Характеристика основных средств воспитания и решаемых ими задач — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Характеристика основных средств воспитания и решаемых ими задач

2022-02-10 48
Характеристика основных средств воспитания и решаемых ими задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личный пример родителя, педагога, другого значимого взрослого; начиная с подросткового взрослого это может быть и пример ровесника. Через личный пример передаётся опыт ценностного отношения к тем или иным аспектам реальности, усваиваются морально-этические нормы, на основе механизмов подражания формируются речевые и поведенческие привычки. Важным условием результативности воспитания выступает установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, основанных на искренней заинтересованности педагога в жизненных интересах, замыслах и исканиях детей, подростков, молодых людей.

Осознанный опыт деятельности – игровой, проектной, учебно-исследовательской, практикоориентированной, продуктивной, трудовой, социально значимой. Чем разнообразнее деятельность (с учётом возрастных особенностей), тем богаче личностный опыт ребёнка, тем эффективнее процесс воспитания и развития личности. Для сбалансированного формирования комплекса различных личностных качеств необходимо вовлечение обучающихся как в индивидуальные формы деятельности (для формирования самостоятельности и ответственности), так и в групповые, командные, коллективные, обеспечивающие формирование социальных, коммуникативных, организационных, лидерских навыков. В контексте практического решения проблемных жизненных вопросов, разрешения проблемных, социально значимых ситуаций происходит осмысление и освоение базовых ценностей, формируется соответствующий жизненный опыт, формируются личностные качества.

Большую роль для формирования учебной и более широкой жизненной самостоятельности обучающихся играет учебная деятельность, при условии, если она предполагает большую долю индивидуальных и групповых форм самостоятельной работы.

Раннее вовлечение обучающихся в профессионально-трудовую деятельность оказывает позитивное влияние на их социально-профессиональное самоопределение. Существенные преимущества в процессе социализации и личностного развития получает школьник, который уже в период обучения получает возможность: освоение основы профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования; освоить основы нескольких перспективных профессиональных компетенций, обучаясь у профессионалов; участвовать в выполнении реальных профессиональных заказов. На уроне среднего профессионального образования процесс воспитания приобретает форму профессионального воспитания[3] (п. 6.5).

«Поток деятельности», в который вовлекаются дети и подростки, должен предусматривать рефлексивные паузы, предназначенные для целеполагания, планирования, осмысления, оценки социально и личностно значимых результатов. На практике эти паузы реализуются в различных коммуникативных форматах – планёрки, обсуждения, дискуссии, подведение итогов и т.д.

Содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [8]. В современных условиях содержание образования призвано обеспечивать реализацию личностно-развивающей, социокультурной, системно-деятельностной парадигмы образования, основанной на принципах междисциплинарности, трансдисциплинарности, конвергенции научных знаний и технологий в условиях практикоориентированнной деятельности, обеспечивающей формирование осмысленного отношения обучающихся к процессу собственного учения, устойчивой мотивации к саморазвитию на протяжении всей жизни.

Конкретные направления использования предметного, межпредметного и метапредметного потенциала учебного содержания для решения воспитательных, личностно-развивающих задач:

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе профильных учебных предметов на этапе среднего общего образования, обладающих высокой значимостью для обучающихся, их профессионально-образовательного будущего, а также профессиональных модулей, общепрофессиональных и профильных общеобразовательных дисциплин в среднем профессиональном образовании, при условии соблюдении баланса научности (фундаментальности) и практикоориентированности учебного содержания;

- повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, включая построение российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; осознанную выработку собственной социально-гражданской позиции обучающихся на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, заинтересованности детей в научных познаниях об устройстве мира и общества, вовлечению их в проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество;

- развитие практик персонализации и индивидуализации процесса обучения, как необходимой основы для формирования готовности к социально-профессиональному самоопределению на основе совместного с педагогами, а затем самостоятельного проектирования обучающимися индивидуальных траекторий развития и личных профессиональных планов.

