Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-29 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
Из Стагиры. Ученик Платона, 20 лет (по другим сведениям 17 лет) провел в платоновской академии (сначала учеником, затем преподавателем академии. Аристотель в течении трех лет был учителем Александра Македонского и пользовался его уважением ("Я чту Аристотеля наравне со своим отцом"). Создал собственную философскую школу - ликей (по имени названия места занятий посвящённому Аполлону Ликейскому). Школа имеет название - "перипатетической" (прогуливающиеся во время занятий).
Аристотель - выдающийся, универсальный мыслитель античности, философ-энциклопедист, создатель системы формальной логики, по которой Европа обучалась вплоть до 19 века.
Сочинения Аристотеля:
"Первая философия" (Метафизика);
"О Душе";
"Категории";
"Топика";
"Аналитика";
"Этика";
"Поэтика";
"Никомахова Этика";
"О софистических опровержениях";
"Физика";
" Риторика"; и мн. др.
Философия.
Виды философии по Аристотелю:
-умозрительная (теоретическая): первая философия (метафизика); вторая философия (натурфилософия); математика;
- практическая: этика; экономика; политика;
- пойэтическая (изобразительная): поэтика; риторика; искусство.
Логика у Аристотеля выступает как инструмент всякой философии и всякого познания.
Философия есть наука о началах и причинах бытия. Основные роды причин:
материальная (субстрат, материя тела);
формальная (активное проявление формы);
действующая (производящая движение);
целевая ( конечная, финальная: то ради чего). Мы не знаем истины, не зная причины.
"Первая философия", или метафизика исследует сверхчувственное и сверхощущаемое посредством категориального анализа сущего, а также возможность и действительность предметов бытия. В "первой философии" "Форма" очень близка, "похожа" на "сущность".
|
Платон мне друг но истина дороже - утверждал Аристотель. Платон делает ошибку, удваивая мир, отрывая идеи (бестелесные сущности от вещей) от вещей. Сущность вещи и ее идея должны быть вместе. Чистых идей не связанных с действительностью не существует.
Бытие может быть выражено и характеризуется десятью категориями:
сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.
Материя, по Аристотелю. это потенция ограниченная формой. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное.
Душа носитель сознания и ведает функциями организма.
Три уровня (типы) души: растительный, животный, разумный.
Бог, по Аристотелю, вечный Перводвигатель, источник Первопричины, наделяющий все тела их спецификой, то есть особой формой. Бог - высший создатель форм. Форма заключает в себе активное начало.
Государство. Наилучшей формой государства является полития (государство среднего класса), синтез умеренной олигархии и умеренной демократии.
Всего у Аристотеля выделяется шесть типов государства:
Монархия,
Тирания,
Аристократия,
Олигархия,
охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и полития.
Логика Аристотеля.
Способ, инструментарий мышления. Наука о правилах мышления (топика).
Логические труды Аристотеля в совокупности называются "Органоном". Исследование начал умозаключения есть дело философа.
Аристотель формулирует принципы и законы логического мышления (формально-логические законы), разработал систему силлогизмов (правил вывода умозаключений). Самое достоверное из все начал по Аристотелю: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и тоже время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении".
|
Средневековая философия.
Патристика.
Начальный период средневековой философии (4 - 8 в.)
Совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви) 2 - 8 вв. Представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Августин, Боэций, Иоанн Дамаскин.
Этапы патристики:
1. Апологетика (2 - 3 вв.).
2. Классическая патристика (4 - 5 вв.).
3. Заключительный этап (6 - 8 вв.).
Патристика разделилась на западную (где сочинения "отцов" церкви писались на латинском языке) и восточную (где труды писались на греческом языке: Августин, Иоанн Златоуст).
Проблематика патристики:
- Защита христианского вероучения;
- Сакрализация философии, философское умозрение должно служить для разъяснения священного писания - библии;
- Проблема соотношения веры и разума, идея откровения;
- Главная проблема - проблема доказательства существования бытия Бога;
- Проблема бессмертия души;
- Проблема добра и зла;
- Проблема соотношения Мира и Бога
Августин Аврелий.
