Эвристическое учение как путь творческого познания — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эвристическое учение как путь творческого познания

2022-11-24 29
Эвристическое учение как путь творческого познания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исконное значение слова «эвристика» есть «искать, находить». В современном мире слово «эвристический» в большей степени используется в значении «направляющий, способствующий открытию» или «совершенствующий решение задач, трудностей». Эвристика считается искусством исследования и открытия.

Эвристическое учение берет начало в Древней Греции, в методе античного философа Сократа. Данный метод был творческим аналогом майевтики, повивального искусства, которым владела мать Сократа, с одной только разницей, - Сократ способствовал рождению не детей, а новых мыслей и идей. Так называемые сократические беседы проводились определенным образом, когда посредством определенно организованных наводящих косвенных вопросов наставник направлял ученика на творческий путь к решению поставленного вопроса, находя противоречия в суждениях ученика. Так, демонстрируя конфликт между суждениями, наставник подталкивает к поиску альтернативной истины. Этот метод не исключает того, что сам наставник может не знать ответа. Таким образом, и ученик, и наставник совместными усилиями подходят к открытию нового [8; с. 16].

Если рассматривать сократическую беседу с педагогической и философской точки зрения, то мы увидим, во-первых, что сократическая беседа построена на основе уточнения фундамента смыслов, то есть это не набор интеллектуальных знаний, а своего рода понимание структуры (формирование внутреннего алгоритма(ов)). Наставник и ученик посредством разбора ситуаций из жизни через умственно-логическую и эмпирическую деятельность отыскивают истину. Во-вторых, любая творческая деятельность должна иметь предпосылки к ее зарождению, будь то душевные терзания перед рождением музыкального произведения, интуитивное осознание закономерности построения языка или же решение головоломки по физике.

Эвристическая беседа Сократа включает в себя несколько фундаментальных принципов [8; с. 17- 21]. Их следует рассмотреть.

- Принцип относительности знаний

Под этим понимается персональное понимание тех или иных вещей каждым человеком. Для ученика знание будет истинным, даже если расходится с точкой зрения учителя. Здесь право на заблуждение допускается. По Сократу, знание сокрыто внутри человека, то есть он имеет то, что хочет познать. Поэтому процесс получения знаний в данном смысле будет раскрытием заложенного внутри.

- Принцип «знающего незнания»

Принцип признания недостаточности знаний даже в самых простых понятиях. Допущение недостаточности знания позволяет конкретизировать, «опредметить» незнание для последующего освоения. Самым лучшим способом раскрытия неизвестного является задавание множества вопросов «по-разному», чтобы «шевелить» мнения.

Проанализировав античные произведения Платона «Кратил», «Пир» и другие известные работы, изложенные в виде диалогов с участием Сократа, исследователи выделили следующие дидактические элементы системы Сократа:

- ирония, уличающая ученика и самого учителя в незнании;

- обозначение возникающих противоречий или искусственное создание таковых для обнаружения имеющегося не­знания;

- конструирование дефиниций понятий по направлению от поверхностных к более глубоким;

- индукция, предполагающая восхождение от частных представлений к общим понятиям;

- предложение собеседнику на выбор двух и более вариантов решения возникшей проблемы

- привлечение собственного опыта для подведения к уже известному ответу либо, наоборот, создание напряженности, в которую учитель оказывается вовлечен с тем же незнанием, что и его собеседник

- рефлексия происходящего обсуждения, возвращение к исходным предпосылкам или суждениям.

Б.А. Фохт описывает метод Сократа следующим образом. Сперва ищутся точки соприкосновения в обсуждаемом предмете. Затем ищется общее в разных случаях, ситуациях, являющееся ключевым или определяющим для частных и производных случаев; дается определение частных понятий. И, наконец, осуществляется проверка истинности мысли, то есть согласуется ли появившаяся мысль сама с собой и с вытекающими из нее следствиями или нет; в результате исследование вещей, т.е. познание и обучение, происходит с опо­рой на сами вещи, а не на их внешнее отражение.

При эвристическом подходе выявленное «незнание» переводится в знание. И как уже говорилось ранее, «незнание» «опредмечивается», накапливается и становится знанием о незнании. Это дает возможность работать над своими недостатками, что развивает личностные черты ученика. В дальнейшем накопленные знания о «незнании» в эвристических школах формируют содержание обучения.

Чтобы дать точное описание эвристического учения, следует напомнить о  некоторых ключевых событиях и идеях, так или иначе повлиявших на  его формирование.

