Институт языка и коммуникации — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Институт языка и коммуникации

2022-11-24 29
Институт языка и коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт языка и коммуникации

Выпускная квалификационная работа

 

Студентки Климовой Анастасии Сергеевны

Форма обучения: заочная

 

Тема: Эвристические методы обучения иностранному языку как условие творческой реализации учащихся

Работа выполнена

 на кафедре теории и методики

 преподавания иностранных языков

Научный руководитель –

к.ф.н., доцент Н.А. Трофимова

                                                                            _____________________

Допущено к защите

Заведующий кафедрой

                                                                           _____________________

проф. Л.К. Свиридова

« » _____________2015 г.  

Проверка на антиплагиат

______% авторского текста

 

                                      Москва – 2015


Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы применения эвристических методов обучения иностранному языку на старшем этапе обучения

1.1 Эвристическое учение, как путь творческого познания

1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся старших классов

1.3 Роль дидактической эвристики при обучении иностранному языку старшеклассников

Выводы к 1 главе

Глава 2. Эмпирические исследования использования эвристических методов обучения английскому языку как условие творческой реализации учащихся старших классов.

2.1 Специфика эвристического обучения английскому языку на старшей ступени обучения

2.2 Опытно-практическое обучение старшеклассников английскому языку с применением эвристических методов

2.3 Методические рекомендации по использованию эвристических методов обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы

Выводы ко 2 главе

Заключение

Список литературы


                                     Введение

 

На протяжении всей истории человек стремился к познанию себя и окружающего мира. Чем больше он углублялся в изучение, тем больше ему требовалось искать подтверждения своим идеям, дабы не погрузиться во тьму домыслов и необоснованных суждений. На первых шагах, он стал искать новые способы сбора информации и способы доказательства, чтобы с еще больших сторон рассмотреть объект изучения. Затем человек стал ставить задачи и искать решения, продвигаясь в изобретательстве. Затем стал изучать себя как первопричину рождения нового. Так он стал изучать механизмы мышления и зарождения идеи. Эвристика - наука, появившаяся в результате изучения процессов и закономерностей творческой деятельности и процессов изобретения нового.

Позднее проблема эвристики стала затрагивать все большие области науки и изобретательства. В педагогике же эвристике отведено огромное значение. Эвристика развивалась, затрагивая вопросы механизмов творческой деятельности, способов и методов распространения знания о природе мышления творческой личности, с чем и появилась в педагогике. Понимание этих механизмов и способов решения задач дали перспективу раскрыть  совершенно иной подход к обучению и познанию мира в целом.

В современной науке было накоплено достаточное количество фактологического материала по вопросу креативного обучения, эвристической психологии и педагогики. Несмотря на все это, эвристическое обучение сравнительно молодо, и находится в периоде становления: посредством накопленных практических знаний формируются теории и рассматриваются дальнейшие траектории исследований. Вопрос разработки актуальных технологий преподавания, методических пособий остается по-прежнему открытым.

Эвристическая педагогика и психология за рубежом называется как креативная педагогика, известными исследователями занимавшимися ее изучением и развитием считаются Грэхам Валлас, Алекс Осборн, Джо Пол Гилфорд, Сид Парнес, Элис Пол Торренс.

Отечественными педагогами, психологами, изучавшими данный вопрос, считаются Каптерев П.Ф., Андреев В.И., Альтшуллер Г.С., Шацкий С.Т., Соколов В.Н., Хуторской А.В [8].

В России были длительные попытки использовать эвристические методы, зачастую заканчивавшиеся неудачей. Однако текущее время является благоприятным для реализации всего накопленного опыта предыдущих лет, теоретических и опробованных на практике знаний в разных областях науки, а так же большим плюсом в развитии технического обеспечения.

