Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2022-11-24 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
при обучении иностранному языку старшеклассников
А.В. Хуторской обозначил цель обучения на основе эвристики - создание системы свободного природосообразного образования для наиболее полной личностной реализации учащегося. Следует уточнить, что под свободой действий понимается условие для творчества. Творчество без ознакомления и сравнения культурно-исторических достижений делает невозможным переход на новые уровни развития личности.
Изучению творческого процесса было уделено большое внимание. Труды таких исследователей как Редтенбахер, Рибо, Овсянико-Куликовский, Энгельмейер, Пуанкаре, Дьюи, а позднее Уоллес, Речер, Зельц, Дункер внесли большой вклад в разработку методов поиска идей, алгоритмов творческой деятельности. В том числе ими были выделены этапы творческого процесса.
По П.М. Якобсону выделяются следующие стадии:
- период интеллектуальной готовности,
- усмотрение проблемы,
- зарождение идеи — формулировка задачи,
- поиск решения,
- получение принципа изобретения,
- превращение принципа в схему,
- техническое оформление и развёртывание изобретения.
По Б. А. Лезину:
- труд, являющийся подготовкой бессознательной фазы,
- бессознательная работа,
- вдохновение, в процессе которого происходит появление готового продукта.
М. Беренс предложил схему тотального синтеза:
- формирование общей концепции объекта,
- вычисление основных (значимых) составляющих объекта,
- поиск многообразных форм (способов) выполнения каждой составляющей,
- синтез всех возможных сочетаний.
По П. К. Энгельмейеру:
-Интуиция и желание
-Знание (выработка плана)
-Умение (конструктивное воплощение изобретения)
По Д. Дьюи, творческий процесс протекает следующим образом:
|
- столкновение с трудностью, попытки вскрыть элементы взаимосвязи, приводящие к противоречию,
- ограничение зоны поиска (локализация проблемы),
- возникновение возможного решения (движения мысли от того, что дано, к тому, чего не дано, образование идеи, гипотезы),
- рациональная обработка одной идеи (логическое развитие основного положения),
- верификация.
По Ф. Ю. Ленинсон-Лессингу:
- накопление фактов,
- возникновение идеи в фантазии,
- проверка и развитие идеи.
По Г. Уоллесу:
- подготовка,
- созревание (инкубация),
- вдохновение (озарение),
- проверка.
Однако вне зависимости от того, какой модели придерживаться, прослеживается условная связь в протекании творческого процесса, и можно выделить следующие этапы: поиск проблемы, сбор информации, возникновение идеи, план к решению, апробация. Необходимо отметить, что изучение творческого процесса по-прежнему остается актуальной темой в науке.
Психолого-педагогический аспект эвристики включает в себя много функций, в особенности, педагогическое сопровождение (направление) к рассмотрению вопросов по образовательным темам с разных точек обзора для углубленного изучения темы. В сущности, эвристическими методами в педагогике можно назвать практически все методы используемые в обучении, то есть те методы которые сокращают путь к решению или облегчают поиск.
Чтобы в полной мере раскрыть суть эвристического обучения, необходимо сравнить его с обучением проблемным и развивающим. Проблемное обучение имеет задачу направить ученика по заданной траектории к уже известному решению, то есть имеется алгоритм, которому преподаватель следует для получения точного, определенного результата. Эвристический же подход предполагает, что и учитель и ученик не знают заранее, к какому результату придут. Следует понимать, что проблемное обучение предполагает передачу знаний от старшего к младшему поколению, в то время как эвристическое - поиск новых траекторий, конструирование новых смыслов. В эвристическом обучении нет шаблонов или образцов, поскольку считается, что это препятствует творческому процессу. Однако репродуктивную деятельность возможно использовать в случае обучения способам деятельности, а не содержанию образования. В проблемном обучении изучается содержание дисциплины и метод усвоения, поэтому оно удобно в предметах, где нужен интеллектуальный подход; в эвристическом же обучают методологии образования и учебного целеполагания, где учеником создается собственное содержание обучения; здесь ученик сам становится объектом познания, а учитель помогает раскрыть его личностный и творческий потенциал. В ходе обучения ученик самостоятельно определяет цели и задачи обучения и самостоятельно корректирует направление познания, самостоятельно определяет личностную позицию в ключевых вопросах в разных областях деятельности, чаще реализует свои идеи: пишет стихи, рисует версию сотворения мира, создает новую модель самолета, проводит исследования и опыты из подручных средств. Познание нового подкрепляется познанием классических достижений специалистов в различных областях [Хуторской, с 39].
|
Основой развивающего обучения является понятие "зона ближайшего развития", сформулированное Л.С.Выгодским. Данное понятие означает расхождение между уровнем текущего развития ребенка и потенциальным уровнем развития, который ребенок способен достичь при поддержке преподавателя и в сотрудничестве с согруппниками. Основными принципами развивающего обучения являются: преодоление трудностей обучения на повышенном уровне сложности; открытие закономерностей и связей при изучении теоретического материала; использование рефлексии учеником; отсутствие градации учащихся по уровням способностей и развития, провоцирующее на собственное развитие в сотрудничестве с разными по уровню развития детьми; обучение навыкам абстрактно-теоретического мышления, развитие логики научного познания и аналитических способностей.
