Кондаков, Александр Михайлович — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кондаков, Александр Михайлович

2022-02-10 106
Кондаков, Александр Михайлович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Кондаков, Александр Михайлович

Член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», руководитель экспертной группы «Методология развития образования в целях подготовки кадров для цифровой экономики» ФП «Кадры для цифровой экономики» НП «Цифровая экономика Российской Федерации» (Москва, Россия); [email protected]

Сергеев, Игорь Станиславович

Д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС (Москва, Россия); [email protected]

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Назначение данной Концепции – сформировать научно-методологическую основу процесса воспитания и развития личности детей и молодёжи в системе образования, адекватную условиям жизни современного человека и стоящим перед ним вызовам. Эти вызовы меняют динамику, содержание, цели и смыслы жизни и деятельности. Но главная их особенность состоит в том, что они носят глобальный характер, в силу чего имеют отношение к каждому человеку. Игнорировать либо блокировать их невозможно, несмотря на то, что они не во всём соответствуют традициям отечественной культуры, несут с собой множественные угрозы и риски и в значительной степени меняют (порой деформируют) привычную иерархию ценностей. В связи с этим миссией Концепции мы видим построение такой модели воспитания в Российской Федерации, которая органично бы связывала три контекста, в которых реализуется процесс воспитания личности. Это контексты прошлого, настоящего и будущего.

Центральный вызов наступившей эпохи, который стоит перед образованием и воспитанием, - формирование новой, сетевой среды социализации человека. В этом отношении, новый тип общества, формирование которого мы наблюдаем уже в настоящее время, наиболее правомерно называть «сетевым обществом». Тем не менее, оно носит и иные названия – информационное, постиндустриальное, глобальное общество, «общество знаний» и др., некоторые их которых будут использованы в данной концепции, в зависимости от того, на какой особенности сетевого общества будет сделан акцент.

Во многих случаях новую сетевую среду всё ещё ошибочно трактуют как виртуальную, «цифровую» среду, что создаёт ложное представление о происходящем на наших глазах уходе человека из реального мира в пространство «виртуальной реальности». На самом деле сетевая среда носит смешанный, конвергентный[1] характер, представляя собой причудливо переплетённые реальности – физическую (пространство контактного общения и реального местопребывания человека) и виртуальную (существование которой обеспечивается современными цифровыми технологиями). Помимо факта наличия в ней виртуальной составляющей, сетевая среда обладает комплексом других особенностей: высочайшей степенью связности и открытости («все связаны со всеми», без границ и традиционных ограничений); преобладанием «горизонтального» типа отношений и взаимодействия над традиционным «вертикальным» (иерархическим); широко понимаемой инклюзивностью (как принятием ценности разнообразия, в том числе по отношению к лицам с особыми образовательными потребностями); высочайшей динамикой изменений. Формирующееся сетевое общество по своей структуре более всего приближается к идеальному, восходящему ещё к античности, представлению о гражданском обществе, как о согласованном взаимодействии равноправных граждан, решающих общие и частные задачи на основе одинаково понимаемых базовых ценностей, принимаемых всеми общих правил и чувства солидарности.

Итак, под сетевой средой в данной Концепции понимается не виртуальная цифровая среда и не сеть Интернет, а конвергентная социокультурная среда развития современного человека, объединяющая физическое и виртуальное пространство и обладающей целым комплексом качественно новых особенностей. Без учёта этих особенностей и принципиально новых педагогических возможностей, которые несёт в себе сетевая социокультурная среда, построение современного, результативного процесса воспитания и развития личности в системе образования представляется невозможным.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ключевые идеи Концепции

Базовые ценности как основа процесса воспитания и развития личности. Планируемые результаты, принципы, содержание, формы и методы воспитания и развития личности определяются:

- с одной стороны, определённой «предельной онтологией» - комплексом философско-антропологических представлений о человеке и обществе, фундаментальных характеристиках их природы, их соотношении друг с другом, месте и миссии человека в мире, в контексте современного этапа развития человеческой цивилизации;

- с другой стороны, набором базовых национальных ценностей российского гражданского общества; в сферах личностного развития, межличностных и общественных отношений, устройства и функционирования государства, принятых в настоящее время российским обществом и легализованных на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Фундаментальными ценностными категориями, лежащими в основе процесса воспитания, выступают «человек», «развитие», «детство», «зрелость», «гражданское общество». При этом человек (человеческая личность) понимается, в предельном смысле, как субъект созидания, сочетающий творческую самобытность (уникальность) и способность к конструктивной коммуникации с другими людьми, обладающий жизнестойкостью в меняющемся мире на основе осознано принятых нравственных ценностей и освоенного набора знаний и компетенций.

