Семья и школа в воспитании обучающихся — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семья и школа в воспитании обучающихся

2022-02-10 42
Семья и школа в воспитании обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание и развитие личности человека начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека [9]. Педагогическое влияние родителей на ребенка определяется мерой их собственной воспитанности, педагогической компетентности, а также содержанием их совместной с ребенком деятельности.

В жизнь современной семьи широко входят цифровые технологии, которые являются вызовом для семейного воспитания, актуализируя риски сетевой социализации детей и подростков (см. п. 2.2.). Первопричиной многих негативных тенденций в развитии личности, наблюдаемых в контексте сетевой социализации, является феномен «цифровой беспризорности», т.е. передача родителями ребёнка, с первых лет его жизни, «в аутсорсинг» цифровым средствам, что создаёт иллюзию постоянной занятости и удовлетворённости ребёнка. По некоторым зарубежным данным, уже к двум годам до 90 % современных детей обладают минимальными навыками использования планшета. В подобной ситуации роль ведущего фактора в процессе социализации и развития личности ребенка переходит от семьи и других традиционных институтов к активным (в ряде случаев, агрессивным и антисоциальным) агентам Интернет-среды. Напротив, в тех семьях, где сохраняются традиции живого общения родителей с детьми, а также практикуется совместное использование ресурсов цифровой среды, раннее знакомство детей с цифровыми гаджетами не столь заметно деформирует их развитие. Необходимо учитывать, что дети «цифрового поколения» охотно готовы делить свой онлайн-опыт с родителями, при условии, если этот опыт не навязан старшими.

Для обеспечения согласованности семьи и образовательной организации (детского сада, школы, колледжа) в решении задач воспитания и развития личности необходима организация взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями), направленная на решение следующих задач [10]:

- обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей;

- педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение их педагогической культуры, обеспечение условий для повышения их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, развития мотивации к активному и здоровому образу жизни;

- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций;

- развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив.

Работа с родителями (законными представителями) может осуществляться в следующих формах:

- участие родительского комитета, Попечительского совета и иных общественных органов управления образовательной организацией в решении вопросов воспитания и развития личности обучающихся;

- разработка и реализация сетевых проектов «открытая виртуальная школа», обеспечивающих оперативный доступ родителей ко всем событиям школьной жизни и обратную связь с ними;

- создание неформальных родительских объединений и сообществ (в том числе онлайн);

- участие родителей в проектировании индивидуальной образовательной траектории (индивидуального учебного плана) обучающихся, а также его личного профессионального плана;

- участие родителей в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся, в том числе в роли профессионалов, представителей предприятий-работодателей, предпринимателей и т.д., в различных формах (экскурсии на предприятия, мастер-классы, коммуникативные площадки профориентационного нетворкинга Ребенок-Родитель-Работодатель и др.);

- расширение учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;

- развитие практик совместного образовательного туризма в каникулярное время и выходные дни с участием детей, родителей, педагогов образовательной организации;

- организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка, подростка;

- родительские и совместные детско-родительские собрания;

- циклы мероприятий по педагогическому просвещению родителей;

- помощь родителей в подготовке и проведении событий, проектов.

 

5.4. Социальное партнёрство в воспитании детей в системе образования

Социальное партнёрство – центральное условие, обеспечивающее педагогическую результативность процесса воспитания и развития личности современного человека, социализация которого объективно носит сетевой характер. Вне контекста социального партнёрства, в замкнутой системе образовательной организации организация воспитательного процесса невозможна.

Социальное партнёрство в воспитании и развитии личности нацелено на определение и сближение позиций всех социальных институтов, социальных групп и отдельных лиц, участвующих и (или) заинтересованных в решении воспитательных задач, на достижение общих договорённостей и принятие совместных решений. Оно носит многоуровневый характер и реализуется в следующих формах:

- межведомственное взаимодействие государственных организаций различного ведомственного подчинения;

- государственно-частное партнёрство образования и бизнеса;

- сетевое взаимодействие образовательных организаций различного типа;

- непосредственная коммуникация и партнёрское взаимодействие участников образовательных отношений и всех заинтересованных граждан в сетевой среде.

В отличие от многих других видов деятельности, образование и воспитание имеют своей миссией не столько удовлетворение потребностей отдельных заказчиков, сколько достижение баланса или консенсуса интересов различных социальных институтов и общественных групп. Поэтому основным содержанием деятельности и одновременно механизмом социального партнёрства в воспитании выступает социальный диалог, реализуемый как на межинституциональном, так и на межличностном уровне.

