Характеристика современного поколения детей и подростков — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Характеристика современного поколения детей и подростков

2022-02-10 56
Характеристика современного поколения детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В целом, возрастные особенности растущего человека по-прежнему доминируют над их поколенческими особенностями. У современного поколения детей и подростков сохраняется та же последовательность смены видов ведущей деятельности возникновения психологических новообразований, которая была характерна для предыдущих поколений.

Особенности развития и проблемы современного поколения детей обусловлены прежде всего социальной ситуацией развития. С раннего возраста современные дети пользуются различным цифровыми устройствами, оперируют информационными технологиями и включаются в сетевую (онлайн) коммуникацию. Для современных детей Интернет – пространство для игр, общения, обучения, досуга, развития. Они предпочитают самостоятельно выбирать интересующий их сетевой контент, а также активно создают новый (феномен «детского Интернета»).

Сетевая социализация оказывает существенное влияние на интеллектуальное, эмоционально-волевое и социальное развитие современных детей и подростков, их образ жизни. В сетевом пространстве формируется общественное мнение, функционируют референтные группы, влияющие на становление ценностных ориентации и мировоззрение представителей «цифрового поколения». Таким образом, сетевая социализация становится определяющим фактором становления идентичности и порождает комплекс новых рисков, среди которых:

- угроза информационной безопасности, возможность раскрытия персональных данных (самого ребенка, членов его семьи), их использования в корыстных и противоправных целях;

- столкновение ребёнка с морально неприемлемым сетевым контентом;

- вовлечение ребёнка, подростка в сетевые сообщества, имеющие асоциальный, противоправный характер;

- формирование у ребенка, подростка той или иной формы Интернет-зависимости;

- развитие, на фоне избыточного пребывания в виртуальной среде, тенденций пассивности, замкнутости, социальной атомизации, неспособности противостоять внешним манипулятивным воздействиям;

- обострение противоречий между «доцифровым» и «цифровым» поколениями, разрыв в трансляции ценностей, духовного и культурного наследия.

Важнейшая задача заключается в том, чтобы сделать процесс сетевой социализации, который в настоящее время носит стихийный характер, педагогически управляемым процессом. Для этого могут быть использованы следующие стратегии:

- повышение роли семьи для расширения и обогащения опыта реальной практической деятельности ребенка и формирования устойчивых разнообразных интересов за пределами виртуального пространства;

- расширение разнообразия, усиление содержательной насыщенности, практикоориентированности, социальной и личностной значимости деятельности детей, подростков, молодёжи в реальной (физической) среде, реализуемой в групповых (командных, коллективных) формах;

- развитие форм совместной деятельности (проектной, учебно-исследовательской, творческой и др.), объединяющих представителей разных поколений в конвергентной сетевой среде;

- специальное обучение детей и родителей приёмам информационной безопасности.

Исследования показывают, что современное поколение детей и молодёжи характеризуется высокой противоречивостью и неоднородностью. Это проявляется, с одной стороны, в форме более глубокой социальной дифференциации (где возрастают разрывы между «продвинутыми» и «отстающими», «активными» и «пассивными», индивидуалистами и социально ориентированными представителями молодого поколения). С другой стороны, возрастает внутренняя противоречивость в структуре личности современного ребёнка, подростка. Высокий уровень социальных притязаний часто сочетается с их узкой индивидуалистической направленностью; свободная ориентация в мире цифровых технологий – с бытовой инфантильностью; стремление к самореализации – с высокой эмоционально-психологической уязвимостью; разнообразие жизненных стилей – с размытостью морально-этических норм. Общей социальной характеристикой нового поколения выступает стремление к минимизации ответственности в сложном, непредсказуемом мире, что проявляется в сознательном затягивании процесса своего взросления [4].

В процессе воспитания важно не зацикливаться на тех особенностях представителей нового поколения, которые делают их непохожими на старших и по этой причине ощущаются (не всегда правомерно) как негативные, подлежащие порицанию и скорейшему исправлению. Педагогу необходимо видеть и понимать не только отрицательные стороны влияния цифровых технологий на современного ребенка, но и те превосходящие характеристики, которыми обладают, в целом или частично, представители «цифрового поколения». Современные дети и молодёжь способны обрабатывать большие потоки информации, действуя в режиме многозадачности, обладают развитым эмоциональным интеллектом, склонны к «горизонтальным» формам коммуникации и взаимодействия. Контент «детского Интернета» обладает высокой степенью открытости и искренности, в нём присутствуют острые конфликты и сильные эмоции. Популярное у современного поколения детей желание «быть блогерами» отражает их стремление делиться собственными переживаниями, получая обратную связь, обсуждать волнующие их вопросы и проблемы. Они заинтересованы таком в диалоге со взрослыми, который лишён догматизма и назидательности, основан на взаимном уважении и стремлении к пониманию. Для заметной части современных подростков характерна более высокая степени самостоятельности, хотя и не всегда сбалансированная соответствующим уровнем развития персональной ответственности.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.