Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-04-18 | 102 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Актуальность темы.
Скелетные ткани выполняют опорную, зашитую, механическую функции, участвуют вводно-солевом обмене.
2. Цель занятия: Знать общую морфо - функциональную характеристику, классификацию, развитие, строение, функции ирегенерацию хрящевыхи костных тканей.
Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:
должен знать:
- клетки, межклеточное вещество,
- гистологическую технику,
- ультраструктуру клетки.
должен уметь:
1. Прочитать, с помощью микроскопа гистологический препарат - гиалиновый хрящ; дифференцировать найдя:
- хондроциты, образующие нзогенные группы, и отдельно расположенные, хондробласты, в периферической части хряща;
-межклеточное вещество, более базофильное вокруг изогенных групп (хрящевые шары) и оксифильное, остальное (хрящевые) балки;
- надхрящницу.
2. В препарате эластический хрящ найти дифференциральное отличие - сеть эластических волокон в межклеточном веществе.
3. В препарате коллагеново-волокнистый хрящ:
- расположенные одиночно хондроциты, более ориентированно,
- коллагеновые волокна, параллельными пучками.
4. В препарате пластинчатая костная ткань:
- остеоновый слой,
- наружные общие пластинки,
- внутренние общие пластинки,
- остеон, из концентрически наложенных друг на друга костных пластинок,
- остеоциты между ними,
- остеонный канал, вставочные пластинки.
5. В препарате развитие кости на месте хряша найти:
- гиалиновый хрящ с надхрящницей,
- надкостницу, эндоост,
- костную манжетку (перихондральная костная ткань) - в диафизе,
- остеоциты,
- остеобласты,
- энхондральную костную ткань,
- участки разрушающегося хряща,
-остеокласты.
3.Вопросы для самоподготовки:
|
1. Общая морфо - функциональная характеристика хрящевой ткани. Хрящевые клетки: хондробласты, хондроциты. Межклеточное вещество.
2. Виды хрящевых тканей. Строение гиалинового, эластического и волокнистого хрящей. Функции, локализация.
3. Хрящ как орган. Надхрящница, ее строение, значение в питании, росте и регенерации хряща.
4. Гистогенез хрящевой ткани.
5. Костная ткань. Характеристика остеобластов, остеоцитов и остеокластов. Межклеточное вещество костной ткани, его физико-химические свойства и строение.
6. Классификация костной ткани. Морфо - физиологические особенности грубоволокнистой и пластинчатой костной ткани. Топография.
7. Кость как орган. Понятие о губчатом и компактном веществе. Микроскопическое строение диафиза трубчатой кости. Строение и значение надкостницы.
8. Развитие костей. Прямой и непрямой остеогенез. Развитие кости из мезенхимы. Развитие кости на месте хряща.
9.Возрастные изменения скелетных тканей.
10. Регенерация костных тканей; вклад отечественных ученых в решение этой проблемы. 4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.
5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.
6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.
7.Структура занятий (технологическая карта)
Этапы занятия их содержание | Время в мин. | Наглядные пособия | Цель и характер деятельности | ||
обучающегося | преподавателя | ||||
1 | Организационная | 3 | Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине | ||
2 | Контроль исходных знаний | 15 | тесты | Решение типовых тестов | Контроль исходных знаний обучающегося |
3 | Вводная часть | 2 | Знание цели занятия | Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы | |
4 | Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) | 35 | таблицы, слайды | Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы | |
5 | Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя | 60 | таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника | Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов | Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий |
6 | Контроль конечного уровня знаний | 20 | тесты, ситуационные задачи | Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине | Контроль усвоения темы занятия |
8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).
|
Учебные препараты.
Гиалиновый хрящ. Поперечный срез трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.
Снаружи гиалиновый хрящ покрыт надхрящницей, состоящей из двух слоев: внутреннего из рыхлой и наружного - из плотной неоформленной соединительной ткани.
За надхрящницей при малом увеличении определяются зона молодого и зона зрелого хряща.
