Научно-методологические основания Концепции — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Научно-методологические основания Концепции

2022-02-10 43
Научно-методологические основания Концепции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объект Концепции – процесс воспитания в широком смысле, включающий:

- как стихийную, так и педагогически направляемую составляющую процесса социализации человека;

- как социальное формирование (социальную адаптацию, овладение социальными ролями, нормами и правилами, вхождение в социальные группы), так и развитие личности.

Предмет Концепции – процесс воспитания в узком смысле, понимаемый как педагогическое сопровождение личностного развития, национально-гражданской идентификации, социализации, социально-профессионального самоопределения обучающихся в системе образования (включая дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, дополнительное образование) и реализуемый педагогическими работниками образовательных организаций во взаимодействии с родителями (семьями) обучающихся и социальными партнёрами.

Цель реализации Концепции – формирование единого воспитательного пространства Российской Федерации как условия для достижения национального воспитательного идеала [1], сплочения многонационального народа России, укрепления социальной солидарности, духовно-нравственной консолидации разных поколений, повышения гражданской активности, профилактика проявлений экстремизма, дискриминации, всех форм насилия и противоправного поведения. При этом обеспечивается единство формирования единого воспитательного пространства и поддержки социокультурного многообразия в процессе духовно-нравственного воспитания, с опорой на ценности и культурные традиции этнических и религиозных сообществ Российской Федерации.

Факторами развития процесса воспитания, актуализирующими разработку и реализацию данной Концепции, выступают противоречия между:

- объективной потребностью в сохранении и укреплении единства российского общества на основе российских общественных ценностей – и трансформацией традиционной иерархии ценностей под влиянием глобализации и цифровизации экономики, становления сетевого (информационного) общества, ускорения динамики изменений и роста неопределённости;

- социальным характером требований к личностным качествам и универсальным компетенциям человека со стороны общества и экономики – и нарастанием тенденций изоляции, индивидуализма, социально-гражданской пассивности в контексте сетевой социализации нового поколения в виртуальном пространстве;

- социально-экономической самостоятельностью человека как необходимым условием его жизненной успешности и устойчивости – и запаздывающим характером социализации современной молодёжи, распространением инфантилизма, неготовностью проявлять волевые усилия для достижения проставленных целей;

- созидательным, творческим характером профессиональной и жизненной самореализации человека – и развитием в российском обществе потребительских тенденций;

- непрерывным изменений требований к выпускнику системы образования – и запаздывающим характером настройки образовательного процесса на эти требования;

- динамичным развитием сетевого пространства воспитания и развития личности, современных информационных (цифровых) технологий, ресурсов и сервисов,– и неготовностью старшего поколения полноценно использовать их педагогический потенциал в работе с детьми и молодёжью, учитывая и купируя возникающие риски.

Принципы, на которые опирается данная Концепция, представлены в п. 5.1.

Задачи Концепции определяются возможностью её использования как основы для:

- разработки нормативно-правовых, концептуальных, стратегических, программных, организационно-методических документов, определяющих задачи, содержание и организацию и процесса воспитания и развития личности в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, образовательных организациях, общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях;

- разработки образовательных программ среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования для подготовки педагогических и административных работников образовательных организаций к реализации воспитательного процесса в современных условиях;

- определения приоритетных направлений научных исследований в сфере воспитания и развития личности в системе образования;

- разработки современных средств воспитания, педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения, в том числе цифровых ресурсов и сервисов.

Целевые группы пользователей Концепции:

- руководящие работники федерального, регионального, муниципального уровня в сфере образования и молодёжной политики;

- научные работники и методисты;

- административные работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, а также работающие в детских и молодёжных общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях;

- разработчики современных средств воспитания и педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения.

