Закон есть повторяющаяся, существенно-необходимая связь, отношение. Реально закономерность существует как действующая сила, причина повторяемости. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Закон есть повторяющаяся, существенно-необходимая связь, отношение. Реально закономерность существует как действующая сила, причина повторяемости.

2022-10-29 28
Закон есть повторяющаяся, существенно-необходимая связь, отношение. Реально закономерность существует как действующая сила, причина повторяемости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мышление.

Есть способности разума основанные на процессах центральной нервной системы человека и исторически развитые на основе и в рамках опыта конкретной культуры общества. Сюда входят умственные действия, операции и процедуры: идеализация, абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, аналогия.

Логика.

Следует различать логику событий и процессов - логику вещей или логику реальности и логику как теорию правильных рассуждений, логику понятий. Закономерности, принципы и правила логических связей и составляют науку логики.

Понятие.

Форма мышления, выражающая существенные признаки предмета.

Понятие есть смысловое содержание слова, имени.

В понятии выделяются объем и содержание.

Объем понятия - количество объектов, которые мыслятся в данном понятии.

Содержание понятия - признаки предмета мыслимые в данном понятии.

Виды понятий: по характеру признаков - положительные и отрицательные, относительные и безотносительные (абсолютные); по числу элементов объема - пустые и не пустые, единичные и общие; по характеру элементов объема - собирательные и разделительные, абстрактные и конкретные.

Определение понятия (дефиниция) есть логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия путем перечисления, указания отличительных признаков предмета и т. д.

Виды определений: номинальные (через введение нового термина (имени)) и р еальные (посредством указания существенных признаков самого предмета), явные (через род и видовое отличие, посредством операций обобщения и ограничения) и неявные (аксиоматические, контекстуальные, остенсивные). Остенсивное определение – это непосредственное указание на предмет.

Правила определения:

1. Определение должно быть соразмерным.

2. Определение не должно заключать в себе круга (не должно быть тавтологией).

3. Определение должно быть ясным.

4. Определение не должно быть отрицательным.

Приемы заменяющие определения: описание, характеристика, сравнение, различение, непосредственное указание на предмет (остенсивное определение).

Суждение.

Форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами и, которая, обладает свойством выражать либо истину либо ложь.

По качеству суждения бывают утвердительные или отрицательные. По количеству - единичные, частные и общие. Объединенные по качеству и количеству: общеутвердительные, частноотрицательные.

Отношения между суждениями могут быть совместимыми, несовместимыми, сравнимыми и несравнимыми. Деонтическая модальность - это заключаемые побуждения (совет, пожелание, команда, приказ и др.).

Умозаключение.

Форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключения подразделяются на: индуктивные (полные и неполные), дедуктивные (условные, разделительные, категорические), по аналогии.

Законы мышления.


Выражают принципиальные, существенные свойства мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность в конструировании и оперировании форм мышления.

Это законы:

1. Тождества (всякая мысль должна быть тождественной самой себе).

2. Непротиворечивости (два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными).

3. Исключенного третьего (два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными).

4. Достаточного основания (всякая мысль истинна, если она имеет достаточное основание).

Понятие закона.

МИФОЛОГИЯ

Форма мировосприятия, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающего мира. Фантастический способ отражения действительности.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ

- происхождение Вселенной, Земли, человека;

- объяснение различных явлений природы;

- объяснение жизни, судьбы, смерти и бессмертия человека;

- ответы на вопросы долга, чести, справедливости, любви, преданности;

- как возможно мифологическое влияние на события.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИФОЛОГИИ

= очеловечивание (антропоморфизм, социоантропоморфизм), наделение человеческими свойствами природы;

= фантастический характер образов, божеств и их связей с человеком (перенос, экстраполяция социальных связей, отношений в отношения мифических существ, богов);

= практическая направленность мифических представлений на жизненные цели (хозяйство, защита от стихии, защита от недугов, болезней, напастей);

= связь мифологии с религиозно-культовыми обрядами и магией;

= отсутствие абстрактно-логических размышлений;

= ассоциативность и фантастическая олицетворяемость; использование аналогий;

= неразличённость мифического представления с реальностью.