Актуальность работы заключается в том, что данный метод несет большие перспективы в изменении хода педагогического обучения, во взращивании человека, стремящегося раскрыть свой внутренний потенциал. Так же по нашему видению, данная концепция может повлиять на дальнейшее развитие человечества. Кроме того, с тем что технологии в современном мире развиваются с геометрической прогрессией, отсутствует смысл запоминать огромное количество информации, однако более подходящим будет обучение методам поиска и обработки информации, методам постановки вопроса и формулирования идей, тому как проверить идею и искать причины удач и неудач, и наконец методам творческой генерации. Имеется в виду, что метод эвристического обучения развивает навыки видеть мир системно, как неделимое целое с взаимосвязанными элементами, со своими закономерностями и вариантами развития событий.

Целью данной работы является рассмотрение эвристического метода обучения в преподавании, иностранных языков в частности, как способ творческой реализации. Чтобы достичь этой цели, мы определили и поставили следующие задачи:

- рассмотреть понятие эвристики, ее формирование, известные принципы и структуры составляющие ее источник реализации творческого потенциала,

- выявить возрастные особенности учащихся старших классов,

- рассмотреть особенности эвристического обучения в преподавании иностранных языков,

- дать методические рекомендацию по использованию эвристических методов обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы.

Объектом исследования выступает процесс обучения в преподавании иностранных языков. Предметом исследования выступает эвристическое обучение как метод развития творческого мышления.

  Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что рассмотрение структуры эвристического обучения, механизмов творческой деятельности - изучение данной концепции, в философском понимании, способствуют не только расширению кругозора преподавателей, но и изменению мировоззренческого восприятия; а так же  и творческой заинтересованности в преподавании и исследованиях в дальнейшем.

В практической значимости данной работы мы видим потенциал в методах, которые внесут разнообразие на уроках, инициативу со стороны учеников, заинтересованность в самостоятельных микроисследованиях; предполагается, что освоение методики эвристического обучения и использование ее в дальнейшем облегчит труд преподавателя с психологической и физической точки зрения, поскольку в ходе обучения предполагается, что работа преподавателя и учеников будет совместной.    

По нашему мнению освоение метода требует немалого количества усилий со стороны преподавателя, поскольку здесь требуются не только знания по предмету и расширенный кругозор. Степень продуктивности от педагогической деятельности будет тем выше, чем более развита личность учителя (включая комплексы, страхи). Иначе как можно учить свободному творческому восприятию, имея барьер стереотипов.

Изучение вопроса эвристического обучения настолько масштабно по своей идее, что, по нашему мнению, это не просто новое видение преподавания, иные методы обучения, и повышение интереса учеников к процессу обучения. Это подход, при котором образуется здоровая психическая, творческая и эмоциональная связь между учеником и учителем, без угнетения каждой из сторон; обучаемый учится самостоятельной деятельности во всех аспектах его жизни, будь то микро и макро исследование внешнего мира (образовательный продукт), или же анализ личностной вовлеченности в процесс (анализ личностных формирований в процессе деятельности, анализ личностных изменений по окончанию деятельности). Этот метод обучения способен взрастить в ребенке, как говорят психологи, зрелую личность, стойкую к трудностям, следующую по пути здравого смысла, чуткостью и любознательностью ко всему, что ее окружает. 


На старшей ступени обучения

 

Применение эвристических методов в обучении английскому языку старшеклассников основано на восьми основных принципах. Наибольший эффект от деятельности будет достигнут в случае использования всех принципов комплексно. Для начала, мы подробно раскроем каждый из элементов, объясним связи между ними [11].

Итак, эти 8 принципов:

1) самостоятельность учеников

2) обучение в сотрудничестве

3) интеграция учебных программ

4) акцент на смысл

5) разнообразие

6) навыки мышления

7) альтернативные оценки

8) учителя как соученики

На рисунке (смотри приложение 1) приведена иллюстрация взаимозависимости этих восьми изменение парадигмы в обучения второму языку. Круговой характер рисунка подчеркивает, что все изменения являются частями целого и, что успешная реализация во многом зависит от успешной реализации других.