(Блаженный, 354 - 430 гг.) Виднейший представитель Отцов церкви.
Выступал против ересей (христианского инакомыслия): манихейства, гностицизма.
Соч.: "О троице", "О Граде божьем", "Исповедь".
Учение Августина:
Бог сотворил материю, природу. Бог - Всемогущ, Всесилен, Невещественен, Бесконечен, Высшее Благо, Творец.
Существует два Града (два государства): божественный и земной. К первому относятся все верные Богу существа, добрые ангелы, истинные христиане и добродетельные люди. Все связанные грехом, идущие путями заблуждений относятся к граду земному. Земной град это вся история человечества. В будущем если люди не приобщатся к жизни по "Духу" будут осуждены на вечные муки.
Схоластика.
а) Продолжение патристики, второй этап средневековой философии (8 - 14 вв.).
б) Способ догматического мышления, доказательства.
Переход к схоластике связан с философско-теологической деятельностью Северина Боэция (480 - 524), который перевел с древнегреческого на латинский язык наиболее значимые произведения Аристотеля и ввел в употребление такие важные для христианства понятия как: "атрибут", "акциденция", "дефиниция", "субстанция", "эссенция", "эманация". Сочинение Боэция: "Утешение философией".
|
Виднейшие представители схоластической философии:
реалисты - Иоанн Скот Эриугена (810 -877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Гильом из Шампо (ум. 1120);
номиналисты - Иоанн Росцелин (1050 - 1120), Дунс Скот (1266 - 1308), Уильям Оккам (1285 - 1349);
концептуалисты - Пьер Абеляр (1079 - 1142).
Наиболее выдающийся представитель схоластики (умеренный реалист) в Западной Европе - Фома Аквинский (1225 - 1274; в 1323 г. причислен к лику святых), сочинения: "О существовании и сущности", "Сумма теологии", заключающее в себе всю основную проблематику схоластической философии.
Учение Фомы Аквинского называют "томизм", от его латинизированного имени (Томас). В 1878 г. учение Фомы Аквинского объявлено Римским Папой официальной идеологией католицизма. В настоящее время философия, идеи Фомы Аквинского возрождаются и развиватся в религиозно-философском направлении - "неотомизм".
Основные проблемы схоластики:
- проблема "универсалий", как существует всеобщее, общие понятия? Реально? В качестве Имени (номина)?
- проблема соотношения веры и разума;
- проблема соотношения философии и теологии (философия опирается на опыт и разум, а теология на веру и откровение.
- проблема существования Бога и человека (у Аквинского выделяются пять способов, путей доказательства существования Бога: Он первопричина, Высшая необходимость, Всесовершенство, Сверхразум, Вездесущ); Только в Боге сущность и существование совпадают.
- проблема знания (что есть сверхестественное знание, а что естественное);
- проблема действий и борьбы сил добра и зла.
Проблема универсалий.
Это вопрос о природе всеобщего, общих понятий (универсалий). Обладают ли общие понятия самостоятельным существованием, реальностью? Универсалии обладают подлинной реальностью отдельно от единичных вещей, как их нематериальные, духовные сущности, прообразы. Это позиция (близкая к Платону) реализма.
Реальны лишь единичные, конкретные вещи, универсалии же есть имена вещей, названия. Общие имена отражают сходные черты вещей. Это позиция (близкая к Аристотелю) номинализма.
Концептуализм (Пьер Абеляр) вместо имени полагает концепт.
|
Значение средневековой философии:
- сохранила и развила ряд положений, идей античной философии;
- сформировалась и получила развитие гносеология, как самостоятельная сфера философии;
- произошло разделение идеализма на объективный и субъективный;
- получил развитие рационализм, как способ получения истинного знания;
- появился интерес к осмыслению истории людей;
- появляется оптимизм в понимании борьбы добра и зла.
