Гносеология . Философия познания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Гносеология . Философия познания

2022-10-29 27
Гносеология . Философия познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гносеология (теория познания) сфера исследований принципов, закономерностей, проблем истинности, пределов и возможностей познавательной деятельности.

Как учение о всеобщих, универсальных связях и регулярностях гносеология - один из важнейших разделов философии наряду с онтологией, антропологией и т. д.

Эпистемология употребляется как:

а) синоним термина гносеология;

б) как раздел гносеологии, связанный только с анализом научного познания (К. Поппер, Т. Кун, Ж. Пиаже).

Эпистема (у М. Фуко) - общее пространство знания, способ фиксации порядка бытия.

В структуре теории познания следует выделять:

- структуру процесса познания (субъект, объект);

- формы, средства, методы осуществления познавательной деятельности;

- познавательные способности (чувственные, рациональные, интуитивные);

- мотивы, цели;

- достоверность, истинность результата;

- практическую значимость;

- степень предвосхищения, предсказания (свойств, связей, взаимодействий).

Теория познания противостоит концепции агностицизма (непознаваемый), отрицающей постижение мира, допускающая в принципе непознаваемые объекты (Д.Юм, И. Кант).

Д. Юм (1711 - 1776) - утверждал, что причина и следствие не тождественны, следствие отличается от причины и, поэтому, не может быть в ней выявлено до конца. Доказать существование причинно-следственных связей невозможно, они не выводимы из опыта (апостериорно) и они не устанавливаемы и логически (априорно). Мы не не можем "проникать" за пределы субъективной причинности (воображаемой, ожидаемой).

И. Кант (1724 - 1824) - считал: вещи существуют независимо от субъекта (объективно). Среди всех вещей существуют "вещи-в-себе" в принципе непознаваемые, недоступные для человека (Бог, Душа, Бессмертие, Мир как целое).

Разновидности агностицизма: концепция "физиологического идеализма" (И. Мюллер); "теория иероглифов" или "теория символов" (Г. Гельмгольц); конвенционализм.

Конвенционализм (конвенция - договор, соглашение) сформировался в конце 19 начале 20 века - А. Пуанкаре (1854 - 1912) и означает философскую позицию в познании, согласно которой истинные утверждения, теории, понятия являются результатом соглашения, поскольку научные законы имеют условное, символическое значение.

Главное расхождение агностицизма, современной теории познания в том, познаваема ли сущность материальных систем, возможно ли через явления получать (выводить) достоверные знания о сущности познаваемых объектов.

Познание есть практический процесс постижения объективной реальности с целью приобретения и развития знания посредством идеального воспроизведения, моделирования свойств и связей.

Объект познания - весь окружающий мир, отдельные его предметы.

Субъектом познания выступает живая, конкретная личность, как представитель и носитель конкретной культуры общества. В широком смысле - субъектом познания является всё человечество.

Философию тождества субъекта ("Я") и объекта ("Не-Я") развивал Ф. Шеллинг

Наиболее существенные стороны познавательной деятельности:

- информационная (всякое познание заключает получение и переработку информации);

- энергетическая (связано с энергетическими затратами субъекта);

- практическая (возможность использования);

- мировоззренческая (влияние на формирование или изменение картины мира).

Принципы познания:

- принцип связи;

- принцип противоречивости;

- принцип развития;

- принцип практики;

- принцип историзма;

- принцип познаваемости;

- принцип конкретности;

- принцип единства исторического и логического;

- принцип отражения;

- принцип объективности;

- принцип системности.

Различают обыденное, художественно-образное, религиозно-мистическое, научное познание.

 

Уровни познавательной деятельности.

а) эмпирический (не систематизированный, основанный на чувственных способностях и опыте);

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Абсолютизация опыта, чувственности, отрицание роли мышления.

б) теоретический (систематизированный, основанный на мыслительных способностях, действиях, процедурах).

Теоретизм - направление в теории познания, основанное на систематическом знании, теории.

Схоластическое теоретизирование - оторванный от жизни, догматический способ мышления, доказательства.

Приёмы схоластического теоретизирования:

- цитатничество;

- начётничество;

- компилятивность (не критическое заимствование);

- комментаторство;

- экзегетика (произвольное, не по сути, толкование);

- игра в дефиниции;

- классификаторство;

- перетасовка фактов.

