Игры на развитие мелкой моторики — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Игры на развитие мелкой моторики

2021-06-02 30
Игры на развитие мелкой моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Модное по нынешним временам словосочетание «мелкая моторика». Все молодые родители устремились развивать ее у собственных чад и обсуждать успехи и волшебные подробности своих занятий на разных форумах, площадках, блогах и прочих виртуальных аналогах пресловутого забора, на котором пишут. Что могу добавить к этому массиву информации я? Разве что внятное пояснение термина да набросок какой‑то структуры занятий. Чем, собственно, и займусь.

Итак, мелкая, или тонкая, моторика – это то, что без лишнего пафоса можно назвать ловкостью. Зависит она от степени скоординированности работы зрительной и костно‑мышечной системы (в частности, кистей рук).

Было бы глупо думать, что все люди могут быть грациозны и ловки, если с детства озадачивать их, как Золушку, перебиранием круп. Во многом мелкая моторика зависит от врожденных факторов. А именно от сбалансированности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Но все же, применяя тренировки, можно несколько улучшить природные данные. Ничто не мешает тебе заниматься с ребенком. Ниже рассказываю, как.

 

Игры для детей 2–3 лет

В возрасте двух‑трех лет для развития мелкой моторики важно совершенствовать чувствительность пальцев. В этом помогает работа с разнотекстурными материалами, которая одновременно дает малышу кинестетический опыт (то есть обогащает его запас знаний о прикосновениях, и предметы, разные на ощупь, становятся ему ближе и понятнее:)) и совершает легкий массаж.

Манипуляции с мелкими вещами также положительно влияют на тонкие движения, но игры с малогабаритными игрушками чреваты – малыш все тянет в рот. Поэтому только под присмотром.

Урок лепки

 

Здорово заменить для этих целей пластилин соленым тестом (малявка же все тянет в рот). Чтобы его приготовить, нужно смешать 1 часть муки с 0,5 части соли и водой (на глаз, до получения очень крутого теста). Добавить 1 ст.л. растительного масла. Вылепленные из такого материала игрушки можно запечь (3 часа при +100 °C) и раскрасить.

 

Урок рисования

Для этой игры понадобятся пальчиковые краски, которые можно купить практически в любом торговом заведении а‑ля «Детский мир». Именно они лучше всего подходят для столь юного художника сразу по нескольким причинам: они нетоксичны (даже если слегка попробует на зуб, ничего страшного); малышу пока довольно сложно удерживать в руке какое‑либо пишущее приспособление (то ли дело собственные пальцы!); а еще эти краски легко смываются с большинства поверхностей (и с кожи в том числе:)).

 

 

...

В тему

Пятна от краски будут менее заметны на вашей одежде, если вы ее больше не наденете…

 

На полу лучше расстелить что‑то клеенчатое, а уже поверх подстилки – ватман. Прямо на бумагу или возле нее сажаем дитё и показываем, что такое творчество.

Потом ватман с каляками‑маляками можно просушить и даже повесить на стену, если интерьер позволяет (читай: если дури хватит).

Также можно попробовать рисовать самому силуэты животных или предметов и просить ребенка отгадать, что нарисовано.

 

Ожерелье Чингачгука

Адекватной заменой игре с пирамидой из колец может быть следующая. Понадобится шнурок от ботинок с твердым кончиком и крупные бусины (пуговицы, полые макароны и т. д.) с отверстиями соответствующего размера. Выдай все это ребенку и попроси сделать «колье» для мамы. Потом обязательно торжественно преподнесите маме результаты такого труда и заставьте надеть:).

 

Если перед началом игры дать крохе инструкцию отсортировать бусинки по форме или нанизать их в заданной последовательности, игра автоматически превращается в развивающую.

Урок стереометрии

Это нестрашно, это всего лишь матрешки:). Ребенку же необходимо знать о понятиях «больше‑меньше». В этом ему и помогают разобраться матрешки. Вместо них сойдут просто коробки разных размеров, которые можно вложить одну в другую. Естественно, лучше, если они будут яркими и разноцветными.

 

С первого раза у детеныша может не получиться, но со временем он усвоит, что меньшее можно положить в большее, а не наоборот.