Философия Уильяма Оккама (1300 - 1349).
Трактаты Оккама посвящены преимущественно логике, познанию. “Свод всей логики”.
Реально существует только единичное. Общее требует понимания и объяснения.
Понимание связано через употребление знаков. Наука о знаках есть логика. Общие понятия так же есть знаки (знаковые образования), которые есть "копии" единичных вещей. Познание основывается на подобии предметов и знаков, их обозначающих.
" Бритва Оккама" - методологическое требование в познавательной деятельности: без надобности не следует приумножать сущности.
Философия Возрождения.
Возрождение (франц. ренессанс) - эпоха регенерации (реставрации, возрождения) культуры и философии Античности, прежде всего воззрений Платона (14 - 17 вв.).
Основные этапы Возрождения:
1. Раннее Возрождение (14 - 15 вв).
2. Позднее Возрождение (16 - 17 вв.).
Представители: Леонардо да Винчи (1452 - 1519),Франческо Петрарка (1304 - 1374), Лоренцо Валла (1407 - 1457), Николай Кузанский (1401 - 1464), Парацельс (1493 - 1541), Джордано Бруно (1548 - 1600).
В эпоху Возрождения возникают:
- кружки гуманистов (Италия, 14 в);
- утопические учения ( Томас Мор, Томмазо Кампанелла);
- реформация (реформаторские движения по отношению к церкви), Мартин Лютер, Жан Кальвин,
Томас Мюнцер;
- мистические учения, Яков Бёме;
- естественнонаучные концепции Мира (Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей), гелиоцентрическая система Мира (вместо геоцентрической системы Птолемея);
Общая характеристика Возрождения:
- антицерковная, антисхоластическая направленность, критика и реформации;
- развитие ремесла, торговли;
- централизация европейских государств, усиление светской власти;
- развитие образования;
- научно-технические открытия и привнесение изобретений (пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, телескопа, книгопечатания, компаса, станков, доменных печей);
- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана).
Особенности философии Возрождения:
- антропоцентризм, человек становится главным предметом рассуждений;
- гуманизм - есть уважение достоинств человека; реальное воплощение идеи равенства;
- пантеизм в понимании Бога и природы;
- критика схоластического догматизма;
- утверждение естественно-научной картины мира.
|
Основные философские направления эпохи Возрождени я:
1. Гуманизм (Данте, Петрарка, Лоренцо Валла);
2. Натурфилософия (Коперник, Джордано Бруно, Галилей);
3. Утопический социализм (Томас Мор, Кампанелла);
4. Неоплатонизм (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс);
Философия Николая Кузанского (Николай Кребс).
Сочинения: "Об ученом незнании", "Простец", "О достижении мудрости".
Кузанец - пантеист, вся природа есть Бог. Бог - Абсолютный максимум, Абсолютное бытие. Познание Вселенной-Бога проходит четыре ступени:
1. Чувственное восприятие;
2. Рассудок, разделяющий противоположности;
3. Разум, их составляющий;
4. Интуиция, непосредственно созерцающая их совпадение в бесконечном единстве "максимума".
Математика основа достоверности познания.
Окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШОЙ ТРЕУГОЛЬНИК СВОДИТСЯ К ОДНОЙ ЛИНИИ. Математические знаки есть лишь символы невидимого мира, это "образцы вещей". Самое фантастическое число Кузанского - десять, которое выражает основные мировые соотношения.
Космология Николая Кузанского.
Земля вращается вокруг своей оси и она не есть неподвижный центр мира. Мы не замечаем движения Земли, ибо не имеем на ней никакой неподвижной точки для сравнения. Не только Земля, но и любая часть неба находится в движении.
Центр мира повсюду, а окружность нигде. Вселенная бесконечна и в ней нет начала и нет конца. Поскольку Вселенная бесконечна, то и познание не имеет своего завершения, абсолюное знание невозможно, возможно лишь "ученое незнание".
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!