Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-29 | 30 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Материалистический подход, основывается на утверждении материальных причин в развитии общества. Основные концепции подхода:
а) Концепция географического детерминизма (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), при родная среда, условия определяют жизнь и деятельность людей;
б) Концепция исторического материализма (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс), общественное бытие, материальное производство - основа общественной жизни.
в) Концепция технологического детерминизма (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу), определяющим фактором развития общества являются техника и технологии.
2. Идеалистический подход, основывается на признании нематериальных причин развития общества. Основные концепции подхода:
а) Объективный идеализм (Платон, Гегель), причина развития общества Абсолют, Идея, Разум, Дух.
б) Субъективный идеализм (Конт), причины развития общества - убеждения, идеи, воля людей.
в) Сциентизм (Конт, Монтескье, Вольтер, Ламетри, Гольбах, Руссо) причина развития и изменения - знание, умение.
3. Факторный подход, развитие общества нельзя объяснить одной причиной. Общество - многоуровневая система, поэтому следует определять группу решающих, в данный момент, факторов - причин.
4. Космологический подход, развитие человеческого общества обусловлено космическими факторами.
Понимание направленности человеческой истории:
* Человеческое общество деградирует, движется к упадку, распаду как и солнце (Гесиод, Платон: развитие общества идёт от золотого века).
* Исторический процесс цикличен (Гераклит, Эмпедокл, Д. Вико, у последнего циклы завершаются распадом). Теории культурно-исторических циклов в развитии общества придерживались: Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин.
|
* Человеческое общество прогрессирует (А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс). Прогресс определяется неоднозначно: в свободе, в технике и технологиях, в условиях жизни, в использовании энергии, в общении.
Теория общественно-экономических формаций (К, Маркс, "Капитал", "К критике политической экономии").
Концептуальные параметры общественно-экономической формации:
- развитие общества есть естественно-исторический процесс;
- основой развития является материальное производство, способ производства;
- в основе жизнедеятельности общества лежат отношения собственности;
- собственность есть не сам предмет, а есть система отношений между людьми;
- развитие человеческого (всего человечества) общества осуществляется по ступеням, уровням развития материального производства;
- основные типы формации:
а) первобытно-общинная;
б) рабовладельческая;
в) феодальная;
г) капиталистическая;
д) коммунистическая (социализм есть фаза коммунистической формации);
- всякая формация зиждется на соответствующем способе производства;
- формация заключает в себе базис (систему материального производства) и надстройку (общение, идеология, религия, наука, традиции и др.).
Развитие человеческого общества до коммунистической формации есть предыстория человечества, подлинная история начинается, по Марксу, тогда, когда исчезнут, отживут все "препоны" мешающие нормальному развитию и существованию людей. Прежде всего это произойдёт тогда, когда люди преодолеют отношений основанных на частной собственности (когда моё, твоё, не наше и т. п. исчезнут, когда исчезнет, соответственно, индивидуализм, эгоизм, преступность).
Теория научного коммунизма основывается на учении о классовой борьбе и теории общественно-экономических формаций.
Коммунизм, по Марксу, есть "энергический" принцип существования человека, есть положительное отрицание частной собственности и отношений эгоизма, есть справедливое и подлинно гуманное общество.
|
Концепции цивилизаций.
Теорию цивилизаций выдвинул английский историк, философ А. Д. Тойнби (1889 - 1975). Соч.: "Исследование истории".
Всемирная история есть совокупность отдельных, замкнутых социальных организаций - цивилизаций.
Культура — всё возделанное человеком. Различают материальную и духовную культуру общества. Культура, как способ существования человека имеет развитие. Человечество представляет собой множество взаимодействующих культур. Любой человек всегда продукт культурной среды.
Цивилизация - ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая система, которая зиждется на духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни людей.
Тойнби вначале насчитывал 21 цивилизацию, затем - 13.
История делится на два больших периода:
а) доцивилизационный (период становления, первобытное общество);
б) цивилизационный (возникновение, развитие и гибель локальных цивилизаций).
Цивилизационный период образуют лишь несколько цивилизаций.
Самая краткая классификация цивилизаций Тойнби включает пять типов:
1) западная;
2) православно-христианская;
3) исламская;
4) индуистская;
5) дальневосточная.
Разрушающее начало цивилизаций - отчуждённая масса населения, "внутренний пролетариат". Религии, верования выступают стабилизирующим, объединяющим фактором.
