Платонизм есть понимание сущности предмета оторванной от реальности. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Платонизм есть понимание сущности предмета оторванной от реальности.

2022-10-29 29
Платонизм есть понимание сущности предмета оторванной от реальности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

Из Стагиры. Ученик Платона, 20 лет (по другим сведениям 17 лет) провел в платоновской академии (сначала учеником, затем преподавателем академии. Аристотель в течении трех лет был учителем Александра Македонского и пользовался его уважением ("Я чту Аристотеля наравне со своим отцом"). Создал собственную философскую школу - ликей (по имени названия места занятий посвящённому Аполлону Ликейскому). Школа имеет название - "перипатетической" (прогуливающиеся во время занятий).

Аристотель - выдающийся, универсальный мыслитель античности, философ-энциклопедист, создатель системы формальной логики, по которой Европа обучалась вплоть до 19 века.

Сочинения Аристотеля:

"Первая философия" (Метафизика);

"О Душе";

"Категории";

"Топика";

"Аналитика";

"Этика";

"Поэтика";

"Никомахова Этика";

"О софистических опровержениях";

"Физика";

" Риторика"; и мн. др.

Философия.

Виды философии по Аристотелю:

-умозрительная (теоретическая): первая философия (метафизика); вторая философия (натурфилософия); математика;

- практическая: этика; экономика; политика;

- пойэтическая (изобразительная): поэтика; риторика; искусство.

Логика у Аристотеля выступает как инструмент всякой философии и всякого познания.

Философия есть наука о началах и причинах бытия. Основные роды причин:

материальная (субстрат, материя тела);

формальная (активное проявление формы);

действующая (производящая движение);

целевая ( конечная, финальная: то ради чего). Мы не знаем истины, не зная причины.

"Первая философия", или метафизика исследует сверхчувственное и сверхощущаемое посредством категориального анализа сущего, а также возможность и действительность предметов бытия. В "первой философии" "Форма" очень близка, "похожа" на "сущность".

Платон мне друг но истина дороже - утверждал Аристотель. Платон делает ошибку, удваивая мир, отрывая идеи (бестелесные сущности от вещей) от вещей. Сущность вещи и ее идея должны быть вместе. Чистых идей не связанных с действительностью не существует.

Бытие может быть выражено и характеризуется десятью категориями:

сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Материя, по Аристотелю. это потенция ограниченная формой. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное.

Душа носитель сознания и ведает функциями организма.

Три уровня (типы) души: растительный, животный, разумный.

Бог, по Аристотелю, вечный Перводвигатель, источник Первопричины, наделяющий все тела их спецификой, то есть особой формой. Бог - высший создатель форм. Форма заключает в себе активное начало.

Государство. Наилучшей формой государства является полития (государство среднего класса), синтез умеренной олигархии и умеренной демократии.

Всего у Аристотеля выделяется шесть типов государства:

Монархия,

Тирания,

Аристократия,

Олигархия,

охлократия (власть толпы, крайняя демократия) и полития.

Логика Аристотеля.

Способ, инструментарий мышления. Наука о правилах мышления (топика).

Логические труды Аристотеля в совокупности называются "Органоном". Исследование начал умозаключения есть дело философа.

Аристотель формулирует принципы и законы логического мышления (формально-логические законы), разработал систему силлогизмов (правил вывода умозаключений). Самое достоверное из все начал по Аристотелю: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и тоже время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении".

 

     Средневековая философия.

Патристика.

Начальный период средневековой философии (4 - 8 в.)

Совокупность теологических и философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви) 2 - 8 вв. Представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Августин, Боэций, Иоанн Дамаскин.

Этапы патристики:

1. Апологетика (2 - 3 вв.).

2. Классическая патристика (4 - 5 вв.).

3. Заключительный этап (6 - 8 вв.).

Патристика разделилась на западную (где сочинения "отцов" церкви писались на латинском языке) и восточную (где труды писались на греческом языке: Августин, Иоанн Златоуст).