Со времен античности, кроме сократических бесед, были и другие методы, использовавшиеся изначально в математике и геометрии. Греческие математики сталкивались с двумя видами трудностей: построение фигур по заданным параметрам и доказательство теорем. Они использовали два пути к поиску решения: они допускали задачу решенной и работали с ней до тех пор, пока не достигали ответа, который уже был ранее открыт и подтвержден на достоверность, или же начинали с допустимой по построению фигуры и работали с ней до достижения желаемого результата. Первый метод назывался анализом, второй – синтезом.

В III в. н.э. Папп Александрийский написал трактат «Искусство решать задачи», являющийся своего рода методическим пособием по решению задач, которые нельзя решить логическим или математическим путем. Им был введен термин «Эвристика», под которым понимались методы, отличные от чисто логических.

Позднее, в IX в., в своей книге правил арифметики Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми ввел термин «алгоритм» который в дальнейшем играл существенное значение не только в точных науках. Algorithm является последовательно воспроизводимой процедурой, механическим путем приводящей к решению задач определенного класса.

В XIII веке испанский философ Раймунд Луллий, интересовавшийся алгоритмическими методами в алгебре и арифметике, занялся поиском универсального алгоритма для подтверждения всякой «правды» в математике. В своем известном труде Арс Магна (Аrs Magna) он описывает систему, в которой решение начинается с нескольких классов базисных значений, а комбинирование их с определенной систематичностью приводит к открытию. Луллий написал на 6 концентрических кругах 6 классов, в каждом из которых 9 концептов. При вращении кругов друг напротив друга можно было получить любую возможную комбинацию[13; с. 4-11].  .

Вплоть до Нового Времени эвристика сохраняла второстепенное значение в деятельности человека. И только в XVI - XVII веках, в связи с активным развитием науки и техники, эвристические подходы стали возрождаться и формироваться в отдельную науку.

Французский философ Рене Декарт был убежден, что поиск алгоритмов поможет решить многие математические и, возможно, даже философские вопросы. Им была разработана аналитическая геометрия, которая трансформировала геометрические задачи посредством рассмотрения их с алгебраической точки зрения с использованием алгоритмических процессов. Так рассмотрение проблемы с точки иного обзора приводит к новым решениям. Это заложило еще один важный принцип  в эвристическую науку. Однако теория Декарта была несовершенна, и некоторые задачи не получали решения.

В. Лейбниц (1646—1716) в поисках основного метода, решавшего любую задачу алгоритмическим путем, разработал «Алфавит человеческих мыслей». Идея  трактата заключалась в том, что все понятия следует расчленять на элементарные независимые единицы - ячейки, которые будут записаны в виде символов и тем самым образуют «азбуку человеческих мыслей». Ячейки будут комбинироваться, вследствие чего будет создаваться бесконечное множество решений.

Немецкий философ X. Вольф (1679—1754) предложил ряд правил изобретательства. Чешский математик Б. Больцано (1781—1848) создал свой труд «Наукоучение» в котором изложил различные эвристические приемы и методы[8; с. 21-22].  .

Однако особенно сильный импульс развития эвристика получила с развитием технологий и научно-технической революцией.  В основе программирования лежит понимание процесса решения задач как прохождение лабиринта, когда один за другим перебираются всевозможные варианты решения. С созданием новых электронных вычислительных систем появилась потребность в написании программ, облегчающих формирование или ограничивающих функцию поиска для меньшего перебора вариантов. Они получили название «эвристики». В кибернетике были прописаны эвристические программы, которые моделировали логическую деятельность техники. Так у термина «эвристика» появилось новое толкование: «совокупность логических приемов не только по решению задач, но и способов теоретического исследования и отыскания истины» [2].  

С развитием разных отраслей науки эвристика, начинает по-разному трактоваться, что вызывает расхождения при определении целей, предметов и объектов.

Если мы рассмотрим эвристическую теорию в целом, то увидим, что в ней можно определить три аспекта:

- изобретательский, направленный на выдвижение творческих идей, научно-технических, рациональных и конструкционных решений.

- психолого-педагогический, связанный с разработкой метода организации продуктивной образовательной деятельности учащихся.

-  кибернетический, направленный на построение машинных программ.

Эвристический процесс заключается в совершении нового действия для достижения цели в новой ситуации. Поскольку под эвристикой понимается всякая деятельность, направленная на получение нового продукта знания новым путем объективно или субъективно для человека, то это говорит нам о том, что можно применять множество методов для достижения цели. Рассмотрим их [13; с. 1-4]:

· Анализ

Метод, при котором изучаемый объект разделяют до уровня неделимых независимых единиц, для дальнейшего их рассмотрения.