В теории культурных циклов. К. Ясперс (1883 - 1969; "Смысл и назначение истории") утверждает единство происхождения и единство развития человечества. Развитие мировой истории Ясперс связывает с "духовной составляющей", полагая духовную связь определяющей. Пробуждение Духа является началом истории, которое происходит тогда, когда общение людей выходит на экзистенциальный уровень. Ясперс считает, что другого объяснения параллелизма в развитии независимых друг от друга обществ, кроме как через духовный фактор - нет.
"Осевое время" Ясперса - это священная эпоха мировой истории, время формирования мировых религий.
Духовная основа человечества формируется одновременно и независимо друг от друга в трёх местах с 800 по 200 г. до н. э. - Европе, Индии, Китае.
Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Народы разделяются отношением к великому прорыву осевого времени.
|
Осевые народы - народы, которые заложили основы духовной сущности человека и его подлинной истории. К таким народам относятся, по Ясперсу, китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, и греки.
Все народы делятся на тех, основой формирования которых был мир, возникший в результате прорыва, и тех кто остался в стороне. Первые - исторические народы, вторые - народы первобытные.
Исторический прорыв связан у романо-германских народов с наукой и техникой. Они положили начало глобальной истории человечества.
Западный мир с самого начала, со времени греков, конституировался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Это противоречие - одна из форм расщепления духовного мира.
Данилевский Н. Я. (1822 - 1885) в понимании общества исходит из единого закона: всё развивается по единому закону - закону зарождения, расцвета и увядания. Данилевский выделяет 11 культурно-исторических типов человеческой истории. В основе каждой из культур в качестве её энергетического центра лежит национальное начало, способное к развитию благодаря сообщённой ему божественной энергии.
Гумилёв Л. Н. (1912 - 1992), разрабатывал глобальную концепцию мировой истории как историю взаимодействия народов (этносов), их формирования, подъёма и упадка. Гумилёв связывает в понимании развития общества природное и социальное в единый ряд. Этнос - есть социокультурная общность, зависимая от географических условий. Этносы входят в состав динамических систем как элементы природы, это природные образования, включающие культуру. "Этничность" есть универсальный признак человека. Этносы включены в более широкие системы - "суперэтносы" (например, "запад", "Мир ислама"). Единство этносов выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Этногенез определяется наличием разнообразия условий и собственно человеческих "компонентов". Этносы рождаются там, где налицо неповторимое сочетание элементов ландшафта. Формирование этноса необходимо связано с формированием дополнительного фактора - "фактора икс". "Фактор икс" у Гумилёва - пассионарность. Это особый эффект избытка биохимической энергии, проявляющейся в повышенной тяге людей к действию. Носители такого качества называются пассионариями, которые есть мощная активная движущая сила общества, способная к выбросу высокой энергии. Региональные места существования этносов, поэтому, имеют непосредственное значение и влияние на энергию пассионариев, на жажду их самоутверждения. Пассионарный толчок образует начальную точку этногенеза.
|
Т ехнократические концепции истории (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу).
Концепция стадий роста (У. Ростоу) основана определяющей роли в развитии общества техники, технологий. Уровень развития техники и технологий определяют стадии общественного развития.
1. Стадия "традиционного" общества (аграрное, примитивное общество с ручным трудом);
2. "Переходное общество" (появление изобретений, предприимчивых людей);
3. Стадия "сдвига" (формирование основных отраслей производства; 18 - 20 в.).
4. Стадия "зрелости" - индустриальное общество, высокий уровень развития науки и техники.
5. Стадия "высокого массового потребления" (высокое развитие бытовой техники, роботов).
К технологического детерминизма относятся концепции:
- индустриального общества;
- постиндустриального;
- технотронного;
- информационного.
Концепции выражающие технологический детерминизм исходят из стадиального понимания развития техники, технологического способа жизнедеятельности общества.
Методы познания общества.
Сюда относятся универсальные (философские), общенаучные и специально научные.
Особая значимость в исследовании социальных явлений и процессов принадлежит методам:
- диалектическому;
- математическим методам (теории вероятностей, статистическим методам);
- моделированию (математическому, глобальному);
- экспериментальным методам;
- синергетическому.
Данная группа методов свидетельствует о наличии научной методологии в понимании регулярностей развития человеческого общества.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Область философских исследований техники и технологий. Формируется в 60 -е годы 20 века. Впервые "философия техники" употребляется в одноимённом названии книги Эрнста Каппа в 1877 году. Представители: Ф. Дессауэр, Ф. Рапп, Ж. Эллюль, Х. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, П. К. Энгельмейер и др.
