Игры на развитие воображения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Игры на развитие воображения

2021-06-02 21
Игры на развитие воображения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Споры о том, что же важнее – воображение или логика, кажутся мне высосанными из пальца. Без первого человек скучен, без второго глуп. Следовательно, развивать необходимо и то и другое.

Дело в том, что для развития интеллекта (логического мышления, в частности) люди уже понапридумывали разных методик и комплексов.

Даже стандартизировать их успели. Дело с развитием воображения еще не настолько поставлено на поток. Так что, родитель, здесь придется включить фантазию. Возможно, так даже лучше для обеих сторон воспитательного процесса.

 

Игры для детей 2–3 лет

В актуальном возрасте в поведении малыша впервые начинает проявляться воображение. Он может играть с посудой, заменив потерянную ложечку огрызком карандаша и кормя им куклу.

Это означает, что от пассивного восприятия мира твой ребенок уже перешел к творческому изучению.

Расстояние от примитивного реализма до вдохновенного оптимизма преодолено. Тебе остается только поддерживать в нем эту искру, не сдергивая за ноги на грешную землю.

Постарайся быть солидарным со своим чадом. Фантазируйте и мечтайте вместе.

Мастер‑ломастер

В этой игре требуется примерить на себя роль диверсанта. А именно – каким‑нибудь обратимым способом вывести из строя одну из игрушек своего чада. Можешь, например, снять колесо у машинки, неправильно одеть куклу или еще что‑то в этом же роде.

Затем предложи ребенку поиграть с этим девайсом и наблюдай за реакцией. При необходимости помоги справиться с поломкой. Такое упражнение помогает развить смекалку, воображение, задействует образное мышление и зрительную память.

 

Золушка

Для этой игры понадобятся разноцветные фигурки одинакового размера из картона (круги, квадраты, прямоугольники вполне можно вырезать самому) и любимая игрушка твоего чада.

Суть игры в следующем: полученные фигурки складываются в мешочек или коробку.

Далее ребенку объясняются условия: в гости к твоей любимой кукле (медведю, зайке, слону, Терминатору) приезжала фея (мама, директор зоопарка, Сара О’Коннор) и привезла подарки. Станут таковыми они после полуночи (другие варианты), а пока они выглядят как вот эти разноцветные фигурки.

«Давай попробуем угадать, что именно подарила нам добрая крестная!» – бодро заявляешь ты, и начинается забавный процесс фантазирования. Например, можно представить, что черный квадрат – это эскимо, или чемодан, или калькулятор, или… что‑то еще:).

Летели облака…

Все в точности, как поется в известной песне ДДТ: «Как мамина рука, как папино трико…» Когда шагаешь с дитем по улице, говори с ним. А вернее, побольше спрашивай: «На что похожа вон та туча?», «О чем могут говорить те два воробья?», «А что в луже? Наверняка там кто‑то живет?..»

 

 

...

В тему

Мамочка, мамочка! Я в туалет хочу!!!

Мама, задумчиво и мечтательно:

А я… в Париж.

 

Важно позволять ребенку фантазировать. Если какое‑то явление природы или слово ему неизвестно, давай разъяснения. Не стоит категорически настаивать на реальной версии событий, пусть дитё творит свою собственную историю.

Естественно, при этом стоит отличать ложь от мечтаний. Объясни, что ложь – это нечестный рассказ о реальных событиях, а фантазирование – это выдумывание своих собственных «сказочных» событий.

Игры с проволокой

Ты даже не представляешь себе, каким бесценным игровым инструментом может стать обыкновенная проволока в руках мало‑мальски креативного родителя. Это просто неисчерпаемый кладезь идей, скажу я тебе.

 

Замечу, что в целях безопасности для игр с малым дитем лучше использовать тонкую изолированную алюминиевую проволоку (она держит форму даже с изоляцией) либо самостоятельно обмотать медную проволоку нитками для вязания.

 

Что можно мастерить из проволоки? Да все что угодно! Согнув ее в виде рамки, можно предложить малышу идею о том, что это картина, и поочередно смотреть через нее на все, что есть в комнате. Малыш с удовольствием выполнит роль гида‑экскурсовода‑искусствоведа и расскажет, что же изображено на каждой из «картин».

