Практическое занятие №13: Нервная система — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Практическое занятие №13: Нервная система

2021-04-18 178
Практическое занятие №13: Нервная система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темыю

Нервная система осуществляет регуляцию всех жизненно-важных процессов в организме, его взаимодействие с внешним миром и представляет собой интегрирующую систему.

Нервную систему анатомически делят на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервные стволы, узлы и окончания), а с физиологической точки зрения – на автономную или вегетативную, регулирующую деятельность внутренних органов, сосудов, желез, соматическую или цереброспинальную, иннервирующую остальную часть организма.

Нервная система функционирует на основе рефлексов, т.е. ответных реакций организма, осуществляемых при посредстве ЦНС. Морфологическим субстратом рефлексов является рефлекторная дуга, состоящая из цепи афферентных, ассоциативных и эффекторных нейронов.

Рефлекторная дуга соматической нервной системы может быть простой, состоящий из чувствительного нейрона спинномозгового узла, ассоциативного нейрона и мотонейрона спинного мозга. Для вегетативной рефлекторной дуги характерна двучленность ее эффек- торного звена; I нейрон лежит в центральных ядрах, II нейрон – в одном из периферических ганглиев. Преганглионарные нейроны обычно холинергические, постганглионарные в симпатической нервной системе адренергические, в парасимпатической – холинергические.

2. Цель занятия: изучение эмбрионального развития, гистологического строения, функций, особенностей регенерации, возрастных изменений органов нервной системы.

Для формирования профессиональной компетенции:

должен знать:

1. Гистологическое строение, функции спинной мозга

а) тканевой состав, строение стромы;

б) морфологическая и функциональная характеристика нейроцитов спинномозговых узлов;

в) элементы нейроглии в органе, их разновидности, функции;

г) схемы простых и сложных рефлекторных дуг с участием нейроцитов спинномозговых узлов.

2. Гистологическое строение, функции спинного мозга:

а) ядра серого вещества спинного мозга, морфо - функциональная характеристика нейроцитов этих ядер,

б) простые и сложные рефлекторные дуги с участием нейроцитов спинного мозга;

в) морфо - функциональная характеристика глиоцитов в спинном мозге;

3. Гистологическое строение, функции мозжечка:

а) строение коры мозжечка - слои, морфо - функциональная характеристика нейроцитов;

б) характеристика проводящих путей большого мозга;

в) межнейрональные связи коры больших полушарий; понятие о функциональных единицах коры больших полушарий - модуля.

должен уметь:

1. Идентифицировать микропрепараты: спинномозговой узел, спинной мозг, мозжечок, кора большого мозга

2. Находить и дифференцировать в препарате спинномозговой узел – нейроциты, разновидности глиоцитов, нервные волокна, строму.

3. Находить, и дифференцировать в препарате спинной мозг— серое и белое вещество, рога серого вещества, канатики в белом веществе, ядра спинного мозга, нейроциты и глиоциты.

4. Находить и дифференцировать в препарате мозжечок — кору и белое вещество, слои коры, разновидности нейроцитов в коре.

5. Находить и дифференцировать в препарате кора большого мозга –серое (кора) и белое вещество, слои коры, разновидности нейроцитов в коре; дифференцировать ассоциативные и двигательные зоны коры больших полушарий.

3.Вопросы для самоподготовки:

1) Общая морфо - функциональная характеристика нервной системы.

2) Источники и эмбриональное развитие органов нервной системы.

3) Гистологическое строение и функции спинномозговых узлов.

4) Спинной мозг. Микроскопическое строение серого и белого вещества. Рефлекторные дуги с участием спинного мозга.

5) Ствол головного мозга. Принцип организации серого и белого вещества. Ретикулярная формация, ее строение и функция.

6) Мозжечок. Гистологическое строение и функциональная характеристика, нейронный состав коры мозжечка; межнейрональные связи коры. Афферентные и эфферентные волокна мозжечка.

7) Общая морфо - функциональная характеристика больших полушарий. Цито- и миелоархитектоника коры больших полушарий, особенности строения в двигательных и чувствительных зонах. Представление о модульной организации коры.

8) Гематоэнцефалический барьер, его строение и значение.

9) Автономная нервная система. Общая морфо - функциональная характеристика, отделы. Строение экстра- и интрамуральных ганглиев и ядер центральных отделов автономной нервной системы. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

10) Регенераторные особенности и возрастные изменения органов нервной системы

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Спинномозговой узел. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа видно, что узел имеет вид овального образования, окруженного соединительнотканной капсулой. От конца узла отходят пучки нервных волокон в задний корешок спинного мозга и смешанный спинномозговой нерв. Рядом со спинномозговым узлом, снаружи от его капсулы, можно видеть прилегающий к узлу вентральный корешок спинного мозга. Внутри узла видны различной величины округлой формы нервные клетки, которые лежат преимущественно по периферии органа. Центральная часть узла занята пучками нервных волокон.

При большом увеличении микроскопа изучить строение капсулы, ложноуниполярных чувствительных нервных клеток, нейроглии (клетки-сателлиты) и нервные волокна.

