Подходы в понимании причин развития общества. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Подходы в понимании причин развития общества.

2022-10-29 30
Подходы в понимании причин развития общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    1. Материалистический подход, основывается на утверждении материальных причин в развитии об­щества. Основные концепции подхода:

 а) Концепция географического детерминизма (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л. Мечников), при род­ная среда, условия определяют жизнь и деятельность людей;

б) Концепция исторического материализма (Л. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс),     обще­ственное бытие, материальное производство - основа общественной жизни.

в) Концепция технологического детерминизма (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу), определяющим фак­тором развития общества являются техника и технологии.

2. Идеалистический подход, основывается на признании нематериальных причин развития об­щества. Основные концепции подхода:

а) Объективный идеализм (Платон, Гегель), причина развития общества Абсолют, Идея, Разум, Дух.

б) Субъективный идеализм (Конт), причины развития общества - убеждения, идеи, воля людей.

в) Сциентизм (Конт, Монтескье, Вольтер, Ламетри, Гольбах, Руссо) причина развития и измене­ния - знание, умение.

3. Факторный подход, развитие общества нельзя объяснить одной причиной. Общество - многоуров­невая система, поэтому следует определять группу решающих, в данный момент, факто­ров - причин.

4. Космологический подход, развитие человеческого общества обусловлено космическими фактора­ми.

Понимание направленности человеческой истории:

* Человеческое общество деградирует, движется к упадку, распаду как и солнце (Гесиод, Платон: развитие общества идёт от золотого века).

* Исторический процесс цикличен (Гераклит, Эмпедокл, Д. Вико, у последнего циклы завершаются распадом). Теории культурно-исторических циклов в развитии общества придерживались: Н. Я. Да­нилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин.

* Человеческое общество прогрессирует (А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Гердер, Г. Гегель, К. Маркс). Прогресс определяется неоднозначно: в свободе, в технике и технологиях, в условиях жизни, в ис­пользовании энергии, в общении.

Теория общественно-экономических формаций (К, Маркс, "Капитал", "К критике политической эко­номии").

Концептуальные параметры общественно-экономической формации:

- развитие общества есть естественно-исторический процесс;

- основой развития является материальное производство, способ производства;

- в основе жизнедеятельности общества лежат отношения собственности;

- собственность есть не сам предмет, а есть система отношений между людьми;

- развитие человеческого (всего человечества) общества осуществляется по ступеням, уровням раз­вития материального производства;

- основные типы формации:

а) первобытно-общинная;

б) рабовладельческая;

в) феодальная;

г) капиталистическая;

д) коммунистическая (социализм есть фаза коммунистической формации);

- всякая формация зиждется на соответствующем способе производства;

- формация заключает в себе базис (систему материального производства) и надстройку (общение, идеология, религия, наука, традиции и др.).

Развитие человеческого общества до коммунистической формации есть предыстория человечества, подлинная история начинается, по Марксу, тогда, когда исчезнут, отживут все "препоны" мешаю­щие нормальному развитию и существованию людей. Прежде всего это произойдёт тогда, когда люди преодолеют отношений основанных на частной собственности (когда моё, твоё, не наше и т. п. ис­чезнут, когда исчезнет, соответственно, индивидуализм, эгоизм, преступность).

Теория научного коммунизма основывается на учении о классовой борьбе и теории общественно-экономических формаций.

Коммунизм, по Марксу, есть "энергический" принцип существования человека, есть положитель­ное отрицание частной собственности и отношений эгоизма, есть справедливое и подлинно гуман­ное об­щество.

Концепции цивилизаций.

Теорию цивилизаций выдвинул английский историк, философ А. Д. Тойнби (1889 - 1975). Соч.: "Ис­следование истории".

Всемирная история есть совокупность отдельных, замкнутых социальных организаций - цивилиза­ций.

Культура — всё возделанное человеком. Различают материальную и духовную культуру общества. Культура, как способ существования человека имеет развитие. Человечество представляет собой множество взаимодействующих культур. Любой человек всегда продукт культурной среды.

Цивилизация - ограниченная во времени и пространстве культурно-историческая система, которая зиждется на духовной, общественно-политической и хозяйственной жизни людей.

Тойнби вначале насчитывал 21 цивилизацию, затем - 13.

История делится на два больших периода:

а) доцивилизационный (период становления, первобытное общество);

б) цивилизационный (возникновение, развитие и гибель локальных цивилизаций).

Цивилизационный период образуют лишь несколько цивилизаций.

Самая краткая классификация цивилизаций Тойнби включает пять типов:

1) западная;

2) православно-христианская;

3) исламская;

4) индуистская;

5) дальневосточная.

Разрушающее начало цивилизаций - отчуждённая масса населения, "внутренний пролетариат". Рели­гии, верования выступают стабилизирующим, объединяющим фактором.

