Роль дидактической эвристики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Роль дидактической эвристики

2022-11-24 26
Роль дидактической эвристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 при обучении иностранному языку старшеклассников

 

А.В. Хуторской обозначил цель обучения на основе эвристики - создание системы свободного природосообразного образования для наиболее полной личностной реализации учащегося. Следует уточнить, что под свободой действий понимается условие для творчества. Творчество без ознакомления и сравнения культурно-исторических достижений делает невозможным переход на новые уровни развития личности.

Изучению творческого процесса было уделено большое внимание. Труды таких исследователей как Редтенбахер, Рибо, Овсянико-Куликовский, Энгельмейер, Пуанкаре, Дьюи, а позднее Уоллес, Речер, Зельц, Дункер внесли большой вклад в разработку методов поиска идей, алгоритмов творческой деятельности. В том числе ими были выделены этапы творческого процесса.

По П.М. Якобсону выделяются следующие стадии:

- период интеллектуальной готовности,

- усмотрение проблемы,

- зарождение идеи — формулировка задачи,

- поиск решения,

- получение принципа изобретения,

- превращение принципа в схему,

- техническое оформление и развёртывание изобретения.

По Б. А. Лезину:

- труд, являющийся подготовкой бессознательной фазы,

- бессознательная работа,

- вдохновение, в процессе которого происходит появление готового продукта.

М. Беренс предложил схему тотального синтеза:

- формирование общей концепции объекта,

- вычисление основных (значимых) составляющих объекта,

- поиск многообразных форм (способов) выполнения каждой составляющей,

- синтез всех возможных сочетаний.

По П. К. Энгельмейеру:

-Интуиция и желание

-Знание (выработка плана)

-Умение (конструктивное воплощение изобретения)

По Д. Дьюи, творческий процесс протекает следующим образом:

- столкновение с трудностью, попытки вскрыть элементы взаимосвязи, приводящие к противоречию,

- ограничение зоны поиска (локализация проблемы),

- возникновение возможного решения (движения мысли от того, что дано, к тому, чего не дано, образование идеи, гипотезы),

- рациональная обработка одной идеи (логическое развитие основного положения),

- верификация.

По Ф. Ю. Ленинсон-Лессингу:

- накопление фактов,

- возникновение идеи в фантазии,

- проверка и развитие идеи.

По Г. Уоллесу:

- подготовка,

- созревание (инкубация),

- вдохновение (озарение),

- проверка.

Однако вне зависимости от того, какой модели придерживаться, прослеживается условная связь в протекании творческого процесса, и можно выделить следующие этапы: поиск проблемы, сбор информации, возникновение идеи, план к решению, апробация. Необходимо отметить, что изучение творческого процесса по-прежнему остается актуальной темой в науке.

Психолого-педагогический аспект эвристики включает в себя много функций, в особенности,  педагогическое сопровождение (направление) к рассмотрению вопросов по образовательным темам с разных точек обзора для углубленного изучения темы. В сущности, эвристическими методами в педагогике можно назвать практически все методы используемые в обучении, то есть те методы которые сокращают путь к решению или облегчают поиск.

Чтобы в полной мере раскрыть суть эвристического обучения, необходимо сравнить его с обучением проблемным и развивающим. Проблемное обучение имеет задачу направить ученика по заданной траектории к уже известному решению, то есть имеется алгоритм, которому преподаватель следует для получения точного, определенного результата. Эвристический же подход предполагает, что и учитель и ученик не знают заранее, к какому результату придут. Следует понимать, что проблемное обучение предполагает передачу знаний от старшего к младшему поколению, в то время как эвристическое - поиск новых траекторий, конструирование новых смыслов. В эвристическом обучении нет шаблонов или образцов, поскольку считается, что это препятствует творческому процессу. Однако репродуктивную деятельность возможно использовать в случае обучения способам деятельности, а не содержанию образования. В проблемном обучении изучается содержание дисциплины и метод усвоения, поэтому оно удобно в предметах, где нужен интеллектуальный подход; в эвристическом же обучают методологии образования и учебного целеполагания, где учеником создается собственное содержание обучения; здесь ученик сам становится объектом познания, а учитель помогает раскрыть его личностный и творческий потенциал. В ходе обучения ученик самостоятельно определяет цели и задачи обучения и самостоятельно корректирует направление познания, самостоятельно определяет личностную позицию в ключевых вопросах в разных областях деятельности, чаще реализует свои идеи: пишет стихи, рисует версию сотворения мира, создает новую модель самолета, проводит исследования и опыты из подручных средств. Познание нового подкрепляется познанием классических достижений специалистов в различных областях [Хуторской, с 39].  

Основой развивающего обучения является понятие "зона ближайшего развития", сформулированное Л.С.Выгодским. Данное понятие означает расхождение между уровнем текущего развития ребенка и потенциальным уровнем развития, который ребенок способен достичь при поддержке преподавателя и в сотрудничестве с согруппниками. Основными принципами развивающего обучения являются: преодоление трудностей обучения на повышенном уровне сложности; открытие закономерностей и связей при изучении теоретического материала; использование рефлексии учеником; отсутствие градации учащихся по уровням способностей и развития, провоцирующее на собственное развитие в сотрудничестве с разными по уровню развития детьми; обучение навыкам абстрактно-теоретического мышления, развитие логики научного познания и аналитических способностей.

