Учение Будды. Четыре благородные истины. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Учение Будды. Четыре благородные истины.

2022-10-29 30
Учение Будды. Четыре благородные истины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Есть страдание. Вся жизнь полна страданий.

2. Есть причина страдания. Это жажда существования, наслаждений, удовольствий.

3. Можно избавится от страданий. Это избавление есть устранение жажды существования, наслаждений, удовольствий.

4. Существует восьмеричный путь избавления от страданий. Этот путь есть путь к нирване, путь избавления от эгоцентризма и освобождения от всяких земных зависимостей.

Восьмеричный путь:

1.Правильное видение.

2.Правильная мысль.

3.Правильная речь.

4.Правильное действие (непричинение зла).

5.Правильный образ жизни.

6.Правильное умение, трудолюбие.

7.Достижение контроля над мыслями.

8.Правильное сосредоточение, регулярные медитации.

Основные заповеди буддизма:

- не убий;

- не укради,

- будь целомудренным,

- не лги,

- не пей дурмана.

ЙОГА

Комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения высшего духовного (умировотворённого) состояния. Древнейшая практика самоуглубления и трансформации личности Индии. Упоминается в Ведах (Ригведа) и Упанишадах.    

Йогическая практика применяется во всех индийских религиозно-философских школах (даршанах) кроме мимансы и школы чарвака.

Джняна-йога - йога познания, имеющая цель освобождения от страданий посредством постижения иллюзорности мира и реальности Атмана (духовной сущности).

Раджа-йога - "царственная йога", система, техника самоуглубления.

Бхакти-йога - система освобождения на основе благоговейной любви к Атману.

Карма-йога - система, техника действий.

Кроме того различают: Хатха-йога; Тантра-йога; Лайя-йога; Прана-йога; Крийя-йога; Джапа-йога; Кундалини-йога; Интегральная-йога (Шри Ауробиндо Гхош) и др.

Основные ступени Йоги.

Яма - ступень правильного усвоения общественного поведения, достижение гармонии поведения.

Нияма - внутреннее самоусовершенствование, очищение личного поведения, образа жизни, устранение деструктивных качеств.

Асана - положение тела, поза. Система статических упражнений для достижения контроля над физическим телом. Асаны используются для медитации и релаксации, для укрепления и очищения тела.

Пранаяма - развитие системы дыхания, контроль над энергетическими процессами с помощью дыхательных упражнений.

Пратьяхара - достижение контроля (управления) над чувствами.

Дхарана - уровень совершенствования внимания (концентрации), памяти, терпения.

Дхьяна - медитация или созерцание объекта.

Самадхи - состояние управляемого, просветлённого, непротиворечивого транса. Полное проникновение в объект концентрации, когда йог не в состоянии разграничивать свою личность и объект (1728 секунд, что составляет 12 дхиан или 144 дхараны).

Энергия, которая используется в йоге - Прана и Кундалини.

Прана - жизненная энергия (в организм поступает через дыхание, воду, пищу).

Кундалини - скрытая латентныя психическая энергия, находящаяся в нижнем центре позвоночного столба (изображается в виде свёрнутой змеи). Кундалини может быть "разбужена" и приведена в движение по линии биоэнергетических центров - чакр (биопсихических резонаторов).

Веданта.

Система “выросшая” из Упанишад (комментарии к Ригведе). Наиболее известна в изложении Шанкары.

Основные положения веданты:

- существует единая верховная личность - Пуруша, пронизывающий всё.

- всё есть Бог, Душа есть Бог, нет множественности.

Душа или Бог есть реальность (сатья), она - неограниченное сознание (джняна) и блаженство (ананда).

- есть и вторая реальность - майя, иллюзия (отличается от Бога как сила сжигания от огня).

- есть две точки зрения, две позиции: а) непосвящённых; б) посвящённых. К реальной точке зрения можно прийти лишь устранив незнание.

- освобождение есть полное разъединеие души и тела. После смерти освобождённый никогда не родиться.

- Освобождённая душа подобна Богу, ибо имеет чистое сознание.