Воспитание и развитие личности гражданина России как общее дело. Миссия воспитания – сплочение, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, своего региона, Российской Федерации. Эта миссия реализуется посредством создания условий для социально-гражданской, социально-профессиональной, правовой, национальной, конфессиональной идентификации, а также сетевой социализации детей и молодёжи в общем ценностном пространстве, объединяющем разные поколения и социальные страты.

Выработка согласованных, антропологически грамотных, легитимных (соответствующих законодательству Российской Федерации, правам и свободам граждан) современных подходов к воспитанию и развитию личности нового поколения – одно из ключевых условий достижения Национальных целей развития Российской Федерации [2]. В результатах воспитания заинтересованы человек, семья, народы России, российское общество и государство, экономика (предприятия-работодатели), все социальные институты. Результативность воспитания зависит от согласованности действий всех участников, прежде всего семьи и школы, от вовлечённости всех социальных институтов и групп, их готовности к согласованию интересов и партнёрскому взаимодействию, а также от сформированности социально-политических и социально-экономических условий, обеспечивающих привлекательность жизни в родном крае, родной стране, позитивную повестку будущего.

Инвариант и вариативная составляющая содержания воспитания в Российской Федерации. Воспитание в Российской Федерации, в том числе в системе образования, с учётом законодательства, мировоззренческого и культурного многообразия российского общества структурно включает: во-первых, инвариант, опирающийся на нормы и ценности российского гражданского общества (см. п. 3.1); во-вторых, вариативную составляющую на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры народов России, российских религий (духовно-нравственное воспитание).

Воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей российского гражданского общества осуществляется при реализации образовательных программ всех типов, уровней, направленности. Духовно-нравственное воспитание в системе образования осуществляется на добровольной основе, по выбору обучающихся или законных представителей несовершеннолетних обучающихся при реализации образовательных программ по основам духовно-нравственной культуры народов России, религиозного компонента образования [3].

Внутренняя двойственность процесса воспитания. Двойственная природа процесса социализации человека, представленного единством социальной адаптации и социальной автономизации, определяет внутреннюю двойственность процесса воспитания. С одной стороны, он включает в себя формирование личности на основе социально заданных образцов (базовых национальных ценностей российского гражданского общества, педагогических идеалов, целей воспитания, «портретов выпускника» и др.), готовой к соблюдению социальных правил и норм и конструктивному взаимодействию с другими людьми на основе общих интересов. С другой стороны, процесс воспитания представляет собой педагогическое сопровождение развития и самоопределения личности на основе открытых, персонализованных результатов, для которых социально заданные образцы могут выступать лишь в качестве исходных или рамочных ориентиров, задающих лишь общий вектор развития личности.

Для того, чтобы процесс воспитания и развития личности был максимально результативным, необходимо стремиться к конвергенции[2] двух обозначенных сторон воспитания: гуманизация социального формирования личности с учётом антропологических, возрастных и индивидуальных особенностей человека; педагогическое сопровождение развития и самоопределения личности в контексте современной социальной реальности и перспективных интересов развития общества.

Многофакторность и сложность воспитания, развития личности и социально-профессионального самоопределения в сетевом мире. На ход и результаты развития и самоопределения детей и молодёжи оказывает влияние большое количество факторов, конкурирующих друг с другом за право определять будущее новых поколений: семья, образование, СМИ, в том числе сетевое (виртуальное) Интернет-пространство, общественное мнение, друзья и знакомые, референтные группы сверстников, референтные взрослые, профессионально-трудовая деятельность, и др. В условиях «сетевого общества» возрастает роль Интернет-пространства, при снижении роли ближайшего окружения и формализованного образования. Процесс сетевой (информационной) социализации личности носит во многом противоречивый характер, обостряя риски, связанные с ограниченностью социального опыта детей и подростков, упрощением картины мира, смешением реального и виртуального пространств, развитием «клипового сознания» и т. д. Иной, недостаточно изученный характер восприятия и переработки информации в новом сетевом мире осложняет процесс присвоения детьми и молодёжью общественных ценностей, культурных эталонов и нравственных ориентиров, значимых для предшествующих поколений, влияет на способность адекватно конструировать собственное будущее.