РЕЛИГИЯ

Форма мировосприятия, основанная на вере в фантастических, сверхъестественных сил, богов, определяющих природу и человека. Религиозная вера - есть внутреннее убеждение, внелогическая предрасположенность существования Бога, Чуда, Сверхъестественного Существа. В религиозных представлениях различается реальность и сверхъестественное.

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Буддизм; Христианство; Ислам.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

синтоизм, индуизм, иудаизм.

Функциональные особенности религии:

- консолидация (объединение) людей;

- упорядочивание жизнедеятельности людей;

- культивирование нравственных принципов (не убий, не лги и др.), моральных норм (сострадания, терпимости, долга, честности);

- "расширяет" обыденное сознание до обще-религиозного;

- утешение, компенсация утраченного жизненно-важного, необходимого.

ФИЛОСОФИЯ

Понятие сформировано в Древней Греции в YII в. до Н.Э. и означает любовь к мудрости Бога. Пифагор первый стал называть себя философом, любомудром.

Философия КАК СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ есть форма, уровень обобщенного миросприятия мира, понимание конкретного с точки зрения всеобщего, универсального.

КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ - научно-теоретический, системно-логический тип мировоззрения. Философия есть мыслящее мировоззрение. По Канту философия: "Наука о конечных целях человеческого разума".

КАК ЗНАНИЕ философия есть - система предельных, обобщенных принципов, понятий и категорий природы, общества и мышления, универсальная информация.

 

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

Философские проблемы – это вопросы касающиеся сущности природы, общества, человека, вопросы всеобщих, универсальных оснований бытия и мышления. К таковым относятся:

- Что такое сущность объекта?

- Конечен или бесконечен Мир?

- Причины происхождения и устройства мира?

- Сущность материи? Есть - ли антиматерия?

- Дух? Сознание? Бессознательное?

- Все познаваемо?

- Разум? Формы существования разума?

- Каковы пределы и регулярности познания?

- Что есть истина?

- В чем заключается сущность человека?

- Что есть Душа?

- Причины возникновения жизни и человека?

- Способы трансформации человека?

- Формация и цивилизация?

- Движение? Пространство? Время?

- Прогресс? Регресс?

- Возможно ли бессмертие?

- Причины и закономерности развития общества?

- Добро? Зло? 

- Перспективы развития человечества?

 

МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ

Метод - путь, средство, способ получения философского знания. Философский метод представляет собой совокупность принципов, правил, приёмов, операций исследования всеобщих связей, зависимостей, оснований объективной и субъективной реальности.

 

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ

- Диалектика - способ получения знания путем исследования объекта в развитии, в динамике изменений, с точки зрения внутренних противоречий и универсальных регулярностей.

- Метафизика - способ противоположный диалектике. Получение знания в статике, вне связей, вне развития, вне противоречий. Акцент на неизменность и изолированность, единичность.

- Софистика - способ выведения знания из ложных посылок, умозаключений; рассуждения основанные на преднамеренном нарушении правил логики; уч. др.-греч. софистов 5 – 4 в. до н.э.

- Догматизм - принятие убеждений, знания без доказательства, как данных и установленных "свыше". Метод характерен для средневековой философии.

- Экзистенциальный - способ получения знания из связей существования объекта.

- Феноменологический - получение знания и исследование действительности через феномены сознания.

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Функция - действие, реализация, роль, назначение философии.

Мировоззренческая - влияет на формирование картины мира, всеобщих представлений.

Методологическая - обобщенные положения, понятия, концепции позволяют осуществлять поиск решения конкретных задач, определять ориентиры научных исследований.

Гносеологическая - философское знание (понятия, принципы, положения) является средством определения достоверности, истинности.

Прогностическая - всеобщее, философское знание, универсальные регулярности, позволяет определять будущие состояния, функции конкретной системы или объекта; возможность предсказания, предвосхищения будущего.