Самостоятельность студентов связана с концепцией Л.С. Выгодского  (1978) [11] о саморегуляции и концепцией М. Чи́ксентмихайио работе на поток. Чтобы быть самостоятельными, учащиеся должны иметь свободу выбора, что и как делать по учебной программе и, в то же время, они должны чувствовать ответственность за свое учебную деятельность и за со-обучение с теми, с кем они взаимодействуют. Самостоятельность учеников вовлекает учеников быть осознающими свои собственные путь обучения, чтобы использовать свои сильные стороны и работать над своими недостатками (Джефри ван Леер, 1996). Внутренняя мотивация играет центральную роль в автономности учащихся. Учителю больше не нужно держать на своих плечах всю тяжесть ведения класса. Демократическая форма предполагает, что студент вместе с получением больших прав и возможность берет на себя большую ответственность за собственное обучение.

В концепции автономии учащегося в большей степени обозначена роль учащегося, нежели учителя. Она нацелена на процесс, а не продукт, и стимулирует студентов развивать их собственные цели, мотивы  для обучения, а также воспринимать обучение как непрерывный процесс, длящийся всю жизнь.

Вовлеченность класса в образовательный процесс. Многие выводы в обучении второму языку вытекают  из концепции автономии учащегося. Например, использование малых групп (включая пары) демонстрирует одно из средств по повышению самостоятельности учеников. Ученическая самостоятельность зачастую ошибочно понимается как имеющая отношение только к умению ученика работать в одиночку. Однако, взаимодействуя совместно со своими "коллегами", ученики уходят от зависимости и влияния учителя. Групповые мероприятия помогают студентам использовать эту способность, и поступать так, чтобы обучающиеся смогли построить свой собственный набор взаимосвязанных образовательных ресурсов совместно в сотрудничестве со своими коллегами, а не только пользуясь помощью от учителя.

Экстенсивное чтение (Day & Bamford, 1998; Krashen, 1993) [11] предлагает другое значение осуществления самостоятельности учащихся в обучении второму иностранному языку. Здесь ученики выбирают чтение материала, который соотносится с их личными интересами и профессиональным уровнем. Если учащийся выбирает книгу или журнал, и выбранный материал не соответствует его перспективе видения, он переключается на другой. Надежда на то, что экстенсивное чтение поможет ученику развить самооценку, за заслуги получить удовольствие и знание от того, чему следует, которые будут получены через чтение на втором языке (так же как и на родном), вдохновляют и поощряют их на то чтобы сделать чтение привычкой на всю жизнь.

Самооценка так же способствует развитию автономности студентов (Lee, 1998; Rothschild & Klingenberg, 1990) [11]. Суть идеи в том, что учащиеся развивают собственные критерии качества проделанной работы, чтобы не быть зависимыми от внешней оценки (оценка преподавателя), выступая в качестве единственного судьи своих сильных и слабых сторон. Развитие этих внутренних критериев позволяет учащимся принимать обоснованные решения о том, как дальше продвигаться в обучении. Здесь, с самооценкой студентам не нужно ждать учителя, пока он проверит как хорошо или плохо сделана работа, и что студенту нужно делать дальше. Конечно, учитель остается в целом наиболее грамотным и опытным человек в классе, но цель студентов - двигаться вперед, и не исключено, что даже за пределы учительского уровня компетентности. Обозначение ценности их знания помогает ученикам осознать, что они способны играть более масштабную роль в их собственном обучении.

 

Задания, рассчитанные на работу с грамматической частью.

· провести параллель между изученными ранее и новой грамматической структурой, сделать акцент на смысле новой структуры по отношению к изученным.

· Проанализировать, какие ошибки чаще всего допускаются, после чего выдвинуть идеи, как улучшить собственные грамматические навыки (рефлексия)

· написать рецензию по просмотренным фильмам, мультфильмам, видео на английском языке. Выяснить, было ли трудно слушать оригинальное произведение, предположить почему

· составить свой план грамматического раздела учебника. как бы ученик его оформил, чем ученик руководствовался при составлении.

