Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности детей с нарушением слуха — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности детей с нарушением слуха

2022-10-29 38
Своеобразие предметной, игровой, изобразительной деятельности детей с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психическом развитии детей с нарушениями слуха наблюдаются те же ведущие деятельности, что и у нормально слышащих. Однако их становление происходит в осложненных нарушением условиях и имеет специфические особенности.

У ребенка, родившегося глухим или потерявшего слух в первые месяцы жизни, сложности в становлении ведущей деятельности начинаются достаточно рано, с развития эмоционального общения.

Выделено четыре типа взглядов: контактный взгляд, направленный в глаза другому человеку с целью обратить на себя внимание; указательный, направленный на предмет с целью привлечь к нему внимание другого человека; взгляд, ищущий оценку (своего действия), направленный в глаза другому человеку после совершения какого-либо действия; соединяющий взгляд, объединяющий предмет, на который указывает ребенок, и человека, к которому он обращается по поводу этого предмета. У годовалых глухих детей отмечены два типа взглядов — контактный (98%) и ищущий оценку (2%), у слышащих сверстников представлены уже все четыре типа взглядов.

У глухих детей в возрасте до двух лет медленнее формируется функциональное содержание жеста. В протоязыке глухих детей большое значение приобретают движения, в первую очередь жесты.

Развитию предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями, собственно предметными действиями (использованием предметов по их функциональному назначению) — и овладения определенными способами действий с предметами, закрепленными в общественном опыте.

У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметным действиям совершается медленнее, чем у слышащих. Это связано с тем, что на предыдущем этапе психического развития в эмоциональном общении не были сформированы те его компоненты, которые способствуют привлечению внимания к предметам и действиям с ними, — указательный и соединяющий взгляды, соответствующие жесты.

Особенно значимы в период раннего детства, соотносящие и орудийные действия. Становление этих видов действий у глухих детей протекает примерно так же, как и у слышащих, — от специфического манипулирования предметами совершается переход к их функциональному использованию на основе вычленения свойств предметов и пространственных отношений между ними.Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами. Понимание функционального назначения предмета обычно предшествует орудийному действию.

они не обладают достаточным обобщением собственного опыта действий с предметами, поэтому дети не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации. Они пытаются достичь цели непосредственно, прибегая к неадекватным пробам (например, пытаются опрокинуть стол, чтобы столкнуть мяч, лежащий на его противоположном конце) и не обращая внимания на предметы, которые можно использовать в качестве орудия.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих, задерживаются на этапе предметно-процессуальных, их сюжетные игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих сверстников. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально и педантично. Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями. Иногда вся игра сводится к детальному изображению какого-нибудь одного действия,тенденция к стереотипности действий. В играх глухих детей значителен элемент механического подражания действиям друг друга. Подражая кому-нибудь, сам ребенок в ряде случаев не вносит от себя ни одной детали. Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов.

.Принятие на себя роли — стремление воспроизводить функции и отношения другого человека или других людей. В игре ребенок начинает действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Поскольку у глухого ребенка отстает развитие воображения, ему трудно творчески войти в роль. Например, играя «в больницу» или «в детский сад», дети, как правило, называют ребенка, изображающего врача или педагога, именем врача из своего детского сада, педагога своей группы (например, «тетя Таня», даже если эта роль досталась мальчику). Ребенок стремится, как можно более точно передать внешние особенности изображаемого персонажа, даже не существенные для игры, — манеру ходить, снимать очки, привычные жесты и т. п.

Эти особенности сюжетно-ролевой игры глухих детей и их последствия могут быть, по мнению Г.Л.Выгодской, объяснены задержанным развитием речи.

Особенности изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями слуха

У дошкольников с нарушениями слуха отмечаются более позднее становление предметного рисунка, обедненность его содержания, большое количество стереотипных изображений. У большинства детей с нарушенным слухом к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками. Тематическое рисование появляется, как правило, кчетырем-пяти годам: дети начинают активно рисовать, лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, сделанным взрослым, которые могут воспроизводиться многократно без внесения существенных изменений. Отмечается большая склонность к точному и скрупулезному прорисовыванию деталей и элементов. Сюжетное рисование появляется поздно и развивается в ограниченных пределах. Сюжеты рисунков длительное время остаются очень упрощенными и ограниченными, рисование по замыслу оказывается примитивным.

66Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха и особенности формирования психологической готовности к школе детей данной категории.

Организация психолого-пед-го изучения. Проводится с целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации коррекц.-пед-ой работы. В его продвижении участвуют сурдопедагог, аоспитатели, психолог, кот. Поучают информацию о ребенке в пр-се наблюдений за ним и в ходе спец. Индивидуального обследования. Психолого-пед-ое обследование включает в себя: 1. информацию о раннем развитии ребенка. 2. хар-ку., ЭВС, черт хар-раповедения. 3. выявление особенностей органического и моторного развития. 4. хар-ку развития разных видов детской деят-ти. 5. знакомство с уровнем познавательного развития. 6. проверку состояния слуха. 6. проверку состояния речи.содержание психологического обследования. Сурдо-пед-г знакомится с данными ПМПК, тщательно анализирует свои данные, затем проводит обследование кот. Включает несколько направлений: 1. педагог знакомится с внешним видом ребенка. Пед-г выявляет соответствие физического развития возрасту. Фиксируется наличие таких особенностей внешнего вида как амимическое выражение лица, маскообразная улыбка и т.д. 2. состояние общей и мелкой моторики: координации движений, определение ведущей руки, темпе и согласованности движений рук. Изучение состояния мелкой и крупной моторики происходит в ходе спец. Игр и упражнений. 3. обследование уровня развития познавательной деятельности: восприятия, мышления, внимания, памяти и воображения. Если в ДОУ работает педагог-психолог, то ему принадлежит ведущая роль в изучении развития и он координирует свою деят-ть с сурдо-пед-м. также проверяются системные з. и у.: пересчет пред-в, счетные операции в пределах 10, понимание отношений >, < одинаково. Исследуется словесная память – воспроизвести слова, обозначающие предметы на картинках. Очень важно оценить способы выполнения заданий с т.з. возраста: действует ли ребенок силой, испытывает ли проблемы. Обследование слуха детей – прежде всего педагог внимательно анализирует данные аудиограмм, заключение врача сурдолога, беседует с родными о состоянии слуха ребенка и т.д. при исследовании слуха у Д. 2,5 – 3 лет используется метод фиксации безусловно-рефлекторных ориентировочных реакций на неречевые звучания, а также звуки голоса. У д. старше 3х лет используют метод выработки условно-двигательной реакции на звучание. Ребенка учат реагировать на звуки выполнением определенных действий. Если д. имеют речь, используют знакомый детям речевой материал, включающий низкочастотные и высокочастотные слова. Ребенку предлагается повторить слова произносимые разговорной громкости и шепотом. Проверка состояния речи – проводится в процессе наблюдения за деятельностью. В ходе обследования необходимо выявить речевую активность ребенка, понимание речи, использование различных невербальных средств. В ходе наблюдения фиксируются спонтанные речевые реакции. Понимание речи: сурдопедагог дает картинки, игрушки с изображением знакомых предметов и просит показать некоторые из них. Проверка активной речи: ребенку демонстрируются игрушки, картинки и он должен их озвучить.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.