Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению

2022-11-24 36
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Коммуникативная методика построена по принципам: речевой активности, индивидуализации в речевой деятельности, функциональности, ситуативности, по принципу обучения средству общения - принципу новизны.

Рассматривая коммуникативную и эвристическую методики мы пришли к следующим выводам: эвристический метод, так же как и коммуникативный, способствует созданию образовательных ситуации; формированию навыков общения, взаимодействия в группе, ситуативной адаптации в социальной среде изучаемого языка; однако эвристический метод развивая коммуникативные, страноведческие и социокультурные и другие компетенции, осуществляет за счет целостного всестороннего развития ученика, создавая межпредметные связи,  и побуждая к углубленному изучению поставленных вопросов. Коммуникативная методика - узконаправленная методика нацеленная только на изучения иностранных языков и средств коммуникации в целом, в то время как эвристическую можно применить по любому учебному предмету. Важно заметить, что в коммуникативном методе учитель занимает ведущую роль в ходе обучения, нежели в эвристической - позицию сопровождающего наблюдателя. Поэтому, на наш взгляд, коммуникативная методика будет развивать ученика в пределах познаний учителя и заданных компетенций. Эвристический метод предполагает личную заинтересованность ученика, больше свободы в деятельности, и обязательства в результатах успеваемости ученик берет сам на себя. Ученик имеет возможность влиять на траекторию обучения и ход урока, это значит, что эвристическое обучение - подготавливает к взрослой самостоятельной жизни, воспитывает ученика быть не зависимым. Коммуникативный метод включает в себя творческий аспект обучения, но как мы упоминали ранее, творческое не есть эвристическое. Использование эвристических методов обучения на уроках английского языка будет большим преимуществом, поскольку существенно разнообразит урок неограниченным количеством интересных разнообразных заданий, а разные виды деятельности будут постоянно поддерживать интерес и активность на уроках.  

Выводы к первой главе

Эвристические методы имеют давнюю историю применения, впервые возникнув еще в Древней Греции и получив особенный импульс развития в последнее время. Эвристическая теория имеет три аспекта – изобретательский, кибернетический, психолого-педагогический. Каждый из них обладает, помимо общих, уникальными характерными особенностями.

Эвристика в педагогике понимается как совокупность приемов и методов, побуждающих учащихся к самостоятельному, творческому, нестандартному решению не только простых, но и нетривиальных задач. Обучение будет считаться эвристическим, если у учеников будет стремление к самостоятельному поиску ответов и познанию нового.

Для успешного применения эвристических методов в обучении необходимо учитывать психолого-педагогические особенности учащихся. Особенность старшеклассников состоит в том, что они находятся на переломном моменте своей жизни, переживая так называемый кризис 17 лет. Новая социальная ситуация, вызванная необходимостью скорого вступления во взрослую жизнь, меняет для них значимость учения, его задач и содержания. Все чаще школьник старших классов начинает руководствоваться сознательно поставленной целью и потому стремится углубить знания в определенной области, занимаясь самообразованием. Старшеклассник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. Он стремится разобраться в разных точках зрения на поставленный вопрос, составить свое собственное мнение и установить истину. Им становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.  Старшеклассники ищут общения со взрослыми, поскольку решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно.

К возрастным и психологическим особенностям старшеклассников полностью подходят эвристические методы. Использование методов основано на задействовании таких личностных качеств, умений и навыков, как воображение; фантазия; интуиция, чувствительность к проблемным ситуациям, эрудированность, любознательность, умение аргументировать, вдумчивость, сообразительность, целеустремленность, умение строить планы и этапы, и умение их достигать, рефлексия и т. д.

Посредством использования эвристических методов обучения эвристические качества личностей учеников развиваются в комплексе и одновременно. Нет необходимости искусственного сдерживания или игнорирования их развития в ожидании достижения пубертатного периода.  Мы считаем важным сделать акцент на том, что творческие виды деятельности должны развиваться комплексно и одновременно, поскольку развитие только одной из сторон ведет к дисбалансу как личностной деятельности, так и образовательного продукта.

Цель эвристического обучения - создание системы свободного природосообразного образования для наиболее полной личностной реализации учащегося.  Свобода действий - условие для творчества.

В ходе обучения в каждой из образовательных областей создаются образовательные продукты. Различают внешний образовательный продукт - выраженные идеи, тезисы, сочинения, рисунки, чертежи, модели, созданные учеником; и внутренний образовательный продукт - изменения личностных качеств ученика, проявляющиеся в ходе обучения. Внешний и внутренний являются целым образовательным продуктом. Именно в совокупности они будут оцениваться преподавателем.

Эвристическое обучение основано на трех видах интегративной деятельности ученика: креативной, когнитивной и оргдеятельностной.

Чтобы в полной мере раскрыть суть эвристического обучения, необходимо сравнить его с обучением проблемным и развивающим.

Проблемное обучение имеет задачу направить ученика по заданной траектории к уже известному решению, эвристический же подход предполагает, что и учитель и ученик не знают заранее, к какому результату придут. Проблемное обучение предполагает передачу знаний от старшего к младшему поколению, в то время как эвристическое - поиск новых траекторий, конструирование новых смыслов. В эвристическом обучении нет шаблонов или образцов, поскольку считается, что это препятствует творческому процессу. Здесь обучают методологии образования и учебного целеполагания, где учеником создается собственное содержание обучения; ученик сам становится объектом познания, а учитель помогает раскрыть его личностный и творческий потенциал.

 Важным отличием эвристического обучение от развивающего является не только развитие ученика, но и формирование им траектории собственного развития. Подразумевается, что содержание обучения вариативно и изменчиво в зависимости от деятельности ученика.
Процесс обучения строится на личном опыте и индивидуальном самоорганизованном целеполагании. В ходе обучения, ученики развиваются разносторонне, более того, они не ограничены в получении образовательной информации, поскольку проводят свои личные микроисследования.

Следует различать творческий урок от эвристического. Основное различие проявляется в цели. У творческого урока она состоит в творческом усвоении материала с потенциально известными вариантами образовательных продуктов, в то время как эвристический урок предполагает отсутствие предсказуемости созданных образовательных продуктов.

Эвристическое обучение приводит к формированию гибкости мышления и способствует разностороннему раскрытию индивидуальности ребенка.

Рассмотрим теперь, как эвристические методы могут быть применены при обучении старшеклассников английскому языку.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.