Социальный диалог может быть направлен на решение следующих задач:

- согласование требований к личностным результатам образования (например, в форме портрета выпускника гражданина субъекта федерации) как основа формирования единого пространства воспитания и развития личности в регионе, городе, районе;

- совместное проектирование и реализация муниципальных стратегий, программ, проектов в сфере воспитания и развития личности;

- согласование планов воспитательной работы с целью исключения неоправданного дублирования, возможных расхождений, перегрузки педагогов и детей;

- создание и использование общей ресурсной базы как основы единой, насыщенной и вариативной предметно-пространственной образовательной среды региона, обеспечивающей максимально широкие возможности для социализации, развития личности, социально-профессионального самоопределения детей и подростков в масштабах муниципального образования, в том числе в практикоориентированной, проектной, учебно-исследовательской, социально-значимой, трудовой деятельности;

- реализация сетевых образовательных программ социализирующей личностно-развивающей, профориентационной направленности с использованием возможностей различных образовательных организаций и социальных партнёров;

- инициирование и реализация совместных социальных проектов, социальных акций, бизнес-проектов, учебных исследований с участием школьников и студентов, направленных на освоение и сохранение культурно-исторической среды региона, выявление и разрешение социальных, экономических, экологических проблем территории, на повышение привлекательности жизни в родном крае;

- совместная деятельность по формированию позитивного «образа будущего» города, района в общественном (прежде всего, родительском) сознании; коррекция социальных мифов и стереотипов, оказывающих негативное влияние на процессы социализации, развития и самоопределения детей и подростков;

- объединение усилий в профилактике отклоняющегося, антисоциального, противоправного поведения детей и подростков;

- совместное формирование региональной инфраструктуры воспитания и развития личности, обеспечивающей координацию планов и действий, информационное и методическое сопровождение интеграцию усилий в непрерывном профессионально-личностном развитии педагогов-воспитателей, других специалистов, волонтёров, вовлечённых в воспитательную и личностно-развивающую деятельность, в том числе, на основе формирования муниципальных сетей (профессиональных сообществ) педагогов-воспитателей;

- обеспечение возможности мониторинга воспитательной, личностно-развивающей деятельности в масштабах территории на основе объективных комплексных показателей.

Ожидаемый результат работы по формированию социального партнёрства в воспитании и развитии личности – формирование «общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления» [11].

Оптимальным пространством социального партнёрства в воспитании и развитии личности выступает муниципальное образование, субъективно ощущаемое всеми участниками воспитательного пространства как малая родина. На территории города, района, сосредоточен весь физически доступный комплекс социокультурных воспитательных ресурсов, представлены все основные потенциальные участники социального партнёрства (учреждения науки, культуры и спорта, предприятия экономической и социальной сферы, бизнес-сообщества, органы муниципального управления, представители силовых и правоохранительных структур, службы занятости, общественные организации, религиозные общины, местные СМИ и др.). Развитие сетевого партнёрства по вопросам воспитания и развития личности в масштабах муниципального образования позволяет избежать формирования относительно замкнутых и автономных локальных партнёрских сетей отдельных образовательных организаций, ценности, цели и формы деятельности которых не всегда согласованы с задачами формирования единого пространства воспитания и развития личности.

 

6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ

6.1. Дошкольное образование

Социальная ситуация развития определяет уклад жизнедеятельности дошкольника, характеризуется расширением круга общения за пределы семьи, ростом значимости сверстников как партнеров по совместной игре при сохранении потребности ребенка в совместной жизни и деятельности со взрослым, освоением новых институтов социализации (дошкольные образовательные учреждения и детские группы), включает сотрудничество в совместных возрастно-сообразных и культуросообразных видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки). Типичными являются внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения со взрослым и сверстниками, сохраняет значение сотрудничество в совместной предметной деятельности, где ребенок становится все более самостоятельным. Дошкольник начинает осваивать цифровую среду в процессе компьютерных игр развивающего характера, просмотра мультфильмов, домашних фотографий и видео, знакомясь с визуальной информацией, которую предоставляет ему взрослый в процессе познавательного общения.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, направленная на ориентацию в системе социальных и межличностных ролей, норм и правил посредством их символического моделирования в игровых действиях.