· выдвинуть идеи, с чего стоит начать обучение грамматике английского языка, построить свой план части урока, провести. Согруппникам - провести критику: обозначить, что понравилось, что не понравилось с организационной, творческой и информационной точки зрения, был ли познавателен урок.

· составить схему, график и любую другую образно-наглядную опору по структурированию знаний грамматики.

· выдвинуть, изобразить и представить каким видится английский язык в целом, какое значение он имеет для ученика, каково влияние и какова ценность языка в современном мире, по мнению ученика. 

Задания, рассчитанные на развитие навыков аудирования.

Самый трудный вид деятельности, поскольку предполагает запоминание и понимание услышанного с первого раза. Поэтому

- прослушать аудиозаписи разных англоязычных диалектов, подчеркнуть особенности каждого из диалектов, обозначить, возникли ли трудности в понимании речи.

- предложить ученикам организовать конкурс на самую интересную придуманную игру, задание, задействующую навык аудирования.

- задание на понимание аудио по принципу "пойми, о чем говорят, и продолжи беседу".

What the person is saying on an audio recording? Imagine that he hears you. Address him your comment on his speech.

- оформить услышанное в виде диаграммы, рисунка, схемы. Например, аудиозапись с содержанием статистических данных, соответственно оформить наглядно.


 

2.3 Методические рекомендации по использованию эвристических

Задания когнитивного типа

Научная проблема. Задание строится на постановке вопроса о том, как решить реальную проблему, возникающую при изучении предмета науки. Здесь предлагается выявить и доказать свою точку зрения. Например, доказать математическую закономерность, или дать свою версию происхождения алфавита.

Исследование объекта. Исходя из этого задания ученики занимаются исследованием объекта изучения. Это может быть поиск этимологии слова, значение чисел и т.д.

Структура. Поиск алгоритма построения изучаемых структур, поиск закономерностей.

Опыт. Проведение опыта, эксперимента (математического, психологического, словесного, естественнонаучного).

"Восстановление" истории. Поиск причин сложившейся ситуации. Например, причины возникновения графической формы арабских цифр их взаимосвязь с русскими цифрами, причины последовательности графического начертания их.

Доказательство. По вопросу темы предмета ученики занимаются поиском способов подтверждения выдвинутых версий или знаний.
Общее в разном. На основе синтеза и анализа поиск общих и отличных закономерностей, особенностей, черт в разных системах, параллелей между разными науками.

Перевод. Перенести объект с языка одного предмета на другой. Например, " оживить" число, нарисовать музыку.

Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования для изучения одного и того же объекта. Например, найти общее между небом и землей, цветом и нотой.

Задания креативного типа.

Сделай по-своему. Задание строится на выполнении на "свой лад" уже известного и ученику и учителю.

"Проживание" истории. Эмпатическое прочувствывание событий, явлений в изучаемой области.

Образ. С помощью изобразительных средств придумать образ и его оформить.
Эмпат. Погружение в образ изучаемого объекта с представлением его развития, жизни и дальнейшим описанием своих ощущений.

Жанры текста. Создание словесной продукции с использованием средств выразительности, разных жанров. Сочинения, рифмы, слоганы, диалоги.

Изобретение. Создание изобретательского проекта. Подходит для любой изучаемой сферы. Создать алфавит, систему упражнений.

Сочинение сказки, стихотворения, песни, роли.

Составление кроссворда, игры, сценария, задания для одногрупников.

Изготовление моделей, поделок, фильмов и пр.

Учебное пособие. Разработать план урока, провести урок в роли учителя, разработать задание для одногрупников.

Задания оргдеятельностного типа

Цели. Разработка целей своих занятий к каждому изучаемому курсу на заданный период.

Планы. Разработка программы по учебной деятельности (творческой, домашней работы и т.д.)

Выступление. Организация и проведение презентативной деятельности перед аудиторией.
Рефлексия. Задания, рассчитанные на полную осознанность своей деятельности на определенно выделенное время. После выполнения задания проводится обозначение правил и закономерностей выраженной деятельности.
Оценка. Рецензирование текста, фильма, работы согруппника.