Для повышения значимости педагогов в процессе воспитания необходимо их активное присутствие в сетевом (виртуальном) пространстве, а также организация социально-педагогического мониторинга сетевого пространства и управления сетевым контентом в интересах воспитания. Профессионально-личностный портрет современного педагога-воспитателя включает требования к его сетевой культуре, готовности осуществлять педагогическую поддержку процессов сетевой социализации и идентификации обучающихся, в том числе в различных формах сетевой коммуникации, формировать и поддерживать детско-взрослые сетевые сообщества.

Непрерывность и преемственность процесса воспитания и развития личности. Развитие личности – непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особую роль играют ранние периоды жизни – детство, отрочество, юность, сензитивные для развития основных личностных качеств человека. Непрерывность развития личности должна находить отражение в непрерывности процесса воспитания, преемственности планируемых результатов, подходов, принципов, форм, методов и средств воспитания и педагогического сопровождения профессионального самоопределения на различных уровнях образования.

На практике преемственность обеспечивается единством и согласованностью ценностно-целевых оснований воспитания на всех уровнях образования, а также в работе молодёжных и детских организаций. Ценностно-целевые основания воспитания заданы в форме портрета гражданина России 2035 года (п. 3.3.) и конкретизированы с учётом особенностей содержания и направленности образовательных программ.

Направленность результатов воспитания и развития личности в будущее. Детство, отрочество, юность человека обращены в будущее. Основные результаты воспитания и развития личности, сформированные в период обучения в образовательных организациях, проявятся и будут востребованы в будущем, в иных, во многом непредсказуемых социально-экономических условиях. Поэтому одной из важнейших задач воспитания становится формирование жизнеспособности и адаптивности человека как его готовности к будущему в условиях высокой динамики изменений и глобальной неопределённости, на основе сформированной внутренней устойчивости вокруг ядра принятых человеком базовых ценностей. В качестве одной из таких ценностей выступает социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого народов и граждан России, но прежде всего – как наше общее будущее.

Обращённость воспитательной работы в будущее возможна в том числе на основе максимального использования личностно-развивающего потенциала проектной деятельности обучающихся (учебные, социальные, бизнес-, производственные проекты), в ходе которой может осуществляться пробное проектирование персонального, коллективного и общего будущего.

Воспитание человека осуществляется в процессе деятельности. Процесс передачи социальных идеалов и ценностей новым поколениям опосредуется практической социально значимой деятельностью. Таким образом, достижение социально и личностно значимых целей развития, воспитания обеспечивается вовлечением детей и молодёжи в различные виды командной, проектной, общественно полезной деятельности и социального взаимодействия в реальном и сетевом пространствах. В контексте практического решения проблемных жизненных вопросов происходит осмысление и освоение базовых национальных ценностей российского гражданского общества, норм поведения, формируется соответствующий социокультурный, жизненный опыт, развиваются личностные качества и формируются поведенческие привычки. Исключительно вербальные методы воспитания, оторванные от практической деятельности обучающихся, утрачивают педагогическую эффективность.

Единство и целостность процесса воспитания и развития личности. Процесс воспитания и развития личности пронизывает все элементы образовательного процесса, включая как урочную деятельность обучающихся, так и внеурочную деятельность (в том числе реализуемую за пределами образовательной организации). В этом контексте важнейшим условием результативности воспитательного процесса становится обеспечение ценностно-целевого и содержательно-методического единства урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием различных вариантов игровой, проектной, исследовательской, творческой, практикоориентированной деятельности обучающихся, групповых форм и интерактивных методов обучения.

Значимость урочной деятельности обучающихся для решения задач воспитания и личностного развития определяется не только ценностно-воспитательным потенциалом предметного содержания, но и приоритетной нацеленностью учебного процесса на формирование навыков учебной самостоятельности обучающихся, как основы общей жизненной (в том числе экономической) самостоятельности.

Необходимо учитывать изменения в процессе восприятия человеком информации, по сути – изменения способов познания, вызванные процессами информатизации и цифровизации. Единство и целостность процесса воспитания и развития личности должно обеспечиваться с учётом включённости современных школьников в Интернет-пространство, где они участвуют в движении и преобразовании информационных потоков, создании и продвижении новой информации. Это участие может носить как стихийный, так и педагогически направляемый характер, в зависимости от того, насколько активно используются ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды в организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Центральная роль развития личности в процессе образования. Формирование и развитие личности человека – стержень образовательного процесса, относительно которого формирование предметных и метапредметных результатов (в общем образовании), общих и профессиональных компетенций (в среднем профессиональном образовании) играет роль инструментального обеспечения. Соответственно, программа воспитания и развития личности должна стать центральным, системообразующим элементом – стержнем основной образовательной программы (основной общеобразовательной программы, основной профессиональной образовательной программы) для любой образовательной организации.