Задачи социализации и личностного развития - развитие социальных и познавательных мотивов, первичного соподчинения мотивов, компетентности в совместной деятельности и общении со взрослыми и сверстниками на основе овладения родным языком и речью, эмпатии и понимания эмоциональных состояний партнера и собственных и первых форм саморегуляции эмоций, освоение моральных норм и правил, овладение умением управлять своим поведением, следуя поставленной и принятой цели, и руководствуясь образцом и правилом, проявлять самостоятельность в поиске способов ее достижения, формирование основ личностной идентичности, позитивной самооценки и самопринятия, оптимистического мировосприятия и базового доверия к миру.

Планируемые результаты дошкольного образования представлены во ФГОС ДО в синкретичном виде, без выделения личностных, метапредметных и предметных результатов. В силу значительного разброса темпов личностного развития дошкольника, планируемые результаты выступают ориентирами, задают ценностно-целевые установки воспитания и зону ближайшего развития ребенка, но не определяют необходимость их достижения в дошкольном возрасте.

Особенности подходов, педагогических технологий и методов воспитания определяются учетом индивидуальных интересов и мотивов ребенка, широким использованием игрового контекста, поощрением самостоятельной исследовательской деятельности ребенка и проявлений креативности, поддержкой оригинальных нестандартных решений при сохранении руководства со стороны взрослого, его включенности в совместную деятельность ребенка, отказа от оценки личности ребенка.

 

6.2. Начальное общее образование

Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется тем, что он осваивает новую социальную роль ученика, реализующего социально значимую и социально оцениваемую деятельность учения. Личностно-ориентированные близкие отношения со взрослым дифференцируются на отношения с близким взрослым и отношения с учителем как взрослым – носителем социальных норм, правил, оценок. Отношения со сверстниками перестраиваются и дифференцируются на сотрудничество в учебной деятельности и дружеские отношения на основе симпатии и общих интересов.

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, включающая усвоение системы научных понятий и обобщенных способов действий с ними (на основе чего обеспечивается когнитивное развитие учащегося и формирование основ его интеллектуальной самостоятельности), заданных умений и навыков (овладение которыми требует волевых усилий), универсальных учебных действий как основы учебной самостоятельности. Учебная деятельность носит социально значимый характер, поскольку связана с освоением и личностным присвоением социо-культурного опыта, реализуется на основе требований и норм к её результативности, в формах, заданных и регулируемых социальными нормами и правилами. Игровая и коммуникативная деятельность ребёнка в сетевой (цифровой) среде расширяется учебным контекстом, в котором формируются социальные основы его ИКТ-компетентности: базовые навыки работы с информацией (поиск, структурирование, производство, хранение, защита), овладение нормами безопасного поведения в Интернете и общения в цифровой среде.

В младшем школьном возрасте формируется комплекс психических новообразований, имеющих высокую значимость в контексте социализации и развития личности: произвольность (саморегуляция), идентичность (важный компонент самосознания), ценностные ориентации (как основа для формирования собственной системы ценностей, ценностного отношения к самому себе, своей деятельности, другим людям, окружающей среде, миру в целом), жизненная позиция (ориентация на определенную линию поведения). Уровень личностного развития ребёнка позволяет формировать и развивать его стремление к общественно значимой деятельности.

Планируемые личностные результаты ФГОС НОО включают: умение учиться (как первого шага к самообразованию и самовоспитанию) на основе развития широких познавательных и учебных мотивов и интересов, инициативы и любознательности, способности к организации своей учебной деятельности; сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Таким образом, задачи социализации и личностного развития младшего школьника связаны, с одной стороны, с освоением социальной роли ученика (на основе преодоления посильных учебных трудностей, завершающихся достижением «ситуации успеха»), развитием учебных и познавательных мотивов и смыслов учения, формированием умения учиться и компетентности в учебном сотрудничестве с педагогом и сверстниками. С другой стороны, это формирование основ нравственно-ценностных ориентаций, адекватных и осознанных представлений о своих личностных качествах и готовности к их совершенствованию, устойчивой позитивной самооценки, жизненных навыков и основ саморегуляции поведения, тревожности и эмоциональных реакций, овладением эффективными стратегиями действий в проблемных ситуациях.