В России основоположником "философии техники" является Пётр Климентьевич Энгельмейер (1855 - после 1939 г. Соч.: "Технический итог 19 века", "Теория творчества", "Философия техники" В 4-х вып.). Своё учение Энгельмейер называет "техницизмом" - учением о пользе или "технологией технологий", а технику определяет как любое целенаправленное воздействие на материю. Человек у него - техническое животное.
|
В философии техники исследуются:
- техника, её развитие, закономерности, аспекты функционирования;
- техническое знание, специфика, процессы интеграции, регулярности взаимодействия, методологические аспекты;
- техносфера, её перспективы развития;
- вопросы взаимодействия науки и техники.
- вопросы нравственных проблем техники и общества;
- вопросы эстетики и техники, технической эстетики;
- вопросы и проблемы взаимодействия техники и культуры.
Сферы основных направлений исследования техники:
- техника и бытие;
- техника и социокультурный мир;
- техника и человек;
- техника и природа;
- техника и познание.
Техника:
а)совокупность инструментов, агрегатов, машин, орудий, аппаратов и т. п.;
б)мастерство, навыки, умение;
в)совокупность артефактов (искусственно созданных объектов).
Смысл техники заключается освобождении человека от власти природы, стихийных сил, в достижении практических целей. Техника есть средство, способ решения задач. Культурно-исторический смысл является главным параметром в понимании техники.
Существует и демоническое, разрушающее, отрицательное влияние (техника заключает в себе такую возможность) техники на человека и природу.
Техника классифицируется по функциям, по субстратным признакам, по видам использования энергии, по конструктивным особенностям и т. д.
Большое значение в исследованиях техники получила идея "технологического детерминизма".
Технологический детерминизм - это методологическая установка, которая определяющим фактором социально - экономического развития общества полагает технику и технологию, влияющих на изменение социальных структур, отношений, ценностей, социальной коммуникации. Установка легла в основу концепций индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества (работы Дж. К. Гэлбрейта, Д. Рибейро, З. Бжезинского, А. Тоффлера); на неё опирается идея технократии - установления власти технических специалистов, составляющих фундамент всей "техноструктуры" общества. "Техноструктура" становится отправной точкой принятия решений в дальнейшем движении общества.
В интерпретации техники доминируют три подхода: натуралистический (склонность человека к технике обусловлена генетически, и технические артефакты необходимы для освобождения от враждебных сил природы); волевой (техника есть власть, техническая воля к власти означает возможность господства и управления человека человеком); рациональный (от интеллекта, разума зависит совершенствование техники).
О сновные тенденции в развитии техники:
- тенденция усиления синтеза и интеграции технического и фундаментального знания;
- тенденция синтеза множества технологий в создании техническим систем;
- унификация деталей, узлов технических систем в плане их заменимости;
- усиление эстетических параметров;
- постоянное совершенствование материалов, их качеств;
- стремительное развитие информационных технологий;
- развитие автоматов и робототехники;
- развитие высоких технологий;
- развитие и совершенствование источников энергии;
- развитие технологий для улучшения здоровья и увеличение продолжительности жизни человека.
Методологические проблемы технического знания:
- проблема природы и специфики технического знания;
- проблема взаимодействия технического и гуманитарного знания;
- проблема тенденций и регулярностей развития технического знания;
- проблема знаковых форм и принципов организации технического знания;
- проблема влияния технического знания на мировоззрение.
Техническое знание обладает сложной системной организацией, включающее в своё содержание как естественные, так и искусственные объекты. Это знание о технических объектах, системах, которое подразделяется на:
а) знание конструирования технического объекта (конструктивное);
б) знание изготовления технического объекта (технологическое);
в) знание эксплуатации технического объекта (эксплуатационное);
г) научно-техническое знание;
д) метатехническое (знание о природе самого технического знания).
Таким образом, техническое знание может быть трёх типов. Соответственно различается на типы и инженерно-техническая деятельность.
Техническое знание составляет необходимый аспект всякой технической и технологической деятельности. Техническое творчество - центральный аспект инженерной деятельности.
Техническое знание, техническая деятельность имеют сложную многоуровневую структуру и составляют основу развития современного общества.
Информационные технологии стремительно развиваются. В зависимости от задач информационно - технические системы и устройства принимают самые разнообразные виды и функции: робототехнические, программные, адаптивные, интеллектуальные, информационно-поисковые, экспертные системы, системы автоматизированного проектирования.
Информационные технологии существенно меняют характер общения, быт, деятельность каждого человека современного общества.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!