Трафарет

Существует огромный выбор трафаретов для рисования. Можно купить малышу самые простые или научить обводить на бумаге свою ручку, кубик, игрушку или другие предметы, находящиеся в радиусе досягаемости и заинтересовавшие его.

 

 

...

В тему

Сын спрашивает отца:

Пап, на кого я похож?

Отец:

На меня.

А ты на кого похож?

На дедушку.

А дедушка на кого похож?

На своего дедушку.

Пап, мы что, матрешки?!

 

 

Копилка

Для этой игры понадобится импровизированная копилка из чего‑то прозрачного (банка из‑под кофе с прорезанным в крышке отверстием подойдет идеально, останется только содрать этикетку). Отверстие нужно сделать такого размера, чтобы туда могли войти не только монеты, но и пуговицы, фишки, прочая мелочь, но все же не слишком большое, чтобы этот мусор (простите, богатство, я хотел сказать) оттуда не вываливался.

 

Дальше просто показать крохе принцип накопления и любоваться тихой и продолжительной игрой – детям очень нравится, что накопленное можно рассмотреть и потрясти.

Колюще‑режущее

Потихонечку можно начинать знакомить малыша с ножницами. Существуют специальные, безопасные для самых маленьких.

 

Вот ими ребенка и учим пользоваться. Для начала можно просто разрезать бумагу на полоски. Когда этот навык будет освоен, можно переходить к вырезанию простых фигур, а затем и аппликации.

Картина из кухни

Эта игра позволяет не только поупражняться в манипулировании не слишком габаритными предметами, но и занять руки ребенка на некоторое время, да еще и с КПД несколько выше нулевого. Бывают случаи (особенно у супруги), когда кухонная возня в самом разгаре, а чадо крутится неподалеку, и его нужно как‑нибудь «заиграть», пока не натворил чего‑нибудь.

Именно для таких случаев идеальна эта забава.

Берешь большой поднос какого‑нибудь насыщенного цвета. Посыпаешь его мукой (достаточно слегка припылить). Демонстрируешь ребенку технику рисования по сыпучим материалам: водишь пальцем по дну. Можно сопровождать нарисованное сказкой или сочинять на ходу историю из жизни, показывая рисунки.

Дальше можно пустить дело на самотек, позволив ребенку рисовать самому. Потом нужно будет только досыпать муку и нахваливать талант собственного чада.

 

Игры для детей 3–4 лет

В 3–4 года важно оттачивать уже появившиеся навыки игр с мелкими предметами. Этой цели здорово помогают творческие игры: лепка, рисование, аппликации и проч. В этом возрасте целесообразно перейти от простейших заданий к более сложным. Хорошо вводить в игры какую‑нибудь «легенду», чем‑то аргументировать творческие задания (это могут быть сказка, совместное фантазирование, стишки, потешки, загадки и т. д.).

Строим башню

 

Для игры понадобятся спагетти и бусинки с соответствующим диаметром отверстия. Закрепи длинную макаронину вертикально (например, в кусочке теста или пластилина) и выдай детенышу инструкцию: построить башню из бусинок в строго определенном порядке (только из маленьких, чередуя размеры и цвета, или по какой‑то схеме). Так можно постепенно обучить ребенка счету и закрепить знание цветов.

 

Застегнутое одеяло

Эта игра поможет ребенку научиться самостоятельно справляться со всевозможными застежками на одежде (обуви). Для этого попроси жену пришить к полотенцу, которое не жалко, как можно больше разнообразных пуговиц, застежек, липучек, шнурков, даже молнию. Детям очень нравится играть с такой штукой, и вскоре маленький человек сможет похвастаться умелыми движениями пальцев при одевании.

Лепка из пластилина

Пластилин в плане лепки более выгоден, чем соленое тесто, хотя бы тем, что он изначально цветной и его не нужно готовить. И его можно использовать, если ребенку уже исполнилось три года и он не пытается тянуть в рот все, что попадает в руки.

 

Сначала нужно показать, как лепить самые простые фигуры – колбаски, шарики, блинчики. Потом из этих наборов можно составлять грибочки, цветы, деревья. Затем – перейти на сказочных персонажей и героев мультфильмов. Здорово также одновременно рассказывать сказку про Царевну‑лягушку, например, и иллюстрировать ее вылепленными фигурками.