Наставничество – эффективное средство сопровождения развития личности, органично сочетающее личный пример и обучение в деятельности; форма педагогической поддержки, оказываемой непосредственно в деятельности (учебной, трудовой, профориентационно значимой или др.) В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого, который ощущается как внутренняя неготовность сопровождаемого самостоятельно преодолеть тот или иной внешний барьер, решить ту или иную задачу. Когда внутренний образовательный дефицит восполнен, сопровождаемый способен самостоятельно преодолевать внешние препятствия. Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности сопровождаемого, необходимого для успешного решения тех или иных проблем без внешней помощи. Соответственно конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и т.д.

В качестве наставников могут выступать специально подготовленные педагоги (воспитатели, кураторы, тьюторы, педагоги-психологи, профконсультанты), наставники на производстве, волонтёры (в том числе студенты, старшеклассники). Наставник формирует и поддерживает у сопровождаемого устойчивой внутренней мотивации к деятельности; обеспечивает помощь в разрешении проблем развития и самоопределения, с которыми обучающийся ещё не способен справится самостоятельно; создаёт условия для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем; происходит передача личного опыта (успешной взрослости, самореализации, эффективного саморазвития и т.д.); организуется рефлексия и оценка полученного личностно значимого опыта деятельности.

Наставничество может осуществляться в различных формах: индивидуальной, групповой, коллективной, взаимной (взаимоподдержка обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов); все они могут быть организованы как в очном взаимодействии, так и онлайн, а также в смешанных и гибридных форматах.

Общественное мнение – значимое средство воспитания, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В процессе воспитания и развития личности необходимо учитывать, какая именно социальная общность выступает для подростка, юноши, девушки, в роли референтной группы. Вовлечение обучающихся в совместную деятельность класса, группы, общешкольного (общеколледжного) коллектива, в работу детских и молодёжных общественных организаций, объединений дополнительного образования, в командные проекты, детско-взрослые сообщества, в реальные трудовые отношения на этапе профессионального образования, позволяет использовать в педагогической работе воспитательную силу коллектива.

Определённую роль в формировании общественного мнения в среде обучающихся могут играть школьные и студенческие СМИ, ученическое (студенческое) самоуправление и его страницы в социальных сетях, а также масс-медиа детской и молодёжной тематики, использующие современные возможности сетевого образовательного пространства, практики молодёжного медиаволонтёрства и т.п. В то же время, в сетевом виртуальном пространстве, при отсутствии педагогического управления, ориентация детей и подростков на общественное мнение может приобретать искажённую форму (незнакомые «друзья» в сети, погоня за «лайками», освоение негативных элементов сетевых субкультур и т.д.).

Необходимо учитывать и опосредованные механизмы влияния общественного мнения на развитие личности обучающегося, через сознание и поведение его родителей и других членов семьи.

Конвергентная среда формирования и развития личности – пространство обитания, жизнедеятельности и развития современного человека, объединяющее реальный (физический) и виртуальный мир, находящиеся в отношениях конвергенции, взаимовлияния, взаимообогащения. Обладает многоуровневой и многокомпонентной структурой, в которой могут быть особо выделены следующие воспитательно значимые элементы.

Территориальная (региональная, муниципальная) среда развития, саморазвития и самоопределения личности. Такая средаобладает тем или иным комплексом комплексом характеристик (избыточная насыщенность или дефицитарность, вариативность или единообразие, гибкость или догматизм, интерактивность или монологичность, доминантность или, сетевой характер или разрозненность, перспективность или консервативность и т.д.) и представляет собой пространство для различных форм деятельности детей, молодёжи и подростков, для «проб и ошибок». Она содержит в себе весь комплекс условий, возможностей, стимулов, эталонов и образцов, необходимых для личностного развития и социально-профессионального самоопределения личности. Социальные партнёры.

Уклад образовательной организации как соорганизация всех элементов образовательного процесса и образовательной среды (ценностей, отношений, событий), которая задает стиль и эмоционально-психологическую атмосферу всей жизнедеятельности образовательной организации. Особую роль в формировании уклада имеет символическая составляющая образовательной среды – традиции, культура, принятые нормы и правила поведения, характерные принципы взаимоотношений между людьми, моральные устои, табу, эстетика.

Уклад образовательной организации всегда уникален. Поддержка сложившихся укладов – мягкая форма сохранения и развития вариативности образования, способствующая поддержанию местных, региональных, национальных социокультурных традиций народов России, их использования в процессе воспитания.