Потом можно согнуть проволоку в виде треугольника и предположить, что это чей‑то домик. О владельце такого «жилища» можно сочинить сказку.

Дети сами с удовольствием берутся за изготовление поделок из проволоки, так что скучать и долго напрягать мозг в поисках идей тебе не придется. Успехов!

Что я делаю?

Эта игра была у нас с Сашкой одной из самых любимых. Что нужно?

 

Ты говоришь, например, что ты – рыбак. И начинаешь изображать своего персонажа жестами: берешь воображаемую удочку, разматываешь, надеваешь наживку, забрасываешь и т. д.

Когда малыш запомнит, какое действие соответствует каждому из твоих движений, можно начинать запутывать его: совершать действия в неверной последовательности или называть одно, «играя» другое.

Цель – спровоцировать ребенка исправить тебя или дополнить историю таким образом, чтобы получилось стройная теория.

Кроме развития воображения это еще и очень познавательная забава.

Кто ты?

Игра сродни предыдущей, но двигаться в этот раз придется ребенку. Оглашаешь условия: малыш должен показать, как ведет себя воображаемый персонаж, а твоя задача – отгадать, кто же это.

 

Изображать можно кого угодно: животных, людей разных профессий и призваний (тот же рыбак, солдат, врач), неживые предметы – чем шире диапазон ролей, тем лучше.

Потом вы можете поменяться ролями.

Пришелец

Здорово развивает фантазию и словарный запас следующая забава. Для этого придется представить примерное состояние человека, только что свалившегося с Луны и впервые увидевшего мир.

Где бы вы ни были, задаешь ребенку как можно больше вопросов об очевидных и известных ему вещах. Изюминка игры в том, что ты позволяешь крохе учить тебя, тем самым стимулируя его активность и самостоятельность.

Твои вопросы могут быть очень похожи на те, которые тебе задает сам малыш, то есть из цикла «почему?», «что это?» и «зачем?»

Игры для детей 3–4 лет

В этом возрасте ребенок с удовольствием творит. Например, в каждую палочку и крючок своего рисунка дитё будет вкладывать определенный сюжет. Тебе может показаться, что рисунок твоего чада распадается на фрагменты, не связанные между собой. На самом деле малыши пытаются изобразить целый рассказ, поэтому рисунки и накладываются один на другой. Запомни: очень важно поддерживать в ребенке желание творить. Несколько игр, которые помогут тебе в этом, приведены ниже.

Фантазии на тему…

Детям не надоедают сказки. Почти никогда. А если уж в сотый раз рассказанная небылица начинает вызывать у малыша зевоту, всегда можно попробовать ее реанимировать следующим нехитрым способом.

 

Рассказывая знакомую до боли историю, допускаешь смысловые ошибки. Например, так: «Пошла Синяя Шапочка к дедушке через поле. Потому что велел ей батюшка отнести деду блины к завтраку…»

Каждый раз, когда ты будешь отступать от достоверного сюжета, ребенок будет тебя исправлять. Со временем ему самому захочется фантазировать на тему сказок. Это неплохой способ поработать над воображением, а еще своеобразный стимул детской самостоятельности в мышлении.

Жидкая радуга

Взять несколько стаканов с водой и растворить немного красок разных цветов в каждом из них. Показать малышу, что случится, если смешать жидкости двух разных оттенков.

Поверь, так можно занять ребенка на добрый час, а в трехлетнем возрасте он уже достаточно ловок, чтобы не испачкать все пространство вокруг себя. Весело, полезно и почти безвредно – чем не идеальная игра?

Фантазер

Игра хороша тем, что для нее совершенно ничего не нужно, кроме собственной фантазии и желания играть. Эта особенность делает ее бесценной для «занять чем‑то» ребенка в общественном месте.

 

Просто нужно смотреть вокруг и фантазировать на тему первого, что попадет в поле зрения: «Смотри, собачка! А как ты думаешь, куда она побежала? Кто ее там ждет? О чем она думает?..» Играть можно неограниченно долго – практически никогда не надоедает. Причем обеим сторонам‑участницам:).