Развитие личности младшего школьника требует сочетания урочных и внеурочных, учебных и внеучебных форм его активности (с постепенным их расширением от игры и творчества к продуктивным видам деятельности), индивидуальных и групповых форм работы, работы в сотрудничестве с педагогом и самостоятельной работы, обретения опыта деятельности и его совместного осмысления под руководством взрослых. При этом важнейшим условием формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его жизненной позиции, социальной направленности, выступает его вовлечение в реальную социально значимую деятельность – проектную, трудовую, общественно полезную.

 

6.3. Основное общее образование

На этапе основного общего образования социальная ситуация развития школьника определяется началом перехода от детства к взрослости, что сопровождается перестройкой отношений с родителями и учителями в направлении большей автономии и самостоятельности обучающихся, а также переориентацией на группу сверстников как значимую для самоутверждения и социального признания. Ведущая деятельность подростка – личностно значимое общение со сверстниками, в процессе которого моделирование, опробование и освоение взрослых отношений и сотрудничества, основанных на морально-этическом «кодексе товарищества», в котором заданы нормы социального поведения взрослого мира. Происходит активное освоение обучающимися социальных сетей как пространства межличностного взаимодействия и использование возможностей Интернета для реализации учебных задач, при этом возрастает включенность в компьютерную игровую деятельность, в том числе в совместную.

Переход на ступень основной школы требует формирования новой внутренней позиции в отношении учебной деятельности, выраженной в осознанной мотивации, способности к целеполаганию и смыслообразованию, компетентности в учебном сотрудничестве.

Ключевые задачи личностного развития – развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника в пределах его возрастных возможностей, развитие самосознания в форме чувства взрослости, перестройка взаимоотношений с родителями и обретение опыта дружеских отношений, общения и кооперации в подростковой группе; формирование учебной самостоятельности как мотивированной и осмысленной активности учащегося, приобретающей черты самообразования; развитие пробно-поисковой активности в контексте социально-профессионального самоопределения (включая первичное знакомство с различными социально-трудовыми ролями); деятельностное усвоение системы моральных норм и правил.

ФГОС ООО и ФГОС СОО устанавливают единые требования к личностным результатам обучающихся, включая готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации школьников к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. ФГОС ООО дополнительно включает в личностные результаты обучающихся социальные компетенции, связанные с коммуникацией и взаимодействием. Важная задача – содействие формированию у подростков позитивных жизненных ориентиров и планов [12].

Образовательные технологии основаны на широком использовании групповой (командной, коллективной) учебно-исследовательской, проектной, практикоориентированной, творческой деятельности, имеющей как личностную, так и социальную значимость, позволяющую реализовать стремление обучающихся к взрослости. Включение обучающихся в общественно-полезные виды деятельности, разновозрастные команды, школьное самоуправление, вовлечение в деятельность детских общественных организаций и объединений обеспечивает формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, усвоение норм взаимоотношений и взаимодействия в группе в роли лидера и участника команды, обеспечивает формирование социальных компетенций. На этапе основного общего образования школьники могут включаться в разработку портрета выпускника школы, опираясь на портрет гражданина России 2035 года (п. 3.3) и портрет выпускника соответствующего уровня образования; участвовать в формировании «школьной культуры», разработке и реализации общешкольных регламентов и традиций, благоприятной учебной среды.

 

6.4. Среднее общее образование

Ранняя юность – период активного социального и гражданского становления человека, формирования базовых мировоззренческих установок, время жизненных поисков и разнообразных социальных проб.

Социальная ситуация развития старшего школьника характеризуется: переходом к профильному обучению, обеспечивающему выбор (проектирование) индивидуальной образовательной траекторий на основе профессионально-образовательного и личностного самоопределения; перестройкой отношений с родителями и педагогами на основе признания взрослости подростка; повышенной значимостью вхождения в группу сверстников (включая группы молодежной субкультуры), где приобретается опыт товарищества, дружбы, любви. Цифровая среда приобретает ключевое значение в реализации образовательных и коммуникативных потребностей подростка, социальные сети утверждаются как значимая форма общения и социального признания при сохранении ценности непосредственных отношений в реальной среде.

Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте профессионально-образовательного самоопределения и построения личного профессионального плана, что открывает новые возможности для самообразования и саморазвития.