Развивающее обучение предполагает, что ученик усваивает теоретический материал, понятия, абстрактные категории, однако их содержание остается неизменным по отношению к традиционной системе образования. Важным отличием эвристического обучение от развивающего является не только развитие ученика, но и формирование им траектории собственного развития. Подразумевается, что содержание обучения вариативно и изменчиво в зависимости от деятельности ученика.
Процесс обучения строится на личном опыте и индивидуальном самоорганизованном целеполагании. В ходе обучения, ученики развиваются разносторонне (креативно, когнитивно оргдеятельностно), более того, они не ограничены в получении образовательной информации, поскольку проводят
|
свои личные микроисследования.
Следует различать творческий урок от эвристического. Основное различие проявляется в цели. У творческого урока она состоит в творческом усвоении материала с потенциально известными вариантами образовательных продуктов, в то время как эвристический урок предполагает отсутствие предсказуемости созданных образовательных продуктов.
Важно обозначить, что постановка целей учителями зачастую может трактоваться учениками по-разному. В результате поставленные учителем цели не соответствуют воспринятым учеником. Отсюда были сделаны выводы, что необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы ученик сам определил цели и задачи, которым он будет следовать при изучении материала, опираясь на имеющиеся алгоритмы образовательной деятельности, и сам же составил собственный план осуществления поставленных целей и задач. Преподавателю отводится роль сопровождающего.
Отличия творческого и эвристического заданий заключаются в следующем: творческое задание дает творческое решение, ответ, однако оно задействует не весь потенциально рабочий арсенал ученика (когнитивный, креативный, оргдеятельностный), в то время как при эвристическом задании ученик ставится в условия, в которых он подключает воображение, аналитические и оргдеятельностные способности (чтобы суметь реализовать свою идею).
В ходе исследований А.В. Хуторским (стр 53) была обнаружена проблема, заключающаяся в том, что консерватизм и ограниченность траектории обучения в школьном образовании создают минимальные условия для эвристического развития личности, в основном формируют пассивные навыки у учеников, в меньшей степени активно творческие навыки.(Развитие творческой активности школьников. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991. С. 28. Социологические исследования. 1990. № 2).
|
Были выделены три взаимосвязанных направления развития свободного образования: личностно-ориентированное, творческо-продуктивное и культурно-историческое.
В ходе обучения в каждой из образовательных областей создаются образовательные продукты. Различают внешний образовательный продукт - выраженные идеи, тезисы, сочинения, рисунки, чертежи, модели, созданные учеником; и внутренний образовательный продукт - изменения личностных качеств ученика, проявляющиеся в ходе обучения. Именно последний является целью эвристического образования, да и по сути любого другого.
Очевидна связь внешнего образовательного продукта с внутренним. Однако чаще обозначают одностороннюю связь - внешнее проявление через внутреннее. А существует и обратная связь. Внутреннее через внешнее. Изменение качеств человека ведет к изменениям внешней деятельности. При это оба вида образовательных продуктов формируются одновременно и индивидуально по ходу процесса обучения.
В ходе учебной эвристической деятельности учеником целенаправленно развиваются следующие способности: понимание метода решения, работа со своим и заимствованным опытом, систематизация полученной информации, умение быстро приспосабливаться к изменению хода и вида учебной деятельности, планирование и прогнозирование интеллектуальной деятельности посредством логических операций и стратегий, формирование и принятие решений на основе рассуждений.
На начальных этапах в ходе освоения эвристической деятельности ученики не редко проводят простые манипулятивные действия с информацией для решения задачи. Но поскольку они действуют не осознанно, не целенаправленно и "наугад", не исключено, что это может привести к трудности поиска решения. Поэтому важно развивать такие качества, как оценивание вариантов решения до практической проверки (этим можно проследить процесс от начала до конца); настойчивость в доведении дел до конца с последующей доработкой деталей (неудачи могут привести к пессимизму); гибкость как умение переключаться и, если необходимо, "отойти" от непродуктивной гипотезы; важно уметь применять принцип экономии действий, который выражается в том, что незачем применять большее там, где можно обойтись меньшим.
Для того чтобы оценить роль и значение эвристических методов обучения английскому языку, мы проведем параллель между эвристическим и передовым методом обучения иностранных языков - коммуникативным.
|
Его основой является акцент на формирование коммуникативных компетенции: лингвистических, социолингвистических, дискурсивных, стратегических социокультурных, социальных.
В лингвистическую компетенцию входят знания лексико-грамматического характера, преобразование лексических единиц в осмысленные высказывания. Социолингвистическая компетенция подразумевает целесообразное использование языковых форм и средств в зависимости от коммуникативной, социальной ситуации. Дискурсивная компетенция выражается в выработке способности понимать различные виды коммуникативных высказываний, уметь пользоваться функциональными стилями. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации подразумевает стратегическую компетенцию. Особенности культуры, социальной обстановки, норм поведения, традиций формирует социокультуная компетенция. Социальная компетенция предполагает развитие навыков общения с носителями языка в стране изучаемого языка и в целом взаимодействия с людьми.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!