Тесты для изучения произвольного поведения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тесты для изучения произвольного поведения

2022-11-27 39
Тесты для изучения произвольного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест «Графический диктант»

Оценка уровня развития произвольной сферы.

Подготовьте тетрадный лист в клетку. На нем, отступив 4 клет­ки от края, поставьте 4 точки одна под другой, на расстоянии 7 клеток друг от друга (по вертикали).

Дайте ребенку карандаш и скажите: «Л буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую следующую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая каран­даш от бумаги».

Первое задание - тренировочное: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, не от­рывай карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо, одна клет­ка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка на­право, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше рисуй такой же узор сам». Диктуя, нужно соблюдать дос­таточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить пре­дыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Последующая инструкция звучит так:

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Дальше продолжай рисо­вать этот узор».

И заключительный узор:

«Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Начали! Три клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вверх. Теперь продолжи рисовать этот узор сам».

Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Второй - о степени самостоятельности ребенка. Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (трени­ровочный узор не оценивается) практически без ошибок или в од­ном из узоров встречаются отдельные ошибки - это говорит о хо­рошем уровне развития произвольной сферы.

Низкий уровень развития произвольной сферы - если ни один из двух узоров не соответствуют диктуемому.

Рис. 23

Тест «Лабиринт»

Оценка умения соблюдать правила.

Предложите ребенку рисунки, на них изображены лабиринты по возрастающей трудности.

Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.

Объясните ребенку, что есть условия, которые необходимо со­блюдать:

В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

Сразу начинай движение карандаша, не пытаясь предваритель­но рассматривать путь следования.

Не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет счи­ таться ошибкой).

Нельзя поворачивать назад (элю тоже ошибка).

Время выхода из каждого лабиринта - не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае не более пяти.

Тест «Домик»

Оценка действий по образцу.

Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш, затем попроси­те его внимательно посмотреть на образец и постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листочке бумаги. Да­лее сказать: «Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать пра­вильно».

Когда вы убедитесь, что ребенок все понял, дайте ему команду начинать.

В процессе наблюдайте за тем, как справляется ребенок с этим заданием, часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли с образцом, отвлекается ли во время работы, задает ли

вопросы и т. д. В конце работы предложите ребенку проверить ра­боту.

Для оценки используются показатели:

Точность воспроизведения рисунка.

Сохранение размера всего рисунка или отдельных его деталей (считается ошибкой увеличение больше чем в два раза).

Правильное изображение элементов рисунка (колечек дыма, забора, штриховка на крыше и т. д.).

Дети довольно точно копируют рисунок, в отдельных случаях бывают небольшие ошибки.

Тест «Палочки и крестики»

Определение уровня саморегуляции и самоконтроля.

Подготовьте для ребенка тетрадный лист в клетку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут.

При этом соблюдая следующие правила:

писать крестики и палочки точно в такой же последовательно­сти, как в образце;

переходить на другую строчку только после знака «-»; нельзя писать на полях; каждый знак писать в одной клетке; соблюдать расстояние между строчками в две клетки.

Признаком высокого уровня самоконтроля у ребенка является точное выполнение задания без отвлечений, когда он сам находит и исправляет ошибки, старается ставить знаки аккуратно.

Не забудьте похвалить ребенка -для него это сложная задача.

Тест «Раскрась фигуры»

Оценка развития произвольной сферы.

Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупре­дите ребенка, что он должен делать это аккуратно, время не имеет значения.

Если ребенок аккуратно закрашивает 35—40 фигур, это хоро­ший показатель регуляции деятельности, терпеливости при выпол­нении монотонной работы.

Тест «Рисование узоров»

Оценка умения соблюдать правила.

На рисунке 29 изображены 3 ряда мелких геометрических фи­гур. Верхний ряд состоит их треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, среднего - в промежутках между ни­ми. Треугольников и квадратов по 14 в ряду, кружков - 13.

Скажите ребенку: «Сейчас мы будем учиться писать узоры. Я буду диктовать, а твоя задача заключается в том, чтобы точно со­блюдать мою инструкцию и соединять разные фигуры».

Необходимо соблюдение трех условий:

два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

линия нашего узора должна идти только вперед;

каждое новое соединение надо начинать с той фигуры, на кото­рой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. (На образце покажите ребенку, как это следует делать). Затем проверьте, как ребенок понял задание. Пусть он также попробует выполнить тренировочный узор.

А теперь начинайте диктовать ребенку: «Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадра­том».

Количество ошибок в каждом случае не более пяти.


 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Тема: ПЕРВИЧНАЯ ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КУРСА

Занятие 1

В подготовительный период педагогу-корректору надо выявить запас математических знаний и умений у детей, поступивших в 1 класс, и подготовить их к работе над первой темой программы -нумерацией чисел в пределах 10.

Важно на этом этапе установить, умеет ли ребенок считать предметы и в каких пределах, понимает ли арифметический смысл терминов «больше», «меньше», «столько же» (одинаково, поров­ну), каков у него запас пространственных представлений (т. е. в какой мере он владеет понятиями «слева - справа», «вверху - вни­зу», «впереди - позади», «перед - после - между» и другими).

1. Вопросы для определения уровня знаний ученика

1. Умеешь ли ты считать? Сосчитай эти картинки. Сколько здесь картинок? (10-15 шт.)