В теории культурных циклов. К. Ясперс (1883 - 1969; "Смысл и назначение истории") утверждает единство происхождения и единство развития человечества. Развитие мировой истории Ясперс свя­зывает с "духовной составляющей", полагая духовную связь определяющей. Пробуждение Духа яв­ляется началом истории, которое происходит тогда, когда общение людей выходит на экзистенци­альный уровень. Ясперс считает, что другого объяснения параллелизма в развитии независимых друг от друга обществ, кроме как через духовный фактор - нет.

"Осевое время" Ясперса - это священная эпоха мировой истории, время формирования мировых ре­лигий.

Духовная основа человечества формируется одновременно и независимо друг от друга в трёх ме­стах с 800 по 200 г. до н. э. - Европе, Индии, Китае.

Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Народы разделяются отношением к великому прорыву осевого времени.

Осевые народы - народы, которые заложили основы духовной сущности человека и его подлинной истории. К таким народам относятся, по Ясперсу, китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, и греки.

Все народы делятся на тех, основой формирования которых был мир, возникший в результате про­рыва, и тех кто остался в стороне. Первые - исторические народы, вторые - народы первобытные.

Исторический прорыв связан у романо-германских народов с наукой и техникой. Они положили на­чало глобальной истории человечества.

Западный мир с самого начала, со времени греков, конституировался в рамках внутренней полярно­сти Запада и Востока. Это противоречие - одна из форм расщепления духовного мира.

  Данилевский Н. Я. (1822 - 1885) в понимании общества исходит из единого закона: всё развивается по единому закону - закону зарождения, расцвета и увядания. Данилевский выделяет 11 культур­но-исторических типов человеческой истории. В основе каждой из культур в качестве её энергетическо­го центра лежит национальное начало, способное к развитию благодаря сообщённой ему божествен­ной энергии.

Гумилёв Л. Н. (1912 - 1992), разрабатывал глобальную концепцию мировой истории как историю взаи­модействия народов (этносов), их формирования, подъёма и упадка. Гумилёв связывает в пони­мании развития общества природное и социальное в единый ряд. Этнос - есть социокультурная общ­ность, зависимая от географических условий. Этносы входят в состав динамических систем как эле­менты природы, это природные образования, включающие культуру. "Этничность" есть универсаль­ный признак человека. Этносы включены в более широкие системы - "суперэтносы" (например, "запад", "Мир ислама"). Единство этносов выражается в общности фундаментальных стереотипов поведения. Этногенез определяется наличием разнообразия условий и собственно че­ловеческих "компонентов". Этносы рождаются там, где налицо неповторимое сочетание элементов ландшафта. Формирование этноса необходимо связано с формированием дополнительного факто­ра - "фактора икс". "Фактор икс" у Гумилёва - пассионарность. Это особый эффект избытка биохи­мической энер­гии, проявляющейся в повышенной тяге людей к действию. Носители такого каче­ства называются пассионариями, которые есть мощная активная движущая сила общества, способ­ная к выбросу высо­кой энергии. Региональные места существования этносов, поэтому, имеют не­посредственное значе­ние и влияние на энергию пассионариев, на жажду их самоутверждения. Пас­сионарный толчок обра­зует начальную точку этногенеза.

Т ехнократические концепции истории (Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу).

Концепция стадий роста (У. Ростоу) основана определяющей роли в развитии общества техники, тех­нологий. Уровень развития техники и технологий определяют стадии общественного развития.

1. Стадия "традиционного" общества (аграрное, примитивное общество с ручным трудом);

2. "Переходное общество" (появление изобретений, предприимчивых людей);

3. Стадия "сдвига" (формирование основных отраслей производства; 18 - 20 в.).

4. Стадия "зрелости" - индустриальное общество, высокий уровень развития науки и техники.

5. Стадия "высокого массового потребления" (высокое развитие бытовой техники, робо­тов).

К технологического детерминизма относятся концепции:

- индустриального общества;

- постиндустриального;

- технотронного;

- информационного.

Концепции выражающие технологический детерминизм исходят из стадиального понимания разви­тия техники, технологического способа жизнедеятельности общества.

Методы познания общества.

Сюда относятся универсальные (философские), общенаучные и специально научные.

Особая значимость в исследовании социальных явлений и процессов принадлежит методам:

- диалектическому;

- математическим методам (теории вероятностей, статистическим методам);

- моделированию (математическому, глобальному);

- экспериментальным методам;

- синергетическому.

Данная группа методов свидетельствует о наличии научной методологии в понимании регулярно­стей развития человеческого общества.

