Василий Иванович Водовозов (1825-1886) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Василий Иванович Водовозов (1825-1886)

2021-06-01 20
Василий Иванович Водовозов (1825-1886) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В.И. Водовозов, как и К.Д. Ушинский, стремился к развитию отечественной педагогики, истоки которой он видел в жизни и характере русского народа. В связи с этим он решительно выступал против слепого перенесения форм методов школьной работы из одной страны в другую. В фактах некритического перенесения на русскую почву различных зарубежных теорий, форм, методов он видел проявления недооценки богатого и разнообразного опыта своего народа. При этом он предупреждал, что даже критическое заимствование иностранных методов или курсов преподавания не может удовлетворять потребностям российского образования, этого можно достигнуть лишь наблюдая и изучая работу отечественных учебных заведений[52].

С точки зрения В.И. Водовозова целью общеобразовательной школы должна быть подготовка человека развитого в физическом и духовном отношении. Школа способствует усвоению учащимися разносторонних гуманитарных и реальных знаний, развитию у них способности к самообразованию, воспитывает у подрастающих поколений чувство патриотизма, трудолюбие, справедливость, чувство братства по отношению ко всем людям, дисциплинированность, а также всячески благоприятствует укреплению физических сил, здоровья и развитию эстетического чувства.

Как полагал Водовозов, воспитанные в таком духе люди будут способны жить в мире и согласии, добьются общего благосостояния, не прибегая к ломке существующего общественного строя.

В учебном плане начальной школы самое большое место должно быть отведено родному языку. Основательное изучение родного языка позволит сообщить как можно больше сведений по природоведению, истории и литературе.

Рассматривая обучение и воспитание как две стороны единого процесса формирования личности, Водовозов показал воспитательное значение каждого учебного предмета, каждой науки. Правильно раскрытый научный закон или познанное явление природы не только расширяют умственный кругозор учащихся, но и влияют на формирование убеждений. Вот поэтому очень важно, чтобы те или иные факты или явления получали правильное истолкование, чтобы преподносимые учащимся знания были научными. Огромное воспитательное значение имеет и пример взрослых, особенно пример педагога.

Основные дидактические правила, которых должен придерживаться учитель, по мнению Водовозова, следующие:

1) не требовать заучивания того, что не понятно, а добиваться прочного запоминания того, что хорошо понято;

2) обеспечивать доступность в обучении;

3) не освобождать детей от сознательного осмысления изучаемого материала;

4) не оставлять учащихся без помощи при возникающих затруднениях;

5) продвигаться вперед, опираясь на достигнутое.

 

На первый план в обучении Водовозов выдвигает наглядность, достигаемую главным образом путем показа самих предметов или их изображений. Говоря о методах обучения, он рекомендовал шире использовать методы сравнения и сопоставления.

В педагогических трудах В.И. Водовозова много внимания уделяется идее всеобщего начального обучения для детей обоего пола вне зависимости от национальной принадлежности и социального происхождения. За реализацию этой идеи должны были взяться земство и прогрессивная часть интеллигенции. Земство брало на себя расходы по содержанию школ, подготовке и оплате труда учителей, а интеллигенция взялась бы за разъяснительную культурную работу среди населения и пополнение учительства искренне преданными делу народного образования людьми.

В работе «Русская народная педагогика» (1861) Водовозов резко критикует многие книги, предназначенные для народа за искусственный нехудожественный язык и убогое морализирование. По его мнению, рассказы и статьи для народного чтения должны быть связаны с русским бытом, отечественной историей, промыслами, давать представление о природе и ее явлениях. В качестве полезного чтения Водовозов рекомендовал биографии известных людей, жизнь которых тесно переплеталась с жизнью народа, особенно тех, которые сами вышли из народной среды (М.В. Ломоносов, И.П. Кулибин и др.).                                                                                                                                                                                

Педагогические и методические взгляды Водовозова, равно как и написанные им труды для учащихся и учителей, внесли значительный вклад в дело строительства народной школы в России.

Основные труды В.И. Водовозова: «Словесность в образцах и разборах» (1868); «Новая русская литература» (1866); «Книга для учителей» (1871); «Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова» (1872); «Русская азбука для детей» (1873); «Предметы обучения в народной школе» (1873) и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.