Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2022-10-05 | 34 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
конфликта, так и фактором, способствующим его эскалации.
|
психологического давления. Сила действия равна силе противодействия,
поэтому такое общение провоцирует новый виток конфликта.
борьбы и противостояния к сотрудничеству.
|
предполагает, с одной стороны, уважение к личности другого человека,
с другой стороны - самоуважение и защиту своих собственных прав и
интересов.
конфликта:
• активное слушание - демонстрация уважения к личности другого
человека (его мыслям, взглядам, мнению, чувствам, интересам,
потребностям и т.д.);
• «Я-сообщение» - форма оптимального самоутверждения.
• толерантность - признание за другим права быть иным, терпимость к чужим верованиям, мнениям, поведению;
• оптимизм - умение концентрироваться на позитиве (искать общее в позициях и интересах; конкретизировать область конфликта);
• контроль над собственными эмоциями;
творчество - способность генерировать идеи и предложения;
• гибкость - готовность слышать аргументы собеседника, имея свою позицию;
• конструктивное общение - уважение собственных прав и прав партнера по конфликту, отказ от силовых методов и аргументов.
Формы и методы работы
В соответствии с указанными выше задачами программа «Конфликт и общение» проводится в форме семинара-тренинга, который сочетает в себе как традиционные, так и интерактивные методы обучения.
В процессе работы используются:
• мини-лекции;
• самостоятельная работа участников с материалом;
• дискуссии;
• групповое обсуждение;
• мозговой штурм;
• работа в малых группах,
• работа в парах;
• ролевые игры;
• демонстрации;
• психологическое тестирование;
|
а также психологические разминки, элементы релаксации и направленной визуализации.
Использование интерактивных методов обучения способствует:
• повышению учебной активности участников (проблематизация, разнообразие заданий);
• созданию творческой атмосферы в группе (участие каждого, доброжелательная атмосфера);
• более глубокому усвоения материала программы (наглядность, освоение через опыт);
• сохранению высокой работоспособности участников во вовремя занятий (переключение, разнообразие, активность).
Кроме этого, использование активных методов обучения позволяет моделировать те формы взаимоотношений и тот стиль общения в группе, которые соответствуют основной идеологии программы, демонстрировать демократический способ взаимодействия, практическое освоение которого участниками и является основной целью учебного курса
Пространственное расположение участников в процессе обучения соответствует тому, которое принято при проведении тренингов, большая часть работы проходит в кругу. Задача тренера - организовать интенсивное взаимодействие участников, поэтому он прикладывает целенаправленные усилия для того, чтобы организовать контакты и совместную работу участников друг с другом в самых разнообразных сочетаниях и комбинациях. Участники мобильны и в ходе работы меняют свои места и своих соседей.
Рекомендации по организации и проведению семинара-тренинга «Конфликт и общение»
2.1. Организация семинара
Программа семинара рассчитана на три дня (15 - 18 часов). Проведение такого семинара школьным психологом возможно в период каникул, когда учителя относительно свободны и в то же время находятся в школе.
На педсовете перед началом каникул желательно провести презентацию семинара. Важно предварительно включить проведение этого семинара в план школы и заручиться поддержкой директора. Участие директора в семинаре при определенных условиях может быть вполне уместно и даже желательно. Однако в ряде случаев, если в школе преобладает авторитарный стиль руководства или руководитель держит дистанцию в общении с членами коллектива, такое участие может существенно осложнить работу. В любом случае серьезное отношение директора к этому мероприятию на начальном этапе создаст соответствующую установку и у его участников.
|
Желательно создать вокруг семинара ощущение праздника. Необходимо организовать питание участников семинара, предусмотреть перерывы на кофе-брейк. Если есть возможность, можно обеспечить участников письменными принадлежностям (тетради или папки, ручки).
Помещение для проведения семинара должно быть просторным, теплым и хорошо проветриваемым. Работа проходит в кругу, поэтому необходимо, чтобы стулья не имели стационарного крепления и могли передвигаться.