 

Представленные задания, разделенные по типам эвристической деятельности, будут успешными и качественными при осуществлении максимально возможного количества включенных этапов для его составления.

 

Мы считаем необходимым подробно остановиться на построении эвристических бесед совместно с эвристическими вопросами, поскольку они являются важным элементом не только структурирования знаний, но и активным видом деятельности? и существенно помогут в речевой практике английского языка.

Как составить эвристическую беседу.

В постановке беседы имеет значение все: не только "каков вопрос - таков ответ", интонация и артистичность учителя во многом задают настрой учеников. Если беседа напрягающая, она блокирует умственные творческие способности учеников, в качестве снятия напряжения лучше всего выступает смех, поэтому уместная шутка актуальна.

Грамотно сформулированный вопрос обеспечит адекватный ответ, а грамотно сформулированный эвристический вопрос развеет противоречия, создаст межпредметные связи, подтолкнет к новым идеям, побудит к активному участию как в связи учитель - ученик, так и ученик - ученик.

Чем чаще подводятся итоги сказанного тем яснее становится картина того о чем дальше необходимо спросит. Беседа должна завершаться финальным подведением итого того к каким выводам пришли, возможно, какие проблемы были выявлены, их поставить как домашнее задание с исследовательским проектом.

Чтобы сформировать эвристическую беседу на основе эвристических вопросов следует:

1. Определить цель задачи беседы, с ними сопоставить образовательный объект - например, тему: социо-культурные особенности развития английского языка.

2. Вопросы предполагают неоднозначность ответа, то есть  последующие производные  вопросы с отсутствием однозначных ответов. Пример: Каким образом социальная обстановка может повлиять на языковые изменения?

3. Предвидеть структуру беседы довольно трудно на начальном этапе преподавания, поэтому мы с читаем целесообразным порекомендовать действовать в режиме импровизации. На начальном этапе можно использовать схему "вопрос-ответ, вопрос-ответ". При выработанной практике у преподавателя формируется предвиденье структуры всей беседы и навык полного контроля за ее ходом.

Пример:

О: Страна-победитель устанавливает свои приоритеты над поверженной страной.

О: Изменения культурной моде ведут к изменениям в жизни людей, что создает условие к изменению языка.

О: Литература.

В: А религия могла повлиять на изменение языка? Если да, то каким образом?

О: Монастыри, церкви были центрами знаний, в которых учили читать писать.

О: В монастырях проводились научные исследования.

В: Каким образом литература может повлиять на язык?

О: Она может задавать моду общения людей друг с другом. Интересные фразы легко запоминаются и используются в общении.

В: То есть то, что популярно, формирует язык? А реклама может повлиять?

О: Да, может. Частый просмотр ролика задает и модель поведения, и речевую манеру общения.

В: Как это может повлиять на язык?

О: Упростить его.

О: Использовать ту лексику в том значении, в котором задают в рекламе.

В: Что плохого в том, что используется речевой шаблон?

О: Ну, реклама может искажать лексическое значение слова.

О: Реклама может создать несогласованность речи и образа, что вызовет ошибочное представление значения слова.

4. Беседа будет считаться условно законченной в том случае, если противоречия в ходе беседы были устранены. Однако на эвристических вопросах можно очень долго проводить беседу.

У. какие выводы мы можем сделать?

О. Получается, что то, что задает социальный ритм, влияет на изменение языка.

О. Надо быть критичным к получаемой информации, проверять ее, а еще фильтровать ее.

У. Ого, почему вы так считаете?

О. Потому что людям свойственно ошибаться, или поверхностно относиться к тому, что они слышат и видят.

У. Вы только что подняли важную проблему.

5. Поднятые проблемы можно развить дальше, задав домашнее задание по этим проблемам.

У.  Вашим домашним заданием будет оформить презентацию на тему «экология языка».

Таким образом, на примере этой беседы мы видим, что тему можно развивать дальше, задавать направление беседы, поднятые вопросы могут выступать в виде траектории к дальнейшим исследованиям, в которых так же будет задействовать креативные, когнитивные и оргдеятельностные качества ученика.