 

Ключевые идеи Концепции

Базовые ценности как основа процесса воспитания и развития личности. Планируемые результаты, принципы, содержание, формы и методы воспитания и развития личности определяются:

- с одной стороны, определённой «предельной онтологией» - комплексом философско-антропологических представлений о человеке и обществе, фундаментальных характеристиках их природы, их соотношении друг с другом, месте и миссии человека в мире, в контексте современного этапа развития человеческой цивилизации;

- с другой стороны, набором базовых национальных ценностей российского гражданского общества; в сферах личностного развития, межличностных и общественных отношений, устройства и функционирования государства, принятых в настоящее время российским обществом и легализованных на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Фундаментальными ценностными категориями, лежащими в основе процесса воспитания, выступают «человек», «развитие», «детство», «зрелость», «гражданское общество». При этом человек (человеческая личность) понимается, в предельном смысле, как субъект созидания, сочетающий творческую самобытность (уникальность) и способность к конструктивной коммуникации с другими людьми, обладающий жизнестойкостью в меняющемся мире на основе осознано принятых нравственных ценностей и освоенного набора знаний и компетенций.

Воспитание и развитие личности гражданина России как общее дело. Миссия воспитания – сплочение, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, своего региона, Российской Федерации. Эта миссия реализуется посредством создания условий для социально-гражданской, социально-профессиональной, правовой, национальной, конфессиональной идентификации, а также сетевой социализации детей и молодёжи в общем ценностном пространстве, объединяющем разные поколения и социальные страты.

Выработка согласованных, антропологически грамотных, легитимных (соответствующих законодательству Российской Федерации, правам и свободам граждан) современных подходов к воспитанию и развитию личности нового поколения – одно из ключевых условий достижения Национальных целей развития Российской Федерации [2]. В результатах воспитания заинтересованы человек, семья, народы России, российское общество и государство, экономика (предприятия-работодатели), все социальные институты. Результативность воспитания зависит от согласованности действий всех участников, прежде всего семьи и школы, от вовлечённости всех социальных институтов и групп, их готовности к согласованию интересов и партнёрскому взаимодействию, а также от сформированности социально-политических и социально-экономических условий, обеспечивающих привлекательность жизни в родном крае, родной стране, позитивную повестку будущего.

Инвариант и вариативная составляющая содержания воспитания в Российской Федерации. Воспитание в Российской Федерации, в том числе в системе образования, с учётом законодательства, мировоззренческого и культурного многообразия российского общества структурно включает: во-первых, инвариант, опирающийся на нормы и ценности российского гражданского общества (см. п. 3.1); во-вторых, вариативную составляющую на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России, российских религий (духовно-нравственное воспитание).

Воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей российского гражданского общества осуществляется при реализации образовательных программ всех типов, уровней, направленности. Духовно-нравственное воспитание в системе образования осуществляется на добровольной основе, по выбору обучающихся или законных представителей несовершеннолетних обучающихся при реализации образовательных программ по основам духовно-нравственной культуры народов России, религиозного компонента образования [3].

Внутренняя двойственность процесса воспитания. Двойственная природа процесса социализации человека, представленного единством социальной адаптации и социальной автономизации, определяет внутреннюю двойственность процесса воспитания. С одной стороны, он включает в себя формирование личности на основе социально заданных образцов (базовых национальных ценностей российского гражданского общества, педагогических идеалов, целей воспитания, «портретов выпускника» и др.), готовой к соблюдению социальных правил и норм и конструктивному взаимодействию с другими людьми на основе общих интересов. С другой стороны, процесс воспитания представляет собой педагогическое сопровождение развития и самоопределения личности на основе открытых, персонализованных результатов, для которых социально заданные образцы могут выступать лишь в качестве исходных или рамочных ориентиров, задающих лишь общий вектор развития личности.

Для того, чтобы процесс воспитания и развития личности был максимально результативным, необходимо стремиться к конвергенции[2] двух обозначенных сторон воспитания: гуманизация социального формирования личности с учётом антропологических, возрастных и индивидуальных особенностей человека; педагогическое сопровождение развития и самоопределения личности в контексте современной социальной реальности и перспективных интересов развития общества.

