Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-04-18 | 112 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Органы кроветворения и иммунологической защиты (красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, миндалины, лимфатические фолликулы пищеварительного тракта и других органов) образуют с кровью единую систему. Эта система обеспечивает поддержание морфологического состава крови и иммунологического гомеостаза в организме. Координация и регуляция деятельности органов кроветворения осуществляется посредством гуморальных и нервных факторов организма, а также внутриорганных влияний, обусловленных микроокружением.
В этих органах происходит размножение кроветворных клеток, временное депонирование крови и лимфы, выполняют они и защитную функцию. Строение органов кроветворения необходимо для изучения на теоретических кафедрах и клинических.
2. Цель занятия: з нать источники развития, микроскопическое строение, гистофизиологию красного костного мозга, тимуса, селезенки, лимфатического узла и небной миндалины.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать: источники развития, микроскопическое строение, гистофизиологию селезенки, лимфатического узла и небной миндалины.
должен уметь:
1. «Читать» с помощью микроскопа гистологический препарат — мазок красного костного мозга — находить и дифференцировать в препарате:
- зрелые эритроциты,
- нормоциты,
- оксифильные, полихроматофильные, базофильные эритробласты,
- юные эозинофилы, нейтрофилы, базофилы,
- миелоциты — эозинофильные, базофильные, нейтрофильные,
- мегакариоциты,
- кровяные пластинки.
2. В препарате тимуса найти:
- капсулу железы,
- соединительнотканные прослойки,
- корковое вещество в дольке и мозговое вещество,
|
- лимфоциты,
- тимусные тельца,
- ядра тимоцитов.
3. В препарате селезёнки уметь определять:
- капсулу,
- трабекулы,
- белую и красную пульпу,
- лимфоидные фолликулы.
- реактивный центр фолликула,
- периферическая темная зона фолликула,
- лимфоциты,
- центральные артерии,
- кровеносные сосуды.
4. В препарате лимфатического узла находить:
- капсулу,
- трабекулы,
- корковое вещество,
- мозговое вещество,
- паракортикальный слой,
- лимфоидные фолликулы,
- мякотные тяжи,
- краевые, корковые, мозговые и воротный синусы,
- ретикулярные клетки.
5. В препарате небной миндалины найти:
- многослойный неороговеваюший эпителий,
- крипты,
- рыхлую соединительную ткань,
- лимфоидные фолликулы.
6. «Читать» электронограммы по кроветворным органам.
3. Вопросы для самоподготовки:
1. Источники развития кроветворных органов и этапы эмбрионального кроветворения.
2. Функции кроветворных органов.
3. Понятие о стволовых клетках и современное представление о кроветворении.
4. Миелоидное кроветворение.
5. Красный костный мозг. Строение и функции.
6. Строение вилочковой железы и ее роль в регуляции лимфоцитообразования.
7. Строение лимфоузлов, миндалин и селезенки. Особенности их кровообращения.
8. Лимфоидное кроветворение.
9. Регенерация органов кроветворения.
4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Красный костный мозг (мазок). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении отметить большое количество клеток, отличающихся величиной, формой и окрашиваемостью.
При большом увеличении микроскопа изучить клетки, находящиеся на различных стадиях развития миелоцитарного и лимфоцитарного радов. По характеру зернистости, строению ядра, окраски цитоплазмы определить различные стадии развития зернистых лейкоцитов и эритроцитов в мазке костного мозга. Обратить внимание на наличие стромальных элементов: ретикулярная ткань, жировые клетки и кровеносные сосуды.
Зарисовать и обозначить: зрелые эритроциты и гранулоциты, нормоциты, оксифильные, полихроматофильные и базофильные эритробласты, юныеэозинофилы, базофилы и нейтрофилы и другие клеточные элементы.
Тимус (зобная, или вилочковая железа). Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении отметить дольчатость железы, наличие капсулы и соединительнотканных прослоек, неоднородность в окраске коркового и мозгового вещества в дольках.
|
При большом увеличении рассмотреть в корковом веществе долек большое количество малых лимфоцитов, в мозговом веществе в основном средние и большие лимфоциты. В мозговом веществе видны округлые слоистые эпителиальные тельца (Гассаля), образованные плоскими, вытянутыми эпителиальными клетками.
Зарисовать и обозначить: капсула тимуса, междольковые соединительные прослойки, дольки железы, корковое вещество, мозговое вещество, слоистые эпителиальные тельца, тимоциты, кровеносные сосуды.
Селезенка. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении найти капсулу с трабекулами, красную пульпу и вкрапленные в нее округлые фиолетового цвета лимфатические узелки, составляющие белую пульпу паренхимы железы.
При большом увеличении изучить соединительнотканную капсулу, в лимфатических узелках найти светлый (реактивный) центр, в котором располагаются преимущественно большие лимфоциты и периферическую темную зону с множеством мелких лимфоцитов. Найти центральную артерию, расположенную в лимфатическом узелке эксцентрично. В ретикулярной строме красной пульпы рассмотреть клетки крови (преимущественно эритроциты) и кровеносные сосуды.
Зарисовать и обозначить: капсула, трабекулы, лимфатические узелки с центральной артерией, красная пульпа.
Лимфатический узел. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении определить строму, представленную капсулой и трабекулами и паренхиму, состоящую из темного коркового и светлого мозгового вещества. В корковом веществе определить лимфатические узелки, краевые и промежуточные синусы, а в мозговом веществе – мозговые тяжи и мозговые синусы.
Небные миндалины. Окраска ге
матоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа найти лимфатические узелки в собственном слое слизистой оболочки носоглотки. Обратить внимание на крипты, образованные за счет углубления многослойного плоского неороговевающего эпителия в собственный слой слизистой оболочки.
При большом увеличении рассмотреть строение многослойного плоского неороговевающего эпителия, подлежащего собственного слоя, образованного рыхлой соединительной тканью, инфильтрированной большим количеством лимфоцитов со светлыми реактивными центрами и темными периферическими зонами.
Зарисовать и обозначить: многослойный плоский неороговевающий эпителий, крипты, рыхлая соединительная ткань собственного слоя, лимфатические узелки.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!