 

  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Античная философия это - древнегреческая и древнеримская философия.

Особенности античной философии:

- образование демократической формы организации общественной жизни (города-полисы);

- отделение умственного труда от физического, выделение философов в самостоятельную, претендующую на духовное и политическое лидерство прослойку общества;

- космоцентризм; понимание Космоса как Единого Универсального Живого Существа;

- понимание богов как части природы;

- тесная связь с естествознанием;

- признание важности математического способа выражения всеобщих, универсальных связей природы и её познания;

- разработка формально-логического метода обоснования и доказательства, создание системы формальной логики (Аристотель); (Рационализм).

- античная философия (в наивной, зачаточной форме) заключала в себе все позднейшие типы мировоззрений; в античной философии были заложены основные философские направления: материализм, идеализм, скептицизм;

- античная философия не была изолированной, в ней прослеживается связь с Египтом, Вавилоном, Индией.

  Периодизация античной философии (по Лосеву А. Ф.):

1. Период формирования античной философии – 7 - 6 вв. до н.э.

2. Период классики (зрелости и расцвета)- 5 - 4 вв. до н.э.:

а) ранняя классика (сюда относятся: натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагор; элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон; атомисты: Левкипп, Демокрит; Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор);

б) средняя классика (Сократ и сократические школы: киники, киренаики, мегарики);

в) зрелая классика (Платон);

в) поздняя классика (Аристотель);

3. Период Эллинизма:

а) ранний эллинизм (три главных направления раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) 4 -1 вв. до н.э;

б) средний эллинизм (1 в. до н.э. - 2 в. н.э. - Сенека, Марк Аврелий, Лукреций); [Иногда период с 1 в. до н.э. по 5 в. н.э называют периодом Римской философии];

в) поздний эллинизм (3 - 6 вв. н.э. - Плотин, Ямвлих;

4. Неоплатонизм (Плотин, Прокл), завершение Античной философии (Боэций 480 - 525 гг. Соч. "Об утешении философии").

 

ФИЛОСОФЫ АНТИЧНОСТИ И ИХ УЧЕНИЯ.

  Фалес.

Философ и математик. Первый из семи мудрецов древней Греции (ок. 640 - 562 гг. до н.э. По другим данным: ок. 625 - 547 гг. до н.э.).

Первоначало всего существующего ("фюзис") есть вода. Все возникло из воды. Вода - основа и сущность жизни (семена всех живых существ - влажные).

Анаксимандр.

Ученик Фалеса (610 - 540 гг. до н.э.).

Первооснова всего существующего - АПЕЙРОН (беспредельное). Апейрон вечен, неизменен, переходит во все известные субстанции. Апейрон объемлет все миры, наш мир - один из многих. Первый создал географическую карту Земли, которая находится в центре мира, сходна с цилиндром и неподвижна.

Анаксимен.

Последователь, ученик и друг Анаксимандра (ум. 528 г. до н.э.).

В основании всей природы существует бесконечная и неопределенная субстанция - воздух. Она может различной степени плотности и разрежения, поэтому существует ветер, огонь, облака и т.д. Субстанция Анаксимена чувственно-наглядна и бесконечно изменчива.

Философия Анаксимена называется натурфилософией.

Гераклит (из Эфеса).

Из Эфеса род. ок 544 г. до н.э. Год смерти неизвестен.

За трудность слога называли "темным" и "плачущим" за жалость к людям.

Сочинения: "Музы", "О природе". Дошли лишь фрагменты.

Первоначало всего сущего у Гераклита - огонь. Космос един, никем не создан и он есть вечный круговорот огня-субстанции.

Внутренняя закономерность мироового процесса - логос. Прекраснейший космос без логоса есть куча мусора - утверждал Гераклит.

Знам. Выражение - «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Пифагор.

Философ, религиозный и политический деятель, математик (таблица Пифагора, теорема Пифагора), основатель пифагореизма, (род. на о. Самос в 599 - ум. в 500 г. до н.э.).

Бог - это число чисел. Самое мудрое - число. Все подвласно числу.