Центральной задачей развития личности становится широко понимаемое самоопределение как выбор жизненного пути на основе определения смысла жизни, осознания и конструирования жизненной перспективы и жизненных планов как представления о своем месте в будущем. Продолжается развитие самосознания, социальной и личностной идентичности (включая российскую гражданскую идентичность и гендерную идентичность), формирование ценностной сферы и мировоззрения, морального сознания и готовности к ответственному моральному выбору в условиях моральной дилеммы, способности к управлению своим поведением и преодолению проблем и трудных жизненных ситуаций, развитие саморегуляции в эмоциональной и познавательной сфере на основе личностной, коммуникативной и познавательной рефлексии.

Планируемые личностные результаты ФГОС СОО в целом аналогичны уровню ФГОС ООО (п. 6.3.), задавая требования к осознанному и ответственному личностному и профессиональному самоопределению обучающихся и к преобразованию учебной деятельности в деятельность самообразования и саморазвития. ФГОС СОО дополнительно включает в личностные результаты обучающихся антикоррупционное мировоззрение и экологическую культуру.

Для решения задач воспитания на данном этапе могут использоваться: обращение к социализирующему и личностно развивающему потенциалу учебного содержания (прежде всего, цикла социально-гуманитарных предметов); различные варианты организации учебно-исследовательской, проектной, творческой деятельности, направленной на формирование социально активной позиции учащихся; активное использование в урочной и внеурочной работе дискуссий, диспутов, эвристических методов, тренингов, ролевых игр; интеграция учебной и внеучебной деятельности на меж- и трансдисциплинарной основе. Вовлечение старших школьников в различные социальные практики, волонтерскую, иную социально-значимую деятельность и школьное самоуправление, в деятельность молодёжных организаций и объединений, освоение социальной роли наставника (например, в профориентационной работе с младшими подростками), обучение по доступным программам профессионального обучения создают условия успешного перехода к ответственной реализации прав и обязанностей взрослого члена общества – зрелого и дееспособного гражданина России. Старшие школьники могут не только активно участвовать в разработке портрета выпускника и других элементов уклада образовательной организации, но и самостоятельно или совместно со взрослыми инициировать кампании позитивных изменений в школьном сообществе и участвовать в них.

 

6.5. Среднее профессиональное образование

Особенности среднего профессионального образования (далее СПО) расширяют трактовку воспитания до профессионального воспитания, нацеленного на формирование профессионально значимых личностных качеств. Центральным личностным результатом СПО выступает профессиональная самоидентификация человека – отождествление себя с избранной профессией (формирование позитивного образа «себя-в-профессии», принятие системы ценностей, характерных для данного вида профессиональной деятельности, освоение корпоративной культуры предприятия-работодателя).

В колледже необходимо создание таких условий, при которых профессионально-трудовая деятельность студентов становится ведущим фактором их личностного развития, наряду с учебной деятельностью. Задачи развития учебной, профессиональной и социальной самостоятельности обучающегося должны решать в комплексе, способствуя формированию качеств экономически активной личности.

Ведущим заказчиком профессионального образования выступают предприятия экономической сферы, для которых система СПО осуществляет подготовку квалифицированных кадров. Важной задачей является превращение предприятий-работодателей в активных субъектов воспитательной деятельности.

Динамичное изменение сферы труда и профессий требует от современного работника высокой образовательной и профессиональной мобильности, непрерывного освоения новых трудовых функций. Профессиональная тематика, вопросы обновления технологий, профессионального роста, требования к работникам находят всё более широкое отражение в пространстве сетевой коммуникации. Необходимо своевременное открытие для студентов инструментов сетевого общения с профессионалами.

Процесс профессионального воспитания в СПО должен выстраиваться последовательно: от проектной, общественно-полезной, волонтерской деятельности студентов на начальных этапах их обучения – к продуктивной профессионально-трудовой деятельности на завершающих этапах. Это предполагает расширение практики обучения на производстве, формирование студенческих трудовых объединений, создание рабочих мест в самих колледжах. Включение студентов в командную, коллективную деятельность в реальных трудовых условиях – значимый фактор их социализации. Опыт продуктивной профессионально-трудовой деятельности студентов можно рассматривать как показатель результативности воспитательной деятельности колледжа.

В системе СПО более половины студентов – из малообеспеченных семей, заинтересованных в раннем включении детей в трудовую жизнь. Формирование у студентов установок, направленных на материальную поддержку собственной семьи, способствует осознанию семейных ценностей, гармонизации отношений с родителями.