Многофакторность и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире. На ход и результаты развития и самоопределения детей и молодёжи оказывает влияние большое количество факторов, конкурирующих друг с другом за право определять будущее новых поколений: семья, образование, СМИ, в том числе сетевое (виртуальное) Интернет-пространство, общественное мнение, друзья и знакомые, референтные группы сверстников, референтные взрослые, профессионально-трудовая деятельность, и др. В условиях «сетевого общества» возрастает роль Интернет-пространства, при снижении роли ближайшего окружения и формализованного образования. Процесс сетевой (информационной) социализации личности носит во многом противоречивый характер, обостряя риски, связанные с ограниченностью социального опыта детей и подростков, упрощением картины мира, смешением реального и виртуального пространств, развитием «клипового сознания» и т. д. Иной, недостаточно изученный характер восприятия и переработки информации в новом сетевом мире осложняет процесс присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, значимых для предшествующих поколений, влияет на способность адекватно конструировать собственное будущее.

Для повышения значимости педагогов в процессе воспитания необходимо их активное присутствие в сетевом (виртуальном) пространстве, а также организация социально-педагогического мониторинга сетевого пространства и управления сетевым контентом в интересах воспитания. Профессионально-личностный портрет современного педагога-воспитателя включает требования к его сетевой культуре, готовности осуществлять педагогическую поддержку процессов сетевой социализации и идентификации обучающихся, в том числе в различных формах сетевой коммуникации, формировать и поддерживать детско-взрослые сетевые сообщества.

Непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности. Развитие личности – непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особую роль играют ранние периоды жизни – детство, отрочество, юность, сензитивные для развития основных личностных качеств человека. Непрерывность развития личности должна находить отражение в непрерывности процесса воспитания, преемственности планируемых результатов, подходов, принципов, форм, методов и средств воспитания и педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях образования.

На практике преемственность обеспечивается единством и согласованностью ценностно-целевых оснований воспитания на всех уровнях образования, а также в работе молодёжных и детских организаций. Ценностно-целевые основания воспитания заданы в форме портрета гражданина России 2035 года (п. 3.3.) и конкретизированы с учётом особенностей содержания и направленности образовательных программ.

Направленность результатов воспитания и развития личности в будущее. Детство, отрочество, юность человека обращены в будущее. Основные результаты воспитания и развития личности, сформированные в период обучения в образовательных организациях, проявятся и будут востребованы в будущем, в иных, во многом непредсказуемых социально-экономических условиях. Поэтому одной из важнейших задач воспитания становится формирование жизнеспособности и адаптивности человека как его готовности к будущему в условиях высокой динамики изменений и глобальной неопределённости, на основе сформированной внутренней устойчивости вокруг ядра принятых человеком базовых ценностей. В качестве одной из таких ценностей выступает социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого народов и граждан России, но прежде всего – как наше общее будущее.

Обращённость воспитательной работы в будущее возможна в том числе на основе максимального использования личностно-развивающего потенциала проектной деятельности обучающихся (учебные, социальные, бизнес-, производственные проекты), в ходе которой может осуществляться пробное проектирование персонального, коллективного и общего будущего.

Воспитание человека осуществляется в процессе деятельности. Процесс передачи социальных идеалов и ценностей новым поколениям опосредуется практической социально значимой деятельностью. Таким образом, достижение социально и личностно значимых целей развития, воспитания обеспечивается вовлечением детей и молодёжи в различные виды командной, проектной, общественно полезной деятельности и социального взаимодействия в реальном и сетевом пространствах. В контексте практического решения проблемных жизненных вопросов происходит осмысление и освоение базовых национальных ценностей российского гражданского общества, норм поведения, формируется соответствующий социокультурный, жизненный опыт, развиваются личностные качества и формируются поведенческие привычки. Исключительно вербальные методы воспитания, оторванные от практической деятельности обучающихся, утрачивают педагогическую эффективность.

Единство и целостность процесса воспитания и развития личности. Процесс воспитания и развития личности пронизывает все элементы образовательного процесса, включая как урочную деятельность обучающихся, так и внеурочную деятельность (в том числе реализуемую за пределами образовательной организации). В этом контексте важнейшим условием результативности воспитательного процесса становится обеспечение ценностно-целевого и содержательно-методического единства урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием различных вариантов игровой, проектной, исследовательской, творческой, практикоориентированной деятельности обучающихся, групповых форм и интерактивных методов обучения.

