Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-10-05 | 35 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Грузонапряженность дороги определяется с учетом всех видов перевозок, включая пассажирские, а также перевозки электрокарами, автопогрузчиками и др.
,
где – грузонапряженность, млн т нетто в год;
– вес порожнего автомобиля или автопоезда, т;
– коэффициент использования пробега:
,
где – фактическое расстояние пробега, км;
– нормативное расстояние пробега, км;
– коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;
– грузоподъемность автомобили и автопоезда, т.
Расчетные скорости движения в зависимости от категории автомобильных дорог представлены в таблице 6.3.
Таблица 6.3 – Расчетные скорости движения на дорогах промышленного транспорта
Дороги | Расчетная скорость, км/ч | |||
В нестесненных условиях | В стесненных условиях | |||
I | II | III | ||
Подъездные при расчетном одиночном автомобиле грузоподъемностью: - до 15 т | 100 | 80 | 60 | 40 |
- более 15 т при движении тягачей с прицепом независимо от веса | 80 | 60 | 40 | 30 |
Внутренние | 60 | 40 | 30 | 20 |
Пересечения и примыкания | 30 | 20 | 15 | 10 |
Таблица 6.4 – Расчетные скорости движения на дорогах общей сети
Категория дорог | Расчетная скорость, км/ч | ||
Основная | Допускаемая на трудных участках местности | ||
пересеченной | горной | ||
I | 150 | 120 | 80 |
II | 120 | 100 | 60 |
III | 100 | 80 | 50 |
IV | 80 | 60 | 40 |
V | 60 | 40 | 30 |
Все автомобили характеризуются следующими показателями:
- год выпуска;
- емкость (мест, т);
- число осей, из них – ведущих;
- база автомобиля L;
- колея передних колес, мм;
- колея задних колес, мм;
- габаритные размеры, мм:
длина;
ширина;
высота;
- низшая точка под автомобилем (просвет), мм;
- вес с полной заправкой без людей и груза, т;
- полный вес автомобиля с грузом, т;
|
- распределение веса по осям,т
- максимальная скорость, км/ч;
- расход топлива на шоссе, л на 100 км пробега;
- максимальный крутящий момент, кг/м;
- максимальная мощность двигателя, л.с.;
- размер шин в дюймах;
- давление в шинах, кг/см2:
- передние,
- задние;
- коэффициент использования грузоподъемности грузового автомобиля;
- число работающих автомобилей в % от наличного парка;
- коэффициент использования пробега грузовых автомобилей (пробег с грузом в % к общему пробегу);
- средняя продолжительность работы автомобиля в сутки, ч (9÷11);
- средний пробег работающего автомобиля, км.
Эксплуатационные свойства автомобиля определяют его эффективность и удобство использования, и характеризуются основными показателями:
Вместимость грузового автомобиля – определяется грузоподъемностью и внутренними размерами кузова (пассажировместимость).
Динамичность – способность автомобиля перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью в заданных дорожных условиях.
Топливная экономичность – способность автомобиля выполнять перевозки при минимальных расходах топлива на ткм и пасс.км.
Проходимость – свойство автомобиля работать в трудных дорожных условиях.
Устойчивость – свойство автомобиля сохранять направление движения и противостоять опрокидыванию и заносу.
Управляемость – свойство автомобиля изменять направление движения при помощи изменения положения управляемых колес.
Надежность – свойство автомобиля выполнять перевозки грузов и пассажиров сохраняя свои эксплуатационные показатели (производительность, экономичность, работоспособность) в заданных режимах эксплуатации.
Долговечность – способность автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния.
Эксплуатационная технологичность – приспособленность автомобиля к техническому обслуживанию и текущему ремонту (периодичность, продолжительность ТО и ремонта).
Технико-экономические показатели использования подвижного состава характеризуют техническую готовность автомобиля, выпуск его на линию, использование на перевозках и продолжительность работы.
|
Показатели необходимы для планирования и анализа работы автотранспортного предприятия, учета работы автомобилей, отчетности и оценки деятельности автотранспортного предприятия. Дни пребывания автомобиля на автотранспортном предприятии (календарные дни) складываются из:
- дней нахождения автомобиля в эксплуатации;
- дней нахождения автомобиля в ремонте;
- дней нахождения автомобиля в простое.
Готовность автомобиля к выполнению перевозок и выпуску на линию характеризует коэффициент технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиле-дней в готовом к эксплуатации состоянии (АДг), на календарные автомобиле-дни (АДк):
.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяется отношением автомобиле-дней нахождения автомобилей в эксплуатации (АДэ) к автомобиле-дням работы парка (АДп):
.
АДп определяется вычитанием из календарных автомобиле-дней (АДк), нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые парк не работает).
Время пребывания автомобиля в наряде или продолжительность работы на линии (), исчисляется с момента выхода автомобиля с автотранспортного предприятия (), исключая время отдыха водителя ():
, ч;
, ч.