Форма познавательной деятельности - это способ её организации, включающий собственные методы, приёмы и средства. Способ организации знания может быть представлен в виде классификации, закона, теории, принципа.

Философское познание относится к верхнему слою теоретического уровня и подразделяется на философское эмпирическое (фактуальное или конкретно-всеобщее, например, "всё течёт всё изменяется"), философское теоретическое и метафилософское (генетическо-эволюционные аспекты развития самого познания и мировоззрения, рефлексия самой философии).

Познание всегда имеет дело с фактами, с реальными конкретными событиями.

Факт как событие - есть нечто свершившееся, поэтому факт может иметь разную интерпретацию.

Факт может быть истолкован как:

- материально-практическое действие;

- языковое высказывание;

- чувственный образ.

Установление факта требует целого комплекса процедур, инструментария, методологии.

Теоретическое познание, теоретический уровень означает переработку непосредственно получаемой информации посредством рациональных способностей.

Рациональные способности:

- абстрагирование (отвлечение от объекта его свойств);

- идеализация (превращение объекта, предмета в нематериальный образ, конструкцию, например, геометрическая точка, или обозначение города на карте);

- анализ;

- синтез;

- обобщение;

- аналогия.

Одной из форм познания является интуиция - непосредственное усмотрение сущности.

Интуиция может быть мистической, рациональной (интеллектуальной), которая не заменяет научного доказательства.

К основополагающим логическим формам мышления (теоретического уровня познания)относятся:

- понятия;

- суждения;

- умозаключения;

- гипотезы;

- законы;

- теории.

 

Истина и заблуждение.

Истина - фундаментальное мировоззренческое понятие и проблема.

Истина есть адекватное действительности, достоверное знание.

Существенные характеристики истины:

- полезность;

- достоверность;

- эффективность;

- конкретность.

Основные стороны истинного знания:

- предметно-субстратная;

- ценностная (аксиологическая);

- практическая;

Формы истины (по характеру отражаемого объекта, по видам реальности и др. параметрам):

- предметная истина;

- экзистенциальная истина (истина существования);

- операциональная (инструментальная);

- концептуальная;

- научная;

- повседневная (обыденная);

- логическая;

- абсолютная;

- относительная.

Абсолютная истина - полное, завершённое знание объекта, которое никогда не может быть подвергнуто сомнению, т.е. установленное навсегда. Реально такого знания не может быть, отсюда абсолютная истина - бесконечное приближение к полному, неопровержимому, исчерпывающему знанию.

Относительная истина - результат конкретно-исторического исследования объекта. Фиксированное на данный момент знание объекта. Неполное, незавершённое знание.

Относительная истина отличается, как объективное знание от заблуждения и лжи.

Заблуждение - непреднамеренное искажение знания, факта или непреднамеренное установление несоответствия знания объекту. Причины заблуждений многообразны.

Ложь - преднамеренное искажение знания, факта или преднамеренное установление несоответствия знания объекту. Преднамеренное действие искажения есть свидетельство неискренности и злонамеренности. Лгать - означает совершать грех.

Вера есть принятие за истину какого-либо знания за истину без всяких оснований.

Вера в сфере рационального мышления не может быть отброшена (вера не мистическая, не оккультная). Для рациональной веры характерны убеждённость, уверенность, доверие.

 

  НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Деятельность направленная на производство обоснованного знания с целью практического использования, а так же с целью предсказания, предвидения.

Науку следует понимать в трёх аспектах:

1) как познавательную деятельность;

2) систему полученного, готового знания (гипотеза, теория, научная картинв мира);

3) социальный институт (совокупность организаций, учреждений, НИИ, лабораторий, сотрудников).

Признаки научности:

- объективность;

- системность;

- применимость;

- использование математических средств, методов;

- планируемый эксперимент;

- логическая обоснованность, доказательность;

- наличие предвосхищения, предсказания;

- наличие единиц измерения, систем измерений;

- запрет на плагиат, на повтор.

Объективность и системность - главные признаки науки.

Существенно-важным аспектом научной деятельности является техника, технический инструментарий, дающий возможность измерения, эксперимента, технологий обработки и использования информации.

Научный метод.

Система, совокупность приёмов, правил, процедур, средств решения научной задачи.