 

 

...

В тему

Урок химии. Эксперимент по проведению химических реакций. Учительница:

Петенька, у тебя какого цвета получилась жидкость?

Зеленого.

Молодец, пятерка. Машенька, а у тебя?

Желтого.

Ну ладно, четыре. Вовочка, а у тебя?

Черного.

Вовочка, два! Класс, ложись!!!

 

Немое кино

Из инвентаря для этой игры необходимы только наличие желания играть и сами участники, что можно считать ее несомненным достоинством, по моему нескромному мнению:).

Играя в пантомимы с ребенком, можно попробовать изображать жестами сюжет сказки, можно показывать какие‑нибудь эмоции с тем, чтобы кроха отгадывал, что ты имеешь в виду. Потом вы можете поменяться местами.

Дети с большим удовольствием кривляются и не на шутку увлекаются этой игрой. Вам однозначно должно понравиться такое совместное времяпрепровождение.

Бумажный город

Привычные всем кубики и конструкторы, кстати, здорово способствуют развитию воображения.

Эта игра служит его развитию еще больше, когда нужно самостоятельно изготовить строительный материал.

Тебе понадобятся: много разной полезной макулатуры – пакеты из‑под сока и молока самых разных размеров, полые картонные цилиндры от туалетной бумаги, а также цветной картон, ножницы, клей и краски.

Из всего этого добра вместе изготовьте креативный «стройматериал», из которого потом можно будет построить множество разнообразных архитектурных и/или инженерных объектов (дома, ракеты, роботы, дороги, машины и т. д.).

 

Обычно детям намного больше удовольствия доставляют именно игрушки хенд‑мэйд в сравнении с покупными.

Зимой трехлетнему ребенку просто грех не показать, как изготавливается кормушка для птичек из молочного пакета.

Кто лучше всех танцует твист и рок‑н‑ролл?

Чтобы поиграть в эту игру, придется создать совершенно разболтанный по жанрам список воспроизведения. Требования к музыке – разная по темпу и настроению, желательно с четким ритмом. Пусть композиции сменяют друг друга по контрасту: быстрая – медленная, минорная – мажорная, ритмичная – плавная.

 

Задача ребенка – танцевать под музыку. Очень радует малышей, когда к ним присоединяется и родитель (родители).

 

 

...

В тему

Как‑то прогуливались по улице Карлсон, Малыш и его брат Боссе. Навстречу им идет красивая девушка.

Боссе: «Смотрите, какая хорошенькая девушка!»

Карлсон: «Жаль, что она не из варенья».

Малыш: «Ах, если б это была собака…»

 

С одинаковым удовольствием танцуют под музыку и мальчишки, и девчонки. Детям, кстати, очень нравится, когда родители «по правилам» приглашают их на танец.

 

Чтение по картинкам

Для этой игры понадобится детская книга сказок с большим количеством картинок. Разрешаешь дитёнку вдоволь налистаться, а потом спрашиваешь, о чем была сказка.

Просишь ребенка описать картинки из книги. Возможно, ему удастся сочинить свою оригинальную историю о героях сказки.

Игры для детей 4–6 лет

Одно удовольствие – играть с уже таким вполне себе взрослым молодым человеком (барышней) в творческие игры. Здесь уже даже неизвестно, кто кому помогает развиваться.

В моем случае полезнее, кажется, было для меня. Главное – забыть о взрослом критиканстве, и тогда мир детских идей раскроет перед тобой все свое очарование.

Новая сказка

Замечательная и не требующая предварительных приготовлений игра. Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных тобой персонажей.

 

Пресловутый «сухофрукт из винограда» состоит в том, что ты называешь кроме реальных героев какой‑то сказки еще и дополнительного участника. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и, скажем, Колобок – в качестве отсебятины. Малыш должен сочинить историю, из которой бы лишний персонаж не вываливался постыдным образом, а гармонично дополнял сказку.

Угадай

Это коллективная детская игра. Понадобятся минимум трое участников. Можно приобщить к вашей с мальцом игре супругу или сверстников ребенка.

