методов обучения английскому языку учащихся старших классов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

методов обучения английскому языку учащихся старших классов

2022-11-24 47
методов обучения английскому языку учащихся старших классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В эвристическом образовании основной целью для ученика является самореализация путем создания образовательного продукта (произведенной творческой работы, полученных качеств развития личности). Согласно методике, необходимыми для самореализации являются задания, построенные по когнитивному, креативному и оргдеятельностному типу. А поскольку данные задания рассчитаны на субъективное познание мира, а не простое заучивание системы общественных познаний о нем (мире), то они будут способствовать выработке персонального восприятия целостной картины мира, что субъективно и объективно более ценно для ученика и общества.

А.В. Хуторской уделяет особое внимание такому аспекту обучения как образовательная среда. Он поясняет, что в избыточности информации отсутствует необходимость, поскольку ребенку на начальном этапе достаточно знать окружающую его действительность в естестве. Это объясняется тем, что внешний мир дает достаточное количество необходимых ситуаций для познания. Поэтому основной задачей учителя является организация естественной среды для изучения уже существующих образовательных объектов внешнего мира, согласованных с учебной программой [с.99]. Более того, по созданному образовательному продукту, учитель оценивает степень осведомленности ученика в изучаемом вопросе и необходимость предоставления ученику недостающих знаний.

Для реализации творческой образовательной идеи в ходе образовательного процесса ученик подвергается рефлексивному осознанию, то есть осознанию способов деятельности, смысловых особенностей проделанной работы.

Формы рефлексии бывают разные: графическая рефлексия, устное обсуждение. Фиксирование рефлексии деятельности на уроке позволяет ученику, с психологической точки зрения, углубиться в анализ собственной деятельности; с исследовательской точки зрения, анализ позволяет проследить ход деятельности на уроке от начала до конца для дальнейшего анализа этапов выполнения задания. Ученикам подобное фиксирование своей деятельности начинает нравиться и повышает их самооценку, инициативу к обучению; даже для взрослых через рефлексию все приобретает игровой манер, в котором есть цель, план, этап, стратегия, ключевые моменты изменения хода событий. Для учителя рефлексия ученика будет хорошим индикатором степени глубины самосознания ученика [8;c.160].

Хуторским обозначены следующие типы и виды эвристических заданий.

Открытые эвристические задания.

Данные задания являются основным типом заданий в эвристическом обучении. Эти задания должны быть с ясно поставленной задачей и четко сформулированы, более того они должны вызывать "живой интерес", значимость поднятого вопроса должна быть ярко выражена. Результат полностью зависит от подачи данного задания. Хорошим способом проверки правильности построения открытого эвристического задания будет самостоятельно сформировавший ход урока, выстроенный на внутренней логике обозначенной проблемы.

Такие задания не имеют однозначных ответов, они имеют векторы ответов, поскольку рассчитаны на уникальность проделанной работы и творческого самовыражения ученика.

Время, возможное на отведение данных заданий: от 1 минуты до нескольких занятий. Применение открытых эвристических заданий развивает как творческое освоение базового материала, так и личностные качества учащихся.

Чтобы сформировать открытое задание необходимо:

1. выбрать конкретный базовый вопрос, тему изучения по учебной программе

2. такие задания не имеют конкретного решения известного учителю. Учитель максимально может знать 3-4 варианта решения. Однако количество вариантов неограниченно.

3. задания формулируются ярко, интересно и "с интригой"

Для того, чтобы разработать или подобрать открытые задания, нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата, а не только его конкретное содержание. Предчувствие оригинальных ответов учеников — важный субъективный критерий качества открытого задания.

 Приведем общие направления конструирования открытых за­даний, каждое из которых может быть реализовано по-разному в зависимости от учебного курса, целей учителя и условий обуче­ния. Задания сгруппированы по доминирующим видам эвристи­ческой деятельности учащихся: когнитивной, креативной, оргдеятельностной.

Задания когнитивного типа

Научная проблема. Задание строится на постановке вопроса о том, как решить реальную проблему, возникающую при изучении предмета науки. Здесь предлагается выявить и доказать свою точку зрения. Например, доказать математическую закономерность, или дать свою версию происхождения алфавита.

Исследование объекта. Исходя из этого задания ученики занимаются исследованием объекта изучения. Это может быть поиск этимологии слова, значение чисел и т.д.

Структура. Поиск алгоритма построения изучаемых структур, поиск закономерностей.

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (математического, психологического, словесного, естественнонаучного).

"Восстановление" истории. Поиск причин сложившейся ситуации. Например, причины возникновения графической формы арабских цифр их взаимосвязь с русскими цифрами, причины последовательности графического начертания их.

