Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-10-28 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К
ак бы ни была распространена схема с тремя основными темами, не все притчи имеют столько основных тем или персонажей. Короткие повествовательные притчи и сравнения часто содержат лишь два ключевых персонажа или объекта, а иные — всего один. Это не означает, что в данных притчах отсутствует аллегория, однако здесь аллегория не столь разработана и пунктов сопоставления меньше. Структура некоторых притчей граничит с триадической. но в итоге оказывается диадической, то есть с дву мя основными темами. В других притчах смешиваются черты диадической и монодической разновидности (с одной темой). Мы не включаем сюда короткие метафоры, которые также имеют од1г/ тему. Граница между развернутой притчей и простой метафорой достаточно зыбка; как правило, в двух разных книгах, посвященных притчам, список притчей оказывается неодинаковым. В данной главе мы исследуем все еще не разобранные контексты Евангелий, которые обычно выделяются в качестве притчей. Рассматривать их мы будем в порядке убывающей сложности.
ПРИТЧИ С ДВУМЯ ОСНОВНЫМИ ТЕМАМИ ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ (Лк 18:9-14)
,Бог (Иисус)N
✓ \ / \
✓ S
/ \
*■ V
Мытарьч >Фарисей
Эта притча дает нам подходящий материал для перехода от исследования триадической структуры к исследованию структуры диадической. Здесь содержится знакомое нам противопоставление хорошего и плохого персонажа с неожиданной переменой ролей, — эти черты мы уже многократно отмечали выше. Ближайшую параллель составляют притчи о богаче и Лазаре и о добром самарянине. Единственное отличие — здесь нет третьей, объединяющей фигуры, которая рассудила бы этих двух. В определенном смысле роль судьи исполняет сам Иисус, дающий в заключительном стихе от имени Бога оценку молитве и первого, и второго персонажа. Но Иисус не образует новую тему в дополнение к двум очевидным: один человек оправдан, а другой — нет. Структура притчи в целом явно бинарна, резкие переходы от фарисея к мытарю подчеркивают контраст между ними. Структуру можно обозначить как А-В-А-В-В-А-А-В, где А обозначает действия фарисея, а В — мытаря.
|
1. (А) фарисей (ст. 10а)
2. (В) мытарь (ст. 10Ь)
3. (А) фарисей (ст. 11-12)
4. (В) мытарь (ст. 13)
5. (В) мытарь (ст. 14а)
6. (А) фарисей (ст. 14Ь)
7. (А) фарисей (ст. 14с)
8. (В) мытарь (ст. 14d)
Однократная инверсия этих двух элементов в пятой и шестой позиции схемы отмечает кульминационную перемену статуса обоих персонажей и усиливает шок, который приговор Иисуса должен был вызвать у первоначальной его аудитории. Современные стереотипные представления о фарисеях не должны заслонять от нас тот факт, что, согласно ожиданиям первоначальной аудитории, героем рассказа должен был стать фарисей, а не мытарь.
С другой стороны, не нужно заходить чересчур далеко и пытаться утверждать, будто фарисей здесь изображен карикатурно и этот портрет не мог соответствовать реальному еврею в Sitz im Leben Jesu, поскольку в таком случае часть притчи или вся она оказывается неаутентичной и привязывается к позднейшейантисемитской полемике. В исконном иудаизме имелись как смиренные, так и заносчивые фарисеи, это признает несколько позднее даже Талмуд (ВТ Сота 22Ь). В общепринятой молитве набожный еврей благодарил Бога зато, что не родился рабом, язычником или женщиной (ср. ВТ Менахет 43в), что весьма напоминает позицию, против которой восстает здесь Иисус (ср. также Гал 3:28). Действия и слова обоих персонажей вовсе не экстраординарны, за исключением разве что одной подробности: мытарь бьет себя в грудь. Этот патетический жест более присущ женщинам, мужчины прибегали к нему лишь для выражения особенно сильных эмоций"1. Эта притча чрезвычайно близка к другому жанру — примерам, где один человек представляет целую группу подобных ему, то есть самонадеянных праведников или кающихся.