 

Процедура следующая: с помощью считалочки или жребия определяется ведущий. Оговаривается тематика игры (животные, окружающие предметы, знакомые люди), и ведущий загадывает слово из данной категории.

Все остальные участники по очереди задают ведущему наводящие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если у кого‑то появляется догадка о предмете разговора, он поднимает руку и высказывается. Если ответ правильный, угадавший становится ведущим, если нет, – игра продолжается.

Принцесса‑несмеяна

Думаю, на заголовке описание этой популярной игры из нашего детства можно было бы и закончить. Но все же доведу начатое до конца:).

Итак, нужны несколько участников. Взрослые, в принципе, также подойдут. Честным методом случайных чисел (считалка, жребий) определяется ведущий‑несмеяна. Задача всех остальных – по очереди смешить «принцессу» с условием, что прикасаться к ней нельзя. Тот, кому удастся вызвать улыбку, занимает место ведущего.

 

...

В тему

Спрашивает царь дочь свою Несмеяну:

Что же ты все горюешь, деточка?

Так эмо я, батенька…

 

Сегодня

Еще одна игра для нескольких детей дошкольного возраста. Традиционно один из участников становится ведущим. Его временно выдворяют из комнаты. Другие договариваются между собой о том, что каждый из них якобы делал сегодня. Занятия нужно потом показать с помощью жестов.

Когда все готовы, в комнату запускают ведущего. Он спрашивает: «Что вы делали сегодня?» Остальные дети отвечают: «Угадай», – и начинают наглядную демонстрацию. Если ведущий угадывает, среди детей выбирают нового. Если нет – снова за дверь.

Как ты лодку назовешь…

Для этой игры понадобится несколько мелких предметов неопределенного назначения(брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.). Все это богатство раскладывается на столе.

Ребенка просят назвать какой‑то из предметов, а потом придумать для него другое применение (переназвать).

Например, кубик может стать кирпичом, палочка – шестом для прыжков в высоту, бусина – планетой и т. д.

Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая‑то история?

 

Игры с природными материалами

Разные собранные в лесу, парке или просто на улице разности в виде листьев, цветов, каштанов‑шишек – отличный инвентарь для создания поделок своими руками.

 

Сделай с ребенком из каштанов уже ставшего классическим Чебурашку или аппликацию из листьев и соломы. Детям очень нравится творить. Помоги своему чаду с созданием чего‑то стоящего.

Домашний почтамт

Где‑то я вычитал (сам в шоке, я же только мануалы читаю…), что людям бывает намного проще написать о чем‑то, чем сказать лично. Автор столь «новой» мысли, тем не менее, высказал любопытную идею – повесить в коридоре дома ящик для почты, куда все члены семьи смогут бросать записки друг для друга, если такая необходимость появится.

Так вот, я решил, что общаться с сыном при помощи переписки может быть очень даже увлекательно, и с этой целью пристроил в коридоре коробку из‑под ботинок с надписью «Почта». Каждый вечер я или жена проверяли ящик на наличие корреспонденции и в зависимости от того, кто написал письмо, зачитывали Сашке эти послания.

Оказывается, детям очень нравится получать письма. Эти вечерние ритуалы стали одним из самых любимых семейных моментов. Со временем, когда чадо научится писать, у тебя появится шанс получить ответ на свои эпистолярные шедевры, а до тех пор на свое имя ты будешь получать только открытки, в лучших традициях старательности (с прикусыванием языка то бишь) выполненные маленьким художником(‑цей). По‑моему, стоит попробовать!

 

 

Игры на развитие речи

 

Природа позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш учился разговаривать, повторяя за взрослыми. Это ли не повод следить за собственной речью. Но это не все, что может сделать сознательный родитель, чтобы помочь ребенку как можно скорее освоить навыки вербального взаимодействия с себе подобными.

Оказывается, на развитие речи крохи влияет не только качество и количество разговоров вокруг него и с ним, но и степень развития его тонкомоторных навыков (в мозгу человека речевой центр и центр, отвечающий за мелкую моторику пальцев и кистей рук, находятся рядом, стимуляция второго способствует нормальному развитию первого). Об играх на развитие тонкой моторики я писал выше. Здесь остановлюсь на других полезных для будущей качественной болтливости ребенка забавах.

