Основные идеи, положения и выводы, заложенные в программе «Конфликт и общение» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные идеи, положения и выводы, заложенные в программе «Конфликт и общение»

2022-10-05 34
Основные идеи, положения и выводы, заложенные в программе «Конфликт и общение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  • Жизнь невозможна без конфликтов. (Все люди разные и их интересы часто расходятся. Противоречия между их интересами - вечный источник конфликта).
  • Многие люди относятся к конфликту отрицательно.
  • Наряду с негативными переживаниями, любой, конфликт несет в себе положительный потенциал. Конфликт - необходимое условие развития и роста.
  • Что «перегянет»: позитив или негатив? Во многом это завит от того, каков наш подход к конфликту.
  • Кроме традиционного подхода к разрешению конфликта с позиции силы (власти), существует принципиально иной подход, в основе, которого лежит учет реальных потребностей и глубинных интересов сторон конфликта.
  • Подход, основанный на учете интересов, дает возможность конструктивного урегулирования тех конфликтов, которые прежде казались неразрешимыми.
  • Существуют достаточно разнообразные способы (стратегии) поведения в конфликте.
  • У каждого из нас имеются свои «конфликтные привычки». То, каким образом человек преимущественно улаживает конфликты, представляет собой важную черту его личности
  • Нет единственно правильного пути решения всех конфликтов. Каждая из стратегий поведения имеет свои достоинства и недостатки, и каждая может быть уместна при определенных обстоятельствах.
  • Лучше всего справляются с конфликтом те, кто. подбирает вариант, наиболее подходящий для каждого конкретного случая. Владение разными способами поведения и гибкость в выборе этих способов - залог успешного поведения в конфликте.
  • Во многих конфликтах наиболее конструктивной формой поведения является сотрудничество.
  • Сотрудничество - это партнерство. Сотрудничество предполагает поиск взаимовыгодного решения и сохранение хороших взаимоотношений.
  • При сотрудничестве партнеры по конфликту могуг использовать ресурсы и возможности обеих сторон, что расширяет поиск возможных решений проблемы.
  • Большинство людей испытывают сложности при переходе к сотрудничеству от традиционных форм поведения в конфликте и используют этот способ далеко не во всех тех случаях, когда он уместен.
  • Сотрудничество - исключительно человеческий способ урегулирования конфликтов, которому можно научиться.
  • При несовместимости позиций в ряде случаев вполне можно совместить более глубокие интересы и потребности сторон. Анализ реальных интересов - ключ к конструктивному подходу в урегулировании конфликтов.
  • Определение источников конфликта, картографирование конфликта-эффективные методы, позволяющие осуществить анализ глубинных интересов, потребностей и опасений сторон конфликта.
  • Многие конфликты на рациональном уровне достаточно легко разрешаются (можно найти возможность развести или совместить глубинные интересы сторон), однако на практике все происходит иначе.
  • Причинами эскалации конфликтов являются психологические механизмы, основанные на субьективности восприятия и субъективности эмоциональной оценки происходящего участниками конфликта.
  • Во многом развитие конфликта определяется не столько объективными противоречиями и несовместимостью интересов сторон, сколько отсутствием взаимопонимания между ними.
  • Очень большое значение для урегулирования конфликта имеет характер общения между его участниками.
  • Неконструктивное общение может быть как непосредственной причиной

конфликта, так и фактором, способствующим его эскалации.

  • Общение становится неконструктивным, когда оно содержит элемент

психологического давления. Сила действия равна силе противодействия,

поэтому такое общение провоцирует новый виток конфликта.

  • Конструктивное общение - необходимое условие и путь к переходу от

борьбы и противостояния к сотрудничеству.

  • Конструктивное общение (демократический стиль взаимоотношений)

предполагает, с одной стороны, уважение к личности другого человека,

с другой стороны - самоуважение и защиту своих собственных прав и

интересов.

  • Существуют специальные коммуникативные техники, которые обеспечивают возможность конструктивного диалога между участникам

конфликта:

        • активное слушание - демонстрация уважения к личности другого
человека (его мыслям, взглядам, мнению, чувствам, интересам,
потребностям и т.д.);

        •   «Я-сообщение» - форма оптимального самоутверждения.