Аксиологическая – данная позволяет давать оценку, определять смысл происходящего, прошлого и будущего, конечного и бесконечного.

Функция сжатия смысла - философский способ мышления позволяет переходить от простых положений к положениям или утверждениям большей степени общности, к предельным обобщениям.

 

ДАОСИЗМ

Древнейшее философское учение Китая о сущности естественного существования на основе двух взаимодополняющих сил Ян и Инь.

Даосизм - учение о следовании, пути природы и человека. Человек следует Земле, Земля - Небу, Небо следует Дао, Дао Естественности. Один раз Ян, один раз Инь - это и есть путь Дао. Слабость - способ, метод действия Дао. Дао - Отец и Мать всех вещей, корень Неба и Земли. Дао - энергия пустоты.

Основатель Даосизма - Лао Цзы (Лао Дань, Ли Эр), жил в 6-5 в. до н.э. Главный источник трактат "Даодэцзин" (состоящией из Даоцзин и Дэцзин), предположительно написанный Лао Цзы.

 Дао, способ действий которого также обозначается термином Дао (кит, путь, тропа).

 КОНФУЦИАНСТВО

Древнейшая философская школа, основанная Кун Фу Цзы (551-479 гг. до н.э. Главный источник -Лунь-Юй (беседы и суждения). Конфуцианство многие столетия было официальной идеологией Китая.

Следует различать философию и религию Конфуцианства.

Основные вопросы конфуцианства:

- как следует вести себя?

- как необходимо управлять людьми?

- каковы должны быть качества руководителя и подчиненного?

Основные принципы Конфуция:

- жить в обществе и для общества,

- уступать друг другу,

- слушаться старших по возрасту и званию,

- соблюдать во всем меру (принцип золотой середины),

- быть человечным, не делай другому того, чего не ижелаешь себе (принцип "Жень "),

- принцип исправления имен (имена, названия должны соответствовать действительному положению вещей).

  ЛЕГИЗМ

Школа сторонников закона, законников. Патриархом легизма считается Шэнь Бухай (400-337 гг. до н. э.). Основатели школы законников: Шан Ян (390-338гг. до н.э.) и Хань Фэй (238-233 гг. до н.э.) В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (3 в. до н.э.) легизм был официальной идеологией.

Основной вопрос законников - как управлять обществом?

Легисты выступали за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.

Основные положения легизма:

- человек изначально зол,

- эгоизм - главный источник, мотивация поступков человека,

- чтобы избежать всеобщей вражды необходимо государственная регуляция и регламентация жизни людей,

- государство должно поощрять законопослушных граждан,

- страх - (наказание) важный фактор и стимул поведения людей,

- основное условие определения справедливости поведения и отношений - установленные законы,

- законы должны быть одинаковы для всех,

- чиновники должны быть профессионалами, обладать соответствующими необходимыми качествами,

- государство есть система законов, которая регламентируюет и упорядочивает жизнь людей,

- экономическую основу государства составляет земледелие (торговля и ремёсла вторстепенны). Земледелие и война – главное, на что государство должно опираться и ради чего оно должно существовать,

- государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости и по наследственности.

Законники ввели систему круговой поруки.

 

  ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Основные этапы развития индийской философии:

- Ведический период (15 - 6 вв. до н.э), основывающийся на авторитете Вед (ведение, знание. ВЕДЫ -сборники древнейших текстов, песнопений, заклинаний, гимнов, молитвенных формул предположительно созданные древнеиндийскими поэтами мудрецами - Риши. До нас дошли четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа). Описание ритуалов созданы брахманами (жрецами). Книги лесных отшельников - араньяки. Философские комментарии к ведам называются Упанишады.

- Эпический этап (6-2 вв. до н.э.), наиболее известные источники данного этапа - "Махабхарата", "Рамаяна". В это время формируются неортодоксальные (оппозиционные ведам) философские учения: буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Философские школы (в Индии - даршаны) развивающие учение Вед следующие: веданта, йога, санкхья, вайшешика, ньяя, миманса.