Техническая скорость движения – скорость движения равная отношению автомобиле км пробега и времени движения, включая время простоя в пути, связанного с регулированием движения.
, км/ч.
За одну ездку определяют делением длины ездки на время движения за ездку:
, км/ч.
Эксплуатационная скорость:
, км/ч,
где – длина пробега;
– время пребывания автомобиля в наряде.
Общим пробегом называется расстояние, складываемое из: пробега с грузом, пробега без груза и нулевого пробега.
Нулевой пробег – это пробег автомобиля из автотранспортного предприятия до пункта первой погрузки и из пункта последней разгрузки до автотранспортного предприятия, а также заезда на заправку топливом, техническое обслуживание и ремонт.
Коэффициент использования пробега – отношение суммы пробега с грузом или пассажирами на сумму общих пробегов за тот же период времени:
|
.
Повышается за счет улучшения работы диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций, мер сокращения пробега автомобилей без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности – это отношение фактического количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля:
.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности – это отношение фактически выполненных ткм к количеству ткм, которые могли бы быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля:
.
Объем перевозок – масса груза, которую планируют перевезти.
Грузооборот – это транспортная работа в ткм.
Производительность грузового автомобиля – количество перевезенного груза в тоннах или количество выполненных ткм в единицу времени (часовая производительность автомобиля).
Увеличение производительности достигается за счет:
- увеличения коэффициента использования грузоподъемности и пробега;
- применения прицепов;
- увеличения среднесуточного пробега автомобилей;
- увеличения ;
- уменьшения , .
Годовую производительность автомобиля П (ткм/год) можно определить по формуле:
,
где – количество рабочих часов в году;
– грузоподъемность автомобиля, т;
– коэффициенты использования соответственно грузоподъем-ности и пробега;
– средняя скорость движения, км/ч;
– длина пробега, км;
– коэффициент использования времени;
– время под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч.
Из выражения видно, что производительность автомобиля существенно зависит от его грузоподъемности и скорости движения. Она зависит также от прочности дорожной одежды и ровности покрытия. Так, дорожные одежды с низкой прочностью ограничивают грузоподъемность автомобиля и снижают его производительность, а низкая ровность покрытия снижает скорость его движения. Таким образом, основной задачей дорожных служб является постоянное усиление дорожных одежд в соответствии с ростом объема перевозок и поддержание высокого уровня ровности покрытия.
|
Себестоимость перевозок С (руб./ткм) характеризует экономическую эффективность работы автомобильного транспорта и определяется по формуле:
;
,
где П – производительность автомобиля, ткм/год;
– приведенные годовые затраты на приобретение автомобилей, их эксплуатацию, строительство и эксплуатацию дорог, руб.;
и – приведенные затраты на приобретение подвижного состава и их остаточная стоимость, руб.;
– приведенные текущие затраты на эксплуатацию автомобилей, руб.;
– приведенные дорожные затраты на текущий ремонт и содержание дорог, руб.;
– приведенные затраты на средний ремонт автомобилей, руб.;
– приведенные затраты на строительство дорог и всего комплекса дорожных и транспортных сооружений, руб.;
– приведенные затраты на капитальный ремонт дорог, руб.;
– приведенные убытки от дорожно-транспортных происшествий, руб.
Величина ,приведенная к сопоставимому виду с учетом нормативного коэффициента эффективности , характеризует экономическую эффективность всей системы.
Из формулы видно, что на себестоимость перевозок состояние проезжей части дорог влияет через производительность автомобиля.
При анализе эффективности функционирования системы большое внимание должно уделяться безопасности движения. Убытки в народном хозяйстве от дорожно-транспортных происшествий можно оценить материальными потерями, отнесенными к величине пробега :
,
где – потери (нетрудоспособность) вследствие увечья, чел.-дни;
– то же, при несчастных случаях со смертельным исходом, вычисленные за период от момента гибели до пенсионного возраста;
– средняя дневная ставка, руб.;
– затраты на ремонт автомобилей, руб.;
– убытки от потери грузов, руб.
Для анализа эффективности функционирования системы на более низких уровнях (на уровне подсистем) могут быть применены другие дополнительные показатели. При оценке взаимодействия подсистемы автомобиль – дорога,например, могут привлекаться такие показатели, как ровность и прочность одежд, затраты на ремонт дорог, возможная скорость движения по условиям ровности и др.
Сила тяги автомобиля зависит от мощности двигателя, типа трансмиссии и массы автомобиля. Выделяют индикаторную, касательную и полезную силы тяги.
