Практическое занятие №2: Основы сравнительной эмбриологии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Практическое занятие №2: Основы сравнительной эмбриологии

2021-04-18 108
Практическое занятие №2: Основы сравнительной эмбриологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность темы.

Знание условий и факторов оплодотворения и закономерностей эмбриологии позвоночных животных позволит обучающимся понять закономерности развития человеческого зародыша, заложит материалистические основы для будущего врачебного мышления.

2. Цель заняти я: Изучить строение мужских и женских половых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образования бластулы, гаструляции и органогенеза различных позвоночных, а также внезародышевых органов.

Для формирования профессиональной компетенции обучающийся:

должен знать:

а) периоды и стадии развития зародышей различных позвоночных животных, основные морфо - генетические закономерности, характеризующие периоды эмбриогенеза, строение зародышей на различных стадиях эмбриогенеза;

б) механизм образования, строение и функции зародышевых оболочек.

должнен уметь распознавать микропрепараты, изготовленные из эмбрионов, находящихся на разных стадиях эмбриогенеза.

3. Вопросы для самоподготовки:

1.Периодизация развития животных.

2. Прогенез. Строение и функции мужских и женских половых клеток. Стадии их развития.

3.Основные периоды и стадии развития зародыша (оплодотворение - зигота; дробление - бдастула; гаструляция - гаструла; нейруляция - нейрула; гисто - и органогенез - зародыш с осевым комплексом зачатков органов).

4. Механизмы образования провизорных органов, их структура и функции.

4.Вид занятия: практическое занятие по данной теме.

5.Продолжительность занятия: 3 академических часа

6.Оснащение: таблицы, схема, гистологические препараты, набор микроскопов, микротом, набор для приготовления микропрепаратов, методические указания.

7.Структура занятий (технологическая карта)

Этапы занятия их содержание

Время в мин.

Наглядные пособия

Цель и характер деятельности

обучающегося преподавателя
1 Организационная 3     Привить обучающимся аккуратность, научить организованности и дисциплине
2 Контроль исходных знаний 15 тесты Решение типовых тестов Контроль исходных знаний обучающегося
3 Вводная часть 2   Знание цели занятия Сформулировать правильно мотивацию и мотивацию самостоятельной работы
4 Контроль исходного уровня знаний обучающихся и их коррекция (см. контрольные вопросы к практическому занятию) 35 таблицы, слайды   Сформировать у обучающегося единый исходный уровень знаний, необходимый для успешной самостоятельной работы
5 Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя 60 таблицы, слайды, микропрепараты, микроскоп, лабора-торная техника Умение применять теоретические знания при изучении микро-препаратов Выработать у обучающегося навыки определения учебных препаратов, электронных микрофотографий
6 Контроль конечного уровня знаний 20 тесты, ситуационные задачи Определение типичных ошибок, получить знания по применению морфологических методов в практической медицине Контроль усвоения темы занятия

8. Материалы для контроля уровня освоения темы: тесты, ситуационные задачи. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний обучающихся, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим указаниям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, ситуационные задачи).

Учебные микропрепараты

Многослойная бластула лягушки (амфибластула). Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении рассмотреть бластулу лягушки, имеющую вид пузырька, окруженного многослойной бластодермой. Обратить внимание на более тонкую крышу бластулы, образованную мелкими бластомерами и толстое дно, с находящимися в нем крупными бластомерами и бластоцель (полость бластулы), смещенную кверху.

Зарисовать и обозначить: многослойная бластула, крыша, дно, бластомеры, бластодерма, бластоцель.

Гаструляция путем деляминации и частично миграции – гаструла зародыша курицы (первичная полоска). Окраска железным гематоксилином.

При малом увеличении найти и изучить поперечный срез зародыша курицы, состоящий из горизонтально расположенных листков эктодермы и энтодермы. В средней части эктодермы найти утолщение с вдавлением в центре – первичную полоску, из которой клетки в дальнейшем мигрируют в пространство между эктодермой и энтодермой, образуя мезодерму.

Зарисовать и обозначить: эктодерма, энтодерма, первичная полоска, мигрирующие клетки, формирование мезодермы.

Закладка осевых органов – поперечный срез зародыша курицы. Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении рассмотреть поперечный срез зародыша курицы на стадии закладки осевых органов, имеющий вид пластинки, включающей 3 зародышевых листка. Сверху находится эктодерма из рыхло расположенных клеток, внизу – энтодерма из мелких округлой формы клеток и между ними – мезодерма. В центре среза видна овальной формы нервная трубка, под нею – хорда. В мезодерме четко выделяются сомиты, сегментные ножки и спланхнотомы.

При большом увеличении изучить все детали строения зародыша на стадии закладки осевых органов

Зарисовать и обозначить: эктодерма, энтодерма, нервная трубка, зачаток хорды, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы.

Образование туловищной и амниотической складки у зародыша курицы. Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть зародыш курицы на стадии: эктодерму, нервную трубку, хорду, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы, а также энтодерму. По боковым сторонам зародыша найти углубляющиеся внутрь и отделяющие зародыш от внезародышевых частей туловищные складки, которые проходят через все зародышевые листки. Рядов и туловищными складками с обеих сторон обратить внимание на приподнимающиеся вверх и растущие навстречу друг другу амниотические складки, состоящие из эктодермы и париетального листка спланхнотома.

При большом увеличении изучить детали строения зародыша и обратить особое внимание на туловищную и амниотическую складки.

Зарисовать и обозначить: эктодерма, нервная трубка, хорда, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы, энтодерма, туловищная и амниотическая складки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.