Развивающее обучение предполагает, что ученик усваивает теоретический материал, понятия, абстрактные категории, однако их содержание остается неизменным по отношению к традиционной системе образования. Важным отличием эвристического обучение от развивающего является не только развитие ученика, но и формирование им траектории собственного развития. Подразумевается, что содержание обучения вариативно и изменчиво в зависимости от деятельности ученика.
Процесс обучения строится на личном опыте и индивидуальном самоорганизованном целеполагании. В ходе обучения, ученики развиваются разносторонне (креативно, когнитивно оргдеятельностно), более того, они не ограничены в получении образовательной информации, поскольку проводят

свои личные микроисследования.

Следует различать творческий урок от эвристического. Основное различие проявляется в цели. У творческого урока она состоит в творческом усвоении материала с потенциально известными вариантами образовательных продуктов, в то время как эвристический урок предполагает отсутствие предсказуемости созданных образовательных продуктов.
Важно обозначить, что постановка целей учителями зачастую может трактоваться учениками по-разному. В результате поставленные учителем цели не соответствуют воспринятым учеником. Отсюда были сделаны выводы, что необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы ученик сам определил цели и задачи, которым он будет следовать при изучении материала, опираясь на имеющиеся алгоритмы образовательной деятельности, и сам же составил собственный план осуществления поставленных целей и задач. Преподавателю отводится роль сопровождающего.

Отличия творческого и эвристического заданий заключаются в следующем: творческое задание дает творческое решение, ответ, однако оно задействует не весь потенциально рабочий арсенал ученика (когнитивный, креативный, оргдеятельностный), в то время как при эвристическом задании ученик ставится в условия, в которых он подключает воображение, аналитические и оргдеятельностные способности (чтобы суметь реализовать свою идею).

В ходе исследований А.В. Хуторским (стр 53) была обнаружена проблема, заключающаяся в том, что консерватизм и ограниченность траектории обучения в школьном образовании создают минимальные условия для эвристического развития личности, в основном формируют пассивные навыки у учеников, в меньшей степени активно творческие навыки.(Развитие творческой активности школьников. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991. С. 28. Социологические исследования. 1990. № 2).

Были выделены три взаимосвязанных направления развития свободного образования: личностно-ориентированное, творческо-продуктивное и культурно-историческое.

В ходе обучения в каждой из образовательных областей создаются образовательные продукты. Различают внешний образовательный продукт - выраженные идеи, тезисы, сочинения, рисунки, чертежи, модели, созданные учеником; и внутренний образовательный продукт - изменения личностных качеств ученика, проявляющиеся в ходе обучения. Именно последний является целью эвристического образования, да и по сути любого другого. 

Очевидна связь внешнего образовательного продукта с внутренним. Однако чаще обозначают одностороннюю связь - внешнее проявление через внутреннее. А существует и обратная связь. Внутреннее через внешнее. Изменение качеств человека ведет к изменениям внешней деятельности. При это оба вида образовательных продуктов формируются одновременно и индивидуально по ходу процесса обучения.

В ходе учебной эвристической деятельности учеником целенаправленно развиваются следующие способности: понимание метода решения, работа со своим и заимствованным опытом, систематизация полученной информации, умение быстро приспосабливаться к изменению хода и вида учебной деятельности, планирование и прогнозирование интеллектуальной деятельности посредством логических операций и стратегий, формирование и принятие решений на основе рассуждений.

На начальных этапах в ходе освоения эвристической деятельности ученики не редко проводят простые манипулятивные действия с информацией для решения задачи. Но поскольку они действуют не осознанно, не целенаправленно и "наугад", не исключено, что это может привести к трудности поиска решения. Поэтому важно развивать такие качества, как оценивание вариантов решения до практической проверки (этим можно проследить процесс от начала до конца); настойчивость в доведении дел до конца с последующей доработкой деталей (неудачи могут привести к пессимизму); гибкость как умение переключаться и, если необходимо, "отойти" от непродуктивной гипотезы; важно уметь применять принцип экономии действий, который выражается в том, что незачем применять большее там, где можно обойтись меньшим.

Для того чтобы оценить роль и значение эвристических методов обучения английскому языку, мы проведем параллель между эвристическим и передовым методом обучения иностранных языков - коммуникативным.

Его основой является акцент на формирование коммуникативных компетенции: лингвистических, социолингвистических, дискурсивных, стратегических социокультурных, социальных.

В лингвистическую компетенцию входят знания лексико-грамматического характера, преобразование лексических единиц в осмысленные высказывания. Социолингвистическая компетенция подразумевает целесообразное использование языковых форм и средств в зависимости от коммуникативной, социальной ситуации. Дискурсивная компетенция выражается в выработке способности понимать различные виды коммуникативных высказываний, уметь пользоваться  функциональными стилями. Развитие вербальных и невербальных средств коммуникации подразумевает стратегическую компетенцию. Особенности культуры, социальной обстановки, норм поведения, традиций формирует социокультуная компетенция. Социальная компетенция предполагает развитие навыков общения с носителями языка в стране изучаемого языка и в целом взаимодействия с людьми. 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.