Контекстный характер процесса воспитания и определяющая роль личности педагога. Под контекстом воспитательного процесса понимается комплекс характеристик социокультурной среды, имеющих объективную и субъективно-личностную значимость для участников воспитательного процесса (господствующие в общественном сознании ценности и установки, социально-политические и экономические изменения и их динамика, события различного уровня и масштаба, вовлечённость человека в систему межличностных отношений и их характер и т.д.). Для успешного развития личности ребенка значение воспитательных ситуаций, возникающих как спонтанно, так и специально спроектированных педагогом, не меньше, а порой и существенно выше, чем ценность заранее запланированных «воспитательных мероприятий». При этом и «мероприятие», грамотно спроектированное и учитывающее особенности контекста, может стать пространством для множества значимых воспитательных ситуаций, т.е. «событием».

Общим контекстом, определяющим особенности социальной ситуации развития детей и подростков выступает становление информационного общества и сетевой среды, активное продвижение цифровых технологий и виртуального контента. Это определяет выбор педагогических технологий, форм и методов воспитания, многие из которых ещё предстоит спроектировать, с учётом особенностей динамично развивающейся сетевой среды.

В этой связи центральное место занимает личность и профессиональное мастерство педагога, его готовность проектировать и совместно анализировать ситуации личностного развития, используя для этого новые возможности образовательной среды и другие ресурсы. Кроме того, одним из центральных средств воспитания выступает личность (личный пример) педагога, а также другого значимого взрослого, при условии, если он являет собой для детей «образ успешной взрослости». Рамочные требования к личностным качествам педагога, осуществляющего процесс воспитания, определяются «Профессионально-личностным портретом педагога – воспитателя».

Необходимость единства ценностно-смыслового поля воспитательного процесса и системы управления воспитанием. Ценности, явно или неявно заложенные в систему управления, неизбежно транслируются в управляемую систему и определяют характер поведения и деятельности исполнителей. Подходы, механизмы и инструменты, используемые для управления системой образования, воспитания и её развитием на различных уровнях могут либо поддерживать гуманный характер отношений «педагог – ребёнок», либо деформировать его, будучи нацеленными не столько на цели развития личности, сколько на достижение заданных количественных значений определённых наборов индикаторов («датацентризм», вытесняюший «человекоцентризм») и на «подгонку результата под отчётность».

Для минимизации последствий этого противоречия разрабатывается и используется особый нормативный документ («методологический стандарт»), который используется как научно-методологическая основа для разработки всех основных документов в сфере воспитания и развития личности в сфере образования, а также как инструмент экспертной оценки содержания и качества работ, планируемых и выполняемых в рамках сферы его применения. Методологический стандарт однозначно фиксирует единые трактовки основных понятий, базовые национальные ценности российского гражданского общества, структура и содержание воспитания в соответствии с Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, права субъектов воспитания, участников воспитательной деятельности в системе образования, включая социальных партнёров, общие принципы, требования к механизмам и инструментам для управляющей и управляемой систем.

 

Словарь новых понятий

Виртуальная реальность. Создаваемая компьютерными средствами трехмерная искусственная среда, имитирующая реальные или представляющая фантастические обстоятельства, которая воспринимается пользователем при помощи органов чувств (главным образом, зрения, слуха, тактильного восприятия). Характер взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью задается определенными правилами, соответствующими ситуации, развивающейся на экране, и протекает в режиме реального времени.

Единое воспитательное пространство. Условие, реализуемое на различных уровнях (ценностно-смысловом, методологическом, нормативно-правовом, содержательном, организационно-методическом) и призванное обеспечить: с одной стороны, равную доступность качественного образования (включая личностно-развивающую составляющую) для всех категорий обучающихся, с другой – согласованность, непротиворечивость и преемственность процесса педагогического сопровождения развития и самоопределения личности на всех уровнях образования и во всех образовательных организациях.

Конвергентная сетевая среда. Пространство обитания и жизнедеятельности современного человека, объединяющее реальный (физический) и виртуальный мир, находящиеся в отношениях конвергенции, взаимовлияния, взаимообогащения.

Конвергенция. Сближение и взаимопроникновение свойств, появление сходных признаков у независимых друг от друга объектов и явлений. В отличие от интеграции, конвергенция не предполагает механического соединения объектов в единое целое, сохраняя их уникальность.