|
4 Kenneth Е. Bailey Through Peasanl Eyes: More Lucan Parables. Grand Rapids: Eerdrnans, 1980, 153.
Ст. 14в, единственный в притче, обычно отвергаемый как неаутентичный, кратко формулирует все эти выводы, а потомуего не следует отбрасывать. Появление того же обобщенного заключения в других контекстах (Мф 18:4, 23:12. Лк 14:11) не опровергает его аутентичности, поскольку данная максима уместна в различных случаях. Ст. 14а содержит столь радикальный приговор, что к нему требуется хоть какое-то объяснение. Как нельзя лучше подходит оценка поведения этих двух людей: один превозносит самого себя, другой — принижает. Не следует делать далеко идущих выводов из отсутствия прямых ссылок на искупление как непременный источник оправдания: события происходят до распятия, к тому же публичная молитва в Храме совершается в момент жертвоприношения''. Вопль мытаря «Помилуй меня» (ikacBrxzi дел.) можно перевести и как «Даруй мне искупление». Тема оправдания превращает этот текст в один из наиболее «паулинистских» во всем учении Иисуса.
Итак, притча содержит две основные темы, которые лучше всего сформулированы сами Иисусом: 1) превозносящий себя будет унижен и 2) унижающий себя будет превознесен. Предлагалось множество применений этой притчи, наиболее важное — вознесение или посрамление человека на Страшном суде. В зависимости от того, какую позицию мы занимали в отношениях с Богом в земной жизни, в следующей нас ожидает нечто противоположное. Лучший библейский комментарий к этой притче представляют собой блаженства и «горе вам» из «Проповеди на ровном месте» у Луки (Лк 6:20-26).
ДВА СТРОИТЕЛЯ (Мф 7:24-27, Лк 6:47-49)
' (Буря/потоп)^
✓ ч
У ч ✓ ч
5 Ibid., 145.
Мудрый строитель* > Глупый строитель
Подобно притче о фарисее и мытаре, рассказ о двух строителях представляет разительный контраст между мудрым и глупым типом поведения: один строит надежное здание, у другого постройка рушится при первом же серьезном испытании. Образы здесь более традиционны, и вердикт вполне ожидаемый. Сам факт, что люди действительно строят дома на непрочном фундаменте, свидетельствует о недостаточном уме человека даже в материальной сфере и прекрасно иллюстрирует неподготовленность людей к духовному царству.
|
В предыдущей притче приговор двум персонажам выносил Иисус, здесь же судьбу каждого решает буря, привычная метафора испытания или суда. Что касается применения, эта притча, конечно же, поощряет нас заранее готовиться к самым различным испытаниям, но Иисус почти наверняка имел в виду катастрофический конец времен. С другой стороны, поскольку награда мудрому строителю сводится к тому, что его дом уцелел, можно сделать вывод, что основания духовных структур грядущего века закладываются в веке сем8.
Языковый параллелизм, особенно заметный у Матфея, подчеркивает сходства и различия между строителями. Оба строят дома, и внешне эти здания, вероятно, почти не отличаются. Один и тот же потоп обрушивается на них, и одно здание остается стоять, в то время как другое рушится. Дом на скале и дом па песке (Матфей) или дом с фундаментом и дом без фундамента (Лука) естественно воспринимаются как символы разумного и глупого поведения, однако без конкретного противопоставления слушающих слова Иисуса и не повинующихся тем, кто и слушает и исполняет, мог бы возникнуть целый ряд интерпретаций.
R D. А. Carson Matthew, в The Expositor's Bible Commentary, vol. 8, ed. Frank E. Gae-belein. Grand Rapids: Zondervan, 1984, 194, приводит Ис 28:16-176, Иез 13:10-13 и Притч 12:7 как наиболее важный фон. Eduard Schweizer The Good News aecording to Mathew. Richmond: John Knox, 1975; London: SPCK. 1976, 191, видит в потопе напоминание о Hoc. R. Т. France The Gospel aecording to Matthew. Leicester: IVP: Grand Rapids: Eerdmans, 1985. 149, видит в буре символ и мирских испытаний, и последнего Божьего суда.