Проблематика патристики:

- Защита христианского вероучения;

- Сакрализация философии, философское умозрение должно служить для разъяснения священного писания - библии;

- Проблема соотношения веры и разума, идея откровения;

- Главная проблема - проблема доказательства существования бытия Бога;

- Проблема бессмертия души;

- Проблема добра и зла;

- Проблема соотношения Мира и Бога

Августин Аврелий.

(Блаженный, 354 - 430 гг.) Виднейший представитель Отцов церкви.

Выступал против ересей (христианского инакомыслия): манихейства, гностицизма.

Соч.: "О троице", "О Граде божьем", "Исповедь".

Учение Августина:

Бог сотворил материю, природу. Бог - Всемогущ, Всесилен, Невещественен, Бесконечен, Высшее Благо, Творец.

Существует два Града (два государства): божественный и земной. К первому относятся все верные Богу существа, добрые ангелы, истинные христиане и добродетельные люди. Все связанные грехом, идущие путями заблуждений относятся к граду земному. Земной град это вся история человечества. В будущем если люди не приобщатся к жизни по "Духу" будут осуждены на вечные муки.

Схоластика.

а) Продолжение патристики, второй этап средневековой философии (8 - 14 вв.).

б) Способ догматического мышления, доказательства.

Переход к схоластике связан с философско-теологической деятельностью Северина Боэция (480 - 524), который перевел с древнегреческого на латинский язык наиболее значимые произведения Аристотеля и ввел в употребление такие важные для христианства понятия как: "атрибут", "акциденция", "дефиниция", "субстанция", "эссенция", "эманация". Сочинение Боэция: "Утешение философией".

Виднейшие представители схоластической философии:

реалисты - Иоанн Скот Эриугена (810 -877), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Гильом из Шампо (ум. 1120);

номиналисты - Иоанн Росцелин (1050 - 1120), Дунс Скот (1266 - 1308), Уильям Оккам (1285 - 1349);

концептуалисты - Пьер Абеляр (1079 - 1142).

Наиболее выдающийся представитель схоластики (умеренный реалист) в Западной Европе - Фома Аквинский (1225 - 1274; в 1323 г. причислен к лику святых), сочинения: "О существовании и сущности", "Сумма теологии", заключающее в себе всю основную проблематику схоластической философии.

Учение Фомы Аквинского называют "томизм", от его латинизированного имени (Томас). В 1878 г. учение Фомы Аквинского объявлено Римским Папой официальной идеологией католицизма. В настоящее время философия, идеи Фомы Аквинского возрождаются и развиватся в религиозно-философском направлении - "неотомизм".

Основные проблемы схоластики:

- проблема "универсалий", как существует всеобщее, общие понятия? Реально? В качестве Имени (номина)?

- проблема соотношения веры и разума;

- проблема соотношения философии и теологии (философия опирается на опыт и разум, а теология на веру и откровение.

- проблема существования Бога и человека (у Аквинского выделяются пять способов, путей доказательства существования Бога: Он первопричина, Высшая необходимость, Всесовершенство, Сверхразум, Вездесущ); Только в Боге сущность и существование совпадают.

- проблема знания (что есть сверхестественное знание, а что естественное);

- проблема действий и борьбы сил добра и зла.

Проблема универсалий.

Это вопрос о природе всеобщего, общих понятий (универсалий). Обладают ли общие понятия самостоятельным существованием, реальностью? Универсалии обладают подлинной реальностью отдельно от единичных вещей, как их нематериальные, духовные сущности, прообразы. Это позиция (близкая к Платону) реализма.

Реальны лишь единичные, конкретные вещи, универсалии же есть имена вещей, названия. Общие имена отражают сходные черты вещей. Это позиция (близкая к Аристотелю) номинализма.

Концептуализм (Пьер Абеляр) вместо имени полагает концепт.

Значение средневековой философии:

- сохранила и развила ряд положений, идей античной философии;

- сформировалась и получила развитие гносеология, как самостоятельная сфера философии;

- произошло разделение идеализма на объективный и субъективный;

- получил развитие рационализм, как способ получения истинного знания;

- появился интерес к осмыслению истории людей;

- появляется оптимизм в понимании борьбы добра и зла.