Доказательство. По вопросу темы предмета ученики занимаются поиском способов подтверждения выдвинутых версий или знаний.
Общее в разном. На основе синтеза и анализа поиск общих и отличных закономерностей, особенностей, черт в разных системах, параллелей между разными науками.

Перевод. Перенести объект с языка одного предмета на другой. Например, " оживить" число, нарисовать музыку.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования для изучения одного и того же объекта. Например, найти общее между небом и землей, цветом и нотой.

Задания креативного типа.

Сделай по-своему. Задание строится на выполнении на "свой лад" уже известного и ученику и учителю.

"Проживание" истории. Эмпатическое прочувствывание событий, явлений в изучаемой области.

Образ. С помощью изобразительных средств придумать образ и его оформить.
Эмпат. Погружение в образ изучаемого объекта с представлением его развития, жизни и дальнейшим описанием своих ощущений.

Жанры текста. Создание словесной продукции с использованием средств выразительности, разных жанров. Сочинения, рифмы, слоганы, диалоги.

Изобретение. Создание изобретательского проекта. Подходит для любой изучаемой сферы. Создать алфавит, систему упражнений.

Сочинение сказки, стихотворения, песни, роли.

Составление кроссворда, игры, сценария, задания для одногрупников.

Изготовление моделей, поделок, фильмов и пр.

Учебное пособие. Разработать план урока, провести урок в роли учителя, разработать задание для одногрупников.

Задания оргдеятельностного типа

Цели. Разработка целей своих занятий к каждому изучаемому курсу на заданный период.

Планы. Разработка программы по учебной деятельности (творческой, домашней работы и т.д.)

Выступление. Организация и проведение презентативной деятельности перед аудиторией.
Рефлексия. Задания, рассчитанные на полную осознанность своей деятельности на определенно выделенное время. После выполнения задания проводится обозначение правил и закономерностей выраженной деятельности.
Оценка. Рецензирование текста, фильма, работы согруппника.

 

Представленные задания, разделенные по типам эвристической деятельности, будут успешными и качественными при осуществлении максимально возможного количества включенных этапов для его составления.

 

Мы считаем необходимым подробно остановиться на построении эвристических бесед совместно с эвристическими вопросами, поскольку они являются важным элементом не только структурирования знаний, но и активным видом деятельности? и существенно помогут в речевой практике английского языка.

Как составить эвристическую беседу.

В постановке беседы имеет значение все: не только "каков вопрос - таков ответ", интонация и артистичность учителя во многом задают настрой учеников. Если беседа напрягающая, она блокирует умственные творческие способности учеников, в качестве снятия напряжения лучше всего выступает смех, поэтому уместная шутка актуальна.

Грамотно сформулированный вопрос обеспечит адекватный ответ, а грамотно сформулированный эвристический вопрос развеет противоречия, создаст межпредметные связи, подтолкнет к новым идеям, побудит к активному участию как в связи учитель - ученик, так и ученик - ученик.

Чем чаще подводятся итоги сказанного тем яснее становится картина того о чем дальше необходимо спросит. Беседа должна завершаться финальным подведением итого того к каким выводам пришли, возможно, какие проблемы были выявлены, их поставить как домашнее задание с исследовательским проектом.

Чтобы сформировать эвристическую беседу на основе эвристических вопросов следует:

1. Определить цель задачи беседы, с ними сопоставить образовательный объект - например, тему: социо-культурные особенности развития английского языка.

2. Вопросы предполагают неоднозначность ответа, то есть  последующие производные  вопросы с отсутствием однозначных ответов. Пример: Каким образом социальная обстановка может повлиять на языковые изменения?

3. Предвидеть структуру беседы довольно трудно на начальном этапе преподавания, поэтому мы с читаем целесообразным порекомендовать действовать в режиме импровизации. На начальном этапе можно использовать схему "вопрос-ответ, вопрос-ответ". При выработанной практике у преподавателя формируется предвиденье структуры всей беседы и навык полного контроля за ее ходом.

Пример:

О: Страна-победитель устанавливает свои приоритеты над поверженной страной.

О: Изменения культурной моде ведут к изменениям в жизни людей, что создает условие к изменению языка.

О: Литература.

В: А религия могла повлиять на изменение языка? Если да, то каким образом?

О: Монастыри, церкви были центрами знаний, в которых учили читать писать.

О: В монастырях проводились научные исследования.

В: Каким образом литература может повлиять на язык?

О: Она может задавать моду общения людей друг с другом. Интересные фразы легко запоминаются и используются в общении.