Зарисовать и обозначить: капсула, ложноуниполярные нервные клетки, клетки-сателлиты (олигодендроглиоциты) и нервные волокна.

Спинной мозг. Поперечный разрез. Импрегнация солями серебра.

При малом увеличении микроскопа видно, что спинной мозг состоит из двух симметричных половин, спереди разделенных глубокой срединной продольной щелью, а сзади – соединительнотканной перегородкой. Серое вещество образует выросты, направленные к местам входа передних и задних корешков спинного мозга – передние и задние рога. Между ними располагается промежуточная зона. Серое вещество обеих половин спинного мозга соединяется серой спайкой, которая располагается вокруг центрального канала спинного мозга. Нервные клетки в сером веществе располагаются неравномерно, образуя скопления – ядра. Самые крупные нейроны располагаются в ядрах передних рогов спинного мозга – это двигательные мультиполярные корешковые нейроны, аксоны которых выходят из спинного мозга через передние корешки и образуют нервно-мышечные синапсы в скелетной мускулатуре.

В боковых рогах спинного мозга располагаются две группы ядер: латеральное – симпатическое, состоящее из корешковых мультиполярных ассоциативных нейронов, нейриты которых в виде преганглионарных симпатических волокон выходят через передние корешки и заканчиваются синапсами на нейронах симпатических ганглиев; медиальное ядро бокового рога состоит из пучковых нейронов, нейриты которых образуют передние спинномозговые проводящие пути.

В задних рогах располагаются: собственное ядро заднего рога и дорсальное ядро. Нейроны этих ядер, а также клетки губчатого слоя и желатинозной субстанции обеспечивают связи между чувствительными клетками спинномозговых узлов и двигательными клетками спинного мозга, образуя комиссуральные связи между ядрами двух половин спинного мозга и осуществляют межсегментарные связи в пределах спинного мозга или образуют дальние связи с центрами головного мозга.

В белом веществе различают передний, боковой и задний канатики, отделенные друг от друга передними и задними рогами серого вещества. Задние канатики образованы преимущественно нейритами чувствительных клеток спинномозговых узлов. В боковых и передних канатиках располагаются волокна, образующие различные проводящие пути. Границ проводящих путей на срезе не видно. Радиальные полоски в белом веществе представляют собой соединительнотканные прослойки, отходящие и мягкой мозговой оболочки.

При большом увеличении микроскопа можно увидеть в сером веществе клетки глии и мякотные волокна. При анализе ядер серого вещества следует обратить внимание на то, что самые крупные нейроны находятся в передних рогах и дорсальном ядре заднего рога. Центральный канал выстлан кубическими и цилиндрическими эпендимными клетками.

Зарисовать и обозначить: передние, задние, боковые рога, центральный канал спинного мозга, ядра переднего рога, латеральное и медиальное ядра боковых рогов, собственное ядро заднего рога, губчатый слой, желатинозная субстанция, передний, боковой и задний канатики, клетки эпендимы центрального канала.

Мозжечок. Импрегнация солями серебра

При малом увеличении рассмотреть извилины мозжечка. По периферии извилин найти серое вещество темнокоричневого цвета, а в толще – белое вещество.

При большом увеличении микроскопа в коре мозжечка изучить три слоя: наружного (молекулярного), среднего (ганглиозного) и внутреннего (зернистого). Ганглиозный слой состоит из клеток, расположенных строго в один ряд. Эти клетки имеют грушевидную форму, содержат большое светлое ядро. От тела клетки по направлению к поверхности коры мозжечка отходят один-два толстых дендрита, распадающихся в коре на множество тончайших разветвлений, расположенных строго в одной плоскости, перпендикулярной к длинной оси извилины, и напоменающих ветви дерева. От базальной ветви грушевидной клетки отходит нейрит в виде очень тонкого волокна, направляющиеся через зернистый слой в белое вещество.

Молекулярный слой состоит из корзинчатых и звездчатых нейронов и глии.

Зернистый слой заполнен большим количеством клеток-зерен, которые характеризуются очень небольшим объемом цитоплазмы и имеют Т-образный аксон, поднимающийся в молекулярный слой.

Зарисовать и обозначить: молекулярный слой, ганглиозный слой, зернистый слой, грушевидные клетки (Пуркинье), клетки зерна, белое вещество.

 Кора больших полушарий. Импрегнация солями серебра.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть коричневого цвета серое вещество с послойно расположенными нейроцитами и находящееся под ним белое вещество.

При большом увеличении изучить строение слоев коры, обратить внимание на различные размеры и форму нервных клеток, особо выделив большие пирамидные клетки.

Зарисовать и обозначить: кора, молекулярный слой, наружный зернистый слой, пирамидный слой, внутренний зернистый слой, ганглионарный слой, слой полиморфных клеток и белое вещество.

Демонстрационные препараты:

1)Продолговатый мозг. Импрегнация серебром.

2)Симпатический узел. Импрегнация серебром.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.