Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов

2022-11-24 32
Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многими психологами и педагогами, такими, например, как Л. Божович, Л.С. Выгодский, М.В. Матюхина, А.Н. Леонтьев и т.д., поднимался вопрос возрастных периодов становления человека. Считается, что человек с рождения и до самой старости переживает ряд стабильных периодов и кризисных моментов, формирующих его мировоззрение, характер и определяющих его жизненный путь. 

По мнению Л.С. Выгодского, эти периоды могут протекать по-разному: или чуть медленней, но плавно, или чуть резче, но быстро, однако они в любом случае влияют на психику человека. Обозначено чередование спокойных и кризисных периодов. В спокойный период ребенок накапливает знания различного характера об окружающем мире и социуме, а затем наступает кризис, характеризующийся качественным скачком развития с появлением устойчивых новообразований в структуре личности.

Известно, что в большинстве случаев кризисы протекают недолго и проходят в течение нескольких месяцев, однако бывают обострения, в результате которых кризис может длиться до двух лет. В период кризиса характер и поведение ребенка обычно настолько нестабильны, что могут вызвать сложности в сохранении стабильной связи с учеником и трудности в воспитании.

В период кризиса развитие может приобрести негативный характер. Путем распада, растворения и трансформации особенностей, образовавшихся на предыдущем этапе, на замену старому приходит новое. Однако кризис может играть и положительную роль, поскольку он ярко высвечивает стоящие перед личностью проблемы, вынуждающие ее адаптироваться к новым условиям.    

Поскольку мы рассматриваем психологические особенности старшеклассников, имеет смысл обозначить интересующие нас возрастные периоды: пубертатный период и кризис 17 лет.

Пубертатный период (11 – 15 лет) связан с гормональными изменениями в организме ребенка, вызванными половым созреванием. Гормональная перестройка влияет на работу всех систем органов и вызывает нестабильную умственную, эмоциональную и физическую активность. Повышается интерес к противоположному полу и, как следствие, остро встает проблема самоидентификации. Здесь проявляется ярко выраженное чувство взрослости, стремление обозначить личное пространство, собственничество, эгоцентризм, желание отгородиться от взрослых. Появляются яркие, сменяющие друг друга увлечения и интересы, ведется поиск сверстников-единомышленников, предпринимаются активные действия по приобретению статуса при общении как с родителями, так и со сверстниками.

На смену пубертатному периоду приходит кризис 17 лет. Этот период на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Однако период может сместиться на 15 лет, если ребенок оказывается на пороге взрослой жизни по окончанию 9 класса.

В период 17 лет ребенок стоит перед выбором: получать образование дальше или искать работу. В связи с этим у многих возникают страхи различного характера – на них давит ответственность за дальнейший выбор и результат, обязательства перед государством (армия), поиск работы. Даже если обстоятельства складываются удачно для выпускника, резкая смена образа жизни, вовлечение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Повышенная тревожность может вызвать аффективные вспышки агрессии, депрессии, стрессы. Обостренное внимание ко всему новому требует повышенной адаптивности. Значительной помощью при прохождении этого периода могут стать поддержка семьи, уверенность в себе и компетентность, выстроенные ориентиры на будущее. Важно преодолеть этот кризисный этап как можно безболезненней, поскольку в это время складываются устойчивые взгляды на мир и свое место в нем - складывается система мировоззрения в целом. В 17 лет происходит стабилизации личности, личностное и профессиональное самоопределение.

Как в период полового созревания, так и в период 17 лет у подростков активно развивается память, внимание и другие важные умственные процессы. Однако особенности процесса обучения в средней и старшей школе отличаются.

У учеников средней школы новые побуждения к учению, принимающие во внимание дальние перспективы и формирующие установку на будущее, еще не появились. Подросток чаще всего плохо осознает роль теоретических знаний, и обычно связывает их с личными, узко-практическими целями. У старшеклассников же на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами на будущее, мировоззрением и самоопределением. Мотивы старших школьников основываются на ведущих, ценных для личности побуждениях. Все чаще школьник старших классов начинает руководствоваться сознательно поставленной целью и потому стремится углубить знания в определенной области, занимаясь самообразованием. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещают интересующие лекции и кружки по интересам и т. п.