Индикаторной называют силу тяги, возникающую при движении поршня и сжатии горючей смеси. Касательная сила тяги реализуется на движущих (ведущих) колесах. Она меньше индикаторной на величину потерь в движущих и передаточных механизмах. Полезная сила тяги характеризует величину тягового усилия на крюке автомобиля. Она меньше касательной на величину сил сопротивления движению автомобиля. В тяговых расчетах обычно используется касательная сила тяги.
|
Сила тяги автомобиля , кгс, создается за счет работы двигателя и реализуется в зоне контакта колеса с покрытием дороги. Она может быть определена из известного уравнения мощности двигателя на колесах:
,
где – скорость движения автомобиля, км/ч;
– мощность двигателя на колесах, л. с.
Из выражения сила тяги
.
Мощность двигателя на колесах меньше мощности двигателя на его основном валу в связи с потерей энергии на пути от двигателя к ведущим колесам,
,
где – коэффициент полезного действия трансмиссии. Поэтому сила тяги, Н,
.
Сила тяги обратно пропорциональна скорости движения автомобиля.
Касательная сила тяги , Н, может быть также определена по формуле:
,
где – мощность двигателя, кВт;
– коэффициент отбора мощности, учитывающий расход мощности на вспомогательные нужды (привод вентилятора, компрессора, гидронасоса рулевого управления, воздухоочиститель), = 0,85...0,88;
– КПД трансмиссии, передающей вращающий момент от вала двигателя к ведущим колесам.
При гидромеханической трансмиссии = 0,7...0,72 (в состав трансмиссии входят: согласующий редуктор, гидротрансформатор, коробка передач, редуктор заднего моста), при электромеханической трансмиссии =0,69...0,71 (в состав трансмиссии входят: генератор, тяговый электродвигатель, редуктор моторного колеса).
Мощность двигателя, определяемая его конструкцией,
,
где – диаметр поршня;
– эффективное давление в цилиндре;
– ход поршня;
– число оборотов двигателя в единицу времени;
– коэффициент, учитывающий расход мощности на естественные нужды (помпу, вентилятор и пр.);
– число цилиндров;
– тактность двигателя.
Мощность двигателя на колесах может быть установлена из уравнения:
,
где – диаметр колеса;
– число оборотов колеса в единицу времени.
Следовательно, сила тяги:
,
где – передаточное число, равное отношению числа оборотов двигателя к числу оборотов колеса. Выражение определяет ограничение силы тяги по конструктивным особенностям двигателя.
В контактной зоне колеса с покрытием дороги движущей автомобиль силой тяги является реакция дороги на касательную силу от колеса автомобиля. Вполне очевидно, что сила тяги может быть реализована в случае достаточно надежного сцепления колеса с, покрытием. Сила сцепления колеса с покрытием зависит от величины сцепной массы автомобиля (масса автомобиля, приходящаяся на сцепные колеса) и от степени обеспечения связи колеса с покрытием дороги, характеризуемой коэффициентом сцепления . Зависимость между , и выражается уравнением:
.
Для движущегося автомобиля характерно постоянное изменение уровня сил взаимодействия колеса с покрытием. Это же явление распространяется и на сцепные колеса. Исследованиями установлено, что силовой эффект между колесом и покрытием дороги может превышать статическую нагрузку на колесо в три раза, а может и совсем отсутствовать. Последнее проявляется в том случае, когда колесо отрывается от покрытия.
Уменьшение нагрузки на сцепные колеса до уровня, когда сила будет меньше силы K,приводит к проскальзыванию (пробоксовке) колеса по покрытию.
Условие ограничения силы тяги по сцеплению выражается формулой:
.
Сцепная масса автомобиля определяется колесной формулой. При известной колесной формуле значение сцепной массы может быть определено:
= 0,65Р для автосамосвалов с колесной формулой 4×2;
= 0,40Р для автопоездов с колесной формулой 6×2;
= 0,70Р для автопоездов с колесной формулой 6×4.
В приведенных формулах – полная масса автомобиля (кг).
Коэффициент сцепления колеса с покрытием автомобильной дороги зависит от типа покрытия, его технического состояния, климатических условий, степени износа протектора, скорости движения автомобиля и других факторов. Его численные значения изменяются в пределах от 0,05 до 0,90.
Минимальные значения коэффициента сцепления соответствуют обледенелому состоянию покрытий, максимальные – черно-щебеночному покрытию в сухом состоянии с шероховатой поверхностной обработкой.
Пассажирооборот – это транспортная работа, затрачиваемая на перевозку пассажиров (пасс.км).
Для автомобиля-такси время одной ездки складывается из оплаченного и неоплаченного (холостого) времени пробега, оплаченного и неоплаченного времени простоя.
Коэффициент платного пробега – это отношение оплаченного пробега к общему пробегу автомобиля такси:
,
где – длина оплаченного пробега, км;
– общий пробег, км.
Производительность автомобиля-такси определяется количеством выполненных за 1 час оплаченных километров и оплаченного времени простоя. Зависит от средней длины оплаченной поездки, коэффициента платного пробега, , времени простоя за каждую поездку.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!