· Синтез

Метод, при котором семантически схожие объекты объединяют, чтобы изучать их как целое.

· Комбинирование

Метод, при котором посредством объединения разных объектов исследования ищут производные новые варианты для дальнейшего их изучения.

· Метод мозгового штурма [3].  

Метод заключается в неограниченном по скорости и значимости выдвижении идей, терминов, тезисов за отведенное время группой людей. Здесь оценка и обоснование производится после генерации идей. Метод мозгового штурма используется в тех случаях, когда присутствует факт недостатка информации. Одним из производных методов «мозгового штурма» является метод, при котором выдвинутую идею развивают до предела.

· Метод Дельфи

Метод, основанный на идее, что несколько независимых экспертов лучше оценивают и предсказывают последующее развитие ситуации, чем структурированная группа. При этом опрос специалистов разных областей производится в закрытую, чтобы пресечь конформизм. 

· Метод эвристических вопросов, он же метод "ключевых вопросов"

Метод заключается в постановке семи ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Метод используется в большей степени для сбора дополнительной информации, нежели для генерации идей.

· Метод многомерных матриц

Сутью метода является разложение по разным параметрам в плоскостях. В качестве аналогии для понимания используется куб (куб Цвикки), разделенный по параметрам в плоскости и пространстве. Точки соприкосновения в осях будут решениями. Метод хорош по продуктивности генерации идей за счет комбинаций. Однако количество комбинаций будет затруднять принятие решения и выбор полученных вариантов-идей.

· Метод свободных ассоциаций

Заключается в том, что к поставленной задаче подбираются ключевые слова, на основе которых выдвигаются идей связанные с задачей. Здесь демонстрируется связь между внешним и внутренним миром участников.

· Метод инверсии

Этот метод строится по принципу дуализма и диалектической целостности. Что внутри, то и снаружи. Внешнее влияет на внутреннее, а внутреннее на внешнее. Если трудно решить задачу с начала до конца, то можно попробовать решить ее с конца к началу.

· Метод эмпатии

В этом методе происходит отождествление себя с объектом или ситуацией, что позволяет их «прожить» и «прочувствовать». Это дает возможность понять механизмы и функции объекта, ситуации. 

· Метод синектики

Метод заключается в использовании практических подходов к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Другими словами, метод строится на освоении творческой группой особенностей творческого мышления для соблюдения баланса между индивидуализмом и коллективизмом во время акта творчества.

· Метод организованных стратегий

Метод основан на выборе разных стратегий для рассмотрения объекта или задачи, что позволяет взглянуть на них всякий раз с иной точки зрения для преодоления инертности мышления.

Иногда эвристические методы противопоставляются алгоритмизации, поскольку наличие только лишь логического мышления исключает творческое начало. Логика есть орудие для доказательства, но не изобретения, что исключает создание нового. (Пуанкаре, 1983, с. 167). Но по мнению А.В. Хуторского, и логическое (алгоритмическое), и нелогическое (интуитивное) мышление в совокупности можно назвать полноценным эвристическим процессом, поскольку они друг друга взаимно дополняют. По крайней мере, это видится верным при применении эвристических методов в педагогике.

В современной педагогике под эвристикой понимается «система логических приемов и методических правил теоретического исследования» (Педагогика, 1997, с. 18). В психологии эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, формирующих процессы, направленные на решение творческих задач.

Так, например, обучение будет считаться эвристическим, если у учеников будет стремление к самостоятельному поиску ответов, нового в знаниях. Такая творческая деятельность развивает личностные качества, положительные для ученика и социума.

Современное обучение на основе эвристики взяло суть сократического метода и усовершенствовало его. В педагогике целью эвристического обучения является помощь учащемуся в структурировании мысли, формировании собственного смысла, цели и содержания образования, а также его участие в  организации образовательного процесса, диагностике и осознании результатов. Так, в целом, эвристическое обучение приводит к формированию гибкости мышления и, как следствие, непрерывности открытии нового на основе ценного личного опыта. Использование эвристических методов способствует разностороннему раскрытию индивидуальности ребенка. Однако для достижения максимальной эффективности эвристического обучения необходимо иметь в виду как общие особенности, присущие ученикам старших классов, так и индивидуальные качества конкретной личности.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.