Аль-Халиль ибн Ахмад, имам арабского языка (умер после 160 г.х.). — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Аль-Халиль ибн Ахмад, имам арабского языка (умер после 160 г.х.).

2021-10-05 60
Аль-Халиль ибн Ахмад, имам арабского языка (умер после 160 г.х.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

190 – Мухаммад ибн аль-Хусейн сказал: «Сообщил нам аль-Му’афа ибн Закъарийя, а ему Мухаммад ибн Абу аль-Азхар, а ему аз-Зубайр ибн Баккар, а ему ан-Надр ибн

Шумайл, а ему аль-Халиль ибн Ахмад, сказавший: «Однажды я пришел к Абу Раби’е аль-

А’раби (наиболее знающему из всех, кого я когда-либо видел), а он в это время

находился у себя на террасе. Увидев его, мы помахали ему, в знак приветствия, а он сказал нам: «Иставу». Мы не поняли, что он сказал, и один старик, находившийся

тогда у него, сказал нам: «Он говорит вам: «Поднимайтесь». (Рассказав об этом), аль-

Халиль сказал: «Это выражение взято из слов Всевышнего: «Затем Он вознесся (истава) над небесам, а они были дымом».

Аль-Фарра, имам арабского языка (умер в 207 г.х.).

191 – Мухаммад ибн аль-Джахм сказал: «Яхья ибн Зияд аль-Фарра рассказал нам, что говоря об аяте «…Затем Он вознесся (истава) над небесами…», Ибн ‘Аббас сказал:

«…т.е. - поднялся». (Далее аль-Фарра сказал): «И это так же, как если бы ты сказал о человеке: «Он сидел, затем возвысился (истава), в положении стоя» или «Он стоял,

затем возвысился (истава), в положении сидя" - все это допустимо в арабском языке». 210

Данное сообщение приводится у аль-Байхакы в «Китабу ас-Сыфат» (стр. 412-413).

 

44 – Аль-Хурайби, один из имамов последователей преданий (126-213).

192 –‘Али ибн Раби’ аль-Баззар сказал: «Однажды я пришел к Бишру ибн аль-Харису и спросил его: «О, Абу Наср! Слышал ли ты что-либо по вопросу сотворенности

Корана?» - и он ответил: «Как то я спросил ‘Абдуллаха ибн Дауда аль-Хурайби об этом, на что он прочел мне аят из суры «аль-Хашр»: «Он – Аллах, кроме которого нет иного божества(, достойного поклонения)» - после чего сказал: «Разве это может быть творением?! Упаси Аллах!»

 

193 –‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Асма сказал: «Аль-Хурайби

рассказывал: «Однажды я прогуливался по Абадану 211 и предавался размышлениям о вопросе сотворенности Корана, как вдруг некий человек схватил меня сзади,

встряхнул и сказал: «О, Ибн Дауд! Будь непоколебим, ибо поистине, Речь Аллаха не сотворена». Я обернулся, но никого не увидел».

 

 

 

210 Поясняя данные слова Ибн аль-Къаййим писал: «Здесь аль-Фарра имеет в виду выпрямления человека из сидения в стояние (и наоборот, но как бы то ни было, все равно) возвышаясь при этом над землей». (См. «Иджтима’ аль-Джуюш аль-Ислямийя».

211Абадан - город-порт на юго-западе Ирана, в остане Хузестан на границе с Ираком, на одноимённом острове в дельте реки Арвандруд, в 50 км от Персидского залива.


45 – ‘Абдуллах ибн Абу Джа’фар ар-Рази.

194 – Сообщается, что Салих ибн ад-Дурайс рассказывал: «У ’Абдуллаха был родственник, которого он бил по голове за то, что тот придерживался взглядов

Джахма. Как-то раз я видел, как он бил его сандалией по голове и приговаривал: «Нет! Пока ты не скажешь, что «Милостивейший вознесся (истава) над Троном» и Он отделен от Своих творений». 212

Ан-Надр ибн Мухаммад аль-Марвази (умер в 203 г.х.).

195 – ‘Али ибн аль-Хасан ибн Шакыкъ рассказывал, что он слышал, как ан-Надр ибн Мухаммад говорил: «Кто скажет, что этот аят: «Поистине, Я – Аллах, нет божества, достойного поклонения кроме Меня, так поклоняйтесь же

Мне» сотворенный, тот неверный». 213

Что касается объявления неверными тех, кто говорит, что Коран сотворен, то это передается от всех имамов первых поколений мусульман (саляф) во времена Малика и ас-Саври, затем во времена Ибн аль-Мубарака и Ваки’а, затем во времена аш-

Шафи‘и, ’Аффана и аль-Ка’наби, затем во времена Ахмада ибн Ханбаля и ‘Али ибн аль-Мадини, затем во времена аль-Бухари и Абу Зур’и ар-Рази, затем во времена ан- Надра ибн Мухаммада аль-Марвази, ан-Насаи, Мухаммада ибн Джарира и Ибн Хузеймы.