Нетворкинг. В широком смысле деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных. В узком смысле (пед.): педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие полезных социальных контактов и связей обучающегося.

Постиндустриальное общество – общество, формирующееся на современном этапе развития человеческой цивилизации, характеризующееся высокой степенью персональной свободы человека, инструментально обеспеченной цифровыми технологиями и компетенциями, глубокой интеграцией в систему глобальных сетевых коммуникаций, доминированием универсальных компетенций над профессиональными, высокой динамикой изменений в общественной и личной жизни.

Сетевая культура. Понимание и принятие системы ценностей, норм и правил ответственного и безопасного поведения в сетевой среде на основе использования широкого спектра цифровых технологий, соответствующих методов и приёмов организации деятельности.

Сетевая социализация. Стихийный разнонаправленный процесс адаптации изменяющегося человека к возможностям и рискам постоянно меняющейся социотехнологической среды.

Сетевая (цифровая) образовательная среда, С(Ц)ОС. Единая методологически, инфраструктурно и ресурсно обеспеченная, упорядоченная, педагогически управляемая система условий и возможностей, обеспечивающая реализацию любых образовательных потребностей всех участников образовательных отношений, педагогическое сопровождение процессов учения, социализации, сетевой самоидентификации, развития и самоопределения личности на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе в проектной, исследовательской, практикоориентированной, коммуникативной деятельности, с использованием дидактического потенциала современных цифровых и сетевых образовательных технологий.

Сетевая этика. Система ценностей и норм поведения, адекватных требованиям сетевого общества.

Сетевое общество. Конвергентная система общественных отношений, характеризующихся комплексом признаков: 1) взаимосвязанностью всех элементов; 2) преобладанием горизонтальных связей; 3) сохранением вариативности (уникальности) и относительной автономности элементов.

Сетевое пространство воспитания и развития личности. Сетевая образовательная среда, обеспечивающая консолидацию всех педагогически управляемых факторов и средств воспитательного процесса в целях форсирования и развития личности обучающегося в соответствии с требованиями портрета гражданина Российской Федерации 2035 г. и портретами выпускников по уровням образования.

Социально-трудовая роль (рыночная роль). Определённый тип и стиль поведения человека, отвечающий социальным требованиям и ожиданиям и характеризующих его место в системе социально-трудовых отношений. Основные социально-трудовые роли в современной рыночной экономике: Наёмный работник, Человек служения, Волонтёр, Фрилансер, Предприниматель, Инвестор, Безработный.

Уклад (уклад жизни) образовательной организации. Соорганизация всех элементов образовательного процесса и образовательной среды (ценностей, принципов, содержания, форм и методов, норм и регламентов), которая задает стиль и эмоционально-психологическую атмосферу всей жизнедеятельности образовательной организации. Особую роль в формировании уклада имеет символическая составляющая образовательной среды – традиции, культура, принятые нормы и правила поведения, характерные принципы взаимоотношений между людьми, моральные устои, табу, эстетика.

Учебная самостоятельность (обучающегося). Способность обучающегося самостоятельно ставить перед собой учебные (познавательные) задачи и решать их без побуждения извне; связано с умением проводить самооценку (рефлексию), искать и отбирать информацию, пользоваться различными цифровыми средствами, источниками, ресурсами (например, в рамках онлайн обучения). У.с. обучающегося – основа его будущей жизненной и экономической самостоятельности.

Цифровой след. Вся информации о пользователе (человеке, сообществе, организации), содержащаяся в цифровом виде в сетевом пространстве, как целенаправленно размещаемая, так и автоматически сохраняющаяся в результате пребывания пользователя в сетевом пространстве.

 

Список литературы

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 10-12.

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 87.

4. Сергоманов П. А., Андреева А. Д., Данилова Е. Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 40-53.

5. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 2, п. 2.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.... С. 11.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Ст. 12, п.1.

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.... С. 16.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

13. Федеральный Закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях», Ст. 5.

14. Герасимов А. В. Научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью в условиях многоуровневого образования // Профессиональная ориентация обучающихся с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде: II Всероссийская научно-практическая конференция (Москва, 26-27 октября 2017 г.): материалы, доклады, выступления. М.: МГГЭУ, 2017. С. 4.

15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

16. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.

17. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021).

18. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.02.2012 № 1666.

19. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

20. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации...