  • Переговоры, основанные на реальных интересах сторон, - путь к мирному урегулированию конфликтов.
  • Основные условия успешных переговоров:   

         • толерантность - признание за другим права быть иным, терпимость к чужим верованиям, мнениям, поведению;

         •   оптимизм - умение концентрироваться на позитиве (искать общее в позициях и интересах; конкретизировать область конфликта);

         •    контроль над собственными эмоциями;

творчество - способность генерировать идеи и предложения;

         •    гибкость - готовность слышать аргументы собеседника, имея свою позицию;

         •    конструктивное общение - уважение собственных прав и прав партнера по конфликту, отказ от силовых методов и аргументов.

  • В ряде случаев стороны испытывают затруднения при достижении договоренности или соглашения, которое бы устраивало обоих, и заинтересованы в участии третьей стороны.
  • Третья сторона может выступать в роли арбитра, судьи или независимого посредника.
  • Практика разрешения конфликтов с участием третьей независимой стороны широко распространена в мире и называется медиацией.
  • Медиация - эффективный способ урегулирования школьных конфликтов.

 

Формы и методы работы

В соответствии с указанными выше задачами программа «Конфликт и общение» проводится в форме семинара-тренинга, который сочетает в себе как традиционные, так и интерактивные методы обучения.

        В процессе работы используются:

• мини-лекции;

• самостоятельная работа участников с материалом;

• дискуссии;

• групповое обсуждение;

• мозговой штурм;

• работа в малых группах,

• работа в парах; 

• ролевые игры;

• демонстрации;

• психологическое тестирование;

    а также психологические разминки, элементы релаксации и направленной визуализации.

 

         Использование интерактивных методов обучения способствует:

• повышению учебной активности участников   (проблематизация, разнообразие заданий);

• созданию творческой атмосферы в группе  (участие  каждого, доброжелательная атмосфера);

• более глубокому усвоения материала программы (наглядность, освоение через опыт);

• сохранению высокой работоспособности участников во вовремя занятий (переключение, разнообразие, активность).

Кроме этого, использование активных методов обучения позволяет моделировать те формы взаимоотношений и тот стиль общения в группе, которые соответствуют основной идеологии программы, демонстрировать демократический способ взаимодействия, практическое освоение которого участниками и является основной целью учебного курса

Пространственное расположение участников в процессе обучения соответствует тому, которое принято при проведении тренингов, большая часть работы проходит в кругу. Задача тренера - организовать интенсивное взаимодействие участников, поэтому он прикладывает целенаправленные усилия для того, чтобы организовать контакты и совместную работу участников друг с другом в самых разнообразных сочетаниях и комбинациях. Участники мобильны и в ходе работы меняют свои места и своих соседей.

 

Рекомендации по организации и проведению семинара-тренинга «Конфликт и общение»

2.1. Организация семинара

Программа семинара рассчитана на три дня (15 - 18 часов). Проведение такого семинара школьным психологом возможно в период каникул, когда учителя относительно свободны и в то же время находятся в школе.

На педсовете перед началом каникул желательно провести презентацию семинара. Важно предварительно включить проведение этого семинара в план школы и заручиться поддержкой директора. Участие директора в семинаре при определенных условиях может быть вполне уместно и даже желательно. Однако в ряде случаев, если в школе преобладает авторитарный стиль руководства или руководитель держит дистанцию в общении с членами коллектива, такое участие может существенно осложнить работу. В любом случае серьезное отношение директора к этому мероприятию на начальном этапе создаст соответствующую установку и у его участников.

Желательно создать вокруг семинара ощущение праздника. Необходимо организовать питание участников семинара, предусмотреть перерывы на кофе-брейк. Если есть возможность, можно обеспечить участников письменными принадлежностям (тетради или папки, ручки).

Помещение для проведения семинара должно быть просторным, теплым и хорошо проветриваемым. Работа проходит в кругу, поэтому необходимо, чтобы стулья не имели стационарного крепления и могли передвигаться.