 

 

...

В тему

Кажется, мы сходим с ума!

С ума, с ума!

Эхо, что ли?

Эхо, что ли? Эхо, что ли?

Тринитрохлорплазомополиуретан!

Пластилин, пластилин, пластилин!

 

Шнуровки

Наверняка в детских магазинах тебе попадались на глаза развивающие игрушки‑шнуровки. Это выполненные из разных материалов доски с пробитыми в них отверстиями. Дырки наштампованы таким образом, что если их зашнуровать, получится контур какого‑то предмета или существа.

 

Так вот, такую или подобную игру ты вполне можешь изготовить самостоятельно. Для этого понадобится кусок плотного картона, какой‑нибудь колющий предмет типа «отвертка» с достаточным диаметром – для проделывания отверстий, а также длинные обувные шнурки (можешь вытащить из каких‑нибудь особенно высоких ботинок твоей благоверной).

Сначала на картоне нарисуй, скажем, окуня, а уже потом по контуру через одинаковые (по возможности) промежутки начинай прокалывать отверстия.

Если приобщить ребенка к созданию этого обучающего пособия, радости от игры будет неизмеримо больше. Тем более что сделанную совместными с папой усилиями игрушку ребенок с удовольствием потащит в сад, дабы похвастаться перед друзьями.

Рифмованные игры с бытовыми предметами

Прелесть этих игр в том, что весь необходимый развивающий инвентарь относится к категории подножного. Из того, что найдется в доме, для подобных игр понадобятся: бельевые прищепки (не слишком тугие), кусок веревки, круглая рас‑ческа‑щетка любимой супруги.

 

Рассказываю, что делать со всем этим добром. Итак, в порядке очереди.

• Пробуешь использовать прищепки. Крохе понадобится просто‑напросто прицепить их на бельевой шнурок, натянутый заботливым отцом где‑то на уровне плеч малыша. При этом можно бубнить по слогам, например следующее:

Мы с папаней очень ловко

Натянули вдоль веревку.

А теперь пришел черед

Прицепить прищепки – вот!

 

Задание можно усложнить, выдав мальцу несколько тряпочек (мягких игрушек), которые необходимо закрепить на веревке.

 

• Если представится возможность стырить у мамы круглую щетку для волос, с этим предметом также можно устроить развивающую забаву. Оказывается, для развития мелкой моторики очень полезен массаж ладоней. Для этого ребенку достаточно просто зажать щетку между ладонями и катать.

 

 

...

В тему

Ученые предполагают, что основная причина роста детской жестокости – пазлы на 2000 деталей.

 

Но просто катать щетку скучно, поэтому можно делать это под аккомпанемент следующего стихотворного шедевра:

Не бывают без иголки

Ни сосна, ни кедр, ни елка –

Колкие деревья. Все же

Всех больней уколет ежик.

 

 

Имитатор

Здорово развивает мелкомоторные навыки следующее упражнение: малыш имитирует выполнение каких‑либо знакомых ему реальных действий. Например, можно попросить его продемонстрировать, как люди пишут, играют на клавишных, берут щепоть чего‑то, засовывают нитку в иголку, шьют, размешивают чай и т. д.

Мозаика

Еще один интересный способ потренировать пальчики на ловкость – собирание мозаичных рисунков, или, проще говоря, пазлов.

В актуальном возрасте ребенку пока не под силу собрать огромное панно с сотнями оттенков. Поэтому в магазине лучше выбрать набор, соответствующий возрастным возможностям твоего наследника. Продавец тебе обязательно поможет:).

Игры для детей 4–6 лет

Развитие мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте предполагает подготовку к будущей деятельности первоклашки – письму. Поэтому целесообразными будут игры с карандашами, счетными палочками, а также манипуляции с другими учебными принадлежностями. К примеру, следующие.

Любопытный счет

Игры со счетными палочками (спичками, в конце концов) могут быть совершенно разнообразными.

 

Если твой ребенок уже освоил некую часть алфавита или умеет считать, из счетных палочек можно выкладывать буквы и цифры. Лучше придумать к этому занятию какую‑нибудь занимательную подводку‑легенду. Например, предложи дитенку такое задание: я называю слова, а ты выложи на столе букву, с которой все они начинаются. Так вы еще и обобщать научитесь:).