 

Alexander M. Kondakov

Dr. Sci. (Pedagogics), Corresponding member of the Russian Academy of education, doctor of ces, Professor, General Director of Mobile e-education, head of the expert group "Methodology of education development for training personnel for the digital economy" of the Federal project "Personnel for the digital economy" of The national project "Digital economy of the Russian Federation" (Moscow, Russia); [email protected]

Igor S. Sergeev – Dr. Sci. (Pedagogics), leading researcher at the research center for professional education and qualification systems of the Federal Institute for education development, RANEPA (Moscow, Russia); [email protected]

 

Abstract. The article presents the first attempt in the last quarter of a century to build a systematic scientific and methodological basis for the process of socialization and personal development in the Russian education system, adequate to the modern stage of civilizational development. The main ideas of the concept are pedagogical support of the network socialization of the individual in the system of broad social partnership; taking into account the convergent nature of the modern environment of personal development; the balance of the "past" and "future" in the education system; a combination of continuity and openness; the balance of human-centered and socio-centered values. The following basic principles are designated: social orientation of education, social partnership, personal activity, inclusiveness. The basic tool for implementing the concept is the portrait of a citizen of Russia in 2035, developed based on the Constitution of the Russian Federation, other legislative acts, documents of the strategic development of the Russian Federation. The expected result of the implementation of the concept is the formation of a complex of socio-pedagogical, socio-psychological, organizational and network prerequisites necessary for the formation of a civil society in the Russian Federation based on the values of patriotism, solidarity, and development.

Keywords. Personal development, education, values, network society, convergence, digital educational environment, social partnership, students with special educational needs.

 

References

1. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V A. Koncepciya duhovno nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia] / Moscow: Prosveshchenie [Education], 2009. P. 10-12.

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of 21.07.2020 “O nacionalnyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda” [On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030].

3. Federal Law No. 272 FZ of 29.12.2012 “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” [About education in the Russian Federation], Art. 87.

4. Sergomanov P. A., Andreeva A. D., Danilova E. E. Russian teenagers of the late USSR era and modern Russian society [Russian teenagers of the Late Soviet era and modern Russian society] // Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 2020. No 4. P. 40-53.

5. Federal Law No. 272 FZ of 29.12.2012 “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” [About education in the Russian Federation], Art. 2, p. 2.

6. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V A.... P. 11.

7. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of 29.05.2015.

8. Federal Law No. 272 FZ of 29.12.2012 “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii” [About education in the Russian Federation], Art. 12, p.1.

9. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V A.  ... P. 16.

10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

12. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

13. Federal Law No. 82-FZ of 19.05.1995 (as amended on 20.12.2017) “Ob obshchestvennyh obedineniyah” [About public associations], Art. 5.

14. Gerasimov A. V. Nauchno metodicheskoe obespechenie professionalnoj orientacii obuchayushchihsya s invalidnostyu v usloviyah mnogourovnevogo obrazovaniya [Scientific and methodological support of professional orientation of students with disabilities in the conditions of multi-level education] // Professionalnaya orientaciya obuchayushchihsya s invalidnostyu v inklyuzivnoj obrazovatelnoj srede [Professional orientation of students with disabilities in an inclusive educational environment]. II All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, October 26-27, 2017): materials, reports, speeches. Moscow: MGGEHU, 2017. P. 4.

15. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

16. Koncepciya gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [The concept of state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025]. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 1618-r of 25.08.2014.

17. Koncepciya razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih na period do 2025 goda [The concept of development of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency for the period up to 2025]. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 520-r of 22.03.2017 (revision of 18.03.2021).

18. Strategiya gosudarstvennoj nacionalnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Strategy of the State national policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Approved by the Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 of 19.02.2012.

19. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

20. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii...

 


[1] См. приложение (Словарь новых понятий).

[2] См. приложение (Словарь новых понятий). В данном случае, сближение принципов, подходов, ожидаемых результатов, форм и методов, с одной стороны, процесса социального воспитания как формирования личности, с другой – процесса педагогической поддержки развития и самоопределения личности.

[3] Профессиональное воспитание – процесс формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности человека, освоения профессионально значимых аспектов коммуникации, норм профессиональной и корпоративной этики, происходящий в контексте реальной профессиональной деятельности и связанный с процессами профессиональной идентификации и профессиональной адаптации личности.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Кондаков, Александр Михайлович

Член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, профессор, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», руководитель экспертной группы «Методология развития образования в целях подготовки кадров для цифровой экономики» ФП «Кадры для цифровой экономики» НП «Цифровая экономика Российской Федерации» (Москва, Россия); [email protected]


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.