 

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Область философских исследований техники и технологий. Формируется в 60 -е годы 20 века. Впервые "философия техники" употребляется в одноимённом названии книги Эрнста Каппа в 1877 году. Представители: Ф. Дессауэр, Ф. Рапп, Ж. Эллюль, Х. Ортега-и-Гассет, О. Шпенглер, П. К. Энгельмейер и др.

В России основоположником "философии техники" является Пётр Климентьевич Энгельмейер (1855 - после 1939 г. Соч.: "Технический итог 19 века", "Теория творчества", "Философия техники" В 4-х вып.). Своё учение Энгельмейер называет "техницизмом" - учением о пользе или "технологией технологий", а технику определяет как любое целенаправленное воздействие на материю. Человек у него - техническое животное.

В философии техники исследуются:

- техника, её развитие, закономерности, аспекты функционирования;

- техническое знание, специфика, процессы интеграции, регулярности взаимодействия, методологические аспекты;

- техносфера, её перспективы развития;

- вопросы взаимодействия науки и техники.

- вопросы нравственных проблем техники и общества;

- вопросы эстетики и техники, технической эстетики;

- вопросы и проблемы взаимодействия техники и культуры.

Сферы основных направлений исследования техники:

- техника и бытие;

- техника и социокультурный мир;

- техника и человек;

- техника и природа;

- техника и познание.

Техника:

а)совокупность инструментов, агрегатов, машин, орудий, аппаратов и т. п.;

б)мастерство, навыки, умение;

в)совокупность артефактов (искусственно созданных объектов).

Смысл техники заключается освобождении человека от власти природы, стихийных сил, в достижении практических целей. Техника есть средство, способ решения задач. Культурно-исторический смысл является главным параметром в понимании техники.

Существует и демоническое, разрушающее, отрицательное влияние (техника заключает в себе такую возможность) техники на человека и природу.

Техника классифицируется по функциям, по субстратным признакам, по видам использования энергии, по конструктивным особенностям и т. д.

Большое значение в исследованиях техники получила идея "технологического детерминизма".

Технологический детерминизм - это методологическая установка, которая определяющим фактором социально - экономического развития общества полагает технику и технологию, влияющих на изменение социальных структур, отношений, ценностей, социальной коммуникации. Установка легла в основу концепций индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества (работы Дж. К. Гэлбрейта, Д. Рибейро, З. Бжезинского, А. Тоффлера); на неё опирается идея технократии - установления власти технических специалистов, составляющих фундамент всей "техноструктуры" общества. "Техноструктура" становится отправной точкой принятия решений в дальнейшем движении общества.

В интерпретации техники доминируют три подхода: натуралистический (склонность человека к технике обусловлена генетически, и технические артефакты необходимы для освобождения от враждебных сил природы); волевой (техника есть власть, техническая воля к власти означает возможность господства и управления человека человеком); рациональный (от интеллекта, разума зависит совершенствование техники).

 

О сновные тенденции в развитии техники:

- тенденция усиления синтеза и интеграции технического и фундаментального знания;

- тенденция синтеза множества технологий в создании техническим систем;

- унификация деталей, узлов технических систем в плане их заменимости;

- усиление эстетических параметров;

- постоянное совершенствование материалов, их качеств;

- стремительное развитие информационных технологий;

- развитие автоматов и робототехники;

- развитие высоких технологий;

- развитие и совершенствование источников энергии;

- развитие технологий для улучшения здоровья и увеличение продолжительности жизни человека.

 

Методологические проблемы технического знания:

- проблема природы и специфики технического знания;

- проблема взаимодействия технического и гуманитарного знания;

- проблема тенденций и регулярностей развития технического знания;

- проблема знаковых форм и принципов организации технического знания;

- проблема влияния технического знания на мировоззрение.

  Техническое знание обладает сложной системной организацией, включающее в своё содержание как естественные, так и искусственные объекты. Это знание о технических объектах, системах, которое подразделяется на:

а) знание конструирования технического объекта (конструктивное);

б) знание изготовления технического объекта (технологическое);

в) знание эксплуатации технического объекта (эксплуатационное);

г) научно-техническое знание;

д) метатехническое (знание о природе самого технического знания).

Таким образом, техническое знание может быть трёх типов. Соответственно различается на типы и инженерно-техническая деятельность.

Техническое знание составляет необходимый аспект всякой технической и технологической деятельности. Техническое творчество - центральный аспект инженерной деятельности.

Техническое знание, техническая деятельность имеют сложную многоуровневую структуру и составляют основу развития современного общества.

Информационные технологии стремительно развиваются.  В зависимости от задач информационно - технические системы и устройства принимают самые разнообразные виды и функции: робототехнические, программные, адаптивные, интеллектуальные, информационно-поисковые, экспертные системы, системы автоматизированного проектирования.

Информационные технологии существенно меняют характер общения, быт, деятельность каждого человека современного общества.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.