 

Неплохо также играть с детьми этого возраста в загадки с условием, что отгадку ребенок должен выложить из палочек на столе (полу). Естественно, загадки должны быть соответствующими – очень сложно, знаешь ли, из спичек выложить синхрофазотрон какой‑нибудь.

Рисовалки

• Простой, как все гениальное, метод поспособствовать скорейшему усвоению навыков управления ручкой – раскраски. Можно приобрести готовую книжку или распечатать понравившийся рисунок из Интернета.

 

Небольшое примечание – будет лучше, если ребенок воспользуется цветными карандашами, а не фломастерами. Так дитё еще и усвоит, что, изменяя силу нажима, можно добиться разных оттенков одного цвета. Да и руку потренирует.

• Еще один отличный способ увлечь ребенка игрой с пользой для развития ловкости рук – копирование. Я еще помню, как сам в детстве обожал перебивать рисунки через кальку или срисовывать их на прозрачную бумагу.

 

 

...

В тему

Это кто?

Это ты.

А почему у меня волосы зеленые?

У меня не было лысого карандаша…

 

Отсутствие прозрачной бумаги также не останавливало страсти к копированию: в таком случае обычная бумага прикладывалась к рисунку, а оба листа вместе – к окну, и рисунок перебивался на просвет. Затем его точно так же, как и готовую раскраску, можно дополнить цветом. Самостоятельное создание раскраски очень нравится детям.

 

Для пользы дела хорошо использовать в качестве источника плагиата различные орнаменты. В них много изогнутых линий, умение изображать которые понадобится дитенку при письме.

Вырезание

Хорошо влияет на развитие ловкости пальцев, ладоней и кистей рук работа с ножницами. Естественно, лучше выбирать специальный безопасный инструмент. Вырезать можно что угодно: фигуры для аппликаций, снежинки, страницы из папиных книжек (шутка!). В общем, простор для фантазии неограничен.

Хорошо бы вырезать фигурки из белой бумаги, а потом их еще и раскрасить – вдвойне полезно для пальцев.

Лабиринт

Здорово помогает тренировать владение собственными пальчиками рисование и прохождение головоломок‑лабиринтов. Необязательно покупать готовые. Даже гораздо интереснее рисовать такие шарады вместе с ребенком в кустарных условиях: ты – ему, он – тебе.

Также можно проходить лабиринты на скорость или просто обводить на время по контуру разные предметы. Можно ввести шкалу оценивания аккуратности работы, она послужит дополнительным стимулом внимательности ребенка к деталям.

Пипетки, пуговицы, прищепки и прочие полезности

Нет, это не показательный парад слов на букву «п»:). Это я сейчас попытался перечислить некоторые из бытовых предметов, работа с которыми способствует развитию мелкой моторики.

Не стоит запрещать ребенку, если он выразит желание пришить пуговицу самостоятельно. Поверь, он абсолютно готов к выполнению этого задания под твоим присмотром.

То же самое с прищепками. Пусть постоянной обязанностью ребенка станет развешивание постиранного белья. Ему от этого только удовольствие и дополнительная тренировка пальцев на ловкость.

 

Работа с пипеткой также требует задействования мелкомоторных навыков. Можно придумать увлекательную игру с окрашенной водой и пипетками. А когда ребенок уже в достаточной мере освоит эту технику, можно разрешить ему немного поиграть с аромамаслами – пусть создаст какую‑нибудь приятно пахнущую смесь под твоим внимательным присмотром. Заодно можно потренироваться в восприятии запахов – чем не приятный бонус:)?

Муха‑повторюха

Цель игры – совершенствование владения собственными пальчиками. Суть игры сводится к тому, что ребенок должен повторить вслед за взрослым составленную им комбинацию пальцев.

Начать можно с одной руки. Изображаешь какую‑нибудь цензурную фигуру из пальцев и просишь ребенка сделать точно так же.

Если ему трудно сообразить, как воспроизвести комбинацию зеркально (сидя напротив), усаживаешь кроху рядом с собой и повторяешь попытку.

