Практическое занятие №11: Сердечно - сосудистая система — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Практическое занятие №11: Сердечно - сосудистая система

2021-04-18 71
Практическое занятие №11: Сердечно - сосудистая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Актуальность:

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца, кровеносных и лимфатических сосудов. Эти органы обеспечивают распространение по организму крови, питательных и биологически активных веществ, газов, продуктов метаболизма и тепловой энергии. Знание гистофизиологии столь важной для жизнедеятельности организма системы позволит будущим врачам в дальнейшем более правильно понять суть патологических изменений, так часто возникающих в этих органах (ведь смертность от сердечно-сосудистых заболеваний занимает одно из первых мест) и более глубоко и серьёзно подойти к профилактике, а в случаях необходимости, к диагностике и лечению их.

При изучении строения кровеносных сосудов и сердца следует помнить о тесной связи их структуры с функцией и гемодинамическими условиями. Последние сыграли в эмбриогенезе важную роль, определив появление различных по своим структурным признакам сосудов: артерий, артериол, капилляров, венул, вен. Гемо- и лимфодинамические условия и функции определяют также и органные особенности сосудов.

2. Цель заняти я: изучение строения органов сердечно - сосудистой системы на микроскопическом и ультрамикроскопических уровнях, их гистофизиологию и эмбриональное развитие.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

-тканевой состав и гистологическое строение кровеносных сосудов,

-морфологически дифференцировать артерии мышечного, эластического и смешанного типов,

-особенности строения капилляров и их ультраструктуру,

-строение стенки сердца (эндокарда, миокарда, эпикарда),

-строение лимфатических сосудов,

-регенерацию органов сердечно - сосудистой системы,

-возрастные особенности строения сосудов, сердца новорожденного, детей раннего возраста и при старении, взрослого человека.

должнен уметь:

1. «Читать» с помощью микроскопа гистологический препарат сердце; находить и дифференцировать в нем микроскопические структуры:

-эндокард,

-миокард,

-эпикард,

-сократительные и проводящие кардиомиоциты.

2. Дифференцировать под микроскопом миокард новорожденного и взрослого.

3. Дифференцировать на микроскопическом препарате капилляр от артериолы и венулы, артерию от вены, определить какого типа артерия (мышечного, смешанного, эластического), какого типа вена (безмышечного или мышечного с различным развитием мышечных элементов).

4. «Читать» электронограммы:

-кардиомиоциты со вставочными дисками,

-кровеносный капилляр.

3. Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика и состав сердечно-сосудистой системы.

2.Развитие кровеносных сосудов в стенке желточного мешка и в стенке зародыша.

3.Капилляры. Строение, функция. Органные особенности структуры капилляров. Ультраструктура эндотелия.

4.Артерии. Классификация. Строение стенки артерии эластического, мышечного, смешанного типов.

5.Вены. Классификация. Особенности структуры стенок вен, находящихся в различных гемодинамических условиях.

6.Источники развития и строения сердца.

7.Микро- и ультраструктура эндокарда, миокарда, эпикарда.

8.Пластичность, возрастные особенности и регенерационные возможности сердечно-сосудистой системы.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7. Структура занятий (технологическая карта)

 

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Капилляры, артериолы и венулы. Пленочный препарат сальника. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть сеть кровеносных сосудов в рыхлой соединительной ткани.

При большом увеличении микроскопа рассмотреть капилляры – самые мелкие сосуды с очень узким просветом. Стенка капилляра тонкая, состоит из эндотелия, представленного слоем уплощенных клеток, ядросодержащая часть может выступать в просвет сосуда. Субмикроскопически под эндотелием располагается базальная мембрана, состоящая из аморфной массы и фибрилл. Между слоями базальной мембраны располагаются перициты. Кнаружи от сосуда находится соединительная ткань.

Артериолы и венулы имеют три оболочки: внутреннюю, среднюю и наружную, но незначительной толщины. В артериолах обратить внимание на наличие поперечной исчерченности стенки, обусловленной циркулярным расположением клеток гладкой мускулатуры.

Зарисовать и обозначить: капилляр, арериола, венула, эндотелий, адвентициальные и мышечные клетки.

Артерия мышечного типа. Поперечный срез сосудисто-нервного пучка. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа в составе стенки сосуда хорошо прослеживаются три оболочки: внутренняя, средняя и наружная.

При большом увеличении микроскопа можно рассмотреть, что внутренняя оболочка состоит из трех слоев: эндотелиальный, подэндотелиальный и внутренняя эластическая мембрана. Эндотелиальные клетки уплощенной формы. Внутренняя эластическая мембрана состоит из эластических волокон. Средняя оболочка образована несколькими слоями гладких мышечных клеток, лежащих циркулярно. Мышечные элементы переплетены эластическими волокнами, которые на границе с адвентицией формируют наружную эластическую мембрану. Она тоньше внутренней эластической мембраны. Наружная оболочка состоит из рыхлой волокнистой соединительной ткани. В крупных сосудах адвентициальной оболочке можно встретить сосуды сосудов.

Зарисовать и обозначить: внутренняя оболочка, эндотелий, субэндотелий, внутренняя эластическая оболочка, средняя оболочка, гладкие мышечные клетки, наружная эластическая мембрана, адвентициальная оболочка.

Артерия эластического типа (аорта). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа видно наличие трех оболочек: внутренней, средней и наружной.

При большом увеличении видны эндотелиальный и подэндотелиальный слои. Средняя оболочка состоит из 40-50 окончатых мембран, между которыми располагаются отдельные гладкомышечные клетки. Наружная оболочка представлена рыхлой соединительной тканью, в ней располагаются сосуды сосудов.

Зарисовать и обозначить: внутренняя оболочка, эндотелий, подэндотелий, средняя оболочка, окончатые мембраны, наружная оболочка.

Артерия эластического типа (аорта). Окраска орсеином.

В средней оболочке видны эластические мембраны. Во внутренней и наружной оболочках – эластические волокна.

Сердце. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть оболочки сердца: внутреннюю (эндокард), среднюю (миокард) и наружную (эпикард). Значительную часть препарата занимает миокард.

При большом увеличении можно рассмотреть несколько слоев в эндокарде: эндотелиальный, подэндотелиальный, мышечно-эластический и наружный соединительнотканный слои. На границе эндокарда с миокардом можно видеть атипические мышечные волокна (волокна Пуркинье). Кардиомиоциты имеют прямоугольную форму. Миоциты формируют мышечные волокна, анастомозирующие друг с другом.

Эпикард представляет собой соединительнотканную пластинку, свободная поверхность которой покрыта мезотелием.

Зарисовать и обозначить: эндотелиальный слой эндокарда, подэндотелиальный слой эндокарда, соединительнотканный слой эндокарда, миокард с сократительными и проводящими кардиомиоцитами и эпикард.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.