Значимость урочной деятельности обучающихся для решения задач воспитания и личностного развития определяется не только ценностно-воспитательным потенциалом предметного содержания, но и приоритетной нацеленностью учебного процесса на формирование навыков учебной самостоятельности обучающихся, как основы общей жизненной (в том числе экономической) самостоятельности.

Необходимо учитывать изменения в процессе восприятия человеком информации, по сути – изменения способов познания, вызванные процессами информатизации и цифровизации. Единство и целостность процесса воспитания и развития личности должно обеспечиваться с учётом включённости современных школьников в Интернет-пространство, где они участвуют в движении и преобразовании информационных потоков, создании и продвижении новой информации. Это участие может носить как стихийный, так и педагогически направляемый характер, в зависимости от того, насколько активно используются ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Центральная роль развития личности в процессе образования. Формирование и развитие личности человека – стержень образовательного процесса, относительно которого формирование предметных и метапредметных результатов (в общем образовании), общих и профессиональных компетенций (в среднем профессиональном образовании) играет роль инструментального обеспечения. Соответственно, программа воспитания и развития личности должна стать центральным, системообразующим элементом – стержнем основной образовательной программы (основной общеобразовательной программы, основной профессиональной образовательной программы) для любой образовательной организации.

Контекстный характер процесса воспитания и определяющая роль личности педагога. Под контекстом воспитательного процесса понимается комплекс характеристик социокультурной среды, имеющих объективную и субъективно-личностную значимость для участников воспитательного процесса (господствующие в общественном сознании ценности и установки, социально-политические и экономические изменения и их динамика, события различного уровня и масштаба, вовлечённость человека в систему межличностных отношений и их характер и т.д.). Для успешного развития личности ребенка значение воспитательных ситуаций, возникающих как спонтанно, так и специально спроектированных педагогом, не меньше, а порой и существенно выше, чем ценность заранее запланированных «воспитательных мероприятий». При этом и «мероприятие», грамотно спроектированное и учитывающее особенности контекста, может стать пространством для множества значимых воспитательных ситуаций, т.е. «событием».

Общим контекстом, определяющим особенности социальной ситуации развития детей и подростков выступает становление информационного общества и сетевой среды, активное продвижение цифровых технологий и виртуального контента. Это определяет выбор педагогических технологий, форм и методов воспитания, многие из которых ещё предстоит спроектировать, с учётом особенностей динамично развивающейся сетевой среды.

В этой связи центральное место занимает личность и профессиональное мастерство педагога, его готовность проектировать и совместно анализировать ситуации личностного развития, используя для этого новые возможности образовательной среды и другие ресурсы. Кроме того, одним из центральных средств воспитания выступает личность (личный пример) педагога, а также другого значимого взрослого, при условии, если он являет собой для детей «образ успешной взрослости». Рамочные требования к личностным качествам педагога, осуществляющего процесс воспитания, определяются «Профессионально-личностным портретом педагога – воспитателя».

Необходимость единства ценностно-смыслового поля воспитательного процесса и системы управления воспитанием. Ценности, явно или неявно заложенные в систему управления, неизбежно транслируются в управляемую систему и определяют характер поведения и деятельности исполнителей. Подходы, механизмы и инструменты, используемые для управления системой образования, воспитания и её развитием на различных уровнях могут либо поддерживать гуманный характер отношений «педагог – ребёнок», либо деформировать его, будучи нацеленными не столько на цели развития личности, сколько на достижение заданных количественных значений определённых наборов индикаторов («датацентризм», вытесняюший «человекоцентризм») и на «подгонку результата под отчётность».

Для минимизации последствий этого противоречия разрабатывается и используется особый нормативный документ («методологический стандарт»), который используется как научно-методологическая основа для разработки всех основных документов в сфере воспитания и развития личности в сфере образования, а также как инструмент экспертной оценки содержания и качества работ, планируемых и выполняемых в рамках сферы его применения. Методологический стандарт однозначно фиксирует единые трактовки основных понятий, базовые национальные ценности российского гражданского общества, структура и содержание воспитания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, права субъектов воспитания, участников воспитательной деятельности в системе образования, включая социальных партнёров, общие принципы, требования к механизмам и инструментам для управляющей и управляемой систем.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.