Метод включает в себя:

- определение, постановку цели, задачи;

- разработку элементов, этапов осуществления цели;

- описание реальной ситуации;

- определение операций и средств;

- обработку результатов.

Метод заключает в себе объективное, операциональное, аксиологическое и праксеологическое содержание.

Методы подразделяются на:

- частнонаучные;

- междисциплинарные;

- общенаучные;

- универсальные (философские);

на эмпирические и теоретические.

Эмпирические: наблюдение, измерение, эксперимент, описание, классификация.

Теоретические: дедукция, системный метод, синергетический метод, метод теории вероятностей и др.

Общелогические методы и приёмы научного исследования:

- абстрагирование;

- идеализация;

- обобщение;

- аналогия;

- моделирование;

- индукция.

 

Наблюдение.

Преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленноет задачей. Наблюдение основано на чувственных способностях (ощущение, восприятие, представление).

Наблюдение как научный метод следует отличать от наблюдения как процесса восприятия, созерцания. Наблюдение применяется там, где невозможен или затруднён эксперимент (например, в астрофизике, вулканологии).

Программа научного наблюдения включает:

- определение цели, задачи;

- выбор объекта;

- определение условий наблюдения;

- выбор способа, средств наблюдения;

- процедуры наблюдения;

- определение способа фиксации и оценки параметров наблюдения;

- обработка данных и интерпретация результатов.

Наблюдение должно быть интерсубъективным (должна быть возможность повтора наблюдения другим субъектом). Наблюдения редких явлений требуют особой внимательности. Наблюдение может быть количественным, качественным, непосредственным, опосредованным, функциональным, структурным, цикличным.

Измерение.

Измерение есть процесс определения отношения измеряемой величины, к другой величине, принятой за единицу. Имеет цель нахождение, определение числового значения.

Различают прямое измерение (линейкой, метром) и косвенное (например, лошадиной силы). В науке измерения многообразны: вещества, энергии, длительности, протяжённости, ритмичности и т.д. Для любого измерения требуется единицы измерения, инструментарий и условия.

Эксперимент.

Метод научного познания, основанный на фиксации и контроле параметров, условий исследования, заданных самим экспериментатором. Постановка задачи и интерпретация данных определяются на основаниях соответствующей теории.

Эксперимент используется особенно тогда, когда необходимо изучение скрытых связей и свойств. Родоначальниками экспериментальной науки являются Ф. Бэкон, Г. Галилей.

Эксперименты различаются на проверочные и поисковые. Эксперимент называется модельным если реальный объект заменяется аналогом, копией. Результаты модельных экспериментов (и других) переносятся (экстраполируются) на реальные. Если объектом является реальный объект, то такой эксперимент называется прямым.

Описание и объяснение как методы, приёмы исследования состоят в фиксации и обработки данных (наблюдения, эксперимента).

Различают описание и объяснение единичных фактов или событий и описание, объяснение регулярностей. Объяснение и описание требуют определённых оснований, теоретической базы, поэтому следует строго отностся к данным способам познавательной деятельности.

Объяснение и описание по сути означают перевод результатов в знаковую форму.

Классификация - существенный этап в научном познании. Классификация заключается в операции разложения или выделения однотипных элементов некоторого множества объектов и в объединении данных элементов в единую последовательность.

Классификация есть способ установления связей и зависимостей между элементами (например, классификация элементов в таблице Менделеева).

Классификации подразделяются на виды:

- естественные;

- искусственные;

- описательные;

- сущностные;

- формальные;

- содержательные.

Классификации могут быть выражены в разной символической форме: текста, таблицы, схемы, алгоритма, формулы.

Высшей классификацией является систематизация, определение целостного единства, интегральных связей множества объектов.

Систематизации осуществляются на основе принципа системности, на основе теории систем.

Сравнение. Сходство, совпадение свойств, предметов называется аналогией. Собственно аналогия есть метод основанный на процедуре сравнения. Степеней гомологий и изоморфизмов существует множество. Предельный случай сходства называется тождеством.

   Основные свойства отношения тождества - рефлективность, симметричность, транзитивность, которые составляют его логический смысл и изучаются в системе формальной логики.

Индукция.