В: То есть то, что популярно, формирует язык? А реклама может повлиять?

О: Да, может. Частый просмотр ролика задает и модель поведения, и речевую манеру общения.

В: Как это может повлиять на язык?

О: Упростить его.

О: Использовать ту лексику в том значении, в котором задают в рекламе.

В: Что плохого в том, что используется речевой шаблон?

О: Ну, реклама может искажать лексическое значение слова.

О: Реклама может создать несогласованность речи и образа, что вызовет ошибочное представление значения слова.

4. Беседа будет считаться условно законченной в том случае, если противоречия в ходе беседы были устранены. Однако на эвристических вопросах можно очень долго проводить беседу.

У. какие выводы мы можем сделать?

О. Получается, что то, что задает социальный ритм, влияет на изменение языка.

О. Надо быть критичным к получаемой информации, проверять ее, а еще фильтровать ее.

У. Ого, почему вы так считаете?

О. Потому что людям свойственно ошибаться, или поверхностно относиться к тому, что они слышат и видят.

У. Вы только что подняли важную проблему.

5. Поднятые проблемы можно развить дальше, задав домашнее задание по этим проблемам.

У.  Вашим домашним заданием будет оформить презентацию на тему «экология языка».

Таким образом, на примере этой беседы мы видим, что тему можно развивать дальше, задавать направление беседы, поднятые вопросы могут выступать в виде траектории к дальнейшим исследованиям, в которых так же будет задействовать креативные, когнитивные и оргдеятельностные качества ученика.

Так, для того, чтобы составить эвристический урок, необходимо установить образовательный объект, который является базовой единицей изучаемого курса и который будет основой эвристического задания (термины, понятия, законы, элементы научных формулировок и т.д.). Затем к выделенному виду деятельности (например, в изучении английского языка это чтение, говорение, письмо, аудирование) прикрепляется эвристический элемент урока. Выбор элемента деятельности зависит от актуальности и наибольшего отношения к обозначенному образовательному объекту.

Затем нужно фиксировать форму образовательного продукта, который будет создаваться учениками, поскольку от этого будет зависеть понимание того, как ученикам оформить эвристическое задание.

Важно определить эвристические методы для выполнения задания, которые могут быть прописаны в самом задании.

Как только мы определились с целью, формой и формулировкой эвристического задания, следует структурно изложить это задание, чтобы для ученика ясно были видны объект задания, вид деятельности, предполагаемый результат и его форма. 

Огромное значение имеет не только доступность в понимании, но и привлекательность эвристического задания, поэтому текст задания формулируется и шлифуется с учетом задавания интриги, загадки, вызова, значимости вопроса. Здесь же не будет лишним наличие яркого название задания, привлекающего внимание и ориентировать на переключение к новой деятельности.

При продумывании эвристического задания, как и любого другого задания, следует продумать критерий оценки, то есть по каким признакам задание будет считаться успешно выполненным. 

Выделим несколько рекомендаций самим преподавателям [11; 4-10 c.]. Эвристическое обучение, в большей степени чем другие виды обучении, требует от учителя быть нонконформистом, видеть структурно, уметь брать на себя риск - проведение методических экспериментов большая ответственность; уметь видеть творческую идею ученика и вовремя побудить его к завершению и оформлению своей идеи. Необходимо, выделить значимость завершенности деятельности, поскольку нереализованная идея может привести к отрицательным последствиям в виде неуверенности в себе, множества страхов у ученика.

 

 

Выводы ко второй главе

Для успешной практической реализации эвристического метода обучения старшеклассников английскому языку следует руководствоваться восьмью принципами, учитывай их целостность и взаимосвязь. Этими принципами являются выработка самостоятельности учеников, групповое обучение, интеграция учебных программ, акцент на смысл, разнообразие методических приемов, навыки мышления, альтернативные оценки, учителя  - как со-учащиеся.

При формировании уроков или элементов уроков руководствоваться задействованием когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств учеников. Включать рефлексию в здания, как способ оценки личных достижений.

При создании эвристических открытых уроков определяют образовательный объект, который является базовой образовательной единицей; определить вид учебной деятельности, который будет основой, к которому будет присоединен эвристический элемент. Эвристический элемент должен согласовываться с основным видом деятельности. Задание продумывает детально: как презентовать его, структуру, но нужно помнить, что эвристическое задание исключает наличие конкретного ответа. На уроках задействовать максимально весь чувственный спектр ученика.

Значение имеет формулировка самого задания. Необходимо продумать формулировку, так чтобы она четко объясняла задание, вызывала интерес, интригу, побуждала к активности при выполнении.

