Особенности психического и социального развития дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности психического и социального развития дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР.

2022-10-29 25
Особенности психического и социального развития дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психич.ое R: у Д. с ЗПР отмеч-ся значит. замедление темпа псих-го R и его качественное своеобразие по сравнению с нормой.Исслед-ия воспр-я свидет-ют о том, что у Д. с ЗПР имеются отклонения в проц-сах переработки сенсорной инфор-ии. Так и них скорость зрит-го воспр-я значит. ниже нормы, отмеч-ся более низкие показатели зрит-го опознания. Д. с ЗПР замечают значит. меньше зрит-но восприн-ых объектов, чем N-но R-ся сверстники. Для них хар-ны недостат-ть, ограниченность знаний об окр. мире. Они воспроизводят за опред. время меньший объем мат-ла. Им своейственна общая пассивность восприятия, что прояв-ся в попытках подменить более сложные задачи более легкими; отсут-ет целенаправленность, планомерность в обслед-ии объектов, какое бы воспр-ие они не использовали (зрит-ое, такт-ое, слуховое). Поисковые действия хар-ся хаотичностью, импульсивностью. Недост-ть зрит-го воспр-я приводит к бедности и недефференц-сти мелких деталей, односторонность, что ограничивает возможности нагл-образного мышл-я. Эти особ-сти зрит-го воспр-я не могут не оказать отриц-го влияния на овладение зрит-ми образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте. Д. имеют нар-я интерсенсорной и сенсо- моторной интерации и координации. Эти Д. с трудом выделяют фигуру из затемненного фона. Набл-ся затруднения в право и левоориентации, у них выяв-ся невыраженная или перекрестная латеральность Þ грубо нар-на ориентировка в пространстве. Многие исслед-ли отмеяают, что в стр-ре дефекта познват-ой деят-ти Д. с ЗПР большое место занимают нар-я памяти. Особо ярко эти нар-я прояв-ся у млад.школ-в, когда ведущей яв-ся учебная деят-ть (необх-м условием успешной деят-ти яв-ся сформированность памяти). У Д. нар-на как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроиз-го запоминания яв-ся ¯ познават. активность этих Д. Наглядный мат-л запоминается лучше вербального, а непроиз-ое запоминание страдает в меньшей степени, чем произ-ое. По мере R реб-ка и особ-тей учебн. деят-ти все большее значение приобретает произвольная память. Снижение произвольной памяти предст-т одну из значимых причин.

ЗПР харак-ся первичным нарушением познавательной деятельности, связ. с дефицитарностью отдельных корковых функций (эти д. как правило, имеют дефектную первооснову для R и интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также для нейрофизиологического и соматического R), представляет наиболее тяжелую ее форму.

 

59 Специфические трудности обучения ребенка с ЗПР. Концепция коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, основные задачи и психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения.

ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в рез-те чего ребенок достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. Концепция коррекционно-развивающего обучения задачи и принципы. В 1993 году институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция кот. Получила название «концепция коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобр. школы». Концепция реализуется следующее положение: 1. комплексность в диагностико-консультативной и коррекцикционно-развивающей работе, обеспечивающая своевременное выявление трудности в обучении. 2. вариативность учебных планов, образовательных и коррекционных программ. 3. активная интеграция уч-ся в общеобразовательн. Классы массового типа. 4. макс. Соц. Трудовая адаптация уч-ся. Обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи Д. с трудностями в общении и адаптации к школе. Задачи КРО на 1ойступени (мл. школьники).1. развитие до необходимого уровня психофизиологических ф-ций, обеспечивающих готовность к обчению: артикуляц. Аппарата, фонематического слуха, мелкой моторики, оптико-пространственной ориентации и т.д. 2. обогашение кругозора Д., формирование отчетливых представлений о предметах и явлений окруж. Действит-ти,. 3. формирование социально нравственного поведения, обеспечивающего успешную адаптацию к школьным условиям. 4. формирование учебной мотивации: замещение отношений «взрослый-ребеной» на «учитель-ученик». 5. развитие личных компонентов познавательной деят-ти, преодоление интеллектуальной пассивности. 6. формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида (пр: умение ориентироваться в задании). Задачи КРО 2ой ступени: 1. формирование соц. Нравственного поведения Д. обеспечивающего успешную адаптацию к новым учебным условиям. 2. развитие личностных компонентов познавательной деят-ти, формирование самостоятельности, гибкости мышления. 3. формирование, закрепление умений и навыков планирование деят-ти самоконтроля, развитие умений воспринимать и испытывать информацию из разных источников. 4. индивид. Коррекция недостатков в зависимости от актуального развития уровня уч-ся и их потребностей в коррекции индивид. Отклонений в развитии.5. охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка.6. создание благоприятной соц. Среды. Принципы КРО (Зинченко): 1. принцип творческого хар-ра развития – процесс овладения ребенком культурной, целостной деятельностью – содержит в себе единство воспроизводящей и творческой тенденции. Р. Не просто усваивает знания, опыт, но именно порождает его. 2. совместная деятельность и общение – культурно-историческая психология показывает, что ребенок овладевает культурой не с помощью собственных действий, а с помощью действия взрослого, в общении с ним. 3. принцип ведущей деятельности – Эльконин, показал, что психологическое образование каждого периода в жизни ребенка определяется осуществляемой им ведущей деятельностью. 4.учет сензитивных периодов раз вития – существуют оптимальные периоды обучения тому или иному предмету, усвоение предметных и умственных действий, способов общения. 6. принцип амплификации (расширения) детского развития должен быть предоставлен широкий выбор разнообр. Деят-тей, когда у него появится шанс найти те из них, кот. Наиболее близки к его способностям и задаткам. 7. принцип единства аффекта и интеллекта За мыслью обязательно стоит аффективная и волевая тенденция. Образование должно быть эмоционально привлекательным и ориентированным на человеческую душу, волю, чувства. принци­пы организации коррекционной работы в группах. 1.забота об охране и укреплении здоровья детей. созданию для них необходимого режима жизни в семье; одновременно проводится цикл занятий для родителей по актуальным для этих групп пси­холого-педагогическим вопросам и с учетом развития детей в семье.т.к. в большинстве случаев родители не понимают специ­фики развития своих детей в связи с отсутствием необходи­мой медицинской и педагогической подготовки.,В то же время общая система педагогического воздействия на де­тей, работа с ними по расширению, углублению, уточнению их представлений о ближайшем окружении (людях, их труде, общественных событиях, предметах, животных, растениях, яв­лениях природы, а также некоторых закономерных связях и отношениях между ними), формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем их психического развития. мы стремились к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий как важней­шего условия для развития анализирующего восприятия, на­блюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, клас­сификации и систематизации и помогали им овладевать сен­сорными эталонами, устанавливать простейшие количествен­ные связки и зависимости.