Так, для того, чтобы составить эвристический урок, необходимо установить образовательный объект, который является базовой единицей изучаемого курса и который будет основой эвристического задания (термины, понятия, законы, элементы научных формулировок и т.д.). Затем к выделенному виду деятельности (например, в изучении английского языка это чтение, говорение, письмо, аудирование) прикрепляется эвристический элемент урока. Выбор элемента деятельности зависит от актуальности и наибольшего отношения к обозначенному образовательному объекту.

Затем нужно фиксировать форму образовательного продукта, который будет создаваться учениками, поскольку от этого будет зависеть понимание того, как ученикам оформить эвристическое задание.

Важно определить эвристические методы для выполнения задания, которые могут быть прописаны в самом задании.

Как только мы определились с целью, формой и формулировкой эвристического задания, следует структурно изложить это задание, чтобы для ученика ясно были видны объект задания, вид деятельности, предполагаемый результат и его форма. 

Огромное значение имеет не только доступность в понимании, но и привлекательность эвристического задания, поэтому текст задания формулируется и шлифуется с учетом задавания интриги, загадки, вызова, значимости вопроса. Здесь же не будет лишним наличие яркого название задания, привлекающего внимание и ориентировать на переключение к новой деятельности.

При продумывании эвристического задания, как и любого другого задания, следует продумать критерий оценки, то есть по каким признакам задание будет считаться успешно выполненным. 

Выделим несколько рекомендаций самим преподавателям [11; 4-10 c.]. Эвристическое обучение, в большей степени чем другие виды обучении, требует от учителя быть нонконформистом, видеть структурно, уметь брать на себя риск - проведение методических экспериментов большая ответственность; уметь видеть творческую идею ученика и вовремя побудить его к завершению и оформлению своей идеи. Необходимо, выделить значимость завершенности деятельности, поскольку нереализованная идея может привести к отрицательным последствиям в виде неуверенности в себе, множества страхов у ученика.

 

 

Выводы ко второй главе

Для успешной практической реализации эвристического метода обучения старшеклассников английскому языку следует руководствоваться восьмью принципами, учитывай их целостность и взаимосвязь. Этими принципами являются выработка самостоятельности учеников, групповое обучение, интеграция учебных программ, акцент на смысл, разнообразие методических приемов, навыки мышления, альтернативные оценки, учителя  - как со-учащиеся.

При формировании уроков или элементов уроков руководствоваться задействованием когнитивных, креативных и оргдеятельностных качеств учеников. Включать рефлексию в здания, как способ оценки личных достижений.

При создании эвристических открытых уроков определяют образовательный объект, который является базовой образовательной единицей; определить вид учебной деятельности, который будет основой, к которому будет присоединен эвристический элемент. Эвристический элемент должен согласовываться с основным видом деятельности. Задание продумывает детально: как презентовать его, структуру, но нужно помнить, что эвристическое задание исключает наличие конкретного ответа. На уроках задействовать максимально весь чувственный спектр ученика.

Значение имеет формулировка самого задания. Необходимо продумать формулировку, так чтобы она четко объясняла задание, вызывала интерес, интригу, побуждала к активности при выполнении.

Эвристическая беседа является неотъемлемой частью при обучении, поскольку в обучении английскому языку главенствующая роль отведена развитию коммуникативной компетенции. Однако эвристическая беседа способствует развитию всех языковых компетенций. Задания строятся таким образом, что ученик погружается в суть лингвистических, культурных, коммуникационных, социальных особенностей страны изучаемого языка.

Эвристическая беседа строится на базе эвристических вопросов, цель которых выделять образовательные, информационные «пробелы»; задействовать когнитивные и креативные качества ученика для поиска решения ответа.

 При обучении английскому языку важно сформировать рече-мыслительный образ, этому способствует богатый арсенал эвристических методов и приемов.   

