённые формы самостоятельной работы, например: изготовление иллюстративного материала по изучаемой дисциплине, разработка индивидуальных контрольных заданий (тестов, лото, кроссвордов и др.), создание компьютерных контролирующих обучающих модулей и т.п.

Современная педагогическая наука и практика признают две организационные формы самостоятельной работы студентов: а) традиционная (внеаудиторная) и б) аудиторная под контролем преподавателя.

Очень важно правильно подойти к организации самостоятельной работы студентов. Процесс организации включает следующие этапы: отбор содержания, заданий, форм, методов и технологий; проверка их дидактической эффективности; разработка критериев оценки; собственно оценка, при необходимости – коррекция самостоятельной работы.

Организуя самостоятельную работу студентов, необходимо иметь в виду то, что многие из них могут столкнуться с определёнными трудностями при её выполнении. Наиболее распространённые трудности: 1) связаны с поиском необходимой информации об учебниках и учебных пособиях для самостоятельной работы; 2) отсутствием необходимых знаний, отражающих содержание понятий, категорий, определений и терминов; 3) неумением обобщать собранный материал; 4) отсутствием опыта в применении полученных знаний на практике и др.

Учитывая эти наиболее распространённые трудности, преподавателям следует осуществлять научную организацию и планирование самостоятельной работы; рационализацию режима учебного дня; совершенствование индивидуальной техники самостоятельной работы студентов на учебных занятиях различных видов, что предполагает, в частности, освоение студентами технологии конспектирования лекций, методики поиска необходимой литературы, техники её изучения (чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное чтение, быстрое чтение, углублённое чтение).

2. Направления дальнейшего совершенствования самостоятельной работы студентов.

Исходя из того, что объём самостоятельной работы студентов в вузах России имеет тенденцию к увеличению с целью доведения его (объёма) в структуре учебного процесса до уровня, принятого в мировой практике, необходимо определить пути её дальнейшего совершенствования. Представляется, что этот процесс пойдёт по следующим направлениям (рис.3).

 

Направления совершенствования самостоятельной работы студентов

 

 
 

Индивидуализация

 

Активизация

 

Разработка комплекса организационно-методических мероприятий по расширению
самостоятельной работы студентов

 

Создание альтернативных методических указаний и рекомендаций с учётом
индивидуальных стилей учебной деятельности студентов

  Издание альтернативных учебных пособий  

Расширение учебно-материальной базы для индивидуальных самостоятельных занятий

 

Использование различных форм стимулирования самостоятельной работы   Применение на лекциях и семинарских занятиях современных технологий, которые опираются на активную самостоятельную работу

 

Обмен опытом преподавателей на кафедре   Обсуждение опыта на факультете   Проведение научно-методических конференций и публикация рекомендаций  
                                       

 

Рис.3

Следует заметить, что добиться успеха в совершенствовании и развитии самостоятельной деятельности студентов можно лишь в том случае, если работа будет осуществляться одновременно по всем трём указанным направлениям.

Итак, поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса, то преподавателям предстоит акцентировать внимание студентов на том, что она непосредственно влияет на формирование таких квалификационных характеристик, как мобильность, умение самостоятельно оценивать и прогнозировать ситуацию, профессионально влиять на её дальнейший ход.

Организуя самостоятельную работу студентов, преподавателю целесообразно учитывать следующие рекомендации:

- Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

- Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

- Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи.

- Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

- Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

- Наиболее успешным в самостоятельной работе студентам можно присваивать статус «студент-консультант», используя их в дальнейшем в индивидуальной работе с более слабыми студентами.

- После завершения изучения учебной дисциплины и подведения итогов успеваемости целесообразно провести рефлексию дидактической эффективности использованных методов обучения и форм самостоятельной работы.

Вывод на новое качество подготовки специалистов учёные-педагоги вузов России видят в организации самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода их обучения, в наращивании её объёмов и усложнении форм и содержания.

Контрольные вопросы:

1. Приведите известные Вам определения самостоятельной работы студентов.

2. Дайте характеристику уровней самостоятельной работы студентов.

3. Приведите структуру самостоятельной работы студентов.

4. Назовите цели самостоятельной работы.

5. По каким направлениям пойдет совершенствование самостоятельной работы студентов?

Литература:

1. Педагогика и психология высшей школы. Ростов – на – Дону. 2002, с.124-136.

2. В.И. Качуровский. Теория и методика преподавания в высшей школе. Пермь, 2007. с. 17-23.

3. Абросимов А.Г. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов // Вестник РУДН. Серия «Информация образования», 2004, № 1, с.63-69.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.