- Эра сутр (2 в. до н.э. - 7 в. н.э.) - кратких философских трактатов, излагающих отдельные проблемы (например, "кама-сутра"), которая завершает период древнеиндийской философии.

- Средневековый период. Господство учения Будды.

- 1 8 - 20 вв. Современный этап. Проникновение в индийскую философию европейской философии (главным образом английской).

 

Главные мифологические представления:

- Пуруша, Пракрити, Индра.

-Высшие божества: Брахма, Шива, Вишну, Агни, Кришна, Кама.

Фундаментальные понятия индийской философской традиции:

- Сансара (блуждание, круговорот, беспрерывное перевоплощение, мирская суета);

- Карма (совокупность совершаемого всяким живым существом, невидимая скрытая сила, причина, определяющая жизнь, здоровье, счастье и новое состояние и рождение. Карма входит во все религиозно-философские системы Индии);

- Атман (дух, духовная реальность);

- Мокша ( состояние духовного освобождения);

- Ахимса (непричинение вреда любому живому существу, запрет на вреждение, основывающийся на утверждении того, что нет беды большей чем ненависть);

- Майя (иллюзия, обман, метаморфоза; магическая сила творения);

- Нирвана (угасание, отсутствие причинных зависимостей; противоположное сансаре; состояние абсолютной свободы, абсолютного покоя, блаженства; отрешенное, невозмутимое, спокойно-свободное состояние).

Особенности индийской философии:

- Влияние кастовой организации с её жёсткой системой отношений на мировоззрение общества;

- Хронологический хаос относительно происхождения и авторства многих источников;

- Гигантизм в представлениях о временных интервалах в существовании Мира: век Брахмы составляет, например, 311040000000000 лет;

- Стремление к внутреннему самосовершенствованию;

- Весьма развитая и сложная мифология;

- Слабая опора на естественнонаучные знания;

- Практическая разработка методов и приемов телесной и духовной трансформации человека;

- Глубокое проникновение в сферу сознания человека;

- Акцент на энергетически субстанциальный аспект в рассмотрении бытия;

- Особенность логики: логические доказательства основаны на характеристике присутствия и отсутствия объекта и его признаков.

 

  Буддизм.

Самая древняя из трех мировых религий. Религиозная система практики и доктрина, основанная на вере в перевоплощение. Полный свод священных текстов буддизма содержится в палийском каноне - Типитака (три корзины), созданный в 5 в н. э.

Религиозно-философское учение Индии, Китая, Юго-Восточной Азии. Основатель - Сиддхартха Шакьямуни (563 - 483 до н.э.), аскет, мудрец, который достиг "просветления" (в 527 г. до н.э.) и стал Буддой (Просветленным).

 В современном буддизме различаются множество направлений и школ:

- тхеравада ("школа старой мудрости", наиболее ортодоксальная школа);

- махаяна ("большая колесница", путь веры доступен многим людям);

- хинаяна ("малая колесница", достижение нирваны этическим путём и путь этот доступен лишь малому кругу людей);

- ваджраяна ("алмазная колесница";

- чань буддизм (школа китайского буддизма);

- дзен буддизм (школа японского буддизма).

Символом буддизма является Ваджра - громовой топор, пучок скрещенных молний.

Ваджра символ уничтожения тупости и заблуждения.

Грядущий Будда (Майтрея), который появится в мире людей, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84000 лет и будет править миром один справедливый буддист. Атрибуты Майтрейи - золотистый цвет кожи, ваза с напитком бессмертия, и колесо дхармы (совокупность условий, причина и следствие как индентичное).

ЙОГА

Комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения высшего духовного (умировотворённого) состояния. Древнейшая практика самоуглубления и трансформации личности Индии. Упоминается в Ведах (Ригведа) и Упанишадах.    

Йогическая практика применяется во всех индийских религиозно-философских школах (даршанах) кроме мимансы и школы чарвака.

Джняна-йога - йога познания, имеющая цель освобождения от страданий посредством постижения иллюзорности мира и реальности Атмана (духовной сущности).