Уклад образовательной организации – аналог корпоративной культуры предприятий экономической сферы. Соответственно, освоение обучающимся ценностей и норм уклада детского сада, школы, колледжа – важные шаги на пути формирования готовности к принятию корпоративной культуры на своём будущем месте работы, её поддержанию и совершенствованию.

Инструменты гражданского общества, доступные обучающимся определённого возрастамогут быть встроены в уклад образовательной организации. А именно:

- школьное и студенческое самоуправление;

- участие обучающихся в разработке и периодической (ежегодной) актуализации документов, определяющих ценности и цели, нормы и правила жизни коллектива воспитанников (портрет выпускника школы (колледжа), «Конституция школы», «Этический кодекс» или «Кодекс чести учащегося» и т.д.);

- воспитательно значимый нетворкинг – система коммуникативных, дискуссионных площадок, создаваемых с привлечением социальных партнёров школы (представители муниципального самоуправления, общественных организаций и объединений, предприятий производственной сферы, силовых и правоохранительных структур, СМИ и т.д.) и направленных на вовлечение обучающихся в социальные процессы города района и на формирование их полезных социальных связей, перспективных в контексте их участия в социальных и волонтёрских проектах, трудовых отрядах, деятельности общественных организаций, их профессионального и образовательного самоопределения, предстоящего трудоустройства и т.д.

Режим и ритм, включая режим учебных занятий и учебного дня в целом, обязательного для выполнения всеми обучающимися, необходимость соблюдения на уроках и в рамках внеурочных форм работы определённых общепринятых форм работы, правил поведения и общения со старшими и сверстниками, принципов учебной и трудовой дисциплины. Своевременное включение воспитанников в определённый жизненный, трудовой ритм облегчает формирование волевой сферы личности, выступает основой для развития навыков и компетенций самоорганизации, управления временем и рабочей нагрузкой.

Предметно-пространственная среда, её эстетические качества (или их отсутствие), современный характер и насыщенность современным цифровым оборудованием (в том числе интернет вещей), выделение всех типов функциональных зон, необходимых для организации различных видов деятельности обучающихся (учебной, проектной, исследовательской, спортивной, творческой, профориентационно-трудовой, игровой, коммуникативной, а также онлайн). Большое значение играет возможность различной расстановки учебной мебели в классах и аудиториях для организации не только фронтально-индивидуальных, но и парных, групповых, командных форм работы обучающихся, в том числе предполагающих перемещение (группы сменного состава). Это обеспечивает активную, интерактивную, динамическую позицию обучающихся в процессе их учения, реализацию принципа личносмой активности в процессе воспитания и развития личности (п. 5.1.).

Виртуальная сетевая среда – существенная составляющая конвергентной среды развития личности, обладающая для современных детей и подростков высокой ценностной значимостью (см. п. 2.2.). Воспитательная, личностно-развивающая деятельность в сетевой среде должна быть направлена на формирование культуры «здорового» цифрового следа, деятельностное освоение ценностей прозрачности и «умного доверия» в сетевой коммуникации, освоение норм общения и взаимодействия в сетевом пространстве, профилактику рисков, связанных с поведением учащихся в цифровой среде (игровая зависимость, вовлечение в сетевые сообщества антисоциальной направленности и др.).

Задачи педагогического сопровождения процессов сетевой социализации и идентификации, развития и социально-профессионального самоопределения в сетевой среде включает в себя:

- соучастие взрослых (родителей, педагогов) в различных формах сетевой активности детей, совместное обсуждение сетевого контента, диалог о ценностных предпочтениях и социально-этических нормах в контексте сетевых интересов детей;

- актуализация ценностно-воспитательного и личностно-развивающего потенциала учебных предметов на основе использования ресурсов и сервисов сети Интернет;

- расширение личностно значимого осмысленного опыта личностного, социального, профессионального самоопределения на основе использования разнообразных сетевых ресурсов и сетевой коммуникации, организации пробной, игровой личностно-развивающей деятельности в различных виртуальных контекстах;

- организация проектной, исследовательской, предпринимательской, волонтёрской деятельности детей и молодёжи в сетевой среде;

- создание условий для творческой самореализации обучающихся в сетевой среде;

- онлайн-наставничество в социально-профессиональном самоопределении.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.