2. Я назову число, а ты считай дальше.

3. Теперь в обратном порядке.

4. Сколько лежит палочек? (15-20 шт.)

5. Возьми в левую руку столько же карандашей, сколько их ле­жит на столе (5-7 шт.)

6. Узнай, каких кружков больше: синих или красных. (6 боль­ших красных и 7 маленьких синих).

7. Как ты догадался? На сколько синих кружков больше, чем красных?

8. Что больше - 2 или 3? На сколько?

9. Ребенку предлагается рассмотреть картинку к сказке «Реп­ка». Посмотри на картинку и скажи, кто стоит перед Жучкой, после кошки, между внучкой и кошкой.

Если ученик успешно справляется с этими заданиями, можно задать ему один - два вопроса по материалу, который предстоит изучать (примеры или задачи на сложение и вычитание в пределах 10, задания на различия и называние геометрических фигур, на уз­навание цифр).

1. Слушай внимательно - Маша сорвала 2 огурца и еще 3.
Сколько всего огурцов сорвала Маша?

2. Два числа - один и три, быстро их сложите и ответ скажите.

3. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два - под березой, один - у осины, сколько их будет в плетеной корзине?

4. Найди ошибки:

оооооооооооооо

2. Занимательные вопросы

1. На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали пополам и поло­жили на стол. Сколько яблок на столе?

2. Кто выше, отец или мать?

3. Кто выше тебя, но ниже мамы?

4. Как с помощью двух палочек образовать квадрат на столе? (ответ: положить их в угол стола).

5. У какой фигуры нет ни начала, ни конца?

6. Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?

Палочковый диктант

Задание, в основу которого положен принцип моделирования интеллектуальной деятельности.

Назначение задания:

• формирование общеучебных навыков: внимание, память;

• работа по заданию учителя.

Организация работы:

У каждого ученика чистый лист бумаги в клетку и ручка.

Инструкция:

Учитель на доске, объясняя, пишет систему палочек и черточек:

/- //- ///- /- //- ///- /- //- ///

Повторяя четыре правила:

1. Писать палочки и черточки нужно в определенной последо­вательности.

2. Не писать на полях.

3. Правильно переносить систему знаков с одной строки на другую.

4. Писать не на каждой строке, а через одну.

Учитель по написанному на доске повторяет все требования. Затем вместе с детьми. После этого с доски все стирается.

Старайтесь писать правильно, аккуратно, молча, чтобы не ме­шать друг другу.

Время проведения работы 15 минут. Помощь во время работы не допускается.

У каждого в жизни                                  Летит выше звезд арифметика наша,

Единственный раз                                  Уходит в моря, строит здания, пашет,

Бывает свой первый,                              Сажает деревья, турбины кует,

Свой памятный класс,                            До самого неба рукой достает.

И первый учебник,

И первый урок,

И первый заливистый

Школьный звонок.

И первый наставник -

Ваш первый учитель, -

Кто дверь вам открыл

На дорогу открытий.

 

Давайте, ребята, учиться считать,                                                              

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места - любая работа.

Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета.

Без счета письмо не найдет адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Считайте, ребята, точнее считайте.

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела поскорей вычитайте.

Учебник научит вас точному счету,

Скорей за работу,

Скорей за работу!

 


Занятие 2


Рисование флажков

Назначение задания:

1. Развивать психофизиологические функции: подвижность зрительного анализатора, мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Совершенствовать систему глаз рука.

3. Активизировать и формировать различные стороны мысли­тельной деятельности: логическое мышление, память.

4. Развивать самостоятельность, самоконтроль.

Образец задания:

Р Р Р Р

Организация выполнения задания:

1. Заранее для каждого ученика готовятся цветные карандаши: красный, зеленый, коричневый, лист бумаги в клетку.

2. Каждому ученику раздается образец задания.

3. Работа проводится фронтально.

Инструкция:

Дети, посмотрите, на тех образцах, что имеются у вас, нарисо­ваны цветные флажки. Ножка флажка занимает 3 клеточки, она - коричневая. Флажки - 2 клеточки, они нарисованы при чередова­нии красного и зеленого цвета. У вас есть лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте точно такие же флажки. Рисуйте, пока я не скажу «Достаточно», положите карандаши. Задание можно услож­нить штриховкой флажков: слева направо и наоборот.

Задачи на смекалку

Назначение задания:

1. Развивать умение сравнивать, анализировать.

2. Развивать гибкость мыслительных процессов.

Организация выполнения задания:

1. Ученикам предлагается ответить на вопросы задач.

 

2. Усложнение происходит за счет доли самостоятельности.

3. Варианты текстов задания:

Если Таня сидит правее Кати, то как сидит Катя по отношению к Тане? {Ответ: Катя сидит левее Тани).

У Светы - 1 сестра и два брата, у Тани - 2 сестры и 1 брат, а у Саши - 3 брата. Сколько детей в каждой семье? {Ответ: Во всех семьях поровну - по четыре.)

Игра «Концовка»

Дидактическая цель:

Развитие речи детей, включение в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий».

Содержание игры.

а) Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы).

Например: «Если сосна выше березы, то береза...» (ниже со­сны). «Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы... (тоньше ствола дуба)».

б) Учитель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий».

Например, «Колобок... (круглый), Буратино... (тонкий), дядя Степа... (высокий)».


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.