Раджа-йога - "царственная йога", система, техника самоуглубления.

Бхакти-йога - система освобождения на основе благоговейной любви к Атману.

Карма-йога - система, техника действий.

Кроме того различают: Хатха-йога; Тантра-йога; Лайя-йога; Прана-йога; Крийя-йога; Джапа-йога; Кундалини-йога; Интегральная-йога (Шри Ауробиндо Гхош) и др.

Основные ступени Йоги.

Яма - ступень правильного усвоения общественного поведения, достижение гармонии поведения.

Нияма - внутреннее самоусовершенствование, очищение личного поведения, образа жизни, устранение деструктивных качеств.

Асана - положение тела, поза. Система статических упражнений для достижения контроля над физическим телом. Асаны используются для медитации и релаксации, для укрепления и очищения тела.

Пранаяма - развитие системы дыхания, контроль над энергетическими процессами с помощью дыхательных упражнений.

Пратьяхара - достижение контроля (управления) над чувствами.

Дхарана - уровень совершенствования внимания (концентрации), памяти, терпения.

Дхьяна - медитация или созерцание объекта.

Самадхи - состояние управляемого, просветлённого, непротиворечивого транса. Полное проникновение в объект концентрации, когда йог не в состоянии разграничивать свою личность и объект (1728 секунд, что составляет 12 дхиан или 144 дхараны).

Энергия, которая используется в йоге - Прана и Кундалини.

Прана - жизненная энергия (в организм поступает через дыхание, воду, пищу).

Кундалини - скрытая латентныя психическая энергия, находящаяся в нижнем центре позвоночного столба (изображается в виде свёрнутой змеи). Кундалини может быть "разбужена" и приведена в движение по линии биоэнергетических центров - чакр (биопсихических резонаторов).

Веданта.

Система “выросшая” из Упанишад (комментарии к Ригведе). Наиболее известна в изложении Шанкары.

Основные положения веданты:

- существует единая верховная личность - Пуруша, пронизывающий всё.

- всё есть Бог, Душа есть Бог, нет множественности.

Душа или Бог есть реальность (сатья), она - неограниченное сознание (джняна) и блаженство (ананда).

- есть и вторая реальность - майя, иллюзия (отличается от Бога как сила сжигания от огня).

- есть две точки зрения, две позиции: а) непосвящённых; б) посвящённых. К реальной точке зрения можно прийти лишь устранив незнание.

- освобождение есть полное разъединеие души и тела. После смерти освобождённый никогда не родиться.

- Освобождённая душа подобна Богу, ибо имеет чистое сознание.

 

  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ИЛИ ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Античная философия это - древнегреческая и древнеримская философия.

Особенности античной философии:

- образование демократической формы организации общественной жизни (города-полисы);

- отделение умственного труда от физического, выделение философов в самостоятельную, претендующую на духовное и политическое лидерство прослойку общества;

- космоцентризм; понимание Космоса как Единого Универсального Живого Существа;

- понимание богов как части природы;

- тесная связь с естествознанием;

- признание важности математического способа выражения всеобщих, универсальных связей природы и её познания;

- разработка формально-логического метода обоснования и доказательства, создание системы формальной логики (Аристотель); (Рационализм).

- античная философия (в наивной, зачаточной форме) заключала в себе все позднейшие типы мировоззрений; в античной философии были заложены основные философские направления: материализм, идеализм, скептицизм;

- античная философия не была изолированной, в ней прослеживается связь с Египтом, Вавилоном, Индией.

  Периодизация античной философии (по Лосеву А. Ф.):

1. Период формирования античной философии – 7 - 6 вв. до н.э.