В те времена люди либо говорили, что Коран – это Речь Аллаха, Его откровение, ниспослан Им и не является сотворенным 214, либо - что это Речь Аллаха, ниспослан

Им и является сотворенным, приводя в доказательство аят «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке» и говоря, что сделанное не может быть не чем иным, как сотворенным 215.


212 Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения сносный».

213 Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад этого сообщения достоверный и все его передатчики заслуживают доверия. ‘Абдуллах ибн Ахмад приводит его в «ас-Сунна» (стр.6 и 6-7) со следующей добавкой: «…Я пришел к ‘Абдуллаху ибн аль-Мубараку и сообщил ему об этих словах, на что он сказал: «Прав Абу Мухаммад, да осчастливит его Аллах, ведь Аллах не мог приказать нам поклоняться сотворенному». Также данное сообщение приводится у Абу Давуда (стр.267). Нечто похожее аль-Бухари в «Хальк Аф’аль аль-‘Ибад» (стр.70-71) упоминает со слов Сулеймана ибн Давуда аль-Хашими, сказавшего: «Кто скажет, что Коран сотворен, тот неверный. Если Коран, как они утверждают, сотворен, то почему же Фараон в наибольшей степени заслужил вечное пребывание в огне, сказав: «Я – ваш Господь

Величайший» (Вырывающие, 24) нежели сам этот аят, ведь они утверждают, что он тоже творение. Также и тот, кто сказал: «Поистине, Я – Аллах. Нет иного бога кроме Меня,

поклоняйтесь же Мне» (Та Ха, 14), претендует на то же самое, на что претендовал и Фараон! Так почему же Фараон в большей степени заслуживает вечного пребывания в огне, если оба они (и Фараон, и сказавший это), по их мнению, являются творениями?!» Данные слова передал Абу ‘Убейда, поразившись им и сочтя их замечательными».

214 Примечание шейха аль-Альбани: «Самым ранним из числа первых поколений мусульман от кого напрямую и конкретно упоминаются данные слова (а именно о том, что саляфы говорили, что Коран не сотворен) является ‘Амр ибн Динар, как это приводилось ранее (в

предании №173), а он умер в 126 г.х.. Что же касается сподвижников, то лично я не встречал ни одного достоверного и недвусмысленного текста об этом ни от кого из них, за

исключением обобщенных слов ‘Амра ибн Динара, приведенных ранее, и я склонен полагать,


что они сказаны от их имени заочно. От сподвижников достоверно передаются слова о том,

  что                                                                                                                                                

 

Коран – это Речь Аллаха, но они не говорили о том, что он не сотворен, потому что на то время в этом не было никакой необходимости. На это косвенным образом указывается в словах имама Ахмада, когда на вопрос: «Дозволено ли человеку сказать лишь, что Коран – это Речь Аллаха, и больше ничего не говорить?» - он ответил: «А почему это он будет молчать?! Если бы не то заблуждение, в которое впали люди, он бы мог ничего больше и не говорить, однако в то время, когда они говорят то, что говорят, почему же он станет молчать?!»

Приводится у Абу Давуда (стр.263-264).

Поэтому то хафиз Ибн ‘Ади и говорил: «Неизвестно, чтобы сподвижники, да будет доволен ими Аллах, погружались в споры о Коране».

Аль-Байхакы так прокомментировал эти слова в «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.244): «Он хотел сказать этим, что ни в первом, ни во втором поколениях (Ислама) не было никого, кто бы утверждал, что Коран сотворен, а потому и не было нужды опровергать это утверждение.

Нет ничего достоверного о том, что говоря о Коране, они говорили, что он не сотворен, но от них достоверно передается, что они относили Коран к Всевышнему Аллаху и превозносили его тем фактом, что он является Речью Всевышнего Аллаха».

А что касается того, что передал аль-Байхакы (стр.247) от Ибн аль-Мадини, который, говоря об асаре Джа’фара ас-Садика («Он не Творец и не творение…» см. №144), сказал: «Мне неизвестно более ранних упоминаний на эту тему, кроме этого», - то это лишь то, на что у него хватило его знаний, ведь ‘Амр ибн Динар жил раньше Джа’фара. И это уже не говоря о том, что подобное передается и от ‘Али ибн аль-Хусейна Зейн аль-’Абидина, который умер в 93 г.х., то есть еще раньше их обоих, но в иснаде этого сообщения от Зейн аль-‘Абидина есть слабость».