Пифагор первый, кто назвал себя «философом», а свои рассуждения о жизни философией (любомудрием). Создал школу-пифагорейский (тайный, закрытый союз).

Изречения Пифагора:

"Истину лучше видеть нагую".

"Делай великое не обещая великое".

"Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места".

"Измеряй свои желания".

"Человек зол".

"Наихудшее состояние жизни людей - анархия и хаос".

Парменид.

Из Элеи. Расцвет его жизни приходится на 500 г. до н.э. Современник Гераклита.

Соч. "О природе", написал законы для Элеи.

В центре философии Парменида учение о бытии.

Бытие есть небытия нет. Бытие едино, неподвижно (лежит в пределах оков величайших), неуязвимо и подобно шару, повсюду равностоящее от центра. Для этого бытия не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (лишено становления).

Зенон.

Ученик Парменида (расцвет его жизни приходится на 464 -461 г. до н.э.).

Зенон создал искусство рассуждения ("эпихейрема") - сжатое точное умозаключение. Зенон доказывал от противного.

Например, апория "стрела" заключается в том, что движение невозможно, летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место, т.е. покоится в нем в каждый момент, а потому он вообще неподвижен. Ведь движение не может сложится из суммы состояний покоя.

Сам Зенон утверждал, что он доказывает вовсе не то, что движения нет, а лишь то, что оно немыслимо.

Эмпедокл.

Жил в Сицилии (расцвет его жизни - на 444, 441 г до н.э.). Ученик Ксенофана и парменида.

Первоначала у Эмпедокла - "четыре корня вещей" (стихии: земля, вода, воздух, огонь). Эти "корни" вещей пассивны. Все процессы обусловлены взаимодействием двух начал-причин: во-первых, Филия - любовь (как космическая сила); во-вторых, Нейкос - ненависть, гнев, вражда. Это причины единства, добра и зла. Любовь соединяет, ненависть разъединяет. В силу различных состояний во взаимодействии Любви и Вражды Эмпедокл выделяет четыре фазы космического цикла. Все зависит от того кто одерживает верх.

Анаксагор.

Из Клазомен (ок. 500 - 428 гг. до н.э.).

Главная проблема Анаксагора - как возможно возникновение? Как, например, из "не-волоса" возникает волос? Из ничего не может возникнуть нечто. Все возникает из подобного себе. Источник возникновения - Ум (Нус), надприродная, космическая первопричина, которая тончайшая и чистейшая из всех вещей. Ум - источник упорядоченности, гармонии природы.

Анаксагор - основоположник панспермии, семена живых существ падают с неба на землю вместе с дождем. Эти семена были всегда. Семена живых существ - разновидность гомеомерий, которые познаются лишь умом.

Демокрит.

Ученик Левкиппа, из Абдер (460 - 370 до н.э.).

Основатель атомизма, материализма. Первоначала есть атомы (бытие) и пустота (небытие).

Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе пустоты, самостоятельная частица вещества. Атомы обладают свойствами, присущими бытию: неделимость, неизменность, тождественность себе. Атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Каждый атом объят пустотой и атомы безразличны к пустоте.

 Источник души - физическая теплота.

Человек есть малый "микрокосмос" и возник из воды и грязи без всякого творца. Космос и микрокосмос сходны.

Сократ.

Современник Демокрита, сын каменотеса Софроникса и повивальной бабки Фенареты, Афинянин (469 -399 гг. до н.э.). Трижды участствовал в военных сражениях. В 399 г. до н.э. обвинен (по доносу Анита) в том, что "не почитает богов, которых чтят афиняне и в том, что тем самым развращает молодежь и за то, что вводит новые божества ("демон" - внутренний голос, посредством которого бог склоняет Сократа к философствованию). Приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Выпил кубок растительного яда - цикуты. Был женат (Ксантиппа) и имел двоих сыновей: Лампрокла и Софроникса (сведения о них не сохранились).

Сократ ничего не писал, полагая, что только живое общение способно влиять на человека и воспитывать его.