Численность участников может быть от 15 до 30 человек. Желательно, чтобы ведущих было двое. Вторым человеком может выступать кто-то из педколлектива. Возможен вариант, когда два школьных психолога, по договоренности, могут провести подобный семинар сначала в одной, а затем в другой школе.

Отдельные темы курса достаточно автономны и метут использоваться для проведения более коротких семинаров. Можно посвятить отдельные семинары темам. «Стратегии поведения в конфликте. От борьбы к сотрудничеству», «Картография конфликта», «Активное слушание», «Я-высказывания».

Однако, чтобы у участников сложилось цельное представление о том, что и как можно делать, столкнувшись с конфликтом, желательно осветить все темы предлагаемого курса.

 

Предлагаемая программа может быть использована преподавателями педагогических вузов, педагогических колледжей, а также преподавателями институтов усовершенствования учителей в процессе работы по повышению квалификации педагогических кадров (курсовой переподготовки). Это более благоприятная ситуация, так как участники изначально ориентированы на процесс обучения, и в этих условиях организация трехдневного тренинга обычно не вызывает сложностей.

 

2.2. Общие рекомендации ведущему группы

Одной из наиболее важных задач, стоящих перед тренером в процессе работы, является моделирование демократического способа взаимодействия в группе. Тренер своим собственным поведением должен демонстрировать демократический стиль общения и демократический способ разрешения проблем, которые могут возникать между ведущим и участниками (организационные вопросы, обсуждение и оценка тех или иных идей и др.)

Толерантность - важный принцип демократического взаимодействия. Каждая точка зрения имеет право на существование. Любое мнение заслуживает внимания и уважения. «Все различны -- все равны» - этот принцип должен соблюдаться и проговариваться в группе.

Очень важно создание в группе доброжелательной, неформальной атмосферы, способствующей взаимодействию и свободному общению участников Ведущий принимает участие в разминке и знакомстве, демонстрируя при этом открытость и заинтересованность.

Важным качеством ведущего является умение идти «за аудиторией», давая информацию «кстати» и «по поводу», используя все, что происходит в группе для иллюстрации и разъяснения каких-то понятий или идеи курса. Для этого необходимо стараться быть наблюдательным и запоминать то, к чему можно будет вернуться при рассмотрении дальнейших тем. Возможна также ретроспектива - повторение уже пройденного по поводу того, что происходит * группе в данный момент. Важно также возвращаться по ходу работы к тому, что было высказано участниками в качестве ожиданий в начале семинара.

По ходу работы хорошо делать записи фломастером на больших листах бумаги, которые развешиваются на стенах и к которым всегда можно при необходимости обратиться. К концу третьего дня на стенах может быть собран своеобразный «конспект» семинара. Это облегчает повторение и улучшает запоминание пройденного материала.

Предметом постоянного внимания ведущего должна быть динамика эмоционального состояния группы. В идеальном случае эмоциональная включенность участников в течение трех дней должна нарастать. Особенно важно тщательно продумывать и организовывать начало нового дня после удачного завершения предыдущего, прошедшего на эмоциональном подъеме. Ожидания участников при этом достаточно высоки и есть риск их не оправдать на следующий день, даже если он будет такой же насыщенный, как и предыдущий. Каждый последующий день должен нести что-то новое, чем-то удивлять и захватывать. Это может быть новое содержание, новые формы работы. Это могут бьпъ новые аспекты и новые грани того, о чем говорилось вчера. Должно быть ощущение движения. Можно вводить новые условия к уже знакомым формам работы, обязательно связывая воедино все, что происходит в течение этих трех дней.

В начале дня и в ходе работы, когда ощущается усталость, необходимо проводить небольшие упражнения-разминки (Приложение №1). В начале работы всегда полезно дать участникам высказать актуальные чувства и настроения. Это способствует контакту, дает возможность «присоединения», позволяет отслеживать состояние группы и вести продуктивный диалог.

В конце дня желательно получить обратную связь, проводя по кругу опрос участников по поводу того, что им понравилось, а что нет, что они узнали нового, о чем бы хотели поговорить завтра, как они себя чувствуют сейчас.    

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.