Эвристическая беседа является неотъемлемой частью при обучении, поскольку в обучении английскому языку главенствующая роль отведена развитию коммуникативной компетенции. Однако эвристическая беседа способствует развитию всех языковых компетенций. Задания строятся таким образом, что ученик погружается в суть лингвистических, культурных, коммуникационных, социальных особенностей страны изучаемого языка.

Эвристическая беседа строится на базе эвристических вопросов, цель которых выделять образовательные, информационные «пробелы»; задействовать когнитивные и креативные качества ученика для поиска решения ответа.

 При обучении английскому языку важно сформировать рече-мыслительный образ, этому способствует богатый арсенал эвристических методов и приемов.   

Использование на практике эвристических элементов во многом разнообразит урок, сделает его живым, ярким плодотворным, а глаза старшеклассников  сияющими, уверенными, увлеченным. У учеников сформируется серьезный, осмысленный подход к обучению, зрелость принятия решений. Разнообразие и нестандартность заданию сформирую гибкое мышление высокую адаптивность к ситуациями, выстройку быстро реагировать на возникшую проблему и заниматься поиском решения, нежели вдаваться в панику. Так, процесс познания будет непрерывным, а мечты реализуемыми, как и должно быть в жизни человека.

 

  

Заключение

В современном мире технологии и наука развиваются с геометрической прогрессией, в связи с чем теряется смысл запоминать огромное количество информации, поэтому встает вопрос о том как и чему учить, если информация быстро устаревает.  Более подходящим будет обучение методам поиска и обработки информации, методам постановки вопроса и формулирования идей, тому как проверить идею и искать причины удач и неудач, и наконец методам творческой генерации. Эти обусловливает актуальность данной дипломной работы.

В данной дипломной работе была поставлена цель рассмотреть эвристический метод обучения в преподавании, иностранных языков в частности, как способ творческой реализации. Для этого были поставлены следующие задачи рассмотреть понятие эвристики, ее формирование, известные принципы и структуры составляющие ее источник реализации творческого потенциала; выявить возрастные особенности учащихся старших классов; рассмотреть особенности эвристического обучения в преподавании иностранных языков, дать методические рекомендацию по использованию эвристических методов обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы. Все эти задачи были выполнены.

Объектом исследования выступает процесс обучения в преподавании иностранных языков. Предметом исследования выступает эвристическое обучение как метод развития творческого мышления.

Теоретическая часть работы содержит предпосылки возникновения эвристики, ключевые моменты становления эвристического обучения. Были рассмотрены методы эвристики, которые являются основой для эвристических методов обучения. Принципы эвристического обучения, так же раскрыты в полной мере, и дают четкое представление о всей эвристической концепции. Рассмотренные психолого-педагогические особенности учеников старших классов, подвели нас к выводу о сочетаемости эвристической методики с возрастными психологическими особенностями учеников, комплексно развивая их умственные, творческие и организационные навыки. Данный метод обучения развивает навыки видеть мир системно, как неделимое целое с взаимосвязанными элементами, закономерностями. Были рассмотрены особенности творческого мышления. В ходе обучения учениками создается образовательный продуктом, включающий в себя не только практическое выполнение материала, но и личностные изменения, чему в целом будет даваться оценка об успеваемости в обучении.

 

Эвристический метод обучения

Цели сследования заключалась в

Задачи исследования

Объект исследования

Субъект исследования

В теоретической части

В практической части была представлена

 

Однако есть отрицательный момент, на данный момент полноценно использовать эвристическое обучение не возможно, только его элементы на уроках, это обусловлено трудностью перестройки традиционной образовательной программы в России. Однако, значимость применения эвристической методики как на уроках английского языка, так и в образовательной науке неоспорима и ценна. 

 

Список литературы

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: высш. пед. учеб. заведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1976.)

3. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений., [Электронное издание], - М.: серия методических пособий1991

4. Леонтьева Е.А. Технология организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов/ методическая рекомендация для преподавателей. Орск: Издательство ОГТИ, 2011 – 75 с.

5.  Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс] http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o740_page_12.html

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению

 

7. Пуанкаре, 1983

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технологии креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

9. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934;

10. Graham Wallas The art of thought. New York, 1945. 162 pages

11. George M Jacobs. Paradigm Shift: Understanding and Implementing Change in Second Language Education http://www.tesl-ej.org/ej17/a1.html

12. Jack C. Richards. Creativity in language teaching. Plenary session 2013-2014

13. Joe pol Guilford «Creativity» (журнал «American Psychologist», issue 15, стр. 444—454, 1950)

14. Rudolf and Marina Groner. Methods of heuristics. P: Switzerland 1983

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.