" В Aboth 3:17 равви Елеазар бен Азария передает притчу, в которой противопоставляется судьба дерева со слабыми корнями и дерева с сильными корнями в пору бури, сравнивая с этими двумя деревьями людей, имеющих достаточное или недостаточное количество добрых дел. Елиша
Чтобы прояснить смысл притчи, требуется истолкование образов, которое здесь осуществляется с помощью прямого сравнения4.
Интересно отметить, что аутентичность данной притчи и ее истолкований практически не вызывала возражений. Разумеется, какие-то подробности были изменены в процессе передачи, чтобы история оставалась понятной в эллинистическом мире (см. выше) — в той мере, в какой мораль этой притчи допускает какие-либо перестановки в образном строе, — но большинство исследователей с готовностью признает единство этого текста.
|
Ульрих Луц в комментарии на Евангелие от Матфея ясно заявляет: «Двойная притча представляет собой единство и не может подвергаться дальнейшему разделению. Содержание образа свидетельствует в пользу версии Матфея как более близкой к оригиналу. Вероятно, она восходит непосредственно к Иисусу»1". Кейрд столь же решительно и конкретно высказывается по поводу двух основных тем, проистекающих из сопоставления образов двух строителей: «Тот, кто слушает и исполняет слово, остается в безопасности при любом кризисе, а тот, кто лишь слушает, навлекает на себя катастрофу».
Вывод Кейрда можно перефразировать с тем, чтобы большее внимание уделить последнему испытанию, которому подвергнутся все люди. В таком случае мораль притчи будет звучать так: 1) человек, принимающий Евангелие с послушанием, выдержит окончательный Божий суд; 2) человек, который не желает следовать за Богом как ученик, в этот последний день погибнет. Притча, завершающая Нагорную проповедь (и «Проповедь на ровном месте»), которая столь ярко передает Иисусову концепцию ученичества, предостерегает слушателей: нет и не может быть причины отвергнуть призыв Христа.
НЕДОСТОЙНЫЙ СЛУГА (Лк 17:7-10)
Хозяин
i
б. Абуйя иллюстрирует тот же контраст в Aboth Rab. Nathan 24:1-3 образами, даже более близкими к нашим: он сравнивает их со строителями, из которых первый начинает с больших камней, а заканчивает кирпичиками, а второй по глупости нарушает эту последовательность.
"' Ulrich Luz Das Evangelium nach Matthäus, vol. 1. Neukirchen-Vluvn: N eukirch-ener; Zürich: Benziger, 1985, 412.
Слуга
Другой тип диадической притчи включает фигуры хозяина и подчиненного без сопоставления между двумя подчиненными. Хороший пример — притча о недостойном слуге. Как и в приводившихся выше примерах, когда Иисус начинал рассказ с риторического вопроса «Кто из вас?», здесь Он также ожидает единодушного признания: подобным образом ни один человек не поступит. Ни один уважающий себя хозяин не пригласит слугу к столу прежде, чем сам поест. Однако заключение (ст. 10) смещает акцент с хозяина и призывает слушателей встать на место слуги.
И тогда вывод, к которому все по умолчанию пришли, обращается против слушателей и вынуждает их признать себя недостойными перед Богом. Они с готовностью соглашались, что слуга должен предпочесть интересы хозяина своим собственным, даже если ему это не по вкусу. Теперь они не могут не признать, что таким же образом человек должен вести себя по отношению к Богу, даже если ему это не по вкусу. Логика по-прежнему строится а fortwri: что действительно на уровне людей — хозяев и слуг, — тем более действительно, когда речь идет о Боге и человеке.
|
Изменение перспективы при переходе от ст. 7-9 к ст. 10 побуждает многих ученых к ставшему уже привычным выводу: заключительный стих не является аутентичным, он добавлен позднее. Однако, если мы признаем возможность нескольких тем в одной притче, то мы вправе выводить по крайней мере два «урока» из этого рассказа, причем оба неразрывно связаны с его первоначальной формой: один «урок» заключается в характере господина, другой — в поведении слуги. Повествование сосредоточено на первой теме, а вывод — на второй.