Постепенно задание можно усложнять, складывая пальцы обеих рук в разные фигуры или засекая время, требующееся на повторение. Или ограничивать число неверных попыток – так вы еще и внимательность простимулируете.

Не тревожь мне душу, скрипка…

Не могу утверждать с уверенностью, что следующий способ развить мелкую моторику рук подойдет всем и каждому. Но игра на клавишных и щипковых музыкальных инструментах как нельзя лучше влияет на мелкомоторные навыки…

Да, не каждый родитель рискнет купить малышу гитару или посадить его за фортепиано только лишь для стимуляции ловкости рук. Но для тех, кто и так видел свое чадо в будущем музыкантом и уже задумывался над началом соответствующего образования, параллельное развитие мелкой моторики, а следовательно, и речи, станет дополнительным бонусом.

Так что, если уверен в крепости собственных нервов и достаточной закаленности барабанных перепонок, – дерзай. Игра на музыкальных инструментах действительно как нельзя лучше влияет на развитие тонкой моторики рук.

 

 

Игры на развитие восприятия

 

Редко кто понимает, что восприятие еще и развивать нужно. Чувствительность дана нам природой в безвозмездное пользование, и никто особо об этом не задумывается, принимая как должное. На деле же оказывается, что восприятие – очень важная штука. Многие выросли, привыкнув просто не замечать (не воспринимать) многих вещей. Так мимо человека может пройти незамеченной значительная часть реальности.

Поэтому восприятие нужно развивать. Дерзать в указанном направлении помогут следующие игровые занятия.

 

Игры для детей 2–3 лет

В этом возрасте очень важно создать у ребенка ассоциации между словами и ощущениями. Малыш чувствует вкус (скажем, сладкое), но пока ты ему не объяснишь, что это сладко, он не сможет осознать свое ощущение.

С этой целью необходимо как можно больше разговаривать о повседневных вещах. Нет, в самом деле, вербализировать каждое действие и событие – верный способ прийти к пониманию собственных чувств.

Догони шарик

Надуть три разноцветных шара и привязать к каждому нить соответствующего цвета. Потом разбросать шары по комнате и догонять. И дать малышу задание: поймать за нитку, скажем, красный шар. Так он со временем выучит цвета и усвоит, что абсолютно разные по форме предметы могут быть одного цвета (нитка и шарик).

 

 

Мокрое‑сухое

Научить ребенка различать мокрое и сухое очень важно. Особенно в актуальном возрасте, когда детеныш еще время от времени пачкает штанишки. С этой целью можно предложить крохе искупать куклу. Просто попроси проделать процедуру ежевечернего туалета игрушке, выдав ему полотенце, которым ту нужно будет вытереть. Присутствие родителя при игре и активное комментирование всех действий с подчеркиванием понятий «сухое» и «мокрое» обязательно и всенепременно.

 

Если в доме имеется небьющаяся посуда, чаду можно доверить помощь взрослым при ее мытье и протирании.

Выполнение такой бытовой процедуры с соответствующими комментариями поможет малышу усвоить изучаемые понятия и закрепить знания на практике.

Теплое‑холодное

Берешь две миски. В одну наливаешь холодную воду, во вторую – теплую. Дальше игра может идти самым непредсказуемым и фантазийным образом, главное – фиксировать внимание ребенка на температуре. Нужно просить его не только показывать пальцем на нужный сосуд, но и называть вещи своими именами. Когда дитя научится различать «холодно‑горячо», можно поставить перед ним единственную миску и спросить, какая водичка в ней сейчас.

Что слышно?

Отличная тренировка слуха и внимательности – игры в имитацию звуков. Это совсем не кривляние или передразнивание. Просто просишь ребенка продемонстрировать, как «разговаривают» разные животные, как заводится машина, как звонит будильник…

 

...

В тему

Пап, я так долго мыл эту сковороду.

К ней пристала какая‑то пленка!..

Да, сынок, это был тефлон…

 

Еще можно играть в «лесное радио». Рассказываешь малышу историю о том, что у зверей также есть радио. Начинаешь издавать или включаешь запись голосов разных животных и птиц, а детеныш пусть угадывает, кто из «ведущих» сейчас «в эфире».

 

 

...

