Практическое занятие № 6: Собственно-соединительные ткани — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практическое занятие № 6: Собственно-соединительные ткани

2021-04-18 124
Практическое занятие № 6: Собственно-соединительные ткани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Собственно соединительные ткани, как и все ткани внутренней среды представлены клетками и межклеточным веществом, степени и характер развития которого определяют консистенцию ткани.

Соединительные ткани со специальными свойствами (эндотелий, ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая) характеризуются малым содержанием межклеточного вещества; в рыхлой волокнистой соединительной ткани содержание межклеточного вещества и клеток, а в последнем — волокон и основного аморфного вещества — примерно поровну; в плотной — преобладает межклеточное вещество с волокнистыми структурами. Если в рыхлой волокнистой соединительной ткани волокна всегда располагаются неориентированно, то в плотной — могут располагаться параллельно друг другу (плотная оформленная соединительная ткань) или в разных направлениях(плотная неоформленная соединительная ткань).

Общим для всех видов соединительной ткани свойствами является их мезенхимное происхождение, аполярность клеток и хорошо развитое межклеточное вещество.

Межклеточное вещество соединительной ткани состоит из волокон и основного вещества. Основное вещество содержит гликозаминогликаны (гиалуроновая и хондриатин-сульфат), чутко реагирующие на сдвиги обменных процессов в организме и занимающие ведущее место в развитии ряда патологических процессов, особенно связанные с заболеваниями соединительной ткани.

2. Цель занятия: изучить микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, гистофизиологию и взаимодействие структурных компонентов соединительной ткани и соединительной ткани со специальными свойствами.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

— Общую морфо - функциональную характеристику и классификацию собственно-соединительных тканей и соединительных тканей со специальными свойствами.

— Источники развития.

— Топографию, строение, функции и регенерацию рыхлой и различных разновидностей плотных соединительных тканей, а также соединительных тканей со специальными свойствами.

должен уметь:

1. Прочитать с помощью микроскопа разновидности соединтельных тканей:

Находить и дифференцировать в препарате рыхлой соеди­нительной ткани структуры:

— волокна коллогеновые, эластические

—фибробласты

— гистоциты

2.Прочитать электронограмму:

— фибробласта — лаброцита;

— коллагеновые фибриллы.

3. Находить и дифференцировать под микроскопомсостав­ные элементы плотной оформленной волокнистой соединительной ткани:

— пучки I и II порядка;

— эндотеноний

4. Прочитать жировую ткань.

5. Прочитать электронограмму ретикулярные фибриллы.

6. Составить протоколы и дать устное описание микропрепаратов и электронограмм рыхлой соединительной ткани, жировой ткани, плотной соединительной ткани.

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Общая характеристика и классификация группы соединительных тканей и принципы их морфо - функциональной организации.

2. Развитие и общая морфо - функциональная характеристика рыхлой волокнистой соединительной ткани.

3. Межклеточное вещество рыхлой соединительной ткани, его происхождение, строение и значение.

Микроскопическая, ультрамикроскопическая и цитохимическая характеристика и ретикулярных волокон и основного вещества.

4. Клетки рыхлой соединительной ткани, их микро - и ультра - микроскопическая и цитохимическая характеристика и значение.

5. Понятие о макрофагической системе.

6. Возрастные изменения и регенерационные особенности рыхлой соединительной ткани.

7. Плотная волокнистая соединительная ткань, ее разновидности, строение и функции.

8. Структура и значение сухожилий, эластических связок, фиброзных мембран, сетчатого слоя дермы кожи.

9. Регенерация плотной соединительной ткани.

10. Возрастные изменения клеток и межклеточного вещества соединительных тканей.

11. Соединительные ткани со специальными свойствами.

12. Развитие, строение и значение ретикулярной ткани.

13. Эндотелий. Развитие, строение в световом и электронном микроскопах. Роль эндотелия в защитных реакциях op г a низма.

14. Жировая ткань. Цитохимическая характеристика и строение липоцитов.

Слизистая (студенистая) ткань.

Пигментная ткань.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа.

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Рыхлая волокнистая соединительная ткань (пленочный препарат). Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении микроскопа отыскать наиболее тонкий и светлый участок препарата.

При большом увеличении зарисовать клеточные элементы. Фибробласты крупные, с отростками клетки с неясными границами, ядра фибробластов светлые и овальные, с мелкозернистым хроматином. Гистиоциты - клетки с четкими, но неровными границами, темным овальным ядром. Лимфоциты - клетки небольшие, округлой формы, с ядром темным и узким ободком цитоплазмы. Плазматическая клетка имеет овальную форму, с эксцентрично расположенным ядром, хроматин нередко расположен в виде «спиц в колесе». Тучные клетки в основном неправильной формы, их цитоплазма заполнена специфическими базофильными гранулами. Другие клетки соединительной ткани встречаются значительно реже.

Межклеточное вещество представлено аморфным (основным) веществом, слабо заметным на фоне препарата, а также волокнами, из которых коллагеновые более толстые, извиваются. Эластические волокна более тонкие, ветвятся и анастомозируют друг с другом, образуя сеть.

Зарисовать и обозначить: коллагеновые волокна, эластические волокна, основное вещество, фибробласт, гистиоцит, лимфоцит, плазматическая клетка, тучная клетка.

Плотная неоформленная волокнистая соединительная ткань. Сетчатый слой кожи пальца человека. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти участок плотной неоформленной соединительной ткани.

При большом увеличении микроскопа определить мощные пучки коллагеновых волокон, залегающих в различных направлениях. Пучки коллагеновых волокон окрашены в розовый цвет. Между пучками коллагеновых и эластических волокон располагаются фиброциты и единичные фибробласты.

Зарисовать и обозначить: коллагеновые волокна, фиброциты.

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань (сухожилие в продольном разрезе). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа обратить внимание на преобладание в этой ткани межклеточного вещества и относительно небольшое количество клеточных элементов и основного вещества. Коллагеновые волокна располагаются пучками, идущими в одном направлении. Между коллагеновыми волокнами видны ядра фиброцитов (сухожильные клетки). Определяются прослойки рыхлой соединительной ткани.

При большом увеличении микроскопа определить пучки коллагеновых волокон, отделенные друг от друга вытянутой формы ядрами фиброцитов. Это пучки первого порядка. Несколько пучков первого порядка окружаются прослойкой рыхлой соединительной ткани (эндотеноний) и образуют пучки второго порядка, а пучки второго порядка образуют или само сухожилие, или пучки третьего порядка, которые разделены более крупными прослойками соединительной ткани – перитенонием.

Зарисовать и обозначить: пучки коллагеновых волокон первого порядка, ядра фиброцитов, эндотеноний, пучки второго порядка.

Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие в поперечном разрезе. Окраска гематоксилин-эозин.

Используя малое и большое увеличение микроскопа, изучить участок сухожилия. Зарисовать и отметить: пучки коллагеновых волокон 1-го порядка, сухожильные клетки, отграничивающие эти пучки, рыхлая волокнистая соединительная ткань, окружающая пучки 2-го порядка (эндотеноний), пучки второго порядка, рыхлая волокнистая соединительная ткань с сосудами, окружающая пучки большего порядка (перитеноний).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.