Жак Дюпон продемонстрировал единство всех четырех стихов, даже не принимая во внимание дуалистическую структуру притчи. Он отметил лексические и концептуальные параллели между ст. 7-9 и 10 (xic, ecj Ъ\ш\>/охпщ кш vjuete, [«кто из вас/так и вы»]; 8ояЗл.о<;/оочЗЯ,сл [слуга/слуги]; öxi ettotncrev та 8iaxa%8evxa/oxcxv пощсцхе... ха 8icxxcx%8evTcx [«всякий раз, когда вы делаете, что велено»]), а также важную роль ст. 9 как связующего звена между ст. 7-8 и 10 и двойной вопрос ст. 7-8, в котором первая часть подчинена второй.
Итак, каждый стих здесь «требует» следующего, а потому любые попытки оторвать один или несколько стихов от первоначальной притчи совершенно излишни. Подобное же смещение акцентов с хозяина на слугу мы наблюдаем в Мф 7 :9 -11. В обоих случаях такое смещение жестко обусловлено логикой самой притчи. Поскольку хозяин символизирует Бога, а слуга — любого представителя народа Божьего, вполне естественно, что сперва внимание сосредотачивается па природе Бога, а затем — на реакции его народа.
Достаточно ясно, какой урок мы можем извлечь из поступков хозяина. Бог — суверенный властитель. Можно по-разному формулировать следствия из этого положения. Бог не находится на одном уровне с кем-либо из смертных, Он требует от них служения, а награды распределяет, не глядя на заслуги. Вторая тема возникает, когда слуга признает верховное владычество своего господина, но как именно мы истолкуем эту тему, зависит от перевода эпитета сх%решс;.
14 Bailey Through Peasant Eyes. 122-124; J.J. Kilgallen What Kind of Servants Are We?
(Luke 17, 10). ft/>63, 1982, 549-551.
Традиционная передача — «бесполезный», «неприбыльный» — ошибочна. Люди имеют огромную ценность в глазах Бога. «Недостойный» — это уже лучше, поскольку обозначает человека, не заслуживающего какой-то милости или не способного добиться ее. Возможно даже, что строго этимологический перевод искажает смысл слова, поскольку в этом случае возникает значение «не нуждающийся». Лк 17:10 в таком случае будет означать, что слуге никто ничего не должен и ему не причитается никакая милость1'1. Каковы бы ни были оттенки значения, ясно, что Иисус призывает учеников отказаться от любых притязаний на «заслуженную» благодать. Притча не отрицает намерения Бога вознаградить свой народ, — об этом сказано и в других местах (например, Лк 12 :35-38), — но подчеркивает, что отношения индивидуумас Богом «основаны не на достоинстве и не на заслугах и тем более не на взаимной выгоде, а исключительно на благодати».
Лука помещает эту притчу в контекст ряда наставлений ученикам о вере. Как большинство притчей, рассказанных ученикам в Евангелиях, эта, по мнению многих исследователей, могла быть первоначально адресована оппонентам Иисуса. Этим, мол, объясняется одна из наиболее явных странностей притчи: вряд ли многие из учеников Иисуса (а то и вовсе ни один из них) были достаточно зажиточны, чтобы иметь рабов. Но данная посылка основана на преувеличенном представлении о бедности последователей Иисуса, тем более что в огромном большинстве семей достаточно скромного достатка имелся хотя бы один слуга или служанка (а притча не дает никаких оснований полагать, будто рабов было несколько)и'. В семье Зеведея и его сыновей имелось не менее двух работников (Мк 1:20). А главное, ученикам вовсе ие требовалось иметь собственных слуг, чтобы оценить этот пример. Они были достаточно хорошо знакомы с социальным укладом своего времени, пусть и из вторых рук, чтобы понимать, как должны строиться эти отношения.
"' Bailey Through Peasant Eyes, 114-115; E. Earle Ellis Tlie Gospel of Luke. London:
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!