Государственная политика Российской Федерации в области воспитания — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Государственная политика Российской Федерации в области воспитания

2022-02-10 60
Государственная политика Российской Федерации в области воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государственная политика Российской Федерации в области воспитания, создания условий для развития личности закреплена в действующем законодательстве, документах стратегического планирования, отражена в федеральных проектах и программах.

Согласно Конституции Российской Федерации, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим (Ст. 67.1, п. 4).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание определено как неотъемлемая часть образования, которая в единстве с обучением рассматривается как общественное благо и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Зафиксированы основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (воспитания):

- признание образования и воспитания важнейшим приоритетом государственной политики;

- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

- гуманистический характер образования и воспитания, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей;

- светский характер образования (воспитания), при этом по выбору граждан, они могут получить образование (воспитание) в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями народов Российской Федерации и традиционных мировых религий;

- признание преимущественного права на обучение и воспитание детей за родителями (законными представителями).

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», среди целевых показателей национальной цели «возможности для самореализации и развития талантов», обозначены: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2021 г. отмечена особая значимость ценностей любви к Родине, стремления внести личный вклад в её развитие, – на которые опирается гражданско-патриотическое воспитание в системе образования.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве приоритетной задачи в сфере воспитания детей обозначает развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Стратегия фиксирует комплекс приоритетов государственной политики в области воспитания, в числе которых:

- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

- развитие, на основе признания определяющей роли семьи, социального партнёрства всех институтов и социальных групп, участвующих в процессе воспитания подрастающего поколения.

Действующее поколение ФГОС начального, основного и среднего общего образования регламентирует, помимо предметных и метапредметных, личностные результаты образования, определяя целевую и содержательную основу воспитательного процесса в образовательных организациях. С введением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций обязательным требованием является наличие рабочих программ воспитания обучающихся – неотъемлемой части основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ. В 2020 г. принята Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций, направленная на развитие духовно-нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания учащихся.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», реализуемый с 2021 г. в рамках Национального проекта «Образование», ставит следующие задачи: создание условий для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи; формирование единого подход к межведомственному взаимодействию в системе воспитания. В качестве средств патриотического воспитания проектом предусмотрено расширение деятельности детско-юношеских организаций и патриотических клубов; проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодежи; развитие проектной деятельности детей и молодёжи патриотической направленности; всероссийский конкурс «Большая перемена»; проведение онлайн-уроков.

 

3. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Базовые национальные ценности российского гражданского общества
 – основа воспитания гражданина России

Воспитание и развитие гражданина России в системе образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся базовых национальных ценностей российского гражданского общества. Система общественных ценностей России, определенных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством – основа представления о единой российской нации и готовности различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ к гражданской консолидации в решении общенациональных целей.

Инвариант базовых национальных ценностей российского гражданского общества представлен следующим набором.

Человек. Жизнь как наивысшая ценность. Здоровье. Достоинство личности. Честь, репутация (доброе имя), в том числе в сетевой среде («здоровый» цифровой след). Личная свобода, безопасность, неприкосновенность. Свобода передвижения. Права и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации. Свобода совести, убеждений, мировоззренческого выбора, вероисповедания, слова, творчества. Нравственная и правовая ответственность человека перед другим человеком, обществом, государством. Уважение к своей семье, своему народу, многонациональному народу России, Российскому государству, согражданам, соотечественникам. Самоуважение и уважение к другим людям, их правам и свободам. Дружба. Знания, образование, самообразование. Трудолюбие, компетентность, профессионализм. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах жизни. Образовательная и профессиональная мобильность. Личная безопасность человека.

Семья. Брак как союз мужчины и женщины для создания семьи. Дети, любовь и забота родителей о детях. Уважение к людям разных поколений, их забота друг о друге. Преимущественное право родителей на воспитание своих детей. Ответственность родителей в отношении детей. Ответственность родителей за благополучие и развитие детей, за получение ими образования. Приоритет семейного воспитания. Семейные традиции. Родственники, родственные отношения. Традиционные семейные ценности народов России, национальных общин, их сохранение, зашита.

Народ. Родной народ и другие народы России. Этническая, национальная идентичность. Родной язык. Духовная и материальная культура народов, национальных общин в России, её уважение, защита, развитие. Герои, святыни, памятные места, историческое и культурное наследие народов России, их вклад в российскую культуру. Дружба народов, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

Российское общество. Народ России, его тысячелетняя история. Общероссийская культурная идентичность: сознание общности исторической судьбы, принадлежности к российскому обществу в настоящем, совместное участие в построении будущего образа России. Многообразие российского общества: народы, национальные общины, религии, культуры. Малая Родина, свой край. Служение обществу. Уважение памяти предков. Отечество, его свобода и независимость Отечества. Соотечественники, их поддержка. Память защитников Отечества, подвигов героев Отечества. Сохранение и защита исторической правды. Национальная безопасность, общественная безопасность. Защита Отечества. Сотрудничество и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержка нуждающихся. Уважение к людям разных народов, религий, происхождения, положения в обществе. Уважение к человеку труда. Уважение права частной собственности. Свобода предпринимательства, конкуренции. Российская культура, вклад народа России, деятелей культуры в мировую культуру. Наука в России, вклад народа России, деятелей науки в мировую науку. Традиционные религии, духовная культура народов России. Свобода мирных собраний, объединений.

Российское государство. Тысячелетняя история и преемственность Российского государства. Традиции государственного строительства, вклад в государственное строительство государствообразующего русского народа, других народов России, национальных общин. Суверенитет, территориальная целостность, недопустимость отчуждения территории Российского государства. Символика Российского государства. Органы государственной власти. Российская армия, воинская служба. Российская гражданская идентичность, гражданство Российской Федерации, активная гражданская позиция. Правосознание, готовность в полной мере выполнять законы России. Ответственность за состояние и развитие Российского государства. Запрет присвоения власти, захвата власти силой. Гражданское равноправие. Гражданское участие в управлении государством. Гражданское единство. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан.

Человечество, мировое сообщество. Равноправие и взаимное уважение народов в человечестве, государств в мировом сообществе. Сотрудничество между государствами. Мировая культура, мировое культурное наследие. Роль России в сохранении мира, безопасности в человечестве, мировом сообществе и развитии.

Природа. Любовь к природе, красота природы (растений, животных, ландшафтов и др.). Родная природа (малой Родины, своего края, России). Осознание себя частью природы; зависимость жизни и благополучия человека, народа, российского общества, человечества от природы. Ответственность за сохранение природы перед будущими поколениями. Охрана, защита, восстановление природы. Бережливость в использовании природных ресурсов.

 

3.2. Цель воспитания в системе образования

Процесс воспитания, реализуемый в системе образования Российской Федерации, нацелен на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [5].

Современный национальный воспитательный идеал Российской Федерации – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [6].

Цель воспитания отражает, с одной стороны, личностно-развивающую функцию процесса воспитания, с другой стороны, его социально-профилактическую функцию:

· становление и развитие человека, личностные качества которого отвечают требованиям национального воспитательного идеала и портрета гражданина России 2035 года (п. 3.3);

· формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям [7].

Цели (планируемые результаты) воспитания и развития личности в системе образования конкретизируются по уровням образования в форме портретов выпускника.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.