215 Примечание шейха аль-Альбани: «Это утверждение является откровенно ложным, и, наверное, именно поэтому автор даже не счел нужным его опровергать, однако в данном комментарии необходимо указать на некоторые аяты, которые приверженцы хадиса

использовали в качестве опровержения данного заблуждения. Если говорить вкратце, то они говорили следующее: «Слово «сделал» (джа’аля), не имеет значения «сотворил» (халякъа) всякий раз, как оно упоминается и встречается в Коране. Так, например, в словах

Всевышнего: «И даровали Мы ему Исхакъа и Йакъуба, и устроили (джа’альна) в потомстве его пророчество и писание» - слово «устроили» (джа’альна) однозначно не несет значение

«сотворили». Более того, порой данное слово (джа’аля) Всевышний Аллах и вовсе приписывает Своим творениям. Так, например, в повествовании о Юсуфе, мир ему, Он говорит: «…Он

поместил (джа’аля) чашу в поклаже своего брата», а в повествовании о многобожниках, говорит: «…Они сделали (джа’алю) ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами». Неужто смысл этого аята заключается в том, что многобожники сотворили ангелов?! Превыше Аллах от подобного толкования Своих Слов приверженцами нововведений!»

Теперь ясно усвоив вышесказанное, необходимо понимать, что при толковании

вышеупомянутого слова нужно, исходить из того контекста, в котором оно приводится. Итак, коли в словах Всевышнего «Воистину, Мы сделали (джа’альна) его Кораном на арабском языке» речь, несомненно, идет о Коране, а Коран в свою очередь, несомненно, является Речью Аллаха, а Его Речь – это одно из Его качеств, а все Его качества, равно как и Его Сущность, несомненно, являются предвечными и несотворенными, то давать толкование слову

«сделал», которое бы в корне противоречило этим несомненным постулатам,

непозволительно! Смысл этого аята состоит в том, что Всевышний Аллах, зная абсолютно все языки и будучи способен говорить, как и когда пожелает, иногда желая говорить на арабском, а иногда - на иврите, сказал: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке» - т.е. сделал его из Своей Речи на арабском языке, подобно тому, как Таурат и Инджиль Он сделал из Своей речи на иврите. И это потому, что к каждому народу Аллах посылал посланников, говорящих на языке их соплеменников, дабы, как Всевышний поведал в Своем Писании, они могли разъяснить им ниспосланное. Таким образом, слово «сделали» (джа’альна) в данном случае означает, что «…Мы выбрали для него из всех языков именно этот, а не то, что Мы сотворили его». См. «ар-Радду ‘аля аль-Мариси» (стр.123-124).


Затем, когда начал править аль-Маъмун, который был мутакаллимом 216, для него были переведены книги древних (философов), и он стал призывать людей к убеждениям о том, что Коран сотворен. Он всячески угрожал им и запугивал, в результате чего массы людей согласились с ним - кто-то добровольно, а кто-то из страха. Но были и те, кто не стал соглашаться с ним, как, в частности, Абу Мусхир

(ученый Дамаска), Ну’айм ибн Хаммад (ученый Египта), аль-Бувайти (факых Египта), ‘Аффан (мухаддис Ирака), имам Ахмад ибн Ханбаль и ряд других личностей, - за что аль-Маъмун распорядился бросить их в тюрьмы, и более не обострял данную

ситуацию вплоть до своей смерти в Тарсусе 217, где и был захоронен. Далее на

престол взошел его брат аль-Му’тасым, который-то и устроил инквизицию (с целью понудить людей к принятию их взглядов под угрозой наказания), возложив

непосредственный контроль за исполнением сего на своего судью Ахмада ибн Абу Дуада. Они подвергали имама Ахмада ибн Ханбаля жестоким побоям в заключении и вели с ним дискуссии (желая поколебать его убеждения), однако и после этого он не согласился принимать их взгляды. Это были тяжкие времена. Тот, кто хочет как

следует изучить их и понять, что происходило в те дни, пусть обратится к

соответствующим историческим книгам, в противном же случае, пусть сидит у себя дома, избавив тем самым людей от своего зла. (Другими словами) пусть либо

скромно помалкивает, либо говорит, но со знанием дела, ибо как говорится, для каждого слова есть свои уста и для каждой битвы - свои воины, а свидетельством знания человека, является говорить по вопросам, в которых он не осведомлен:

«Аллах и Его посланник знают лучше».

 

 

 

216Т.е. последователем каляма.

217 Тарсус (ранее Тарс), (тур. Tarsus) — исторический город на юго-востоке центральной части Турции, входящий в агломерацию Адана-Мерсин.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.