Использование на практике эвристических элементов во многом разнообразит урок, сделает его живым, ярким плодотворным, а глаза старшеклассников  сияющими, уверенными, увлеченным. У учеников сформируется серьезный, осмысленный подход к обучению, зрелость принятия решений. Разнообразие и нестандартность заданию сформирую гибкое мышление высокую адаптивность к ситуациями, выстройку быстро реагировать на возникшую проблему и заниматься поиском решения, нежели вдаваться в панику. Так, процесс познания будет непрерывным, а мечты реализуемыми, как и должно быть в жизни человека.

 

  

Заключение

В современном мире технологии и наука развиваются с геометрической прогрессией, в связи с чем теряется смысл запоминать огромное количество информации, поэтому встает вопрос о том как и чему учить, если информация быстро устаревает.  Более подходящим будет обучение методам поиска и обработки информации, методам постановки вопроса и формулирования идей, тому как проверить идею и искать причины удач и неудач, и наконец методам творческой генерации. Эти обусловливает актуальность данной дипломной работы.

В данной дипломной работе была поставлена цель рассмотреть эвристический метод обучения в преподавании, иностранных языков в частности, как способ творческой реализации. Для этого были поставлены следующие задачи рассмотреть понятие эвристики, ее формирование, известные принципы и структуры составляющие ее источник реализации творческого потенциала; выявить возрастные особенности учащихся старших классов; рассмотреть особенности эвристического обучения в преподавании иностранных языков, дать методические рекомендацию по использованию эвристических методов обучения английскому языку учащихся старших классов средней школы. Все эти задачи были выполнены.

Объектом исследования выступает процесс обучения в преподавании иностранных языков. Предметом исследования выступает эвристическое обучение как метод развития творческого мышления.

Теоретическая часть работы содержит предпосылки возникновения эвристики, ключевые моменты становления эвристического обучения. Были рассмотрены методы эвристики, которые являются основой для эвристических методов обучения. Принципы эвристического обучения, так же раскрыты в полной мере, и дают четкое представление о всей эвристической концепции. Рассмотренные психолого-педагогические особенности учеников старших классов, подвели нас к выводу о сочетаемости эвристической методики с возрастными психологическими особенностями учеников, комплексно развивая их умственные, творческие и организационные навыки. Данный метод обучения развивает навыки видеть мир системно, как неделимое целое с взаимосвязанными элементами, закономерностями. Были рассмотрены особенности творческого мышления. В ходе обучения учениками создается образовательный продуктом, включающий в себя не только практическое выполнение материала, но и личностные изменения, чему в целом будет даваться оценка об успеваемости в обучении.

 

Эвристический метод обучения

Цели сследования заключалась в

Задачи исследования

Объект исследования

Субъект исследования

В теоретической части

В практической части была представлена

 

Однако есть отрицательный момент, на данный момент полноценно использовать эвристическое обучение не возможно, только его элементы на уроках, это обусловлено трудностью перестройки традиционной образовательной программы в России. Однако, значимость применения эвристической методики как на уроках английского языка, так и в образовательной науке неоспорима и ценна. 

 

Список литературы

 

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: высш. пед. учеб. заведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1976.)

3. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений., [Электронное издание], - М.: серия методических пособий1991

4. Леонтьева Е.А. Технология организации эвристической учебно-профессиональной деятельности студентов/ методическая рекомендация для преподавателей. Орск: Издательство ОГТИ, 2011 – 75 с.

5.  Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс] http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o740_page_12.html

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению

 

7. Пуанкаре, 1983

8. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технологии креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

9. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934;

10. Graham Wallas The art of thought. New York, 1945. 162 pages

11. George M Jacobs. Paradigm Shift: Understanding and Implementing Change in Second Language Education http://www.tesl-ej.org/ej17/a1.html

12. Jack C. Richards. Creativity in language teaching. Plenary session 2013-2014

13. Joe pol Guilford «Creativity» (журнал «American Psychologist», issue 15, стр. 444—454, 1950)

14. Rudolf and Marina Groner. Methods of heuristics. P: Switzerland 1983

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт языка и коммуникации


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.