Практическое занятие № 9: Нервные ткани — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Практическое занятие № 9: Нервные ткани

2021-04-18 101
Практическое занятие № 9: Нервные ткани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Нервная ткань формирует структурную основу нервной системы, осуществляющей совместно с эндокринной системой регуляцию, взаимодействие и корреляцию деятельности органов и систем, интеграцию их в единый организм и регуляцию связи организма с окружающей средой.

Структурной и функциональной единицей нервной ткани является нейроцит высокоспециализированная клетка, генерирующая и проводящая нервный импульс. Глиоциты, выполняют трофическую, защитную, опорно-механическую и разграничительную функции. Источником развития нервной ткани является нейроэктодерма.

2. Цель занятия: изучить строение различных видов нейроцитов и глиоцитов. Изучить строение нервных волокон (безмиелиновых и миелиновых) и нервных окончаний (чувствительных и двигательных). Объяснять принцип организации рефлекторных дуг – соматической и вегетативной.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

1. Идентифицировать на препаратах нейроциты, дифференцировать различные типы нейронов.

2. Идентифицировать в нейроцитах базофильную субстанцию и нейрофибриллы.

3. Идентифицировать на препаратах глиоциты, дифференцировать различные типы нейроглии.

должен уметь:

1. Общие морфологические отличительные особенности нейроцитов.

2. Морфологическую классификацию нейроцитов.

3. Классификацию и микроскопическое строение глиоцитов

3.Вопросы для самоподготовки:

1.Общая характеристика нервной ткани.

2. Развитие и клеточный состав (нейроциты и глиоциты) нервной ткани.

3. Строение нейрона, классификация нейронов по строению, по функции, их топография.

4. Специализированные структуры нейрона (нейрофибриллы, базофильное вещество).

5. Отростки нервных клеток (аксон, дендриты).

6. Классификация, строение и функция нейроглии (макро- и микроглия).

7. Строение и функциональные особенности безмиелиновых нервных волокон.

8. Строение и функциональные особенности миелиновых нервных волокон.

9. Строение, ультраструктура и физиология чувствительных и двигательных нервных окончаний, синапсы.

10. Строение нерва, соединительнотканные оболочки.

11. Понятие о рефлекторной дуге.

12. Нарисовать трехчленную рефлекторную дугу. Значение вставочных нейронов.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Ложно-униполярные нервные клетки. Спинномозговой узел. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть спинномозговой ганглий. Выделить соединительнотканную капсулу, чувствительные клетки (по функции), ложно-униполярные (по строению) нервные клетки. Каждая нервная клетка окружена слоем клеток – сателлитов (мантийные клетки).

При большом увеличении микроскопа найти крупные, округлой формы нейроциты со светлым ядром с четко различимыми ядрышками. Вокруг нервных клеток располагаются клетки-сателлиты и клетки соединительной ткани, а также нервные волокна, расположенные преимущественно в центральной части спинномозгового ганглия.

Зарисовать и обозначить: нервные клетки, нейроглия, нервные волокна, соединительнотканная капсула узла.

Мультиполярные нервные клетки спинного мозга. Импрегнация солянокислым серебром.

При малом увеличении микроскопа в сером веществе найти группы нервных клеток с отростками.

При большом увеличении рассмотреть мультиполярные нервные клетки (двигательные по функции) переднего рога спинного мозга. В цитоплазме ряда нервных клеток видна сеть тонких нитей – нейрофибрилл, которые переплетаются в цитоплазме и располагаются параллельно в отростках нейрона.

Зарисовать и обозначить: нейроцит, отростки, нейрофибриллы.

Базофильное вещество в двигательных нервных клетках переднего рога серого вещества спинного мозга. Окраска толуидиновым синим.

При малом увеличении микроскопа на поперечном срезе спинного мозга в составе передних рогов серого вещества найти наиболее крупные нейроны, в цитоплазме которых четко выявляется синего цвета зернистость (тигроид, вещество Ниссля).

При большом увеличении микроскопа рассмотреть и зарисовать 2-3 нервных клеток и обозначить на рисунке: ядро, тигроидное вещество синего цвета в цитоплазме нервных клеток.

Безмиелиновые нервные волокна. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа видны пучки безмиелиновых нервных волокон, окрашенных в розовый цвет.

При большом увеличении между розового цвета нервными волокнами располагаются овальной или вытянутой формы ядра леммоцитов (шванновские клетки), окрашенные в фиолетовый цвет.

Зарисовать при большом увеличении микроскопа пучки безмиелиновых нервных волокон и между ними ядра леммоцитов.

Обозначить: безмиелиновые нервные волокна, ядра леммоцитов.

Миелиновые нервные волокна. Импрегнация азотнокислым серебром.

При малом увеличении микроскопа видны идущие в различных направлениях миелиновые нервные волокна.

При большом увеличении микроскопа найти одиночно идущие миелиновые нервные волокна и рассмотреть в центральной части волокна слабо окрашенный осевой цилиндр. Края нервных волокон окрашены в темный цвет, что соответствует мякотной или миелиновой оболочке, которая является частью леммоцита (мезаксона). По ходумиелинового нервного волокна видны светлые промежутки, соответствующие границам между рядами расположенными леммоцитами (перехват Ранвье).

Зарисовать при большом увеличении микроскопа миелиновые нервные волокна и обозначить: осевой цилиндр, миелиновая оболочка, ядра леммоцитов, узловые перехваты.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.