2. Период классики (зрелости и расцвета)- 5 - 4 вв. до н.э.:

а) ранняя классика (сюда относятся: натурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Пифагор; элеаты: Ксенофан, Парменид, Зенон; атомисты: Левкипп, Демокрит; Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор);

б) средняя классика (Сократ и сократические школы: киники, киренаики, мегарики);

в) зрелая классика (Платон);

в) поздняя классика (Аристотель);

3. Период Эллинизма:

а) ранний эллинизм (три главных направления раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) 4 -1 вв. до н.э;

б) средний эллинизм (1 в. до н.э. - 2 в. н.э. - Сенека, Марк Аврелий, Лукреций); [Иногда период с 1 в. до н.э. по 5 в. н.э называют периодом Римской философии];

в) поздний эллинизм (3 - 6 вв. н.э. - Плотин, Ямвлих;

4. Неоплатонизм (Плотин, Прокл), завершение Античной философии (Боэций 480 - 525 гг. Соч. "Об утешении философии").

 

ФИЛОСОФЫ АНТИЧНОСТИ И ИХ УЧЕНИЯ.

  Фалес.

Философ и математик. Первый из семи мудрецов древней Греции (ок. 640 - 562 гг. до н.э. По другим данным: ок. 625 - 547 гг. до н.э.).

Первоначало всего существующего ("фюзис") есть вода. Все возникло из воды. Вода - основа и сущность жизни (семена всех живых существ - влажные).

Анаксимандр.

Ученик Фалеса (610 - 540 гг. до н.э.).

Первооснова всего существующего - АПЕЙРОН (беспредельное). Апейрон вечен, неизменен, переходит во все известные субстанции. Апейрон объемлет все миры, наш мир - один из многих. Первый создал географическую карту Земли, которая находится в центре мира, сходна с цилиндром и неподвижна.

Анаксимен.

Последователь, ученик и друг Анаксимандра (ум. 528 г. до н.э.).

В основании всей природы существует бесконечная и неопределенная субстанция - воздух. Она может различной степени плотности и разрежения, поэтому существует ветер, огонь, облака и т.д. Субстанция Анаксимена чувственно-наглядна и бесконечно изменчива.

Философия Анаксимена называется натурфилософией.

Гераклит (из Эфеса).

Из Эфеса род. ок 544 г. до н.э. Год смерти неизвестен.

За трудность слога называли "темным" и "плачущим" за жалость к людям.

Сочинения: "Музы", "О природе". Дошли лишь фрагменты.

Первоначало всего сущего у Гераклита - огонь. Космос един, никем не создан и он есть вечный круговорот огня-субстанции.

Внутренняя закономерность мироового процесса - логос. Прекраснейший космос без логоса есть куча мусора - утверждал Гераклит.

Знам. Выражение - «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Пифагор.

Философ, религиозный и политический деятель, математик (таблица Пифагора, теорема Пифагора), основатель пифагореизма, (род. на о. Самос в 599 - ум. в 500 г. до н.э.).

Бог - это число чисел. Самое мудрое - число. Все подвласно числу.

Пифагор первый, кто назвал себя «философом», а свои рассуждения о жизни философией (любомудрием). Создал школу-пифагорейский (тайный, закрытый союз).

Изречения Пифагора:

"Истину лучше видеть нагую".

"Делай великое не обещая великое".

"Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места".

"Измеряй свои желания".

"Человек зол".

"Наихудшее состояние жизни людей - анархия и хаос".

Парменид.

Из Элеи. Расцвет его жизни приходится на 500 г. до н.э. Современник Гераклита.

Соч. "О природе", написал законы для Элеи.

В центре философии Парменида учение о бытии.

Бытие есть небытия нет. Бытие едино, неподвижно (лежит в пределах оков величайших), неуязвимо и подобно шару, повсюду равностоящее от центра. Для этого бытия не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего (лишено становления).

Зенон.

Ученик Парменида (расцвет его жизни приходится на 464 -461 г. до н.э.).

Зенон создал искусство рассуждения ("эпихейрема") - сжатое точное умозаключение. Зенон доказывал от противного.

Например, апория "стрела" заключается в том, что движение невозможно, летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место, т.е. покоится в нем в каждый момент, а потому он вообще неподвижен. Ведь движение не может сложится из суммы состояний покоя.

Сам Зенон утверждал, что он доказывает вовсе не то, что движения нет, а лишь то, что оно немыслимо.

Эмпедокл.

