Личность и деятельность при дефектах зрения. Изменения сенсорной организации человека в условиях слепоты и слабовидения. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Личность и деятельность при дефектах зрения. Изменения сенсорной организации человека в условиях слепоты и слабовидения.

2022-10-29 25
Личность и деятельность при дефектах зрения. Изменения сенсорной организации человека в условиях слепоты и слабовидения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак. Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение со здоровыми людьми.  Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.В формировании основных свойств личности на первый план выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологии зрения. Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его активность. Основной источник активности—наши потребности. В силу того, что органические потребности более легко удовлетворяемы, их развитие у слепых может привести к доминированию и даже к гипертрофированности.. Деятельность при дефектах зрения.Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта. Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля.

77Организация и содержание психологической и коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения и их взаимосвязь с лечебно-восстановительной работой по лечению и улучшению зрения в условиях специального дошкольного учреждения.

Детят-ть ДОУ направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррек-ю нар-ых функций зрений у Д., подготовку их к О. в школе. Пед-ая работа-   направлена на гармонич. R реб-ка в той степени, в кот. это позволяет сделать уровень нар-я зрения, в каждом отдельном случае, а также псих-ое и физич-ое R реб-ка. Пед-ая работа исходит из программ О. и В. в массовых д/садах, на основе кот. разраб-ся спец. программы. Задача спец. пед-ки в данном случае состоит в системной А. по корр-ии отклонений в познават., личностной, двигат. сферы Д., по охране и R зрения, слуха, осязания. Т.е. всей компенсац-ой системы. А. в ДОУ для Д. с глуб. нар-ем зрения (слепота, незначит. остатки зрения) направлена на корр-ю отклонений в R, восстановление остат-х функций зрения, оздоровление детей. В ДОУ для Д. с амблиопией и косоглазием осущ-ся целостная система корр-педаг-ой и лечебно-восстан-ой А. Режим дня в этих ДОУ имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Под корр-но пед-ой А. понимается система спец. пед-х мероприятий, сред-в, форм и методов О и В, направленных на активихзацию пр-в компенсации, преодоление недостатков познават., личн-ой, двигат-ой сфер Д. с нар. зрения.

Под коррекционно-педагогической работой понимается си­стема специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на ак­тивизацию процессов компенсации, преодоление или устра­нение недостатков познавательной деятельности, черт лично­сти, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. В обучении и воспитании слепых и слабовидящих важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых мож­но вычленить действия по выделению, отбору, переработке ин­формации и построению на их основе образа и опорного пред­ставления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оцен­ке положения предметов, в частности в узнавании обозначе­ний и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечи­вающих предоставление информации об окружающей дей­ствительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей де­тей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предме­тах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегули-руемые экраны и др.)Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познавании ими окружающего мира. Совместное использование частичного зре­ния и осязания дает значительно лучшие результаты при узна­вании предметов. Дети, использующие осязание и остаточное зрение, лучше воспринимают форму, точнее оценивают разме­ры, быстрее выделяют конструктивные особенности предметов. С помощью тактильного восприятия дети с наруше­нием зрения получают разнообразный комплекс ощущений -прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет им определять форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения. При отсутствии или глубоком нарушении зрения мобилизу­ется деятельность сохранных анализаторов, повышается ост­рота восприятия сохранившихся видов чувствительности. В работе по развитию и коррекции пространственного представления большое значение имеет формирование знаний о форме и размерах предметов, про­тяженности и направлениях пространства. Изучению размеров и пропорций предметов, протяженности и направле­ний пространства способствуют измерительная практика, моде­лирование и конструирование по образцу и словесному описа­нию, развитие умений ориентироваться в условиях микро- и макропространства.

Взаимосвязь-Учет и знание лечебно-восстановительных мероприятий,рекомендаций помогает тифлопедагогам и воспитателям правильно построить учебный процесс,организовать работу с ориентиром на индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку со зрительной патологией.Тифлопедагоги должны знать состав и структуру нарушения зрения, диагноз заболевания и вытекающие из этого данные о рекомендациях;знать зрительные возможности ребенка;данные о сопутствующих дефектах и заболеваниях.На каждого р-ка составляется подборка данных о следующих показателях:1.Диагноз заболевания органа зрения;2. возраст реб-ка в котором было утрачено зрение.3.нарушенные зрительные функции.4.педагогическая поддержка.5.рекомендуемые приборы для улучшения зрения.6. режим зрительных и тактильных нагрузок.7. режим физических нагрузок. 8. сроки лечения и повторного осмотра врачом.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.