Практическое занятие №3: Эпителиальные ткани и железы — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Практическое занятие №3: Эпителиальные ткани и железы

2021-04-18 93
Практическое занятие №3: Эпителиальные ткани и железы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Эпителиальные ткани обнаруживаются практически во всех органах человеческого организма, выполняя обменную, барьерную, защитную, секреторную и экскреторную функции. Умение находить и распознавать эпителиальные ткани в срезах органах поможет обучающимся хорошо ориентироваться в области нормальной и патологической гистологии; знание источников происхождения эпителиальных тканей поможет будущим врачам грамотно интерпретировать результаты цитологических и гистологических исследований в клинике (метаплазия, метаризис).

Многослойные эпителии развиваются из кожной эктодермы и прехордреальной пластинки. Генетическое родство накладывает определенный отпечаток на их свойства: способность к ороговению и способность образовывать многослойные пласты. Испытывая постоянное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, эти эпителии несут огромную функциональную нагрузку; нарушение их барьерной и защитной функции естественно отразится на состоянии органов, в составе которых входят многослойные эпителии.

2. Цель занятия: з нать источники развития, микро- и ультра - структуру, функцию и регенерацию эпителиальных тканей, уметь прочитать микропрепарат и электронные микрофотографии эпителиальных тканей.

В результате освоения темы обучающийся должен уметь:

- работать с микроскопом, знать технику приготовления конкретных микропрепаратов, топографию каждого эпителия в организме, его структуру и клеточный состав;

- находить распознавать эпителий кожного типа в срезах органов; довести это умение до уровня навыка, необходимого для дальнейшего обучения на кафедре патологической анатомии.

Для формирования умений обучающийся должен знать:

- общую структурную организации животных клеток; межклеточные контакты;

- иметь понятие о регенерации: физиологической и репаративной;

- способы размножения животных клеток;

- общую морфофункциональную характеристику и классификацию эпителиев, функцию.

3. Вопросы для самоподготовки:

1.Общая морфофункциональная характеристика эпителиев каждого типа (многослойных эпителиев).

2.Классификация многослойных эпителиев.

3.Многослойный плоский неороговевающий эпителий. Топография. Строение, функции и регенерация.

4.Многослойный плоский ороговевающий эпителий. Топография, строение, функции и регенерация.

5.Переходный эпителий. Источники развития, топография, строение, функции и регенерация.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

 

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные препараты.

Однослойный плоский эпителий (мезотелий). Тотальный препарат сальника. Окраска - импрегнация солянокислым серебром с подкраской ядер гематоксилином.

При малом увеличении микроскопа выбрать наиболее тонкое место на пленке сальника, которое будет характеризоваться более светлой окраской.

При большом увеличении видны полигональные клетки, границы которых имеют темную окраску, что обусловлено обработкой препарата солями серебра. Границы клеток неровные. При изучении препарата следует иметь в виду, что он представляет собой вид на эпителий сверху, тогда как на поперечном срезе данные эпителиальные клетки имеют плоскую форму.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: ядро, границы клеток.

Однослойный кубический эпителий.Поперечный срез извитых канальцев почки. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти канальцы.

При большом увеличении обратить внимание на форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать один почечный каналец и обозначить: кубические клетки, образующие стенку канальца, ядро, цитоплазма, базальная мембрана.

Высокий призматический эпителий почки кролика (демонстрационный ). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти поперечный срез канальцев почки.

При большом увеличении обратить внимание на призматическую форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать и обозначить: канальцы, призматические клетки, ядра клеток.

Однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа на поперечном срезе трахеи найдите ее внутреннюю поверхность, выстланную однослойным многорядным мерцательным эпителием.

При большом увеличении найдите эпителиальный слой, состоящий из четырех основных типов клеток: низкие вставочные, высокие вставочные, реснитчатые и бокаловидные, ядра расположены на разных уровнях, т.е. в несколько рядов.

Зарисовать и обозначить: ядра коротких и длинных вставочных клеток, реснитчатых и бокаловидных клеток, базальная мембрана, подлежащая рыхлая соединительная ткань.

Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза. Окраска гематоксилин - эозином.

При малом увеличении найти фиолетовый пласт эпителия роговицы и расположенную под ним волокнистую соединительную ткань розового цвета. Широкая базальная мембрана эпителия имеет вид розовой линии.

При большом увеличении рассмотреть небольшой участок эпителия.Самый верхний базальный слой представлен клетками призматической формы с закругленными верхушками; ядра их овальной формы и расположены ближе к апикальному концу клеток. Средняя зона образована несколькими рядами шиповатых клеток, соединенных между собой тонкими отросткам; ядра их округлой формы. Верхняя зона представлена уплощенными клетками.

Зарисуйте и обозначьте: базальная мембрана, базальный слой, зона шиповатых и верхних уплощенных клеток, соединительная ткань.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.