Уделяется самое пристальное внимание развитию мелкой моторики руки ребенка.  Сущ.система занятий, рассчитанная на все время их пребывания в диагностико-коррекционной группе. Эта система занятий включает в се­бя два направления работы: развитие движений пальцев ру­ки ребенка в процессе овладения рисовальными действия­ми и подготовку его руки непосредственно к школьному пись­му через систему специальных упражнений2. Коротко охарак­теризуем каждое.

Первое направление. Основная педагогическая задача начальною этапа—подготовка руки ребенка к быстрым, точным, энергичным, смелым движениям. Она решается через систему специальных коротких занятий и упражнений, проводимых как с целой группой детей, так и индивиду.

На следующем этапе работы педагог учит детей штриховке простым и цветным карандашом.

;Третий этап работы включает в себя серию упражнений на форми­рование у детей навыков рисования предметов в динамике. Эти упраж­нения организовываются также в занимательной для детей форме, каж­дое имеет свое название: «Дует ветер», «Раскрасим книжку», «Наш ста­дион», «Нарисуем, как Ох и Ах идут в поход» и др.

^Второе направление. Его цель—подготовка руки ребенка собствен­но к письму в школе. Работа проводится после ознакомления детей с тетрадью в одну линейку по следующие основным темам': рисование, простым карандашом горизонтальных линий (но линейке, под линейкой, между линейками); рисование вертикальных линий (палочек с наклоном, без наклона); рисование предметов с помощью прямых линий (лесенок, елочек и др.); контурное рисование предметов с помощью прямых и овальных линий, штриховка контуров фруктов, ягод; В конце года в тетради с разлиновкой и редкую сетку дети пишут па­лочки, крючки, длинные палочки с петлей внизу.

 

Типовая программа развития и коррекционного обучения детей с ЗПР дошкольного возраста. Содержание, формы и методы воспитания и обучения детей с ЗПР.

Минестерством РФ утвержден перечень типов и видов образоват.учреждений,среди котор.имеется тип –дош-ое образоват.учреждение и различные виды ДОУ в которых осущ-ся коррек-но – педагогич. воспитание:1дет.сад компенсирующ.вида2дет.сад комбенированого вида 3дет.сад с осуществлением физ-го и псих-го развития. Дети с зпр посещают в основном ДОУ компенсирующ. и комбенированного вида,а т.ж. группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