Мудрость Сократа: "Я знаю что я ничего не знаю". Маевтика - "родовспоможение", умение приводить (рождать мысль) собеседника к "нужной" мысли.

 

Главный принцип, призыв Сократа - познай себя. Познай себя как общественное и нравственное существо.

Сократические школы (последователи):

Киники (название в насмешку – "собаки": Антисфен, Диоген - философ фальшивомонетчик, живший в глиняной бочке, которому оракул якобы указал сделать переоценку ценностей) утверждали: философия есть жизненная мудрость, источник знания - опыт и довольствоваться следует малым (отсюда вели паразитический, бродяжнический образ жизни). Жить целесообразно по природе. Благо для человека - не вещи, а сама жизнь (сторонники аскетизма).

Киренаики (название школы по имени города – Кирены: Аристип) утверждали: ощущения - единственный источник знания, чувственное наслаждение - высшее благо (сторонники гедонизма).

Мегарики (название школы по имени города – Мегары: Эвклид, Эвбулид) утверждали: существует только общее, а не единичное. Бог, Разум - высшее единое вечное, неподвижное. Мегарикам принадлежит авторство ряда софизмов (например, "рогатый"), вследствие чего их называли спорщиками.                                      

Платон.

Ученик Сократа, афинянин. Основоположник идеализма, основатель собственной школы - Академии (название по месту занятий: вся местность, где происходили занятия была под покровительством героя Академа). Академия открыта в 387 г. до н.э. и просуществовала 950 лет, до 529 г., когда император Юстиниан закрыл академию (как рассадник язычества и вредных идей). Сочинения Платона - диалоги (34 диалога): "Апология Сократа", "Пир", "Федр", "Парменид", "Софист", "Федон", "Тимей", "Критий", " Государство", "Законы" и др. Главный участник диалогов Платона Сократ.

Учение об идеях.

Платон утверждает существование двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей. Истинный мир - мир идей, мир вечных сущностей. Мир вещей - конечен, он временный, не истинный. Окружающий мир вещей создаётся Демиургом (Бог-Творец, Создатель) на основании эйдосов, как их сущностных первообразцов.

Идея.

Эйдос - внешний вид, форма, образ, прообраз. Бестелесная, бесформенная, не уничтожимая сущность. Идей существует много, но их не бесконечное число. Высшая идея - идея БЛАГА (источник истинности, гармонии, упорядоченности).

Материальный мир (как впрочем и общественная жизнь) Платона существует по законам вырождения. Все рождаемое, создаваемое со временем приходит в упадок.

Основные субстанции космоса (и основные понятия - сущности космоса) - "Единое", "Ум", "Душа". Душа человека есть часть Мировой Души.

Учение о познании.

Материальный мир есть отображение (тень) мира идей. Поэтому предмет истинного познания - мир идей. Чистые идеи невозможно познать чувствами (чувства дают лишь мнение - "докса") - только разумом. Высшее познание возможно благодаря высшей духовной деятельности, которой могут обладать только философы.

В познании существенное значение принадлежит душе, которая "припоминает" виденное ей в прошлой жизни. Душа вечна, но существуют бесконечные циклы ее перевоплощений. Один такой цикл (десять тысяч лет) есть период постепенной "порчи", утраты чистоты. Постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

Учение о государстве.

Учение базируется на концепции идей.

Платоном типологизируеются существующие государства:

- монархия - справедливая власть одного человека;

- тирания - несправедливая власть одного человека;

- аристократия - справедливая власть меньшиства;

- олигархия - несправедливая власть меньшинства;

- демократия - справедливая власть большинства;

- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Идеальное государство Платона:

- все население составляют три сословия: философы, воины, работники - ремесленники;

- крестьяне, работники могут иметь ограниченную собственность;

- воины поддерживают порядок и защищают от врагов;

- философы занимаются познанием и управляют государством;

- вся жизнь происходит коллективно (трапезы, отдых);

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается рабство, труд пленников.

Платон единственный кто упоминает о мифической стране Атлантиде (легенда излагается в диалогах Тимей и Критий).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.