При малом увеличении определить межклеточное вещество и расположенные в нем клетки.
При большом увеличении видно, что в межклеточном веществе в особых полостях лежат хрящевые клетки (хондроциты). В межклеточном веществе коллагеновые волокна не видны, поскольку они имеют сходный коэффициент преломления с основным веществом. В зоне роста хряща клетки мелкие, веретеновидные, лежат поодиночке. В центре хряща хондроциты представлены преимущественно изогенными группами, которые возникают путем деления одной хрящевой клетки.
Зарисовать участок гиалинового хряща с надхрящницей и обозначить: надхрящница, хрящевые клетки, изогенные группы, межклеточное вещество хряща.
Эластический хрящ. Срез ушной раковины животного. Окраска орсеин и гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа видна надхрящница. В межклеточном веществе превалируют видимые эластические волокна.
|
При большом увеличении микроскопа видна сеть эластических волокон, клетки эластического хряща по периферии располагаются изолированно, в центральной части образуют изогенные группы. Изогенные группы в эластическом хряще состоят из меньшего количества клеток, по сравнению с гиалиновым хрящом.
Зарисовать и обозначить: надхрящница, межклеточное вещество, хрящевые клетки, эластические волокна.
Волокнистый хрящ. Срез межпозвоночного хрящевого диска. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа определить параллельные пучки коллагеновых волокон, между которыми располагаются хрящевые клетки вытянутой формы.
При большом увеличении микроскопа зарисовать и обозначить: пучки коллагеновых волокон - 1, веретеновидной формы хрящевые клетки - 2.
Поперечный разрез бедренной кости. Окраска по методу Шморля.
При малом увеличении микроскопа видно, что снаружи кость покрыта надкостницей – периостом. Непосредственно под надкостницей располагается слой костных пластинок – наружный слой общих пластинок, в среднем слое – остеоны с кровеносными сосудами и внутренний слой общих пластинок с эндостом.
При большом увеличении микроскопа между наружными и внутренними общими (генеральными) пластинками располагаются остеоны, также образованные слоями костных пластинок вокруг кровеносных сосудов. Сами костные пластинки состоят из параллельно друг к другу расположенных оссеиновых волокон. Между остеонами находится система вставочных пластинок, которые представляют собой остатки остеонов более ранней генерации. Между костными пластинками, в костных полостях, располагаются остеоциты с их отростками.
Зарисовать и обозначить: надкостница (периост), слой наружных и внутренних общих пластинок, остеоновый слой, вставочные пластинки, остеоциты, эндост.
Пластинчатая костная ткань. Продольный срез декальцинированной трубчатой кости. Окраска по методу Шморля.
При большом увеличении обратить внимание на идущие в продольном направлении каналы остеонов (гаверсовы каналы). Вдоль этих каналов располагаются продольно срезанные пластинки остеона. Костные клетки залегают в остеоне также продольными рядами. Между каналами остеонов имеются косые или поперечные анастомозы. На продольных срезах можно четче увидеть кровеносные сосуды, идущие из надкостницы. Питательные каналы в отличие от каналов остеона не имеют вокруг концентрически лежащих костных пластинок.
|
Зарисовать участок кости на поперечном срезе и обозначить: остеон, канал остеона, костные пластинки, питательные каналы.
Развитие кости из мезенхимы на месте хряща. Продольный срез развивающейся трубчатой кости. Окраска гематоксилин-эозин.
Процесс развития кости из мезенхимы на месте хряща, начавшийся в средине диафиза, распространяется в дальнейшем в направлении эпифизов.
При малом увеличении рассмотреть общий контур хрящевой модели. Окостенение начинается в результате образования костной манжетки в диафизарной части хряща (перихондральное окостенение). В глубине, вокруг остатков хряща, остеобласты формируют эндохондральную кость.
При большом увеличении зарисовать и обозначить: надкостница диафиза, костная манжетка (перихондральное окостенение), эндохондральная кость вокруг остатков хряща, кровеносные сосуды, клетки костной ткани.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!