Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870)

2021-06-01 27
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К.Д. Ушинский по праву считается основоположником русской научной педагогики. Творчески обобщив наследие предшественников, выявив общегосударственную потребность в единой национальной педагогической системе, Ушинский создал целостное учение о воспитании и образовании.

Не отказываясь от всего того, что было проделано советской историко-педагогической наукой в изучении богатейшего научного наследия педагога, следует признать, что в последнее время определились новые акценты в трактовке отдельных вопросов творчества Ушинского. Это касается прежде всего философских основ его педагогики. В большинстве историко-педагогических работ советского периода, отталкиваясь от оценочного суждения Н.К. Крупской, методология Ушинского определялась как «движение от идеализма к материализму». Рекомендуя в изучении истории педагогики обратить особое внимание на педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Крупская указала главным образом на факты, связанные с классовой и политической борьбой в XIX веке, оказавшие, с ее точки зрения, определяющее влияние на формирование педагогических идей русского педагога: «В 1848 г. разгорелась классовая борьба во Франции, в Германии, затем наступили годы реакции, возникшей во Франции Второй империи. Наполеон III, укрепление влияния Бисмарка в Германии, австро-прусская война 1866 г., с одной стороны, борьба против рабства в Америке, появление в 1852 г. книжки Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», гражданская война между Севером и Югом в Америке 1861–1865 гг., польское восстание 186З г. – с другой – все это влияло на педагогические взгляды Ушинского»[44].

Вместе с тем, с точки зрения современных ученых (С.Ф. Егоров), это далеко не так. Они считают, что для Ушинского был характерен более сложный и не столь прямолинейный подход к обоснованию педагогических явлений, когда он доказывал их зачастую с противоположных философских и психологических позиций. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Как отмечал Н.К. Гончаров: «Величайшую гуманную цель ставил он – благо народа и его просвещение, заботу о человеке, его всестороннем развитии. Необходимо воспитать его так, чтобы у него был и ум хорош и сердце хорошо»[45]. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации управления образованием. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.

Воспитание Ушинский рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его во всех отношениях. Ушинский рассматривал человека как предмет воспитания во всем многообразии его отношений с себе подобными, с социальной средой и природой. Антропология была призвана изучить человека в первую очередь как организм, возникший в процессе эволюции. Но, учитывая, что жизнь человека подчинена социальным законам, антропология должна была осуществить синтез биологических данных с данными гуманитарных наук – философии, психологии, литературы, истории, археологии и т.д.

При этом К.Д. Ушинский не помышлял о создании некой синтетической науки о человеке. Человек и его деятельность настолько многогранны, что никакая синтетическая наука не в состоянии раскрыть всю эту проблематику.

До Ушинского педагогика рассматривалась как наука, не имеющая отношения к естественной природе человека, как набор советов и рекомендаций. Однако педагогика без опоры на физиологию и психологию не может развиваться. Ушинский обращал внимание на то, что только воспитатель, знающий законы развития природы может успешно осуществлять воспитательные функции. Наставления и правила должны иметь естественнонаучную основу. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее подробно раскрыты Ушинским в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-69). По мнению отечественного психолога Д.Н. Узнадзе «Педагогическая антропология» Ушинского – это первый в русской научной литературе опыт систематического изучения психики человека, она предстает как один из важнейших памятников русской психологической литературы и имеет не только историческую ценность, но во многих случаях сохранила свою актуальность до наших дней[46].

Антропологическая позиция Ушинского позволила ему на высоком уровне фундаментальные научные проблемы, особенно в области дидактики и психологии. Ушинский, руководствуясь принципом народности, разработал систему идей, направленную на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал «полурефлексы», к которым относилось все многообразие навыков привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматривать активность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностям преобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатам воспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретает способности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинский выдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающих путем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация, заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построения специфически человеческого уровня нервно-психической активности отдельной личности, основа ее полноценного формирования. Большое внимание Ушинский уделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к физическому труду, возбуждению активности и самодеятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед учителем задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни.

В содержании общего образования Ушинский отводил большое место естественнонаучному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание Ушинский уделял родному языку в школе. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил так называемые деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны. В.В. Зеньковский писал: «Великая заслуга Ушинского в том, что он не только теоретически обосновывает правду и необходимость национального воспитания, но и в своих изданиях для детей представляет неувядаемые образцы приобщения детей к национальной стихии»[47].

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки. 

 В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге будущего заодно с другими общественными силами. Придавая большое значение воспитанию, Ушинский понимал, что оно не всесильно, что пределы воспитательной деятельности обусловлены душевной и телесной природой человека и той общественной средой, в которой ему приходится жить. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает подготовку к труду, умственному и физическому как высшей форме человеческой деятельности. Цель воспитания должна быть реальна и выполнима[48].

В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании Ушинский одно из главных мест отводил патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность и строилась на силе положительного примера, на «разумной деятельности ребенка», требовала развития активной любви к человеку.

К.Д. Ушинскому принадлежит большая заслуга в становлении профессиональной педагогики. Суть ученичества в России Ушинский изложил в своей статье «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868). Он показал пагубность существовавшей системы ремесленного ученичества. В качестве основных недостатков этой системы Ушинский называл длительный срок обучения, использование хозяевами учеников в качестве бесплатной прислуги. В итоге ученики часто платят за такой «курс обучения» своей нравственностью и здоровьем. Ушинский горестно восклицал: «Плата страшная!»[49].

Ушинский выделил функции ремесленного образования нового типа: экономические – приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники; социальные – подготовка отечественных специалистов; нравственные – ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей; педагогические – разработка системы профессиональных и воскресных школ, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии[50].

Основные труды К.Д. Ушинского: «Ученики ремесленные в Петербурге» (1848); «Воскресные школы» (1861); «Письма о воспитании наследника русского престола» (1859); «О пользе педагогической литературы» (1857); «Три элемента школы» (1857); «О народности в общественном воспитании» (1857); «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860); «Необходимость ремесленных школ в столицах» (1868) и др.

  

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.