Жил в Сицилии (расцвет его жизни - на 444, 441 г до н.э.). Ученик Ксенофана и парменида.

Первоначала у Эмпедокла - "четыре корня вещей" (стихии: земля, вода, воздух, огонь). Эти "корни" вещей пассивны. Все процессы обусловлены взаимодействием двух начал-причин: во-первых, Филия - любовь (как космическая сила); во-вторых, Нейкос - ненависть, гнев, вражда. Это причины единства, добра и зла. Любовь соединяет, ненависть разъединяет. В силу различных состояний во взаимодействии Любви и Вражды Эмпедокл выделяет четыре фазы космического цикла. Все зависит от того кто одерживает верх.

Анаксагор.

Из Клазомен (ок. 500 - 428 гг. до н.э.).

Главная проблема Анаксагора - как возможно возникновение? Как, например, из "не-волоса" возникает волос? Из ничего не может возникнуть нечто. Все возникает из подобного себе. Источник возникновения - Ум (Нус), надприродная, космическая первопричина, которая тончайшая и чистейшая из всех вещей. Ум - источник упорядоченности, гармонии природы.

Анаксагор - основоположник панспермии, семена живых существ падают с неба на землю вместе с дождем. Эти семена были всегда. Семена живых существ - разновидность гомеомерий, которые познаются лишь умом.

Демокрит.

Ученик Левкиппа, из Абдер (460 - 370 до н.э.).

Основатель атомизма, материализма. Первоначала есть атомы (бытие) и пустота (небытие).

Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе пустоты, самостоятельная частица вещества. Атомы обладают свойствами, присущими бытию: неделимость, неизменность, тождественность себе. Атомы бывают шарообразными, угловатыми, крючкообразными, вогнутыми, выпуклыми и т.п. Каждый атом объят пустотой и атомы безразличны к пустоте.

 Источник души - физическая теплота.

Человек есть малый "микрокосмос" и возник из воды и грязи без всякого творца. Космос и микрокосмос сходны.

Сократ.

Современник Демокрита, сын каменотеса Софроникса и повивальной бабки Фенареты, Афинянин (469 -399 гг. до н.э.). Трижды участствовал в военных сражениях. В 399 г. до н.э. обвинен (по доносу Анита) в том, что "не почитает богов, которых чтят афиняне и в том, что тем самым развращает молодежь и за то, что вводит новые божества ("демон" - внутренний голос, посредством которого бог склоняет Сократа к философствованию). Приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Выпил кубок растительного яда - цикуты. Был женат (Ксантиппа) и имел двоих сыновей: Лампрокла и Софроникса (сведения о них не сохранились).

Сократ ничего не писал, полагая, что только живое общение способно влиять на человека и воспитывать его.

Мудрость Сократа: "Я знаю что я ничего не знаю". Маевтика - "родовспоможение", умение приводить (рождать мысль) собеседника к "нужной" мысли.

 

Главный принцип, призыв Сократа - познай себя. Познай себя как общественное и нравственное существо.

Сократические школы (последователи):

Киники (название в насмешку – "собаки": Антисфен, Диоген - философ фальшивомонетчик, живший в глиняной бочке, которому оракул якобы указал сделать переоценку ценностей) утверждали: философия есть жизненная мудрость, источник знания - опыт и довольствоваться следует малым (отсюда вели паразитический, бродяжнический образ жизни). Жить целесообразно по природе. Благо для человека - не вещи, а сама жизнь (сторонники аскетизма).

Киренаики (название школы по имени города – Кирены: Аристип) утверждали: ощущения - единственный источник знания, чувственное наслаждение - высшее благо (сторонники гедонизма).

Мегарики (название школы по имени города – Мегары: Эвклид, Эвбулид) утверждали: существует только общее, а не единичное. Бог, Разум - высшее единое вечное, неподвижное. Мегарикам принадлежит авторство ряда софизмов (например, "рогатый"), вследствие чего их называли спорщиками.                                      

Платон.