Численность участников может быть от 15 до 30 человек. Желательно, чтобы ведущих было двое. Вторым человеком может выступать кто-то из педколлектива. Возможен вариант, когда два школьных психолога, по договоренности, могут провести подобный семинар сначала в одной, а затем в другой школе.
Отдельные темы курса достаточно автономны и метут использоваться для проведения более коротких семинаров. Можно посвятить отдельные семинары темам. «Стратегии поведения в конфликте. От борьбы к сотрудничеству», «Картография конфликта», «Активное слушание», «Я-высказывания».
Однако, чтобы у участников сложилось цельное представление о том, что и как можно делать, столкнувшись с конфликтом, желательно осветить все темы предлагаемого курса.
Предлагаемая программа может быть использована преподавателями педагогических вузов, педагогических колледжей, а также преподавателями институтов усовершенствования учителей в процессе работы по повышению квалификации педагогических кадров (курсовой переподготовки). Это более благоприятная ситуация, так как участники изначально ориентированы на процесс обучения, и в этих условиях организация трехдневного тренинга обычно не вызывает сложностей.
2.2. Общие рекомендации ведущему группы
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед тренером в процессе работы, является моделирование демократического способа взаимодействия в группе. Тренер своим собственным поведением должен демонстрировать демократический стиль общения и демократический способ разрешения проблем, которые могут возникать между ведущим и участниками (организационные вопросы, обсуждение и оценка тех или иных идей и др.)
Толерантность - важный принцип демократического взаимодействия. Каждая точка зрения имеет право на существование. Любое мнение заслуживает внимания и уважения. «Все различны -- все равны» - этот принцип должен соблюдаться и проговариваться в группе.
Очень важно создание в группе доброжелательной, неформальной атмосферы, способствующей взаимодействию и свободному общению участников Ведущий принимает участие в разминке и знакомстве, демонстрируя при этом открытость и заинтересованность.
|
Важным качеством ведущего является умение идти «за аудиторией», давая информацию «кстати» и «по поводу», используя все, что происходит в группе для иллюстрации и разъяснения каких-то понятий или идеи курса. Для этого необходимо стараться быть наблюдательным и запоминать то, к чему можно будет вернуться при рассмотрении дальнейших тем. Возможна также ретроспектива - повторение уже пройденного по поводу того, что происходит * группе в данный момент. Важно также возвращаться по ходу работы к тому, что было высказано участниками в качестве ожиданий в начале семинара.
По ходу работы хорошо делать записи фломастером на больших листах бумаги, которые развешиваются на стенах и к которым всегда можно при необходимости обратиться. К концу третьего дня на стенах может быть собран своеобразный «конспект» семинара. Это облегчает повторение и улучшает запоминание пройденного материала.
Предметом постоянного внимания ведущего должна быть динамика эмоционального состояния группы. В идеальном случае эмоциональная включенность участников в течение трех дней должна нарастать. Особенно важно тщательно продумывать и организовывать начало нового дня после удачного завершения предыдущего, прошедшего на эмоциональном подъеме. Ожидания участников при этом достаточно высоки и есть риск их не оправдать на следующий день, даже если он будет такой же насыщенный, как и предыдущий. Каждый последующий день должен нести что-то новое, чем-то удивлять и захватывать. Это может быть новое содержание, новые формы работы. Это могут бьпъ новые аспекты и новые грани того, о чем говорилось вчера. Должно быть ощущение движения. Можно вводить новые условия к уже знакомым формам работы, обязательно связывая воедино все, что происходит в течение этих трех дней.
В начале дня и в ходе работы, когда ощущается усталость, необходимо проводить небольшие упражнения-разминки (Приложение №1). В начале работы всегда полезно дать участникам высказать актуальные чувства и настроения. Это способствует контакту, дает возможность «присоединения», позволяет отслеживать состояние группы и вести продуктивный диалог.
В конце дня желательно получить обратную связь, проводя по кругу опрос участников по поводу того, что им понравилось, а что нет, что они узнали нового, о чем бы хотели поговорить завтра, как они себя чувствуют сейчас.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!