Есть способ вывода, получения общего знания на основе исследования отдельных элементов множества. От частного к общему - суть индуктивного умозаключения.

Виды индукции:

1. Индукция через простое перечисление или популярная индукция (полная индукция);

2. Неполная (выборочная) индукция;

3. Научная (на знании причинно-следственных связей).

Дедукция.

Способ получения конкретного знания из общего. Формула дедукции - от общего к частному. Метод построения дедуктивных теорий называется аксиоматическим.

Анализ - операция расчленения или разделения объекта на простые элементы. Зависит от характера объекта, условий и задачи.

Синтез - операция объединения элементов, частей в единое целое. Как приёмы мышления анализ и синтез широко применимы и используются в зависимости от задач.

Формализация.

Метод изучения объекта посредством отображения содержания в знаковой форме какого-либо искусственного языка. Формализовать - значит перевести данные опыта на язык формул, логических символов.

Математизация.

Означает перевод данных на язык математических средств, формирование математической конструкции объекта. Математизация позволяет обнаруживать числовые зависимости, определять количественный смысл параметров объекта, позволяет сравнивать и прогнозировать свойства и состояния объекта.

Моделирование.

Метод исследования объектов на аналогах, имитации его структур, функций. Воссоздание оригинала-объекта может быть различным. Модели бывают материальные, идеальные, структурные, функциональные. К идеальным моделям относятся схемы, графы, карты, формулы, чертежи. Модели различаются и по типу дисциплинарных исследований: физические, биологические, кибернетические, химические, технические, математические и др.

В моделировании различают два типа знания:

а) знание о действии модели, её структуры, функционирования;

б) знание о изготовлении, создания модели.

В конце 60-х г. 20 века возникает область научных исследований цель которой - глобальное моделирование (по инициативе А. Печчёи в 1968 г. был создан "Римский клуб"). В докладах Римского клуба (Дж.Форрестора, Д.Медоуза, М. Месаровича, Э. Пестеля, Э Ласло и др.) В глобальном моделировании получили применение синергетические методы.

Гипотеза.

Это обоснованное предположение, допущение. Содержание гипотезы - вероятностное знание. Гипотезы могут быть описательными, объяснительными, эмпирическими, теоретическими, частными и общими. Главное условие выдвижения гипотезы - принципиальная возможность её проверки. Гипотезы, которые в данный момент не могут быть проверены не должны отбрасываться, необходим взвешенный, всесторонний её анализ.

Пути доказательства гипотез:

1) поиск скрытой причины, на которую указывает данная гипотеза;

2) исключение в ходе проверки всех остальных;

3) выведение данной гипотезы из более общих, фундаментальных положений.

Способом доказательства гипотезы выступает верификация (система, способ проверки) и фальсификация (как альтернативный способ) - опровержение гипотезы на основе противоречащих фактов (ввёл К. Р. Поппер).

Теория.

Системно организованное знание о каких либо закономерностях. Единство теоретической системы знания - центральная характеристика.

Структурные компоненты теории:

- эмпирическое знание фактов или эмпирическая основа;

- исходные допущения, постулаты, аксиомы, основоположения;

- принципы и правила логического вывода и доказательства;

- совокупность языковых терминов и предложений;

- совокупность следствий и выводов, вытекающих из данной теории.

Теории различаются на:

- генетические;

- структурные;

- функциональные.

Необходимые требования предъявляемые к научным теориям:

1) требование внутренней непротиворечивости;

2) требование внешней непротиворечивости, исключение противоречий с другими фрагментами теоретического знания;

3) дублирующие исходные понятия должны быть исключены;

4) теория должна содержать возможность практического применения.

Любая теория зиждется на основаниях, исходных основоположениях, внешних и внутренних.

В теориях различают собственные основания (исходные термины и предложения данной теории) и философские (принципы и категории философии).

Различают два основных способа развития научных теорий:

а) эволюционный (постепенное усовершенствование, приращение нового);

б) революционный (скачкообразный переход к новой теории).

Главный принцип научного познания - принцип единства теории и практики.

Теория не имеющая практических целей - бесплодна и никчёмна.

Для науки губителен и узкий прагматизм.

Если практика есть критерий истинности теории, то подлинная научная теория есть подтверждение (критерий) правильности самой практики.

Роль теории в отношении практики не следует абсолютизировать.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.