Ученик Сократа, афинянин. Основоположник идеализма, основатель собственной школы - Академии (название по месту занятий: вся местность, где происходили занятия была под покровительством героя Академа). Академия открыта в 387 г. до н.э. и просуществовала 950 лет, до 529 г., когда император Юстиниан закрыл академию (как рассадник язычества и вредных идей). Сочинения Платона - диалоги (34 диалога): "Апология Сократа", "Пир", "Федр", "Парменид", "Софист", "Федон", "Тимей", "Критий", " Государство", "Законы" и др. Главный участник диалогов Платона Сократ.

Учение об идеях.

Платон утверждает существование двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей. Истинный мир - мир идей, мир вечных сущностей. Мир вещей - конечен, он временный, не истинный. Окружающий мир вещей создаётся Демиургом (Бог-Творец, Создатель) на основании эйдосов, как их сущностных первообразцов.

Идея.

Эйдос - внешний вид, форма, образ, прообраз. Бестелесная, бесформенная, не уничтожимая сущность. Идей существует много, но их не бесконечное число. Высшая идея - идея БЛАГА (источник истинности, гармонии, упорядоченности).

Материальный мир (как впрочем и общественная жизнь) Платона существует по законам вырождения. Все рождаемое, создаваемое со временем приходит в упадок.

Основные субстанции космоса (и основные понятия - сущности космоса) - "Единое", "Ум", "Душа". Душа человека есть часть Мировой Души.

Учение о познании.

Материальный мир есть отображение (тень) мира идей. Поэтому предмет истинного познания - мир идей. Чистые идеи невозможно познать чувствами (чувства дают лишь мнение - "докса") - только разумом. Высшее познание возможно благодаря высшей духовной деятельности, которой могут обладать только философы.

В познании существенное значение принадлежит душе, которая "припоминает" виденное ей в прошлой жизни. Душа вечна, но существуют бесконечные циклы ее перевоплощений. Один такой цикл (десять тысяч лет) есть период постепенной "порчи", утраты чистоты. Постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

Учение о государстве.

Учение базируется на концепции идей.

Платоном типологизируеются существующие государства:

- монархия - справедливая власть одного человека;

- тирания - несправедливая власть одного человека;

- аристократия - справедливая власть меньшиства;

- олигархия - несправедливая власть меньшинства;

- демократия - справедливая власть большинства;

- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей.

Идеальное государство Платона:

- все население составляют три сословия: философы, воины, работники - ремесленники;

- крестьяне, работники могут иметь ограниченную собственность;

- воины поддерживают порядок и защищают от врагов;

- философы занимаются познанием и управляют государством;

- вся жизнь происходит коллективно (трапезы, отдых);

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается рабство, труд пленников.

Платон единственный кто упоминает о мифической стране Атлантиде (легенда излагается в диалогах Тимей и Критий).

Философия.

Виды философии по Аристотелю:

-умозрительная (теоретическая): первая философия (метафизика); вторая философия (натурфилософия); математика;

- практическая: этика; экономика; политика;

- пойэтическая (изобразительная): поэтика; риторика; искусство.

Логика у Аристотеля выступает как инструмент всякой философии и всякого познания.

Философия есть наука о началах и причинах бытия. Основные роды причин:

материальная (субстрат, материя тела);

формальная (активное проявление формы);

действующая (производящая движение);

целевая ( конечная, финальная: то ради чего). Мы не знаем истины, не зная причины.

"Первая философия", или метафизика исследует сверхчувственное и сверхощущаемое посредством категориального анализа сущего, а также возможность и действительность предметов бытия. В "первой философии" "Форма" очень близка, "похожа" на "сущность".

Платон мне друг но истина дороже - утверждал Аристотель. Платон делает ошибку, удваивая мир, отрывая идеи (бестелесные сущности от вещей) от вещей. Сущность вещи и ее идея должны быть вместе. Чистых идей не связанных с действительностью не существует.

Бытие может быть выражено и характеризуется десятью категориями:

сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Материя, по Аристотелю. это потенция ограниченная формой. Потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное.

Душа носитель с


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.237 с.