Философия Уильяма Оккама (1300 - 1349).

Трактаты Оккама посвящены преимущественно логике, познанию. “Свод всей логики”.

Реально существует только единичное. Общее требует понимания и объяснения.

Понимание связано через употребление знаков. Наука о знаках есть логика. Общие понятия так же есть знаки (знаковые образования), которые есть "копии" единичных вещей. Познание основывается на подобии предметов и знаков, их обозначающих.

" Бритва Оккама" - методологическое требование в познавательной деятельности: без надобности не следует приумножать сущности.

Философия Возрождения.

Возрождение (франц. ренессанс) - эпоха регенерации (реставрации, возрождения) культуры и философии Античности, прежде всего воззрений Платона (14 - 17 вв.).

Основные этапы Возрождения:

1. Раннее Возрождение (14 - 15 вв).

2. Позднее Возрождение (16 - 17 вв.).

Представители: Леонардо да Винчи (1452 - 1519),Франческо Петрарка (1304 - 1374), Лоренцо Валла (1407 - 1457), Николай Кузанский (1401 - 1464), Парацельс (1493 - 1541), Джордано Бруно (1548 - 1600).

В эпоху Возрождения возникают:

- кружки гуманистов (Италия, 14 в);

- утопические учения ( Томас Мор, Томмазо Кампанелла);

- реформация (реформаторские движения по отношению к церкви), Мартин Лютер, Жан Кальвин,

Томас Мюнцер;

- мистические учения, Яков Бёме;

- естественнонаучные концепции Мира (Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей), гелиоцентрическая система Мира (вместо геоцентрической системы Птолемея);

  Общая характеристика Возрождения:

- антицерковная, антисхоластическая направленность, критика и реформации;

- развитие ремесла, торговли;

- централизация европейских государств, усиление светской власти;

- развитие образования;

- научно-технические открытия и привнесение изобретений (пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, телескопа, книгопечатания, компаса, станков, доменных печей);

- великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана).

Особенности философии Возрождения:

- антропоцентризм, человек становится главным предметом рассуждений;

- гуманизм - есть уважение достоинств человека; реальное воплощение идеи равенства;

- пантеизм в понимании Бога и природы;

- критика схоластического догматизма;

- утверждение естественно-научной картины мира.

Основные философские направления эпохи Возрождени я:

1. Гуманизм (Данте, Петрарка, Лоренцо Валла);

2. Натурфилософия (Коперник, Джордано Бруно, Галилей);

3. Утопический социализм (Томас Мор, Кампанелла);

4. Неоплатонизм (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс);

 

Философия Николая Кузанского (Николай Кребс).

Сочинения: "Об ученом незнании", "Простец", "О достижении мудрости".

Кузанец - пантеист, вся природа есть Бог. Бог - Абсолютный максимум, Абсолютное бытие. Познание Вселенной-Бога проходит четыре ступени:

1. Чувственное восприятие;

2. Рассудок, разделяющий противоположности;

3. Разум, их составляющий;

4. Интуиция, непосредственно созерцающая их совпадение в бесконечном единстве "максимума".

Математика основа достоверности познания.

Окружность с бесконечным радиусом превращается в прямую. БЕСКОНЕЧНО БОЛЬШОЙ ТРЕУГОЛЬНИК СВОДИТСЯ К ОДНОЙ ЛИНИИ. Математические знаки есть лишь символы невидимого мира, это "образцы вещей". Самое фантастическое число Кузанского - десять, которое выражает основные мировые соотношения.

Космология Николая Кузанского.

Земля вращается вокруг своей оси и она не есть неподвижный центр мира. Мы не замечаем движения Земли, ибо не имеем на ней никакой неподвижной точки для сравнения. Не только Земля, но и любая часть неба находится в движении.

Центр мира повсюду, а окружность нигде. Вселенная бесконечна и в ней нет начала и нет конца. Поскольку Вселенная бесконечна, то и познание не имеет своего завершения, абсолюное знание невозможно, возможно лишь "ученое незнание".


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.