 

Игры для детей 2–3 лет

В актуальном возрасте чадо активно пользуется примерно двумя‑тремя сотнями слов. Немного большее количество оных присутствует в его пассивном лексическом запасе. Скажем так, русских классиков поэзии зубрить еще рановато, а вот слушать сказки и разговаривать с родителями «по душам» – самое то для двухлетнего малыша.

Испорченный попугай

Играя в эту игру, можно закрепить в памяти ребенка правильное произношение слов и звуков. Взять в руки любую игрушку (предмет) и намеренно коверкать произношение, заменяя первую букву. Спросить: «Это пышка?» (подсказывать мотанием головы: «Нет!»), «Тогда мышка? Тоже нет? A‑а, шишка!» – догадывается непонятливый взрослый, а малыш усваивает суть игры и правильное звучание слов, которому потом и подражает.

 

...

В тему

В детском саду:

Здравствуйте, я мать Сидорова Вовы, вы хотели поговорить со мной о моем сыне?

Здравствуйте, любезнейшая Ольга Петровна, присаживайтесь, милости прошу. Ваш сын в последнее время, как бы это поточнее выразиться… какой‑то лоханутый стал, тормозной. На занятиях за базар не отвечает, гонит что‑то, исполняет иногда, а временами вообще ни о чем…

Ой, вы извините меня, ради бога!..

 

Активное слушание

Дети (практически все) без ума от чтения сказок вслух. Но от сказки будет намного больше пользы, если ребенок будет принимать участие в ее рассказывании.

Превратить чтение из монолога в диалог – едва ли не лучший способ привить ребенку любовь к чтению и хорошая техника для развития словарного запаса и речевых навыков ребенка (умение строить предложения и выражать мысль вербально, в частности).

Для этого по ходу прочтения нужно постоянно спрашивать малыша, что он думает о происходящих в сказке событиях, соотносить сказочную историю с личным опытом детеныша (например, Жучка из сказки о репке может быть очень похожа на соседского пса).

И еще: читая сказку, никогда не скупись на эмоции. Интонирование реплик и чтение разными голосами способно увлечь ребенка рассказом гораздо больше, чем монотонное бубнение. Оставь технику речитатива для школьной программы, а пока – играй и драматизируй! Детям нравится.

Книга своими руками

Вместе с ребенком вклей в обычную тонкую тетрадь вырезанные из всевозможных журналов яркие картинки. А потом попроси ребенка рассказать, что на них изображено. Со временем у вас может получиться собственная сказка, которая объединит всех персонажей, выдернутых из разных опер.

 

Можно то же самое проделать с фотографиями малыша (хорошо, если это будут карточки с одного события – дня рождения, воскресной прогулки по парку и т. д.). Потом попросить рассказать, что он там делал и в какой последовательности происходили события. Дети, как и взрослые, любят говорить о себе:).

Телефонные беседы

Разговор по телефону больше способствует развитию речи, нежели непосредственная беседа. По той причине, что ребенок не может помочь себе жестами. Пусть вечерние звонки бабушек‑дедушек превратятся в ритуал.

Предупреди прародителей о том, какие слова лучше всего знает внучонок, на какие вопросы может ответить, и пусть они задают побольше таких вопросов. Разговорить дитё по телефону – значит, превратиться в активного и сопереживающего слушателя. Следовательно, необходимо меньше говорить самому, а рот открывать только для вопросов и эмоциональных одобряющих восклицаний. То есть можно просто представить, что говоришь с ребенком начальника в присутствии самого высокопоставленного родителя:).

Держи ухо востро

Слуховая дифференциация звуков – необходимое для нормального развития речи умение. Для стимуляции способности ребенка к различению звуков можно поиграть с ним в следующую игру.

Понадобится несколько одинаковых непрозрачных плотно закрывающихся емкостей (если твоя жена не выбрасывает пустые банки из‑под масок для волос – это идеальные сосуды:)). В каждую из таких баночек насыпаешь крупы разного калибра – горох, сечку и рис, например. Должно получиться по две банки с каждой из круп.