В тему

Верх оптимизма – считать, что в коробке столько шоколадных конфет, сколько туда может теоретически поместиться.

 

Также необходимо почаще обращать внимание крохи на обилие звуков вокруг. Услышав звук, который, ты уверен, ему знаком, спрашиваешь: «А что это?» Пусть дитё закрепляет в памяти ассоциативные цепочки.

На ощупь

Немного заинтересованности, пара отцовских рук, картон, клей, кое‑что из строительного мусора – и отличное пособие для развития тактильной чувствительности и кинестетического восприятия готово.

Процедура следующая.

На картонные квадраты наклеиваешь кусочки разнофактурных материалов: стекло, линолеум, ворсистые и гладкие ткани, пластик… да все, что душе угодно и что можно приклеить:). Делаешь по паре квадратов с использованием каждого материала. Все. Дальше можно предложить ребенку найти одинаковые на ощупь, охарактеризовать каждый образец словами «твердый», «мягкий», «шершавый», «гладкий» и проч.

Большой‑маленький

Суть игры: взять три однотипных предмета разной величины (кубика, шарика) и три коробки разных размеров. Ребенок должен положить большой кубик в большую коробку, остальные – соответственно размеру. К коробкам можно добавить крышки. Так маленький человек сможет усвоить понятие размера.

 

Маленький дачник

Игра на закрепление понятия размера. Урожай «картошки» (большие, средние и маленькие бусинки) ребенку нужно разложить по корзинам (коробкам) трех размеров, чтобы при этом мелкая «картошка» оказалась в маленькой корзинке, средняя – в средней, а крупная – в большой.

 

Материал для игры подобрать с хитрым умыслом – так, чтобы крупная «картошка» не помещалась полностью в маленькой корзине.

Игры для детей 3–4 лет

В актуальном возрасте важно научить ребенка дифференцировать собственные ощущения. Занятия на различение – самое то, что нужно в этом случае. К примеру, такие.

Чем пахнет

Предложить детенышу положить что‑то сильно пахнущее в несколько одинаковых коробочек и дать понюхать. Подробно рассказать о каждом запахе (кофе, ваниль, перец, корица). А потом его заданием будет отгадать с закрытыми глазами, что же именно находится в каждой из коробочек по запаху.

Подобную процедуру можно проделать и для тренировки вкусовых рецепторов – разбавить водой соль, сахар, лимонный сок и поговорить о вкусах.

Здорово поиграть в «парфюмера» на улице. Мы сами иногда не замечаем, насколько по‑разному пахнет вокруг. Старайся обращать внимание и называть ребенку встречающиеся ароматы: «от машины бензином пахнет», «в супермаркете жарят кур, чувствуешь запах из вентиляции», «а вот запах кофе из кондитерской, и булками пахнет», «видишь, дядя траву скосил, сеном пахнет»… Будь наблюдательнее и научи этому ребенка.

Фигурный мир

Для этой игры тебе понадобится доска с вырезанными в ней дырами в виде геометрических фигур (сами фигуры, естественно, тоже). Ее можно приобрести в любом детском магазине или изготовить самому из плотного картона.

 

Перед малышом стоит задача найти фигуру, соответствующую отверстию в доске. С первой попытки у него может не получиться, поэтому, чтобы облегчить задание, на первых порах целесообразно использовать доску с разноцветными фигурами и соответственно окрашенными отверстиями.

 

Со временем можно усложнять игру, добавляя новые «лишние» фигуры.

«Наскальные» рисунки

Для этой игры понадобится закрепить на стене детской (или другого помещения, которого не жалко) ватман. Ребенку выдаются карандаши или фломастеры и задание нарисовать линию. Для начала горизонтальную. Не факт, что получится сразу, но хвалить чадо за настойчивость попыток – обязательно. Потом нужно нарисовать вертикальную линию и объяснить малышу разницу между ними.

 

 

...

В тему

Видите, как хорошо рисует мой сын! Паша, нарисуй, пожалуйста, чай в стакане.

Тебе с сахаром или без?

 

Постепенно можно перейти к изображению крестиков, квадратов, параллельных линий и других фигур, составлению из них разных композиций.