Основной целью дош-го корр-го восп-ия яв-ся создание условий для раз-ия эмоц-ного,соц-ного и интеллектуального потенциала реб-ка,формир-ие его позитивных лич-х качеств, компенсация первичных нарушений и кор-ия вторичных отклонений в раз-ии.В диагностическом блоке задач ведущей яв-ся организация комплексного медико-психолго-пед-го изучения реб-ка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально-ориентированной программы раз-ия реб-ка.Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, Блок оздоровительных задач укрепления здоровья Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта,развитие их познавательной активности,формирование всех видов детской д-ти,характерных для каждого возрастного периода.В младенческом воз-те корр-ая р-та направлена на развитие эмоционально-положительные реакций,на формтрование предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым,развитие дифференцированного восприятия окружающего,нормализацию нервно-мышечного тонуса,развитие действий с предметами,на раз-ие предпосылок понтмания речи взрослого. Ранний воз-ст – начало развития продуктивной д-ти. Он знакомится с карандашами и красками,учится рисовать и т.д..Возраст 5-6 лет становится эрой развития сюжетно-ролевой игры реб-ка.В подгот-ой гр. Д.с.происходит расширение представлений реб-ка об окружающем последовательное совершенствование его знаний и навыков.также происходит раз-ие элементарных матем-х представлений,а также развивается фонематический слух, закрепляются умения понимать прочитанный текст, говорить правильным лит-м языком. у детей 6 лет важное значение при­обретает учебная деятельность. Именно в ней при определен­ных педагогических условиях ее организации, способствую­щих реализации возрастных возможностей ребенка как субъекта этой деятельности, могут быть обеспечены предпосыл­ки к овладению школьной учебной деятельностью.Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при форми­ровании общей способности к учению—это помощь в овла­дении собственной интеллектуальной деятельностью, основны­ми ее структурными компонентами (мотивационно-ориентнровочным, операциональным, регуляционным).

Значительное внимание уделяется занятиям продуктивны­ми видами деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Постепенно усложняются требования к речевому опосре­дованию деятельности детей.

Усложнение требований к речевому опосредованию дея­тельности детей идет в двух направлениях. Прежде всего— от обязательного проговаривания ребенком того, что он дол­жен и как он должен это делать, к самостоятельному вычле­нению и речевому оформлению правил, относящихся к спо­собам деятельности; далее—от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию Второе направление этой работы—постепенное'продвижение детей от развернуто­го речевого опосредования предстоящей деятельности к развернутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому планированию «про себя». Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей стиля, основой которого является простое подражание. формирования действий са­моконтроля:На этапе принятия задания действие самоконт­роля формируется на следующей ориентировочной основе: не­обходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание. повторить задание вслух, проговаривание детьми вслух для всех детей пра­вил выполнения задания, проговаривание шепотом для се­бя, проверка на этой основе своих действий и т. п. Действие, считается сформированным, если ребенок работа­ет молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправ­ляет самостоятельно. Далее ребенок дол­жен научиться- на основе воспроизведенных детьми правил оценивать свою работу

На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе спе­циально организованных практических действий в определен­ной последовательности дети обучаются абстрагированию гео­метрической формы, величины, количественных отношений, а также словесным обозначениям этих абстракций. С этой целью широко используются дидактические, сюжетно-дидактические.Занятия по родному языку позволяют проводить система­тическую работу с детьми по развитию их активного слова­ря, обогащению значений общеупотребительных слов, диало­гического и контекстного речевого общения. Принципы программы:

Первыйпринципзаключается в определении, пол­ноценны или дефектны нейрофизиологическая организация психики ребенка, функциональное состояние его нервной сис­темы, характер микросоциальных условий развития на протя­жении раннего и дошкольного возраста,

/ вариант. Пониженная обучаемость у детей является следствием общей педагогической запущенности, // вариант. Пониженная обучаемость у детей является следствием неадекватных физическому состоянию детей (со­матически ослабленные дети) микросоциальных и микропе­дагогических условий семьи и дошкольного учреждения.

Ill вариант. Пониженная обучаемость вследствие задер­жки психического развития, вызванной микроорганической недостаточностью мозга.

Второйпринцип учет индивидуально-ти­пических особенностей фор­мирования у детей общей способности к учению.Каждый из пяти условно выделенных уровней (в направ­лении от высшего к низшему) представляет собой качествен­ную характеристику (безусловно, далекую от исчерпываю­щей) внутренних условий психического развития ребенка в учебной деятельности. Если овладение структурой учебной. деятельности на доступном возрасту оптимальном уровне (I уровень) представляет собой проявление и условие фор­мирования высокого уровня сформированности способности учиться, то уже начиная со II уровня можно говорить о не­которых негативных особенностях внутренних предпосылок к формированию этой способности у детей в процессе учеб­ной деятельности, которые требуют преодоления. Для детей, показавших III, IV, V уровни ее сформированности, групповые учебные занятия в дошкольном учреждении вообще не могут быть развивающими.Конечная цель работы состоит в том, чтобы научить детей в любой момент и на любом этапе выполнения задания само­стоятельно, молча проверить правильность его выполнения, исправить допущенные ошибки. Если дети научились этому, то уже нетрудно научить их оценивать полученный ими ре­зультат по параметрам задания. В принципе последователь­ность формирования и закрепления у детей этого действия та же, что и при формировании действий самоконтроля на пре­дыдущих этапах деятельности: сначала дается алгоритм и пример оценки взрослого, а далее серией специально по­добранных упражнений этот алгоритм делается средством оценки результата собственного труда.

Очень важно постоянно корректировать педагогическое воздействие на детей на основе учета индивидуального тем­па их продвижения, в формировании всех структурных ком­понентов общей способности к усвоению знаний, стремиться к организации своевременной помощи каждому ребенку как на коллективных учебных занятиях, так и в процессе инди­видуальной работы с ним.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.