 

 

...

В тему

Звонит телефон. Мальчик снимает трубку:

Да. Вам папу? А кто спрашивает? Его шеф? А какой именно: старый осел или полный идиот?

 

Задача малыша заключается в том, чтобы потрясти все банки и найти каждой из них пару, ориентируясь по звуку. Со временем количество баночек и наполнителей можно увеличивать.

 

Что делать?

Для этой забавы (как, впрочем, для многих и многих других) понадобятся картинки с изображениями различных предметов (вещи, относящиеся к категориям «мебель», «одежда», «посуда», вполне подойдут).

Итак, берешь со стола картинку, демонстрируешь малышу и вопрошаешь приблизительно следующее: «Как ты считаешь, мой юный друг, а что можно делать с этим предметом?» Кстати, если участвующих в забаве юных друзей будет больше, чем один, – это просто здорово, игра пойдет веселее.

 

Регулярные упражнения в «Что делать?» помогают расширить активный запас глаголов, а также способствуют развитию воображения и нестандартного мышления (последнее особенно касается коллективной игры – элемент конкуренции заставляет шевелить мозгами и придумывать совершенно новые способы применения обычных предметов).

 

Покажи…

Эта довольно простая игра помогает развить слуховое восприятие и подойдет детям старше двух лет.

Алгоритм следующий: даешь ребенку простые задания, начиная предложение со слова «Покажи». Например, «Покажи мне, как ты моешь руки», «Покажи мне, как ты надеваешь носочки», «Покажи мне, как ты притрагиваешься носиком к подушке» и т. д.

Задача малыша – произвести названные действия. Это упражнение учит сосредоточивать внимание на том, что ему говорят.

Игры для детей 3–4 лет

В этом возрасте ребенок уже знает около 1500 слов, строит предложения из четырех‑пяти слов и даже начинает использовать множественную форму существительных и глаголы в прошедшем времени.

А еще (и это очень важно!) кроха задает просто бездну вопросов, чем

просто грех не воспользоваться, чтобы заложить фундамент грамотного использования универсального средства человеческой коммуникации (это я о речи и разговорах так умно:)).

Несколько игровых идей по этому поводу.

Проглоченные слова

Игра заключается в том, что ты начинаешь определенное предложение, а ребенок должен придумать к нему окончание. Предложения могут быть следующих типов.

Подбор существительных под эпитет. Например, ты начинаешь: «Круглым может быть солнце, мяч, хлеб, а еще…» В этом месте малыш должен продолжить. Если он не нашел подходящего слова, попробуй подсказать ему, а потом задай следующее задание о противоположном эпитете («Квадратным может быть…» и т. д.).

Подбор прилагательных к подлежащему. Здесь наоборот: «Мяч может быть резиновым, красным, большим, а еще…» Еще можешь спросить о противоположностях: может ли быть мячик одновременно большим и маленьким, твердым и мягким и т. д.

Поиск ответов. Вопросы могут быть следующего плана: «Что бывает круглое?», «Что бывает синее?», «Что бывает мягкое?» и т. д. В эту игру можно играть с несколькими детьми – тогда выигрывает тот, кто назовет больше других слов, подходящих под соответствующее прилагательное.

 

...

В тему

Учительница:

Сегодня, дети, мы будем спрягать глаголы. Я стою, ты стоишь, он стоит, мы стоим, вы стоите, они стоят… Вовочка, повтори!

Все стоят!

 

Дополнение предложений‑последовательностей. Приводишь ребенку пример: «Сначала откручивают тюбик, потом выдавливают пасту», «Сначала откручивают кран, потом моют руки», а затем предлагаешь продолжить несколько подобных предложений («Сначала засыпают заварку, а потом…» и т. д.).