 

Полезно схематически «строить» животных, людей, машины или дома с помощью простых геометрических фигур. Так кроха научится воспринимать частное в целом.

Пирамиды

Хорошо тренирует цветовое восприятие игра с обычной детской пирамидкой (это такие разноцветные кольца разных диаметров, надетые на вертикальную основу).

Только для правильной развивающей игры идентичных игрушек понадобится две. Одну из них собираешь ты в качестве образца, а вторую должен будет собрать твой отпрыск, повторяя чередование цветов.

Дальше – больше: собери нетрадиционную фигуру (которая не будет сужаться кверху; большие и маленькие кольца размести хаотически).

Найди искомое

Для этой игры понадобятся картинки с изображением простых предметов(фигур) и вырезанные из бумаги силуэты этих же фигур.

Я использовал для создания необходимого инвентаря обычный белый картон и формы для печенья – обвел каждую на карточке и закрасил, еще раз обвел, вырезал и оставил, как есть, – белыми.

В задачу ребенка входит отыскать нужную белую фигуру и расположить ее на картинке таким образом, чтобы края полностью совпали и получился белый лист.

Игра способствует развитию восприятия формы предметов.

Игры с развивающими пособиями

Для развития восприятия люди успели придумать немало приспособлений разной степени хитроумности. Заслуги некой госпожи Алессандрины Равиццы принято считать далеко не последними в этой области. Эта женщина однажды придумала вырезать из тонких дощечек плоские фигурки на ножках и раскрашивать их в разные цвета. Впоследствии эти игрушки были названы ее именем – фигурки Равиццы. Существует множество версий игры с ними. Наиболее распространен вариант, когда все игрушки складываются в полотняный мешочек, а ребенку предлагается на ощупь определить, что за предмет находится в его руке.

Лично мне не очень понятно, почему фигурки Равиццы, фактически повторяющие русскую народную игру в бирюльки, обрели такую популярность, а о намного раньше существовавших бирюльках ничего особо и не известно. Видимо, все дело в маркетинговой политике:).

Как бы там ни было, поясню для общего развития, что бирюльки – те же самые фигурки Равиццы, вот только более объемные и без ножки. Алгоритм игры точно такой же.

Если уж начинать разговор о развивающих пособиях, избежать упоминания имени Марии Монтессори ну никак не получится. Лично у меня при первом посещении магазина развивающих игрушек создалось не слишком далеко ушедшее от истины впечатление, что добрая половина всего ассортимента принадлежит именно ее авторству:). Это пазлы, коробочки, ящички, шнуровки, кольца, тактильные наборы и многое‑многое другое.

К каждому из таких игровых наборов прилагается инструкция, так что разобраться не составит труда.

 

Покупая для ребенка развивающие пособия, помни, что далеко не всем детям они нравятся. Мне, например, не повезло повстречать в своей жизни людей, чьих детей можно было бы увлечь игрой в цветной коврик‑пазл. По утверждениям всех моих «детных» знакомых, эта штукенция пылится где‑нибудь в укромном углу кладовки или подвала, поскольку совершенно не вызывает игрового энтузиазма. Так что мой тебе совет, не стоит скупать сразу половину магазинного ассортимента. Гораздо лучше для начала присмотреться к играм твоего чада – наверняка у него есть какие‑то любимые забавы. Вот от них и отталкивайся при выборе нужного развивающего набора.

По губам

Интересная и небанальная, по моему мнению, игра на развитие зрительного восприятия.

Научить ребенка читать по губам можно, если упражняться в этом умении регулярно. Например, каждый день по 5 минут.

 

Для начала выучиваешь с ним назубок какой‑нибудь стишок. После этого можно приступать к следующему этапу. Он состоит в том, чтобы повторять вместе с малышом в два голоса выученное стихотворение, постепенно начиная говорить все тише и тише. И вот наступит момент, когда ты уже просто шевелишь губами, а дитё рассказывает. Теперь уже можно браться и за нерифмованный отрывок текста. Если тренироваться регулярно, вскоре чадо научится «считывать» и прежде незнакомые ему слова.

Игры для детей 4–6 лет

Совсем взрослый четырехлетний человек уже может решать более сложные задачи восприятия. В этом возрасте детям больше нравятся коллективные игры. Будет хорошо, если ему составит компанию любящий родитель, а еще лучше подключить к игре сверстников.

