Практическое занятие №7: Скелетные соединительные ткани — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Практическое занятие №7: Скелетные соединительные ткани

2021-04-18 102
Практическое занятие №7: Скелетные соединительные ткани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Скелетные ткани выполняют опорную, за­шитую, механическую функции, участвуют вводно-солевом обмене.

2. Цель занятия: Знать общую морфо - функциональную характеристику, классификацию, развитие, строение, функции ирегенерацию хрящевыхи костных тканей.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

- клетки, межклеточное вещество,

- гистологическую технику,

- ультраструктуру клетки.

должен уметь:

1. Прочитать, с помощью микроскопа гистологический препарат - гиалиновый хрящ; дифференцировать найдя:

- хондроциты, образующие нзогенные группы, и отдельно расположенные, хондробласты, в периферической части хряща;

-межклеточное вещество, более базофильное вокруг изогенных групп (хрящевые шары) и оксифильное, остальное (хрящевые) балки;

- надхрящницу.

2. В препарате эластический хрящ найти дифференциральное отличие - сеть эластических волокон в межклеточном веществе.

3. В препарате коллагеново-волокнистый хрящ:

- расположенные одиночно хондроциты, более ориентированно,

- коллагеновые волокна, параллельными пучками.

4. В препарате пластинчатая костная ткань:

- остеоновый слой,

- наружные общие пластинки,

- внутренние общие пластинки,

- остеон, из концентрически наложенных друг на друга костных пластинок,

- остеоциты между ними,

- остеонный канал, вставочные пластинки.

5. В препарате развитие кости на месте хряша найти:

- гиалиновый хрящ с надхрящницей,

- надкостницу, эндоост,

- костную манжетку (перихондральная костная ткань) - в диафизе,

- остеоциты,

- остеобласты,

- энхондральную костную ткань,

- участки разрушающегося хряща,

-остеокласты.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Общая морфо - функциональная характеристика хрящевой ткани. Хрящевые клетки: хондробласты, хондроциты. Межклеточное вещество.

2. Виды хрящевых тканей. Строение гиалинового, эластического и волокнистого хрящей. Функции, локализация.

3. Хрящ как орган. Надхрящница, ее строение, значение в питании, росте и регенерации хряща.

4. Гистогенез хрящевой ткани.

5. Костная ткань. Характеристика остеобластов, остеоцитов и остеокластов. Межклеточное вещество костной ткани, его физико-химические свойства и строение.

6. Классификация костной ткани. Морфо - физиологические особенности грубоволокнистой и пластинчатой костной ткани. Топография.

7. Кость как орган. Понятие о губчатом и компактном веществе. Микроскопическое строение диафиза трубчатой кости. Строение и значение надкостницы.

8. Развитие костей. Прямой и непрямой остеогенез. Развитие кости из мезенхимы. Развитие кости на месте хряща.

9.Возрастные изменения скелетных тканей.

10. Регенерация костных тканей; вклад отечественных ученых в решение этой проблемы. 4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Гиалиновый хрящ. Поперечный срез трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.

Снаружи гиалиновый хрящ покрыт надхрящницей, состоящей из двух слоев: внутреннего из рыхлой и наружного - из плотной неоформленной соединительной ткани.

За надхрящницей при малом увеличении определяются зона молодого и зона зрелого хряща.

При малом увеличении определить межклеточное вещество и расположенные в нем клетки.

При большом увеличении видно, что в межклеточном веществе в особых полостях лежат хрящевые клетки (хондроциты). В межклеточном веществе коллагеновые волокна не видны, поскольку они имеют сходный коэффициент преломления с основным веществом. В зоне роста хряща клетки мелкие, веретеновидные, лежат поодиночке. В центре хряща хондроциты представлены преимущественно изогенными группами, которые возникают путем деления одной хрящевой клетки.

Зарисовать участок гиалинового хряща с надхрящницей и обозначить: надхрящница, хрящевые клетки, изогенные группы, межклеточное вещество хряща.

Эластический хрящ. Срез ушной раковины животного. Окраска орсеин и гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа видна надхрящница. В межклеточном веществе превалируют видимые эластические волокна.

При большом увеличении микроскопа видна сеть эластических волокон, клетки эластического хряща по периферии располагаются изолированно, в центральной части образуют изогенные группы. Изогенные группы в эластическом хряще состоят из меньшего количества клеток, по сравнению с гиалиновым хрящом.

Зарисовать и обозначить: надхрящница, межклеточное вещество, хрящевые клетки, эластические волокна.

Волокнистый хрящ. Срез межпозвоночного хрящевого диска. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа определить параллельные пучки коллагеновых волокон, между которыми располагаются хрящевые клетки вытянутой формы.

При большом увеличении микроскопа зарисовать и обозначить: пучки коллагеновых волокон - 1, веретеновидной формы хрящевые клетки - 2.

Поперечный разрез бедренной кости. Окраска по методу Шморля.

При малом увеличении микроскопа видно, что снаружи кость покрыта надкостницей – периостом. Непосредственно под надкостницей располагается слой костных пластинок – наружный слой общих пластинок, в среднем слое – остеоны с кровеносными сосудами и внутренний слой общих пластинок с эндостом.

При большом увеличении микроскопа между наружными и внутренними общими (генеральными) пластинками располагаются остеоны, также образованные слоями костных пластинок вокруг кровеносных сосудов. Сами костные пластинки состоят из параллельно друг к другу расположенных оссеиновых волокон. Между остеонами находится система вставочных пластинок, которые представляют собой остатки остеонов более ранней генерации. Между костными пластинками, в костных полостях, располагаются остеоциты с их отростками.

Зарисовать и обозначить: надкостница (периост), слой наружных и внутренних общих пластинок, остеоновый слой, вставочные пластинки, остеоциты, эндост.

Пластинчатая костная ткань. Продольный срез декальцинированной трубчатой кости. Окраска по методу Шморля.

При большом увеличении обратить внимание на идущие в продольном направлении каналы остеонов (гаверсовы каналы). Вдоль этих каналов располагаются продольно срезанные пластинки остеона. Костные клетки залегают в остеоне также продольными рядами. Между каналами остеонов имеются косые или поперечные анастомозы. На продольных срезах можно четче увидеть кровеносные сосуды, идущие из надкостницы. Питательные каналы в отличие от каналов остеона не имеют вокруг концентрически лежащих костных пластинок.

Зарисовать участок кости на поперечном срезе и обозначить: остеон, канал остеона, костные пластинки, питательные каналы.

Развитие кости из мезенхимы на месте хряща. Продольный срез развивающейся трубчатой кости. Окраска гематоксилин-эозин.

Процесс развития кости из мезенхимы на месте хряща, начавшийся в средине диафиза, распространяется в дальнейшем в направлении эпифизов.

При малом увеличении рассмотреть общий контур хрящевой модели. Окостенение начинается в результате образования костной манжетки в диафизарной части хряща (перихондральное окостенение). В глубине, вокруг остатков хряща, остеобласты формируют эндохондральную кость.

При большом увеличении зарисовать и обозначить: надкостница диафиза, костная манжетка (перихондральное окостенение), эндохондральная кость вокруг остатков хряща, кровеносные сосуды, клетки костной ткани.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.