Подбор глаголов к существительному. Например, «Мяч можно бросать, надувать, а еще…»

Поиск противоположностей. Например, «Днем светло, а ночью…», «Вода жидкая, а песок…»

Поиск составных частей. Например, ты называешь слово «дом», а задача ребенка – назвать слово, которое может быть частью дома («окно», «дверь», «стена» и т. д.). Игру можно усложнять, называя несколько прилагательных, к которым подойдет только одно существительное, и вообще желательно не бояться играть со словами. Кстати, каламбуры очень нравятся детям. Попробуй объяснить малышу, что это такое.

Придумай предложение

Для этой игры понадобятся карточки с изображениями животных, растений, мебели, сказочных персонажей и т. д. Ты выбираешь две‑три карточки и демонстрируешь ребенку. Его задача – составить предложение, которое будет содержать слова, обозначающие изображения с карточек.

 

Маппеты

Поиграй с ребенком в домашний кукольный театр. Для этого понадобится пара носков. Натягиваешь один на свою руку, а второй – на руку малыша. Дальше – твоя фантазия: поешь песни, рассказываешь стихи, задаешь вопросы и сам же на них отвечаешь, меняя голоса, все это сопровождаешь характерными движениями руки в носке (как будто она открывает/закрывает «рот») и провоцируешь кроху повторять за тобой.

Постарайся вовлечь ребенка в незатейливый «диалог» рук.

 

Если есть время, к носку можно пришить «ушки», «глазки» и «рот» – восторгу ребенка не будет предела. Главное – стимулировать малыша к озвучиванию реплик своего «персонажа», не перебивать его:).

Съедобное‑несъедобное

Знакомая с детства игра помогает расширить словарный запас и способствует развитию слухового восприятия. Поэтому – играем.

Кто не помнит, для игры понадобится мяч. Озвучиваешь условия: «Мяч нужно поймать, когда услышишь, что я назову что‑то съедобное». Дальше ты бросаешь малышу мячик, одновременно называя какое‑нибудь слово.

 

Здорово играть в эту игру с несколькими детьми. Тогда можно еще и ввести соревновательный элемент. Скажем, поставить детишек подальше от себя и по очереди бросать каждому мячик. Поймавший вовремя делает шаг вперед; тот, кто ошибся, – остается на месте. Таким образом, выигрывает тот, кто первым подойдет к тебе на определенное расстояние.

 

 

...

В тему

В пионерском лагере вожатый затевает игры с младшим отрядом:

Дети, отгадайте загадку: кто это – серенький, с ушками, все поле обскакал?

Дети молчат. Вожатый подсказывает:

Ну‑у‑у, мы еще о нем столько песенок поем?

Вовочка с сомнением в голосе:

Дедушка Ленин?..

 

Загадки

С толком для развития словарного запаса и весело можно провести время с трехлетним ребенком, загадывая загадки. Например, такие:

• Кто мурлычет там в лукошке?

– Это Мурка, наша… (Кошка.)

• Мы кладем ее под ушки,

Потому зовем… (Подушка.)

• В небе будто звезды жгут,

Это праздничный… (Салют.)

Яркая и стройная,

В Новый год зеленая,

Листья, как иголочки,

Все узнали?.. (Елочка.)

Чтоб в мороз не стыли ножки,

Все должны носить… (Сапожки.)

Подай‑ка мне…

Эта игра помогает расширить словарный запас ребенка, научить различать похожие по виду и предназначению предметы.

Для начала игры понадобятся картинки с изображением похожих по функционалу предметов (например, чашка – кружка, шапка – берет, перчатки – варежки). Раскладываешь рисунки перед малышом и оглашаешь задание: «Я называю нужный предмет, а ты подаешь мне картинку с его изображением. Постарайся не перепутать, ведь в мире есть очень много похожих вещей».

 

Затем по очереди называешь по одному предмету из каждой пары «почти синонимов». Если ребенок допускает ошибку и вместо «перчаток» подает «варежки» – картинка остается у него. Цель: чтобы к концу игры у детеныша на руках не осталось карточек.

Можно также попросить малыша назвать каждый из нарисованных предметов, чтобы закрепить в памяти.

 

 

...

В тему

На уроке русского языка:

Дети, назовите слово, в котором много букв «о».

Болото.

Хорошо. Кто больше?

Молоковоз.

Отлично. Кто еще больше?