Поговорим о цвете

Для этой игры не нужны предварительная подготовка и специальный инвентарь. Кроме того, в нее можно играть фактически в любом месте. Суть игры: родитель обращает внимание малыша на окружающий интерьер и, называя какой‑нибудь предмет, просит рассказать о том, в какой цвет (цвета) тот окрашен.

 

Если ребенок отвечает правильно, право задавать вопрос переходит к нему. Так чадо закрепляет понятие цвета и учится различать разные оттенки одного цвета.

На желтый‑красный рассчитайсь!

Понадобятся три больших листа цветного картона (желтый, красный и синий, например) и пара десятков разнообразных фигур, повторяющихся в каждом цвете (желтые, красные и синие цветочки, листики, бабочки, тучки и т. д.).

Задача ребенка в том, чтобы рассортировать эти силуэтные фигурки – определить каждой ее место на листе соответствующего цвета. Не факт, что получится с первого раза, – дитё может начать обобщать по признаку формы, игнорируя цвет. Тогда ему нужно объяснить, что к чему, и помочь сделать правильный выбор.

Коллективная игра «Теплые края»

Для этой игры придется раскурочить большую коробку цветного картона. Режешь бумагу на маленькие карточки (5x5 см). Цвета следует подобрать таким образом, чтобы попадались оттенки одного цвета (чем больше, тем лучше).

Собираешь участников, раздаешь эти кусочки картона, чтобы каждому достались разные цвета и оттенки одного цвета. По комнате раскладываешь на видных местах по одной карточке каждого цвета. Даешь детям задачу: взять в руки по одной и по команде отнести ее в нужное место комнаты (к карточке того же цвета, пусть даже и другого оттенка). Для пущего интереса рассказываешь легенду о том, что каждый кусочек картона в их руках – это птица, а предметы в комнате – места зимовки конкретного вида птиц.

Игра продолжается, пока все птицы не будут «перезимованы» в «своих» теплых краях.

Переодевалки

Просто шикарная, по моему скромному мнению, коллективная игра на развитие восприятия, внимательности и зрительной памяти. Способна надолго увлечь детей.

Процесс: все садятся в круг и пытаются запомнить, кто во что одет.

 

С помощью считалочки или жребия определяется ведущий – его‑то и выставляют за дверь. Дальше дети обмениваются предметами гардероба, а вошедший ведущий должен определить, что же именно изменилось во внешнем облике других участников.

 

 

...

В тему

Мама купила маленькой девочке платье. Малышка приходит к бабушке:

Ба, угадай, какого цвета платье, цвет на букву «в».

Вишневый?

Нет, в клеточку.

 

Продолжать и усложнять игру можно, поставив условие запоминать также и позы игроков.

Испорченный… принтер

Эта забава понравится не только старшему дошкольнику, но и его родителям, а также другим близким, и не только родственникам.

Все участники садятся в ряд спиной друг к другу, на спину каждого крепится лист бумаги. Участник, сидящий последним, рисует на спине сидящего впереди простой рисунок. В это время игрок‑«мольберт» старается почувствовать, что же на нем рисуют, и воссоздает предполагаемый рисунок на спине сидящего впереди. Когда последний рисунок завершен, участник, сидящий первым, объявляет, что он почувствовал, а все остальные снимают и сравнивают рисунки.

Гарантированно веселая и развивающая тактильное восприятие игра для всей семьи или дружного детского коллектива.

 

Половинки

В эту игру можно играть с детьми, которые уже выучили буквы (хотя бы некоторые). В возрасте старше четырех лет уже пора бы…:)

Суть игры в следующем: ты пишешь достаточно крупнокалиберными буквами какое‑нибудь слово на бумаге. Затем разрезаешь написанное по горизонтали так, чтобы буквы были разрезаны приблизительно посередине.

Одну из получившихся половинок показываешь ребенку. Его задача – догадаться, что же за слово ты написал, ориентируясь по ошметкам букв на листочке.

 

 

...

В тему

На улице:

Извините, если вас не затруднит, не нарисуете мне на спине квадрат? Вот этим мелом.

Давай, нарисую.

А<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.254 с.