В отечественной педагогике XIX века — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В отечественной педагогике XIX века

2021-06-01 28
В отечественной педагогике XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Революционно демократическое направление в отечественной педагогике возникло в 40-е годы XIX века. Основоположниками этого направления являлись В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Представителями данного направления во второй половине XIX были Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. Значительный вклад в развитие революционно-демократических идей в педагогике был внесен Д.И. Писаревым, Н.В. Шелгуновым, А.П. Щаповым. Заметим, что в дореволюционной историко-педагогической литературе вышеназванные персоналии относились к различным педагогическим направлениям. Например, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов – к идеально-гуманистическому направлению, Д.И. Писарев – к сторонникам реально-индивидуалистического воспитания и т.д.[1]

Название направления – «революционно-демократическое» – достаточно условно. С одной стороны, существует давняя традиция, уходящая корнями в советский период, когда с опорой на известную ленинскую периодизацию «освободительного движения», исследователями в нем выделялись три периода: дворянский, разночинский и пролетарский. Действительно, во взглядах Герцена, Белинского, Чернышевского есть радикальные высказывания, которые можно интерпретировать как революционные. Тот же А.И. Герцен писал о том, что логика реакции столь же стремительна, как и логика революции, а вопрос о революции в России сводится к вопросу о материальной силе[2]. И эти высказывания вполне укладывались в русло советской моноконцепции истории. Одной из установок этой концепции было утверждение о том, что революционные перевороты угнетенных классов – совершенно естественное и необходимое явление[3]. Но, тот же Ленин отмечал колебания революционных демократов, Герцена, например, между «демократизмом» и «либерализмом»[4].

Революционеры-демократы рассматривали просвещение народа не только как одно из коренных условий изменения его экономического положения и культурного быта, но и как средство пробуждения преобразующего сознания масс. Современный мексиканский историограф К.А. Агирре Рохас, размышляя об уроках научной истории, предложенной К. Марксом, пишет о том, что понимание истории – во всех ее проблемах, темах и аспектах – состоит в рассмотрении ее как истории в своей основе социальной. То есть изучать следует народные массы, всю совокупность действующих лиц прошлого (пусть часто «анонимных»), - «всех коллективных авторов, которые и создают большую часть того, что составляет собственно историю»[5].

При этом необходимо подчеркнуть, что отношение к народным массам у революционеров-демократов было, по меньшей мере, неоднозначным. Так, например, А.И. Герцен полагал, что славянам не хватает инициативы и энергии. Он, в частности, писал: «Славянской натуре как будто недостает чего-то, чтобы самой пробудиться, она как бы ждет толчка извне»[6].

Цель воспитания многими из них виделась в подготовке революционных просветителей, пропагандистов идей нового справедливого общества, революционеров, способных в будущем возглавить революционное выступление народа. Революционеры демократы выдвигали требование поставить образование и развитие умственной активности на центральное место в общей системе воспитания, и это требование увязывалось с задачей внесения сознательности в стихийный протест против крепостничества и самодержавия. При этом А.И. Герцен полагал, что русский человек не способен быть рационалистом, так как «освобождение от невежественности для него равнозначно освобождению от религии»[7].

Решение проблемы всестороннего развития личности предполагалось революционными демократами на основе демократических социальных установок и новейших данных «антропологических» наук – физиологии и психологии. В социальной психологии изучены факты, когда культурные, национальные, социально-классовые и идеологические влияния, в свое время образовавшиеся как особые тенденции, в социальных фиксированных установках (аттитюдах) личности «организуются» в единую целостную структуру[8].

Борьба за развитие науки, внедрение ее достижений в жизнь и быт людей, в дело воспитания подрастающих поколений выступает у революционных демократов как важный элемент борьбы за переустройство русской жизни.

 

1. ОСНОВОПОЛОЖНИКИ РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX ВЕКА


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.