Старшеклассники устремлены в будущее. Новая социальная ситуация, вызванная необходимостью скорого вступления во взрослую жизнь, меняет для них значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они иначе, чем школьники, смотрят на школу. Можно сказать, что подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, а старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

Характерным для учебного процесса в старших классах является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Формируется научный подход к образовательной деятельности. Старшеклассник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить свое собственное мнение и установить истину. Им становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Общей чертой учеников как средних, так и старших классов является зависимость от коллектива. Отношения со сверстниками определяют основу жизни. Разница состоит в том, что подростки ориентированы на мнение одноклассников гораздо сильнее, и обычно не очень доверяют взрослым, критически относясь к мнениям учителей и родителей. Старшеклассники же ищут общения со взрослыми, поскольку решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Их сверстники не обладают обширным жизненным опытом.

Описывая особенности учеников старших классов, нельзя не упомянуть такой важный педагогический аспект, как удержание внимания учащихся во время урока.

Под вниманием обычно понимается сосредоточенность на каком-либо объекте, направленность на него восприятия. Таким образом, внимание является деятельностью человека, обрабатывающей внешние данные, предоставляемые органами чувств, и внутренние, возникающие в результате сознательной или бессознательной деятельности мозга. Внимание позволяет выделить наиболее важное из этого огромного массива информации. 

В начале своей жизни ребенок еще не умеет сознательно работать со вниманием, и предпочитает фокусироваться на лично любопытных ему объектах. С возрастом развивается так называемое произвольное внимание – навык сознательного сосредоточения на чем-либо важном или нужном, который требует развития волевого усилия. Волевое усилие вызывает напряжение, и, если оно достаточно длительно по времени, утомление, которое может ощущаться сильнее физической усталости. Поэтому полезно время от времени менять тип деятельности.

Педагог должен учитывать особенности разных возрастных групп детей. Способности к волевому усилию отличаются у школьников разных классов.

Так, младшие школьники способны к поддержанию внимания лишь на короткое время. Затем их начинают привлекать различные внешние объекты, и они легко отвлекаются. Подростки могут концентрировать внимание на одном предмете в течение 40-45 минут, но лишь тогда, когда он их серьезно заинтересовал. При этом решающее значение для них имеет итоговый результат, а процессом и качеством выполнения они зачастую пренебрегают. Дети постарше могут долго удерживать внимание, но со временем начинают утомляться, и эффективность обучения падает. У них уже существуют солидные мотивы к самопознанию и самосовершенствованию, потому они ценят не форму подачи учебного материала, как это делают дети младших и средних классов, а ее содержание.

Также нужно учитывать общее построение учебного процесса, поскольку некоторые его этапы, такие как окончание или начало четверти, учебного года или недели, могут способствовать возникновению усталости и переутомления. Если же рассматривать отдельный день, то их первые симптомы могут проявиться к третьему или четвертому уроку, к концу учебного дня становясь абсолютно явными.

Педагог должен придать вниманию учащихся нужное направление, а не пускать его на самотек. Что можно посоветовать в качестве практических рекомендаций? Разработку ритмической структуры урока, основанной на смене различных типов активности, использование богатой палитры проблемных методов, придающих разнообразие образовательному процессу, ведение диалога с классом, устанавливающего эмоциональную  связь между учителем и учениками; индивидуальный подход к обучению, учитывающий конкретные личностные особенности обучаемых, насыщение учебного материала последними достижениями науки.

Это позволит сделать уроки творческими и интересными.

С точки зрения психологии необходимо выделить определенные А.В. Хуторским три вида интегративной деятельности ученика в учебном процессе согласно концепции эвристического обучения: креативная, когнитивная и оргдеятельностная. Согласно каждому виду деятельности формируются соответствующие способности, навыки, умения.