Вовочка:

Гэооооооооол!

 

Слова на дорожку

Интересная игра с элементами соревнования помогает расширить словарный запас, развивает навыки классификации и обобщения.

Перед началом игры все желающие поучаствовать становятся рядом в одну линию, оговорив перед этим место финиша (оптимально шагов за восемь‑десять). Также игроки договариваются между собой о теме. Это могут быть, например, «Животные», «Деревья», «Вежливые слова» и проч.

Каждый участник может сделать шаг в сторону финишной черты, только назвав слово, относящееся к оговоренной теме. Важно следить за тем, чтобы слова не повторялись. Участник имеет право пропустить ход. Выигрывает тот, кто первым добирается до конца дистанции.

Игры для детей 4–6 лет

В этом возрасте важно подготовить ребенка к поступлению в школу. Применительно к речи это означает изучение букв и счета.

Вот несколько игровых занятий, способствующих закреплению столь необходимых знаний о существовании письменной речи.

Числительные

Эта игра аналогична упражнению на засыпание – подсчет слонов, помнишь? Считаешь сам, а потом пусть ребенок повторит. Например, «один трехколесный велосипед, два трехколесных велосипеда…» Предметы подсчета могут быть любыми, а счет ведется до тех пор, пока ребенок не собьется.

Можно практиковать также обратный счет: «двадцать пельменей, девятнадцать пельменей…»

 

Заглавные

Предлагаешь ребенку поиграть в следующую забаву: называешь какую‑нибудь букву, а ребенок должен назвать как можно больше слов, которые начинаются с нее. Если ему сложно, подсказываешь косвенно на первых порах.

 

Можно ввести в игру элемент соревнования, если подключить к участию других детей или кого‑то из не успевших убежать по «сверхсрочным» делам родственников‑домочадцев.

По теме

Заранее оговариваете с ребенком тему и по очереди, засекая минуту, называете как можно больше соответствующих тематике слов.

 

Что общего?

Игра чем‑то напоминает предыдущую, только здесь ты называешь ряд слов, которые содержат одну и ту же букву (например, укроп, печь, липа – общая буква «п»). Начать можно с ряда слов, у которых общей будет первая буква, а дальше постепенно усложнять задание.

Испорченный телефон

Думаю, правила игры тебе известны – по цепочке игроков шепотом передается слово. Первый и последний игроки называют исходное и получившееся слова.

Для большего образовательного эффекта следует обсудить разницу между этими словами и поговорить о причинах искажения (пусть дети расскажут, кто что услышал).

Темы должны быть хорошо знакомы ребенку (животные, растения, бытовые предметы, канцелярские принадлежности и т. д.).

Противоположности

Полезно для расширения словарного запаса и общей эрудиции поиграть с ребенком в ряды антонимов. Суть игры – ты называешь слово (прилагательное или существительное; глаголы – это уже Level 2), а ребенок должен назвать противоположное ему по значению. Например, «черный – белый», «день – ночь», «теплый – холодный» и т. д.

 

Эрудит

Не знаю, помнишь ли ты с детства эту игру, а вот я – прекрасно. На листочке чертилась табличка с пятью столбиками. В первом нужно было написать имя, во втором – страну, в остальных – растение, животное и город соответственно. Потом ведущий загадывал букву, а все участники должны были заполнить графы таблицы словами, начинающимися с этой буквы.

Так вот, если малыш пока не умеет писать – не беда. В эту игру можно играть и устно. Чем больше участников, тем веселее будет.

Возьми на себя роль ведущего и судьи, а детишки пусть придумывают слова. Под этот шумок можно «пролоббировать» ребятам сказку об Алисе в Стране чудес (помнишь Шляпника, собиравшего слова на букву «м»?).

 

 

...

В тему

Забавные антонимы.

Мужик на лыжах – оленю тяжело./Баба с возу – кобыле легче.

Слышу, быстро спускается из ямы извозчик, оседлавший цистерну воды/Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз.

Расслабься, стенки растворяются/Осторожно, двери закрываются.

Черт, убери этих демократов У Боже, храни королеву!

 

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.279 с.