Возрастные особенности студенческого контингента СПО – стремление к самоутверждению, поиску себя на основе «проб и ошибок» – актуализируют риск правонарушений и противоправного поведения. Профилактическая работа должна быть прежде всего направлена на защиты студентов от негативных внешних влияний, что требует тесного взаимодействия с правоохранительными структурами, а также формирования в колледже слаженной системы педагогического надзора, позволяющей быстро реагировать на любые проявления отклоняющегося поведения. Студент должен ощущать, что он не предоставлен самому себе, а включен в систему социальных отношений: с одной стороны, находятся под защитой, с другой – его возможные негативные поступки не окажутся без внимания.

Современные требования к личностным результатам СПО выходят далеко за рамки набора общих компетенций, отраженного в действующих ФГОС СПО, что требует актуализации стандартов и образовательных программ. При этом для программ СПО, обучение по которым предусмотрено на базе девяти классов общеобразовательной школы, необходимо учитывать планируемые личностные результаты, заданные ФГОС СОО.

 

6.6. Дополнительное образование

Дополнительное образование пронизывает все уровни дошкольного, общего, профессионального образования, выступая обучающегося смысловым и деятельностным стержнем личностного развития.

Особенности социальной ситуации развития детей, обучающихся в системе дополнительного образования, определяются, с одной стороны спецификой образовательной среды – вариативной, гибкой, творческой, эмоционально насыщенной, открытой различным социальным практикам, с другой – особенностями педагогических отношений, которые часто имеют неформальный характер. Это определяется профессиональной и личностной спецификой педагогов дополнительного образования – людей, увлечённых своим делом, профессионалов и мастеров, не скованных ролевыми педагогическими стереотипами, реализующими свои задачи на основе.

Деятельность детей и подростков, осваивающих программы дополнительного образования, непосредственно связана с их интересами и предпочтениями, носит поисковый, персонализованный, личностно значимый характер, позволяет раскрыться способностям обучающихся в процессе их творческой самореализации. Разнообразие содержательной направленности программ дополнительного образования, видов деятельности (интеллектуально-познавательная, творческая, трудовая, игровая, проектная, исследовательская, социально значимая, художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная и др.), широкое использование групповых, командных, коллективных форм работы, нацеленность на взаимодействие с другими общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности, – всё это активизирует процессы осмысления своего предназначения в жизни, формирует внутреннюю мотивацию к познанию, творчеству, труду, спорту, способствует социализации, личностному развитию, социально-профессиональному самоопределению. Во многих случаях дополнительное образование выполняет функции «социального лифта» для детей, не получающих необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, предоставляя альтернативные возможности, в том числе, для особых категорий детей.

В условиях формирования цифровой экономики и сетевого общества дополнительное образования становится пространством, в котором происходит деятельностное знакомство детей и подростков с новыми и перспективными технологиями и компетенциями, профессиональными и социальными практиками будущего. Здесь дети и подростки могут проектировать и осваивать «мир будущего» - как персонального, так и коллективного, в контексте перспектив развития отраслей и профессий, человека и общества, родного края и человечества в целом. Дополнительное образование предоставляет широкие возможности для формирования и воплощения замыслов по конструктивному преобразованию окружающей среды в контексте решения социальных, экономических, экологических проблем города, района, региона.

Включение дополнительного образования в сетевое взаимодействие на уровне города, района, с участием различных категорий социальных партнёров (см. принцип социального партнёрства, п. 5.1.) позволяет сформировать у детей и подростков широкий опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности.

 

6.7. Воспитание и развитие личности в деятельности
общественно-государственных и общественных объединений

Одна из форм вовлечения детей и молодежи в общественно полезную, личностно значимую деятельность – участие в деятельности детских общественных объединений и организаций. Детские и молодёжные общественные объединения могут создаваться на базе образовательных организаций как добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [13].

Участие детей и подростков в работе детских и молодёжных организаций и объединений позволяет обучающимся социально и личностно значимый опыт:

- гражданского поведения на основе реализации в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.);

- выстраивания договорных отношений, регулирующих отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного объединения, его руководителем;

- участия в полном цикле социально значимой проектной деятельности (целеполагание, планирование, совместная деятельность, презентация результатов, рефлексия);

- формальной и неформальной коммуникации, возникающей в процессе работы детского общественного объединения;

- сопереживания, милосердия, социальной заботы, направленной на помощь другим людям, своей школе, своему населённому пункту, обществу в целом, в том числе, в рамках волонтёрских акций;

- соучастия в создании и использовании традиций и ритуалов детского общественного объединения.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.