Так, креативность считается творческой способностью, и под ней понимается способность адаптивно реагировать на необходимость создания нового подхода или продукта. Креативность включает в себя множество взаимосвязанных способностей - воображение; ассоциативность; гиперчувствительность к проблемным ситуациям и т.д. 

В ходе учебного процесса при творческой и опосредованной деятельности у ученика происходит познавательный процесс. К когнитивным способностям относятся: эрудированность, любознательность, умение аргументировать, вдумчивость, сообразительность и т.д. Таким образом, креативная деятельность неизбежно связана с когнитивной.

Однако необходима согласованность между креативной и когнитивной деятельностью, которая осуществляется организационно-методологической деятельностью, формирующей соответствующие способности и навыки. Так среди оргдеятельностных качеств, навыков и умении выделены: целеполагание, целеустремленность, умение строить планы и этапы и умение их достигать, рефлексия.

Важным условием творческой деятельности является ассертивность. Ассертивность – это свойство, при котором человек действует в соответствии со своим видением ситуации не зависимо от внешних обстоятельств и мнения окружающих.

В то же время эффективная творческая самореализация учени­ка обусловлена степенью развития отдельных его эвристических качеств, обеспечивающих творчество необходимыми инструментами. В работах психологов достаточно подробно исследо­ваны такие эвристические качества, как воображение, фантазия, интуиция. Рассмотрим их.

Воображение - способность сознания генерировать образы, идеи, представления, и манипулировать ими. По Т. Рибо, творческое воображение включает в себя совокупность интеллектуального, эмоционального и бессознательного факторов. А.Ю. Козырева выделяет  следующие виды воображения:

1) не­преднамеренное — сон, грезы

2) мечта — образ желаемого буду­щего

3) воссоздающее, развертывающееся на основе знаковой системы

 4) творческое, создающее объек­тивно или субъективно новое

Под фантазией понимается способность человека мысленно создавать ситуации, не соответствующие действительности, но могущие выступать идеалом, к которому человек стремится. К.Г. Юнг различал фантазию "умную" и "глупую". Первая отличается такими качествами как последовательность и оригинальность. В отличие от "глупой", создаваемая ситуация может иметь предпосылки для последующего воплощения в жизнь, то есть потенциально осуществима.  

Интуиция является таким эвристическим качеством, при котором человек может разбираться в сложных ситуациях, требующих длительной подготовки, и находить оптимальный вариант, выдавая успешное решение ситуации мгновенно. По нашему мнению, интуицией можно назвать способность мозга извлекать из подсознания события и информацию, анализировать закономерности, обрабатывать их в поиске решения; интуиция является качеством человека, способного воспроизводить данную операцию успешно.

Завершающей частью творческой мыслительной деятельности является инсайт или озарение. Это явление обосновывается предварительным накоплением знаний и завершается внезапным получением решения на поставленный вопрос.

Согласно проведенным исследованиям Хуторского, эвристические качества личностей учеников могут развиться в комплексе и одновременно. B.C. Мухина (1972) и  В.А. Левин (1992) показывают, что практическое творчество является первичным свойством детей, поскольку с самого рождения им свойственны способности познания, творения и самоорганизации деятельности. Это исключает необходимость искусственного сдерживания или игнорирования их развития в ожидании достижения пубертатного периода.  Мы считаем важным сделать акцент на том, что творческие виды деятельности (креативная, когнитивная и оргдеятельностная) должны развиваться комплексно и одновременно, поскольку развитие только одной из сторон ведет к дисбалансу как личностной деятельности, так и образовательного продукта. Иными словами, развитие креативного аспекта без оргдеятельностного ведет к спонтанности, неоформленности творческой деятельности. Упор же на развитие когнитивности и оргдеятельности затрудняет креативное восприятие. Эти взаимосвязи обусловлены, по нашему мнению, особенностями работы правого и левого полушарий.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.